У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Проблемы взаимодействия Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации с органами государственной власти и общественными организациями.

Мы полагаем, что необходимость взаимодействия Уполномоченного с органами государственной власти и общественными организациями определяется его местом в системе государственной защиты прав человека, а также связана с огромным массивом нарушенных прав. Для подтверждения нашей позиции необходимо определить место и роль Уполномоченного в российской государственной системе защиты прав человека. Данный вопрос в юридической науке на сегодняшний день рассмотрен не был, в связи с чем представляет особый интерес.

В Российской Федерации сложилась и действует национальная система защиты прав и свобод человека и гражданина. Она включает в себя судебную защиту, оказание юридической помощи, деятельность внесудебных государственных институтов и неправительственных правозащитных организаций, то есть деятельность государственных и негосударственных органов, учреждений и организаций.

Суды призваны выполнять основную роль в процессе восстановления нарушенных прав граждан. Однако суды чрезвычайно перегружены, и не в состоянии за огромным потоком жалоб, исков, приговоров видеть конкретного человека. Да, и справедливость не является категорией, лежащей в основе состязательного процесса. Как известно, новый УПК РФ и ГПК РФ устанавливают формальную истину по делу. Несмотря на известную свободу усмотрения, суду надлежит руководствоваться принятыми правовыми нормами, и он не вправе выходить за рамки действующего права (хотя определен приоритет международно-правовых норм).

Юридическую помощь, в целях обеспечения защиты прав и охраняемых законом интересов граждан осуществляют: нотариат, адвокатура, частные детективные и охранные службы.[1]

Институты несудебной защиты прав и свобод человека и гражданина призваны дополнить существующий судебный механизм и способствовать комплексному решению данной проблемы. В соответствии с рекомендациями ООН в последние годы развитию несудебной защиты прав человека уделяется повышенное внимание как на международном, так и национальном уровне.

Следует отметить, что в соответствии с Конституцией РФ (ст.2, ч.2 ст.15, ст.18) все органы законодательной, исполнительной, судебной власти, должностные лица и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать реализацию гражданами своих прав, уважать их, а также защищать. Однако это важная, но далеко не единственная сторона деятельности большинства государственных органов. В основном, они решают конкретные хозяйственные, культурные, социальные и иные задачи, для достижения которых и были созданы. А для постоянной охраны и защиты прав человека от нарушений, государство создает специальные органы, для которых подобная деятельность является основной.

Таким образом, правозащитную деятельность следует рассматривать в широком и узком смыслах. В широком смысле - это деятельность всех государственных органов и органов местного самоуправления, обеспечивающих соблюдение прав и свобод человека и гражданина, их реализацию и защиту. В узком смысле - это деятельность специально управомоченных на то органов, осуществляемая в установленной законом форме, в соответствии с компетенцией того или иного органа.

К таким специально управомоченным органам, учреждениям и организациям относятся: институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, институты уполномоченных по правам человека в субъектах Федерации, Прокуратура РФ, Министерство юстиции РФ, Министерство внутренних дел РФ, Комиссия по правам человека при Президенте РФ, комиссии по правам человека в субъектах Федерации, неправительственные правозащитные организации. В своем многообразии они образуют единую несудебную систему.

Особо следует выделить Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и уполномоченных по правам человека в субъектах: Федерации, Комиссию по правам человека при Президенте РФ и комиссии по правам человека в субъектах Федерации, неправительственные правозащитные организации, так как защита прав человека определяет смысл их деятельности и является главенствующей задачей.

Позже мы вернемся к проблемам теории, а сейчас хотелось бы перейти к прикладным вопросам.

Несмотря на такое количество правообеспечительных средств, ситуация с правами человека в стране остается крайне напряженной. На наш взгляд, основными причинами тому являются кризис доверия населения к государственным органам*, отсутствие четкой, простой, понятной и доступной процедуры реализации субъективных прав и законных интересов; низкий уровень правовой культуры общества в целом.

Следует особо отметить, что большинство граждан, в том числе и сотрудников исправительных учреждений не информированы о деятельности правозащитных институтов и их компетенции, а также способах защиты своих прав. Такой вывод подтверждается и данными нашего социологического исследования.

Так, опрос слушателей учебного центра Минюста России в г. Москве и Академии права и управления МЮ РФ в г. Рязани показал, что более 70% из них не видят отличия между службой Уполномоченного, Комиссией по правам человека при Президенте РФ и Правовым управлением Минюста России.

Информация, полученная нами в результате анкетирования сотрудников исправительных учреждений из более 15 регионов России, свидетельствует о том, что 55% респондентов о деятельности Федерального Уполномоченного в уголовно-исполнительной сфере ничего не знают; 45% - знают, но 25% из них стало об этом известно из приказов ГУИН или Минюста России.

Необходимо также отметить, что осужденные значительно лучше осведомлены о деятельности правозащитных институтов.

Так, 55% респондентам известно о деятельности Уполномоченного по защите лиц, содержащихся в местах лишения свободы. Характерно, что для 30% осужденных источником информации является правозащитная литература; для 20%- теле и радио передачи; еще для 20%-публикации в печати; для 15%- другие осужденные; для 10%-адвокаты; для 4%- нормы УИК РФ; и только 1% осужденных получает необходимую информацию от администрации исправительного учреждения.

Тем не менее, большинство осужденных, а это- 68% не знает о своих правах и обязанностях, порядке и условиях отбывания назначенного судом наказания, 25% осужденных знают о них, но лишь частично. Следовательно, 93 % осужденных могут остаться без реальной помощи Уполномоченного.

На наш взгляд, данные социологического исследования обозначили важную проблему, связанную с низкой профессиональной подготовкой сотрудников исправительных учреждений, а также с необходимостью доведение до лиц, находящихся в местах принудительного содержания информации о своих правах, формах и методах их защиты.

Анализ обращений осужденных и их родственников к Уполномоченному, многочисленные посещения исправительных учреждений, данные Минюста России, также свидетельствуют о том, что нарушения прав человека в уголовно-исполнительной сфере часто происходят из-за незнания работниками пенитенциарных учреждений норм уголовно- исполнительного законодательства, не говоря уже о международных нормах и принципах обращения с осужденными.[2]

Следует сказать и о том, что в библиотеках большинства исправительных колоний нет текстов Минимальных стандартных правил обращения с заключенными (Женева, 1955 г.), уголовно-исполнительных кодексов, правил внутреннего распорядка и т.д. Так, во время посещения Уполномоченным одной из колоний Свердловской области, в библиотеке имелся в наличии только текст УИК РФ 1997 г. издания, хотя с этого момента обновилось более одной трети статей Кодекса. Следовательно, нарушается право осужденных на получение информации о своих правах и обязанностях, о порядке и об условиях отбывания назначенного судом вида наказания, закрепленное в ч. 1 ст. 12 УИК РФ.

Очевидно, что без знания международных и национальных стандартов в области защиты прав человека, понимание их смысла и содержания трудно добиться позитивных перемен в тюремном ведомстве. Без хорошо подобранного и обученного персонала гуманизация уголовно­исполнительной системы, ее социальная переориентация невозможна.

Международные акты свидетельствуют о том, что практические работники играют очень важную роль в обеспечении уважения и реализации прав лиц лишенных свободы.1 Для того чтобы требования закона выполнялись, сотрудники исправительных учреждений должны иметь достойные условия жизни и службы, их права должны быть защищены. Сотрудники исправительных учреждений работают там, где содержатся осужденные. Они находятся в одних и тех же условиях. Нельзя рассматривать вопросы соблюдения прав только одной стороны, если не будет обеспечиваться права персонала исправительных учреждений, то не будет соблюдаться и права осужденных. Поэтому необходимо обращать самое серьезное внимание на проблемы сотрудников уголовно­исполнительной системы.

 


[1] А.А. Чувелев., Ан.А. Чувелев. Правоохранительные органы: Вопросы и ответы.- М.: Новый Юрист, 1998,- С.5, 137,142,147.

[2] Также см.: Заключенные не знают своих прав //. Вестник прав человека, № 1,2001. С. 28.;

В.У. Ялунин. Обеспечение прав человека в уголовно-исполнительной системе Министерства юстиции Р.Ф.// Безопасность Евразии 1 (11) 2003 г., -С. 659.

 

 

Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/540945.html

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.