У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Сущностные характеристики понятийных интерпретаций проблемы профессиональной мобильности педагога

Рассмотрение в теоретическом аспекте любого социально­педагогического феномена, к разряду которых мы относим личностную мо­бильность, требует вначале определения хотя бы в общих чертах его сущно­сти, уточнения феноменологических характеристик. Между тем, процессы дифференциации и интеграции научных знаний постепенно приводят к сле­дующему методологическому феномену - зачастую происходит заимствова­ние термина по его сущностному основанию, затем содержание этого терми­на наполняется новым смыслом вплоть до его полного обновления. Причем, чем «дальше» науки друг от друга (например, физика и педагогика), тем больше изменяется смысл термина, чем они ближе (педагогика и антрополо­гия), тем больше точек соприкосновения в его трактовке. На наш взгляд, соз­дание и использование терминологического аппарата подобно созданию кар­каса некоего здания, «фундаментом» которого могут служить философские общенаучные термины, а «первые этажи», на которые приходится основной «вес» всей остальной конструкции, могут состоять из терминологического аппарата комплексных научных дисциплин, далее будет иметь место всё большая терминологическая дифференциация.

Именно в трактовке научных дефиниций среди исследователей чаще всего возникают разночтения, причиной которых в первую очередь выступа­ет отсутствие межнаучной (межкультурной) согласованности. Как справед­ливо отмечает Ю.И.Кривов, «... если согласиться с тем, что значение (толко­вание) знака (слова) есть всегда продукт культурно-исторической конвенции, некая договорная (следовательно — условная) реальность, то перевод как по­иск эквивалентного знака и значения из иной культуры - условность еще большая» [173, с.16].

Более того, любое рассуждение автора, в том числе касающееся опре­деления понятий, читатель может понимать иначе, в соответствие с личност­ным опытом, чем сам автор, и применяет его рассуждения в собственных це­лях и собственной интерпретации.

Анализ определений «понятие», «категория», «дефиниция» показывает,

что:

-   наиболее общим среди них, основополагающим в методологическом смысле является понятие;

-   термин, категория и дефиниция являются с одной стороны понятиями, с другой - с точки зрения разных подходов и с различной степенью широты раскрывают содержание понятия;

-   все приведенные определения являются взаимо детерминируемыми с точки зрения методологии научного исследования.

В связи с вышесказанным, нам представляется, что понятия «мобиль­ность», «профессиональная мобильность», «профессиональная мобильность педагога» одновременно могут быть определены как термин, категория и де­финиция в зависимости от степени их обобщения.

Мобильность современные словари трактуют как «способность к быст­рому передвижению, действию».

Проблемы самодвижения человека в жизни и деятельности интересова­ли еще исследователей античности. Философское понятие акта и потенции, введенное Аристотелем, сводилось к более широкому понятию - «энергия». Согласно его представлениям, энергия акта (процесса) приводит человека к активности (мобилизации). Другая энергия - осуществленности вещи (энте­лехия) предстает в качестве результата деятельности и также имеет заряд по­тенциальной активности. При этом вся природа у Аристотеля рассматрива­лась в виде последовательных переходов от «материи» к «форме» и обратно. Однако, в материи он видел только пассивное начало, а всю активность при­писывал форме, к которой сводил начало движения и цель [19, с.29]. В пред­ставлениях современного человека вложенная в процесс изготовления про­дукта энергия в виде совокупности ценностей, смыслов, мотивов, знаний, компетентностей и др. определяет его качество и ценность, которые в свою очередь накапливают в себе потенциальную энергию для дальнейшего дви­жения личности.

Общепринятым считается, что концепция социальной мобильности была разработана П.А.Сорокиным в его фундаментальном труде «Система социологии». Разрабатывая, по сути, динамику социокультурных отношений, П.А.Сорокин использует разные обозначения процесса социального движе­ния - «социальные перегруппировки», «перемещение», «колебание объема групп», «переливание», «диссоциация», «ассоциация», «диффузия», «цирку­ляция» [311, с.439-561]. Несмотря на то, что автор использует широкий пере­чень понятий для иллюстрации социальных процессов, имеющих своим смыслом передвижение, то есть несущих динамическую смысловую нагруз­ку, все же в качестве универсального он использует понятие мобильность, а в последующем и факт социальных перемещений стали называть социальной мобильностью, или просто мобильностью.

Так и большой толковый психологический словарь мобильность по существу относит к понятию «движение». Это может быть понято буквально, как физическое движение стимула, объекта или организма; или метафориче­ски, как движение через сферы, которые могут быть социальными, профес­сиональными или даже познавательными [59, с.455]. Из-за такого широкого употребления данное понятие обычно сопровождается уточняющим словом, характеризующим его отношение к предмету в каждом конкретном случае, и тем самым осуществляется его переход в новое качество - термин.

 

 

Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/316195.html

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.