У нас уже 155005 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Изучение состояния письменной речи у детей с ОНР

Особенности устной речи, а также характеристики неречевых процессов и функций у детей с общим недоразвитием речи свидетельствуют о недостаточности психологической базы, обеспечивающей процесс письменной речи [249], и обуславливают сложные и стойкие нарушения чтения и письма [163, с. 48].

Нарушения чтения, проявляющиеся в стойких ошибках повторяющегося характера, называют «дислексия», нарушения письма - «дисграфия».

У истоков отечественной научной школы изучения нарушений чтения и письма и разработки методов и приемов их исправления на основании положения о системном строении речи в 30-х годах XX века стояли такие ученые, как Ф.А.Рау, Р.М.Боскис, М.Е.Хватцев, Р.Е.Левина, В.К.Орфинская. С середины XX века         поиски в данном направлении продолжили

О.А.Токарева, И.К.Колповская, Л.Ф.Спирова, Р. И. Шуйфер, Г.А.Каше, Н.А.Никашина, А.В.Ястребова и др. авторы, прослеживающие у детей нарушения письменной речи, являющиеся отражением нарушений компонентов устной речи.

Научные поиски привели исследователей отечественной логопедической школы к следующим выводам:

•                    Дислексия и дисграфия у детей - специфические затруднения в овладении навыками письменной речи, которые чаще всего сопутствуют недоразвитию устной речи при дислалиях, дизартриях, алалиях, тугоухости, но могут возникать и проявляться самостоятельно [282J.

•                    Все нарушенные компоненты устной речи, детей с перечисленными нарушениями, находят свое отражение в специфических недостатках чтения и письма [299, с. 382-420.].

•                    В силу аномальных условий развития речи (позднее возникновение, ограниченность словарного запаса, неточное употребление грамматических форм, ограниченный уровень фонематического восприятия и т.д.) у детей с общим недоразвитием речи не возникает готовности к достаточно полному овладению звуковым и морфологическим анализом слова и правилами правописания, а также обнаруживаются затруднения в понимании прочитанного [272, с. 15-16].

•                    Степень выраженности нарушения письменной речи находится в зависимости от уровня речевого недоразвития. Самые грубые нарушения

письма и чтения сопутствуют II и III уровню речевого недоразвития (Р.Е.Левина).

Влияние состояния звукопроизношения детей с ОНР на овладение ими

чтением и письмом.

Впервые данную связь отметил М.Е.Хватцев, назвав нарушения письма, обусловленные несовершенством звукопроизношения «Косноязычием на письме». Современная логопедическая классификация определяет данный вид нарушения письма - «Артикуляционно-акустическая дисграфия».

Почти все авторы, придерживающиеся мнения об обусловленности нарушений письменной речи нарушениями устной речи, в своих ранних работах, признавая существование различного рода нарушений письменной речи (семантические, грамматические, звуковые), считали, что при оценке состояния речевых функций особое значение имеют нарушения последнего вида, так как наличие фонетических нарушений характеризует состояние звуковой системы языка, а полноценное функционирование этой системы обеспечивает нормальную работу речевой системы на всех ее уровнях [138J.

По мнению М.Е.Хватцева, зависимость ошибок в письме от несовершенств произношения вытекает из фонетического по преимуществу принципа нашего письма, на первой стадии овладения им: ученик пишет так, как говорит. Проговаривание, играющее по данным проф. Блинкова, Л.К.Назаровой, А.Р.Лурии и др. ученых роль уточнения звука, улучшает узнавание его, обостряет звуковой анализ, усиливает понимание произносимого. Таким образом, проговаривание в известной степени определяет характер письма: косноязычие вызывает «косноязычное» письмо. При устойчивых заменах одного звука другим (обычно гоморганным), при перестановках звуков, при выпадении их делаются такие же ошибки и в письме [299].

Симптоматика артикуляторно-акустической дисграфии

у детей с ОНР.

В тех случаях, когда дефекты произношения выражаются в заменах звуков и их смешениях, в письменной речи как дислалика, так и дизартрика обычно наблюдаются ошибки в соответственных группах: свистящих и шипящих, или соноров рил или звонких и глухих, мягких и твердых, йотированных и чистых гласных, в зависимости от дефекта каждого школьника [232].

Нередко даже после устранения косноязычия ученик продолжает писать но-прежнему (пережиточное косноязычие). В таком случае еще действуют старые динамические стереотипы звуков или букв, подавляющие новые, еще не окрепшие [299, с. 382-420].

Не выделяя нарушения чтения, обусловленные нарушениями звукопроизношения в отдельную группу, исследователи признают факт существования такого вида дислексий. Так, И. К. Колповская, Л. Ф. Спирова относят к числу наиболее специфических ошибок данного вида нарушения чтения, замену одних букв другими. В основном заменяются буквы, соответствующие звуки которых либо совсем не произносятся детьми, либо произносятся неправильно. Каждая из ошибочно прочитанных букв заменяется не любой, а строго определенными буквами, в зависимости от характера нарушения соответствующего звука в произношении.

 

 

Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/438697.html

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:


© 2006-2016. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.