У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Характеристика нарушений прав и законных интересов осужденных к лишению свободы.

Российская Федерация берет на себя обязанность уважать и охранять права и законные интересы осужденных к лишению свободы наравне с другими гражданами и лицами, находящимися под юрисдикцией государства.

В соответствии с. 4.2. ст. 10 УИК РФ при исполнении наказания осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с ограничениями, установленными уголовным, уголовно­исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

Уголовное наказание в виде лишения свободы представляет собой одну из наиболее острых форм государственного принуждения, так как существенно ограничивает правовой статус граждан Российской Федерации.1 «Но каким бы строгим оно ни было, за осужденными всегда сохраняется определенная сфера дозволенного поведения, границы которой в значительной степени определяются как потребностями достижения целей наказания, так и ценностью прав и свобод правового статуса граждан».[1] [2]

В правовой форме государственное принуждение выражается в виде ограничений прав и свобод человека и гражданина. Например, для осужденных к лишению свободы устанавливаются ограничения в свободе передвижения, выборе места пребывания и жительства; на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений и т.п.

На основании ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, права человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства.

Таким образом, ограничения прав осужденных не могут устанавливаться законами субъектов Федерации, подзаконными нормативными актами, в том числе ведомственными, указаниями должностных лиц'учреждений и органов, исполняющих наказания.

Следовательно, ограничения прав осужденных во время исполнения наказания в виде лишения свободы не могут быть произвольными, они должны иметь строго правовой характер. Вся деятельность персонала по обращению с осужденными должна строиться на неукоснительном соблюдении закона.

Надо сказать, что, несмотря на некоторые положительные изменения в системе пенитенциарных учреждений, проблема соблюдения прав человека в местах лишения свободы остается по-прежнему актуальной.

Так, на основании Указов Президента РФ № 1100 от 8 октября 1997 года «О реформировании уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации»,[3] [4] Ха 904 от 28 июля 1998 года «О передаче уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации в ведение Министерства юстиции Российской Федерации»2 уголовно-исполнительная система передана в названное Министерство.

Мы полагаем, что передачу пенитенциарных учреждений в ведение Министерства юстиции РФ необходимо рассматривать в качестве определенной гарантии соблюдения законности при исполнении уголовных наказаний, так как нет связи с раскрываемостью преступлений, стабильностью приговора и т.п., специфическими показателями служебной деятельности сугубо силовых ведомств.

Уголовно-исполнительную систему неоднократно передавали из одного ведомства в другое. Основным доводом таких перемен было стремление избежать излишней военизации исправительного дела и его организации в рамках гражданского ведомства, не причастного к аресту и осуждению.1

Министерство юстиции прошло довольно сложный исторический путь своего становления и развития. Оно имело самые разнообразные задачи и функции, в том числе и сугубо судебные. Еще в 1895 г. Министерству юстиции была передана система мест заключения, а в его составе был образован новый департамент - Главное тюремное управление, которое после Февральской революции 1917 г. было преобразовано в Главное управление по делам мест заключения (ГУМЗ).

Следует отметить, что вопрос о передаче исправительной системы из одного ведомства в другое, в России всегда воспринимался неоднозначно. Например, известный русский юрист А.Ф.Кони, выражая свое негативное отношение к передаче тюремного ведомства из МВД в Минюст, писал: «...мерзавец Муравьев (бывший Министр юстиции), вовремя; ушедший в кусты, совершенно исказил Министерство юстиции, развратив его состав и присоединив к нему тюремное ведомство (для получения 6 тысяч добавочных и шашки на перевязи), лишенное средств, людей, системы ».[5] [6] [7]

Сегодня передача уголовно-исполнительной системы, в отличие от прошлых лет, не связана с получением каких-либо льгот ни Министерством, ни его работниками. Система перешла с тяжелым грузом прошлого:        непримиримым противостоянием спецконтингента и

сотрудников; тяжелейшими проблемами финансирования, материальным и коммунально-бытовым обеспечением; лечением больных туберкулезом и ВИЧ инфекцией; негативным отношением к ней общества.1

Анализ законодательных актов, принятых в последние годы, свидетельствует о том, что в целом сохраняется тенденция на гуманизацию условий отбывания наказания осужденными к лишению свободы.

В качестве примера можно привести № 25- ФЗ от 21 февраля 2001 года «О внесении изменений и дополнений в - Уголовный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовно-исполнительный кодекс РФ и другие законодательные акты Российской Федерации»,[8] [9] № 26- ФЗ от 21 февраля 2001 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод»,[10] Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации,[11] №161-ФЗ от 8 декабря 2003 «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации»[12] и др.

К проблеме соблюдения прав человека в местах лишения свободы привлечено внимание Президента РФ, Правительства РФ, законодателей, средств массовой информации, российских и международных правозащитных организаций, а также широкой общественности.

Следует отметить, что Министерством юстиции РФ проводится

большая работа, направленная на решение задач, стоящих перед уголовно­исполнительной системой. Осуществляемые меры способствуют нормализации порядка и условий исполнения и отбывания наказания, определению средств исправления осужденных, оказанию им помощи в социальной адаптации.

Так, например, в исправительных учреждениях Саратовской области создана и функционирует система воспитательных мероприятий, направленных на достижение основной цели — исправления лиц, находящихся в местах принудительного содержания. Необходимое внимание уделяется обеспечению социально-бытовых условий содержания осужденных. Проводятся смотры общественно полезных дел, вечера вопросов и ответов с участием работников суда, прокуратуры и адвокатуры.1

 


[1] Под правовым положением (статусом) личности принято понимать совокупность прав и обязанностей, устанавливаемых нормами различных отраслей права. Общепринято выделение трех правовых статусов личности: общий правовой статус граждан, специальный правовой статус какой-либо категории граждан и индивидуальное правовое положение гражданина. Правовое положение осужденных представляет собой разновидность специального правового статуса, в свою очередь подразделяемого на правовые статусы лиц, отбывающих различные виды наказаний (лишение свободы, исправительные работы и т.д.). Подробнее см.: В.Е.Чиркин Конституционное право России. М.: изд. Юристъ.. 2003.,- С. 131.; Уголовно- исполнительное право России / под редакцией В.И.Селиверстова. М.: изд. Юристъ 2003.,-C.l 12.; А.Е. Наташев. Правовое положение осужденных ( общие вопросы). // Проблемы исполнения наказаний и перевоспитания осужденных. М., 1984,-С. 28; Г.Л. Минаков. Права и законные интересы лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы и гарантии их реализации. Учебное пособие. Академия МВД СССР., М., 1993, - С.3,9, 10 ; Т.Ф. Минязева. Правовой статус личности осужденных в Российской Федерации. Монография. М.: изд. Норма, 2001..-С44-49; В.И.Селиверстов Правовое положение лиц, отбывающих наказание (теория и прикладные проблемы). Доктор.... дис . М.., 1992., - С.13, 45, 65,72, 73, 148; М.П. Мелентьев. Правовой статус осужденных и его конституционные гарантии // Воспитание и правопорядок. № 2,1987.,-С.51.

[2] ГЛ.Минаков. Права и законные интересы лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы и гарантии их реализации: Учебное пособие. М., 1993.,-С. 3.

1 Российская газета № 200,15.10.1997

[4] Российская газета №146,04.08.1998

[5] А.И.Зубков, Ю.И.Калинин, В.Д.Сысоев Пенитенциарные учреждения в системе Министерства юстиции России. История и современность. М.: Изд. НОРМА. 1998 г., -С.90.

[6] Там же.- С.З, 5.

[7] А.Ф.Кони Собр. соч. Т.8.М.: 1969 г. С. 245.

[8] КХЯ.Чайка Обеспечение прав человека в уголовно-исполнительной системе Министерства юстиции Росси,// Безопасность Евразии 1 (11)- 2003. М.: Январь-Март.,- С. 647.

[9]СЗ РФ,2001,№ 11, Ст.1002.

[10]СЗ РФ, 2001, № 13, Ст. 1140.

[11]             С3 РФ, 2001, № 52, ч.І, Ст. 4921.

[12]             Российская газета, № 252 (3366), 16.12.2003.

 

 

Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/540945.html

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.