Быстрый переход к готовым работам
|
Цель, задачи, методика проведения констатирующего эксперимента. Характеристика обследованных детей.Цель экспериментального изучения - выявление особенностей состояния предпосылок готовности к овладению письменной речью у дошкольников 6-7 лет с общим недоразвитием речи по сравнению с их сверстниками без речевых нарушений. Достижение цели экспериментального изучения потребовало решения следующих задач: - отобрать комплекс заданий для исследования речевых и неречевых функций и процессов, являющихся предпосылками овладения письменной речью; - изучить предпосылки готовности к овладению письменной речью у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями (ЭГ); - изучить предпосылки готовности к овладению письменной речью у детей старшего дошкольного возраста без речевых нарушений (СГ); - проанализировать результаты изучения детей обеих групп; - на основании сравнения результатов изучения детей ЭГ и СГ выявить особенности состояния предпосылок к овладению письменной речью у испытуемых с ОНР; - изучить корреляционные взаимосвязи между параметрами слуховых, зрительно-пространственных и двигательных функций; устной речи и языковых навыков; мыслительной деятельности детей обеих групп; - определить специфику факторной структуры готовности к овладению письменной речью детей обеих групп, выявить её слагаемые; - с помощью кластерного анализа определить наличие или отсутствие групп детей ЭГ и СГ, обладающих сходным уровнем развития предпосылок к овладению письменной речью. В исследовании применялся комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга методов: - эмпирических: анализ медицинской и педагогической документации, беседы с воспитателями, логопедами, родителями и детьми; наблюдение, психологопедагогический эксперимент в констатирующем варианте с последующим анализом, обработкой и обобщением полученных результатов; - математико-статистических: анализ достоверности различий, корреляционный, факторный анализ, метод кластер-анализа. Для обоснования диагностической работы с детьми важными методологическими принципами являются системность, комплексность, деятельностный подход, принцип динамического изучения, необходимость сочетания количественного и качественного подхода к анализу данных, а также положение о том, что достоверно оценить данные обследования ребенка можно лишь путем сопоставления результатов, полученных в процессе использования различных приемов. Это положение определило направления комплексного изучения функций, навыков и процессов у детей, структуру и содержание констатирующего эксперимента, а также обусловило необходимость использования целого набора диагностических методик, каждая из которых содержит несколько однотипных заданий. Разработка методики констатирующего эксперимента осуществлялась с учетом ряда фундаментальных положений психологии, психофизиологии о формировании чтения и письма в норме; данных клинического, психологического, психолингвистического и лингвистического аспектов изучения нарушений письменной речи, данных коррекционной педагогики о детях с нарушениями речи. Методика обследования была построена как совокупность взаимосвязанных приемов, заданий, использование которых позволило выявить особенности состояния значимых психических функций и навыков для овладения детьми правильной письменной речью. Традиционные методики были модифицированы в соответствии с возрастом и в связи с развитием речи у испытуемых, в ряде случаев использовались приемы, разработанные нами.
Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/438697.html |
|