Быстрый переход к готовым работам
|
Мобильная личность как целевой ориентир современного об-разованияИнтенсивное развитие социальных систем в Российской Федерации и в зарубежных странах в наступившем XXI веке привело к серьезным и всеохватывающим структурным и содержательным трансформациям во всех сферах общества, которые выражаются в глобализации, модернизации, процессах преобразования имеющегося опыта. При этом сам факт общественных перемен рассматривается в системе социальных наук как категория нормы. Общество есть динамичная и постоянно изменяющаяся субстанция. На это многократно в своих основных работах указывал П.А.Сорокин, по его мнению, «...даже равновесное состояние в сложных социальных агрегатах имеет характер не закостенелого, а подвижного равновесия» [310, с.439]. Являясь неотъемлемой частью целостной социальной системы, система образования сегодня так же нуждается в модернизации содержания, технологий, методов и средств обучения и воспитания, в разработке и внедрении новых образовательных проектов развития личности на всех этапах ее социализации. Изменения, происходящие в социальных системах в отдельные периоды истории развития человечества, отличаются особой интенсивностью, комплексной напряженностью социальных перемен. В последние годы в России происходит нечто подобное, мы стали свидетелями возникновения принципиально новой ситуации общественного развития. Появилось новое для России постсоветское социокультурное пространство, имеющее свою уникальность и особенности. Уникальность данного явления, как указывают исследователи, заключается в «глубокой массовой дезориентации, утрате целостности общества, деградации его самосознания и самоопределения, тотальном кризисе идентичности на различных уровнях социальной организации. Сначала перестали работать, а затем исчезли традиционные для советской действительности символические культурные коды, не стали обеспечивать комфортность и адаптивность личности многие ранее укорененные в повседневность профессиональные, культурные, экономические и другие «ниши» и соответствующие им идентификации» [209, с.70]. Между тем, аксиоматичным остается мнение Э.Фромма о том, что основным субъектом социального процесса является индивид: его стремления и тревоги, его страсти и раздумья, его склонность к добру или злу, поэтому его характер не может не влиять на процесс общественного развития [349, с.7]. Динамика общественного развития, проблемы количественного и качественного роста (демографического, экономического, культурного и др.) имеют место не только в России, все эти явления характерны для всего мирового сообщества, именно они и вызвали во второй половине XX века острую полемику по поводу кризисного, либо антикризисного смысла роста. Антикризисное направление достижения прогресса общественного развития активно разрабатывается в университетах, научных центрах, общественных организациях, данные изыскания получили особый размах и носят организованный характер. Одна из ведущих тем антикризисной теории развития - изменение и развитие человека новой, современной формации, способного пережить кризис, выйти из него и создать новое общество, в котором возможно объединение технико-экономического развития и развития самого человека, новых форм и условий его жизни; качественное совершенствование человека и предстоящей ему жизни в новом обществе, в котором осуществляются принципы общего блага и которые преобразуют самого человека, создавая современного члена современного социума. Идея осовременивания человека - это отклик на общую теорию модернизации социальных систем, с которой сблизилась теория развития личности и общества, так как модернизация представляет собой одну из форм общественного развития. Это не просто временный способ ускоренного преодоления отставания в каких-либо специфических условиях, а постоянная и универсальная форма развития любых стран на всех этапах их истории [390, с.8-13]. Именно принцип модернизации социальных систем более отвечает цели выйти из кризиса, нежели концепция развития, и ни объединять, ни смешивать эти два движения нет оснований. Развитие может идти в двух противоположных направлениях: в прогрессивном и регрессивном (проще говоря, «вперед» и «назад»), может означать эволюцию и деволюцию, попятное движение, может означать изменение, улучшение прежнего, устаревшего [168, с.21]. Понятие «модернизация» имеет иную смысловую наполненность.
Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/316195.html |
|