Быстрый переход к готовым работам
|
Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей дошкольного возрастаРечь является одной из важнейших и наиболее сложных психических функций человека. Развитие и становление речи зависит от множества социальных, анатомо-физиологических и психологических факторов.
Нормальное развитие речи может нарушаться вследствие различных по характеру воздействия (экзогенных и эндогенных), по времени поражения (пренатальных, натальных и постнатальных), по локализации (центрального и периферического происхождения) и по характеру поражения (органических и функциональных) причин. Нарушение речи представляет собой расстройство, отклонение от нормы в процессе функционирования механизмов речевой деятельности. Как правило, речевые нарушения обусловлены отклонениями в психофизиологическом механизме речи, не соответствуют возрастной норме, самостоятельно не преодолеваются и могут оказывать влияние на психическое развитие человека. Сложность речевой системы обусловливает разнообразие её нарушений. В логопедии существуют две традиционные классификации нарушений речи: клинико-педагогическая и психолого-педагогическая. Указанные классификации рассматривают речевые расстройства в различных аспектах. Клинико-педагогическая классификация дифференцирует речевые нарушения в зависимости от их механизмов, определяя психологолингвистические критерии нарушенной речи. Психолого-педагогическая классификация дифференцирует речевые нарушения на основе лингвистических и психологических критериев, среди которых в большей степени учитываются структурные компоненты речевой системы; функциональные аспекты речи; соотношение видов речевой деятельности. На основе психолого-педагогического анализа различных форм речевой патологии в дошкольном возрасте Р.Е. Левина и коллектив научных сотрудников НИИ дефектологии АПН СССР (Г.И.Жаренкова, Г.А. Каше, Н.А.Никашина, Л.Ф.Спирова, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, А.В.Ястребова и др.) в 1961 году выделили системное нарушение, квалифицированное как общее недоразвитие речи. Под общим недоразвитием речи (ОПР) в настоящее время в логопедии понимается такая форма речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речи, относящихся к её смысловой и звуковой стороне, у детей с различными речевыми нарушениями при нормальном слухе и относительно сохранном интеллекте. Общее недоразвитие речи может иметь различный механизм и соответственно различную структуру дефекта. Оно может наблюдаться при алалии, детской афазии, дизартрии, в том числе при стертой форме дизартрии. «Для ОНР характерными признаками являются: позднее появление речи (иногда лишь к 7-8 годам), скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования.<...> Речевое недоразвитие имеет различное выражение. У одних детей речь в ее общепринятых формах совсем отсутствует, у других она находится в зачаточном состоянии. У некоторых речь оказывается более сформированной, но при наличии в ней, однако, признаков значительного отставания от нормы» [163, с. 48]. Все многообразие степеней речевого недоразвития Р.Е.Левина условно разбила на три уровня: «отсутствие общеупотребительной речи», «начатки общеупотребительной речи», «развернутая речь с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития» [163, с. 49]. Эти уровни отражают типичное состояние компонентов речи у детей дошкольного и школьного возраста с ОНР. Кратко приведем характеристики состояния компонентов устной речи детей с ОНР, данные Р.Е.Левиной (1961 г.).
Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/438697.html |
|