У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Методология исследования проблемы профессиональной мо-бильности педагога

Проблема исследования различных уровней личностной мобильности соотносится с философским, общенаучным и специально научным уровнями методологии. Общеизвестно, что каждая область науки имеет свой специфи­ческий методологический каркас, в котором адекватный предмету исследо­вания уровень имеет решающее значение для построения стратегии научной работы и последующей ее реализации. Применительно к проблеме нашего исследования таким уровнем является методология педагогики, к трактовке которой на сегодняшний день нет единого мнения.

Так, В.В.Краевский опирается на определение методологии, данное М.А.Даниловым «Методология педагогики есть система знаний об основани­ях и структуре педагогической теории, о принципах подхода и способах до­бывания знаний, отражающих ... педагогическую действительность», и от­мечает, что, поскольку в данном определении не отражен деятельностный аспект методологии, следует добавить к сказанному: «... а так же система деятельности по получению таких знаний и обоснованию программ, логики и методов, оценке качества специально-научных педагогических исследова­ний» [172, с. 169].

В трудах В.И.Загвязинского указывается, что педагогическая методо­логия представляет собой учение об исходных (ключевых) положениях, структуре, функциях и методах исследования [124].

А.М.Новиков выделяет в структуре методологии три отдельных ком­понента: методологию педагогического исследования, методологию практи­ческой педагогической деятельности и методологию учебной деятельности [233]. Данная точка зрения является наиболее приемлемой в том случае, ко­гда научная проблема рассматривается в триаде методология — теория — практика. В частности, это относится к исследованию проблемы профессио­нальной мобильности педагога. В последующих разделах настоящей диссер­тационной работы мы будем неоднократно делать акцент на методологии пе­дагогики, а так же выделенных в контексте ее использования подходах, прин­ципах, средствах, методах и технологиях разработки проблемы профессио­нальной мобильности педагога и ее развития. В данном же параграфе мы ос­вещаем философские, социологические и психолого-педагогические подходы к изучению проблемы, которые составили методологический каркас рас­смотрения предмета нашего исследования.

Историю 20 века определили два решающих фактора: развитие естест­венных наук и технологии, и великие идеологические катаклизмы, изменив­шие жизнь практически всего человечества, выразившиеся в русской рево­люции и её последствиях - тоталитарных режимах «левых» и «правых», взрывах национализма, расизма, а также религиозного фанатизма. Эти дви­жения возникли из идей в человеческих головах — идей о том, какими были, есть, могут и должны быть взаимоотношения между людьми, и как эти взаи­моотношения изменялись в свете представления о некоей высшей цели [47]. Н.Макиавелли полагал возможным восстановление общественного порядка, верил, что это достижимо — для этого нужен правящий класс, состоящий из мужественных, находчивых, образованных, талантливых людей, знающих, как создавать благоприятные обстоятельства и использовать их; а также гра­ждан, уверенных в себе, патриотичных, гордых своим государством, вопло­щающих собой мужество и добродетели [204].

Лежащие в основе философской методологии законы диалектики и ак­сиологическая функция философии детерминируют направления развития социума и определяют систему ценностей. Вместе с тем не все высшие цен­ности, к которым стремилось и стремится человечество, согласованы между собой. Каждое общество имеет свое особое воззрение на вселенную, мир, в котором оно живет, особое представление о себе и своем отношении к собст­венному прошлому, к природе, к своим целям. Мировоззрение общества вы­ражается во всем, чем люди живут, что они делают и что они чувствуют — оно представлено и воплощено в словах и формах языка, которым члены данного общества пользуются, в образах, метафорах, культах, институтах, которые они создают и которые воплощают и выражают их представления о мире, их месте в нем. Мировоззрения меняются со сменой общественных ор­ганизмов; каждый из них имеет свои особые качества, ценности, формы творчества.

По мнению социолога И.А.Климова, любые перемещения по позициям социальной структуры в контексте диалектических законов неизбежно при­водят к эволюции как в сознании индивидов, ступивших на ту или иную по­зицию, так и в групповом сознании. При этом такая эволюция связана с осоз­нанием, с оценкой и переоценкой пространства своих возможностей по срав­нению с другими социальными категориями, а так же с идентификацией (ин­дивидом, группой) себя с этими возможностями, выступающими в качестве индикатора социального различения. От того, какая картина мира формиру­ется в сознании людей относительно общественного развития и состояния общества, зависит характер их социальной активности. В своей статье «Со­циальная мобилизация - морфогенез структуры и действия» он пишет: «Что­бы стать инициатором изменений, социальный субъект должен прийти в движение, активизироваться, должен начать совершать такие действия, кото­рые прежде не были характерны для его повседневного существования. Для того, чтобы перемены не были эпизодическими и преходящими, социальный субъект должен стать более мобилизованным и более мобильным, поскольку ему предстоит изменять не только систему социальных акторов (в которую он вклинивается), не только систему взаимодействий (в которой меняется его статус и его значимость), но и сами принципы социального взаимодействия, оплачивая изменения затратами собственных ресурсов» [283, с.328-329].

Общепризнанным является положение о том, что категория «лич­ность», являясь межнаучной категорией, в первую очередь отражает соци­альный аспект бытия человека. Отечественная философская мысль придер­живается определения личности, рассматривая ее, с одной стороны, как ус­тойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности (социальный аспект), с другой стороны, как индивидуального носителя этих черт, как свободного и ответственного субъекта сознательной волевой деятельности (биологический аспект) [345, с.222].

Методологический взгляд на проблему формирования мобильной лич­ности с позиции философии исходит из определения исследовательской точ­ки зрения по отношению к таким философским проблемам, как предназначе­ние человека в этом мире, его место и роль в общественной жизни, границы пространства его свободы и социальной ответственности и многим другим. Однако, поскольку наше исследование решает более конкретную задачу, не углубляясь в детальный анализ содержания различных позиций диалектики, мы затронем те из них, которые непосредственно относятся к изучению обо­значенной научной проблемы.

 

 

Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/316195.html

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.