Быстрый переход к готовым работам
|
Культурные детерминанты профессиональной деятельности учителяИсследование культурных детерминант профессиональной деятельности^ учителя в творчестве Л. HI Толстого предполагает рассмотрение его концепции культуры во взаимосвязи с категориями искусства, науки и образования. При этом мы учитывали, что в социально-педагогическом- понимании становление и развитие личности представляет собой многоэтапный процесс вовлечения человека в социум и культуру, то есть в социально-культурные" институты, среду, различные виды культурной деятельности, способствующие социализации, инкультуризации и самореализации личности (П. С. Гуревич, А.С. Запесоцкий, М.С.Каган и др.). В контексте данной проблематики антропологический критерий переносит акцент исследования собственно педагогических феноменов на человека как субъекта культуры, воплощающего ее высшие устремления и достижения. Этот подход формирует понимание целостности человека как меры всех вещей, а личности - как обладающей априорной ценностью, способностью к свободному творчеству и самораскрытию (Б. М. Бим-Бад, Б.С. Гершунский, Н. Д. Никандров). Также при анализе культурных детерминант профессиональной деятельности учителя учитывались результаты исследований отечественных философов В;Ф. Асмуса [8], М. А.Лукацкого [116], Е. Д. Мелешко [121], в которых был применён позитивный подход к оценке толстовской концепции культуры, потребовавший отказ от стереотипов, рассматривающих ранее проблему культуры во взглядах Толстого как «противоположность культурного и естественного состояния» (Д.Мережковский), как «источник всех зол нашей жизни», источник всей философии русской революции, которая враждебна культуре и хочет вернуться к естественному состоянию народной жизни, в котором Толстой видел непосредственную правду и благостность (Н. Бердяев), «отрицание культуры» (Г. Флоровский). Однако заметим, отрицая культуру современного ему общества, Л.Н.Толстой не отвергал культуру как сферу жизнедеятельности человека, и общества. Он предлагал иную ценностную основу для общественных отношений, то есть качественно другую парадигму культуры. Л.Н.Толстой был одним из первых русских мыслителей, поставивших проблему смысла и назначения культуры, которую он рассматривал через конкретно-исторический анализ современной ему русской и западно-европейской культуры. Исторически сложились различные подходы к изучению культуры, среди которых можно условно выделить описательные, исторические, нормативные, психологические, структурные, генетические и т.д. Насчитывается несколько сотен определений культуры. В Философском словаре понятие культура рассматривается как специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе [162]. В Словаре по педагогике Г. М. Коджаспировой, А. Ю. Коджаспирова данное понятие определяется исторически: культура - исторически определённый уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Культура в образовании выступает как его содержательная составляющая, источник знаний о природе, обществе, способах деятельности, эмоциональноволевого и ценностного отношения к окружающим людям, труду, другим людям и общения [86]. В монографии А. Запесоцкого содержится обширное изложение различных подходов . и взглядов на феномен культуры. Большинство подходов концентрируется вокруг трактовок культуры, связанных с именами известных философов, социологов, этнографов, историков. В частности, культура рассматривается как сверхорганический универсум, охватывающий представления, ценности, нормы, их взаимодействие и взаимоотношения (П. Сорокин); условие и способ реализации верховных ценностей путём культивирования высших человеческих достоинств (М. Хайдеггер);.«духовная настроенность», выражающаяся в вере в «постепенное' и непрерывное нравственное и умственное совершенствование человечества» (С.Франк); способ и технология деятельности, обусловленные и обусловливающие «разрешающие» возможности человека (М: Мамардашвили); совокупность текстов, знаковых систем и механизмов их создания, а также социально наследуемая система запретов и предписаний (Ю. Лотман, Б. Успенский) и т. д. [76]. Со времен античности важнейшая функция культуры раскрывалась понятием «culture anima» - возделывание, взращивание души. Культура, согласно учению Л. Н. Толстого, сформировавшаяся в рамках мировой и русской гуманистической мысли, рассматривает воспитание как духовное рождение и совершенствование человека и является не только продуктом и результатом человеческой деятельности. Для мыслителя культурный процесс - это, в первую очередь, становление и развитие человека. Л.Н.Толстой считал, что высшая цель культуры - содействовать благу каждого' человека и человечества. Следовательно, человек, его место в мире, смысл и предназначение человеческой жизни - одна из центральных линий культурофилософских и педагогических позиций мыслителя. Это положение весьма важно для понимания взглядов JI. Н. Толстого на профессиональную деятельность учителя как фактор развития личности и общества. Также следует подчеркнуть значимость интерпретации Л. Н. Толстым категорий духовности, разумности, нравственного самосовершенствования в определении им идеалов и целей человека как активного субъекта бытия.
Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/422861.html |
|