Быстрый переход к готовым работам
|
Сущностные характеристики понятийных интерпретаций проблемы профессиональной мобильности педагогаРассмотрение в теоретическом аспекте любого социальнопедагогического феномена, к разряду которых мы относим личностную мобильность, требует вначале определения хотя бы в общих чертах его сущности, уточнения феноменологических характеристик. Между тем, процессы дифференциации и интеграции научных знаний постепенно приводят к следующему методологическому феномену - зачастую происходит заимствование термина по его сущностному основанию, затем содержание этого термина наполняется новым смыслом вплоть до его полного обновления. Причем, чем «дальше» науки друг от друга (например, физика и педагогика), тем больше изменяется смысл термина, чем они ближе (педагогика и антропология), тем больше точек соприкосновения в его трактовке. На наш взгляд, создание и использование терминологического аппарата подобно созданию каркаса некоего здания, «фундаментом» которого могут служить философские общенаучные термины, а «первые этажи», на которые приходится основной «вес» всей остальной конструкции, могут состоять из терминологического аппарата комплексных научных дисциплин, далее будет иметь место всё большая терминологическая дифференциация. Именно в трактовке научных дефиниций среди исследователей чаще всего возникают разночтения, причиной которых в первую очередь выступает отсутствие межнаучной (межкультурной) согласованности. Как справедливо отмечает Ю.И.Кривов, «... если согласиться с тем, что значение (толкование) знака (слова) есть всегда продукт культурно-исторической конвенции, некая договорная (следовательно — условная) реальность, то перевод как поиск эквивалентного знака и значения из иной культуры - условность еще большая» [173, с.16]. Более того, любое рассуждение автора, в том числе касающееся определения понятий, читатель может понимать иначе, в соответствие с личностным опытом, чем сам автор, и применяет его рассуждения в собственных целях и собственной интерпретации. Анализ определений «понятие», «категория», «дефиниция» показывает, что: - наиболее общим среди них, основополагающим в методологическом смысле является понятие; - термин, категория и дефиниция являются с одной стороны понятиями, с другой - с точки зрения разных подходов и с различной степенью широты раскрывают содержание понятия; - все приведенные определения являются взаимо детерминируемыми с точки зрения методологии научного исследования. В связи с вышесказанным, нам представляется, что понятия «мобильность», «профессиональная мобильность», «профессиональная мобильность педагога» одновременно могут быть определены как термин, категория и дефиниция в зависимости от степени их обобщения. Мобильность современные словари трактуют как «способность к быстрому передвижению, действию». Проблемы самодвижения человека в жизни и деятельности интересовали еще исследователей античности. Философское понятие акта и потенции, введенное Аристотелем, сводилось к более широкому понятию - «энергия». Согласно его представлениям, энергия акта (процесса) приводит человека к активности (мобилизации). Другая энергия - осуществленности вещи (энтелехия) предстает в качестве результата деятельности и также имеет заряд потенциальной активности. При этом вся природа у Аристотеля рассматривалась в виде последовательных переходов от «материи» к «форме» и обратно. Однако, в материи он видел только пассивное начало, а всю активность приписывал форме, к которой сводил начало движения и цель [19, с.29]. В представлениях современного человека вложенная в процесс изготовления продукта энергия в виде совокупности ценностей, смыслов, мотивов, знаний, компетентностей и др. определяет его качество и ценность, которые в свою очередь накапливают в себе потенциальную энергию для дальнейшего движения личности. Общепринятым считается, что концепция социальной мобильности была разработана П.А.Сорокиным в его фундаментальном труде «Система социологии». Разрабатывая, по сути, динамику социокультурных отношений, П.А.Сорокин использует разные обозначения процесса социального движения - «социальные перегруппировки», «перемещение», «колебание объема групп», «переливание», «диссоциация», «ассоциация», «диффузия», «циркуляция» [311, с.439-561]. Несмотря на то, что автор использует широкий перечень понятий для иллюстрации социальных процессов, имеющих своим смыслом передвижение, то есть несущих динамическую смысловую нагрузку, все же в качестве универсального он использует понятие мобильность, а в последующем и факт социальных перемещений стали называть социальной мобильностью, или просто мобильностью. Так и большой толковый психологический словарь мобильность по существу относит к понятию «движение». Это может быть понято буквально, как физическое движение стимула, объекта или организма; или метафорически, как движение через сферы, которые могут быть социальными, профессиональными или даже познавательными [59, с.455]. Из-за такого широкого употребления данное понятие обычно сопровождается уточняющим словом, характеризующим его отношение к предмету в каждом конкретном случае, и тем самым осуществляется его переход в новое качество - термин.
Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/316195.html |
|