У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Социальные детерминанты профессиональной деятельности учителя

Философско-педагогическое наследие Л. Н. Толстого затрагивает огромный пласт разнообразных образовательных проблем и предлагает теоретически обоснованное и практически аргументированное их решение. Среди них особое место занимает профессиональная деятельность учителя, представляющая одну из сфер жизни общества, открывающая горизонты развития культуры и личности.        .

При анализе философско-педагогических взглядов Л. Н. Толстого на данную проблему мы исходили из понимания целостности мировоззрения мыслителя, диалектической взаимосвязи между деятельностью учителя и обществом прежде всего через такие сферы, как образование и социум, образование и культура, где человек выступает главным субъектом. В частности, нами учитывались методологические позиции, содержащиеся в трудах А. С. Запесоцкого, Б. С. Гершунского, В. В. Платонова, А. А.Гусейнова: Согласно этим исследованиям социум представлен в виде структуры базисных социальных субъектов (социальных групп, организаций, институтов), являющихся универсальными, типичными и устойчивыми общественными образованиями, а также процессов социальных взаимодействий, отношений, взаимосвязей людей в их совместной жизни и деятельности, где исходными «атомами» социума являются социальная роль и статус.

В контексте нашей диссертации важно отметить, что феномены «социального» и «культурного» растворены друг в друге, так как в любом социальном явлении всегда присутствует человек как носитель социальных ролей и культурных ценностей. Именно человек является первичным «атомом» социальных структур, отношений и культурных процессов. Представляя собой

в онтологическом плане единство, категории «социум» и «культура» в то же время обозначают два феномена со специфическими функциями и оппозиционными смыслами [76].

В данном параграфе рассмотрены социальные детерминанты профессиональной деятельности учителя. Согласно нашему замыслу и исходя из позиций JI. Н. Толстого, под социальными детерминантами будем понимать: социальное устройство общества; характер социальных отношений в образовании и воспитании; принципы организации и деятельности школы как социального института, обеспечивающего доступность образования народу, особенно крестьянству; перспективное развитие страны через воспитание человека, формирование у него готовности к жизни.

Несомненно, нельзя не учитывать влияния на взгляды JI. Н. Толстого ряда общественно-исторических факторов развития России середины и второй половины XIX века, а также особенностей его личностного мировосприятия: Период, в котором складывалась и развивалась педагогическая

і

деятельность JI. Н. Толстого (1854-1910 г.г.), был насыщен крупными историческими событиями, нарастающим противоборством полярных тенденций общественно-политической жизни России, выразившихся, с одной стороны, в реформаторских усилиях правительства по пути преобразования' страны в буржуазное государство, а с другой, - в эскалации агрессивности политических сил, проповедовавших революционные идеи решительного слома самодержавни й радикального переустройства общества [134].

Под влиянием реформ правительства Александра II вопросы воспитания и образования рассматривались как главнейшие среди других вопросов общественного бытия. В пореформенный период в России 1850-1870 гг. происходило распространение гуманистических и демократических взглядов. Данный процесс выдвигал перед теоретиками педагогики в качестве первоочередной задачи разработку новых целей образования и воспитания, ориентированных на обеспечение свободы личности, раскрытие ее творческого

потенциала. В этот период общественность все активнее стремилась разделить с государством реализацию просветительных функций, улучшить руководство системой образования, демократизировать и гуманизировать её.

Сложившиеся социально-экономические условия побудили Л.Н.Толстого выбирать «новые, особые пути» решения вопросов народного просвещения и явились источником формирования его личных социально-философских идей о всемирном единении человечества на основе любви и разумности. По мнению Л. Н. Толстого, сущность этой идеи состоит в стремлении к единению с другими людьми и Богом, единению, проявляемому любовью, на приучение себя к этой любви должны быть направлены все-все силы. Л.Н.Толстой отмечал, что «уяснение этого нравственного закона есть не только главное, но единственное дело всего человечества» [160.Т.25.С. 226]. Для этого, по мнению яснополянского мыслителя, человек, кроме жизни для своего личного блага, неизбежно должен служить и благу других людей [Там же. С. 292].

В пореформенный период Л.Н.Толстой становится активным участником общественно-политической жизни России. Он изучал труды славянофилов, западников, русских материалистов и позитивистов, западно-европейскую философско-педагогическую мысль (С.Т.Аксаков, А.С.Хомяков, Ю.Ф.Самарин, И. В. Киреевский, А. И. Герцен, Н.Г.Чернышевский, П. Прудон и т. п.). Л.Н.Толстой, видя односторонность и теоретический схематизм доминирующих как в России, так и на Западе взаимоисключающих концепций общественного и культурного развития, пытался их преодолеть. Это отчетливо прослеживается в его взглядах на общество и образование, которые, в целом, обусловили специфику понимания им профессиональной деятельности учителя, её сущности и характера.

 

 

Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/422861.html

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.