У нас уже 152687 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Этические детерминанты профессиональной, деятельности учителя

Этические взгляды Л. Н. Толстого, являющиеся важнейшей составной частью мировоззрения философа, помогают понять специфику его подходов к проблеме профессиональной деятельности учителя.

Исследование этических детерминант предполагало обращение к работам современных философов А. А. Гусейнова и Е. Д. Мелешко, посвящённые проблемам религиозно-философского и этического учения JI. Н. Толстого; педагога Н. В. Кудрявой, впервые подвергнувшей анализу педагогические взгляды JI. Н. Толстого в контексте его учения о смысле жизни; литературоведа и педагога В. Б. Ремизова, который с позиции современности рассматривает творчество JI. Н. Толстого и оценивает его философско-педагогическую и этическую концепции.

Обращение к творческому наследию JI. Н. Толстого* и работам исследователей, посвящённым его творчеству, позволяет заключить, что вопросы духовно-нравственного становления человека, роли и места образования в жизни людей постоянно находились в центре внимания Л.Н.Толстого и рассматривались им во взаимосвязи.                                                                                         ,

Л.Н.Толстой в работе «В'чем моя вера?» (-1883 г.) определил этику как нравственное учение общества. В работе «Религия и нравственность» (1893 г.)- он писал: «Нравственность не может быть независима от религии, потому что* она не только есть последствие религии, т. е. того отношения, в котором человек признает себя к миру, но она включена уже, ...в религии. Всякая религия есть ответ на вопрос: каков смысл моей жизни? И религиозный ответ включает в себя уже известное нравственное требование...» [160. Т.39. С.18- 19]. Для яснополянского мыслителя нравственность заключена в даваемом религией объяснении жизни и потому никак не может быть отделена от религии. Отечественный философ считал, что если религия есть известное, установленное человеком отношение своей отдельной личности к бесконечному миру или началу его, то нравственность есть всегдашнее руководство жизни, вытекающее из этого отношения. Л.Н.Толстошутверждал, что именно из «установленного человеком отношения своей отдельной личности к бесконечному миру или началу его», человек выводит «руководство в своих поступках».

По мнению Е. Д. Мелешко, существенным фактором, определившим целостный характер этики JI. Н. Толстого, является единство религиозно­философских принципов его учения и духовно-нравственного опыта жизни, а фундамент, на котором строится этика JI. Н. Толстого, образуют принципы любви, непротивления злу насилием и неделания [121. С. 7]. Именно они были положены в основу определения идеала и целей профессиональной деятельности учителя, сущности взаимодействия учителя и учащихся' в процессе образования.

ЛІНіТолстой определяет любовь как стремление к соединению человеческой души с Богом и душами других существ. В основе толстовской концепции любви, по мнению ученых А. А. Гусейнова, Е. Д. Мелешко, просматриваются два начала: метафизика Платона — восхождение к идее любви; стремление к единению, цельности, и евангельская этика всеобщей любви как закона жизни в его универсально-космическом' и естественно­антропологическом выражении. Метафйзическое обоснование идеи христианской любви, Л.Н.Толстой находит в раскрытии сущности отношений между Богом и человеком, уподобляемых отношениям отца и сына. Нормой этих отношений, запечатленной в евангельских заповедях, является любовь.. Отсюда проистекает абсолютное требование любить всех людей без исключения как братьев, обусловливающее характер истинно человеческих отношений.

В учении Л. Н. Толстого глубоко осмысливаются идеи христианской любви. Любовь в понимании яснополянского мыслителя не есть любовь к одному лицу, но душевное состояние готовности любви ко всем. Любовь убивает чувство неприязни и враждебности к другим людям, освобождает от власти низменных страстей ненависти, гнева, мести, зависти, терзающих, прежде всего, нас самих. Свое понимание любви отечественный мыслитель излагает в VII главе программной работы «Закон насилия и закон любви», в которой он говорит о том, что христианское учение в целом во всем его

истинном значении есть именно «учение о законе любви». Хотя во- многих дохристианских учениях (в особенности - в даосизме и буддизме) любовь также признавалась одной из главных добродетелей, отмечает Е. Д. Мелешко, ни в одном из них она не выступала в качестве всеобщей основы и закона жизни [121]. В этом смысле христианское учение о любви точно и определенно выразило сущность закона любви и неизбежно вытекающее из него руководство в поступках. По мнению JI. Н. Толстого, основанием любви является сознание каждым человеком единства духовного начала, живущего во всех людях. Условием обретения любви отечественный философ* считал избавление от мыслей ненависти, презрения, неуважения, равнодушия ко всякому человеку, воздержание от незаметных, мелких поступков и слов, которые могут вызвать раздражение или обиду. Любовь в философии JL Н. Толстого является способом бытия, жизнетворчества. Силою любви человек преодолевает отчуждённость, разобщённость.

Для JL Н. Толстого характерно четкое различие любви* ложной и истинной. Мнимая любовь, проявляющаяся как предпочтение одних существ или условий личного существования другим, а потому эгоистическая по своей сути, есть представление о любви, присущее большинству людей (любовь к детям, к женщине, к науке, к отечеству и т. д.). Подобная любовь, по мысли Л.Н.Толстого, не только лишена этического смысла, бесплодна и недолговечна, но и неизбежно порождает зло. Смыслом, согласно отечественному мыслителю, обладает только истинная любовь, основанная на принципе «предпочтения других существ себе», источником которого служит сознательное отречение от призрачного блага животной личности.

Согласно Л. Н. Толстому, обрести истинный смысл любви человек может, лишь ясно осознав ее цель и предмет: необходимость любить всех людей, а в каждом человеке любить его душу, любить все живое и, наконец, любить само начало любви и добра, то есть Бога. Любовь к Богу, или любовь к любви, ибо Бог есть любовь, служит для Л. Н. Толстого тем духовно-нравственным

ориентиром, движение к которому в результате неизбежно* соединит всех людей с Богом и друг с другом.

 

 

Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/422861.html

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:


© 2006-2016. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.