Быстрый переход к готовым работам
|
Методология исследования проблемы профессиональной мо-бильности педагогаПроблема исследования различных уровней личностной мобильности соотносится с философским, общенаучным и специально научным уровнями методологии. Общеизвестно, что каждая область науки имеет свой специфический методологический каркас, в котором адекватный предмету исследования уровень имеет решающее значение для построения стратегии научной работы и последующей ее реализации. Применительно к проблеме нашего исследования таким уровнем является методология педагогики, к трактовке которой на сегодняшний день нет единого мнения. Так, В.В.Краевский опирается на определение методологии, данное М.А.Даниловым «Методология педагогики есть система знаний об основаниях и структуре педагогической теории, о принципах подхода и способах добывания знаний, отражающих ... педагогическую действительность», и отмечает, что, поскольку в данном определении не отражен деятельностный аспект методологии, следует добавить к сказанному: «... а так же система деятельности по получению таких знаний и обоснованию программ, логики и методов, оценке качества специально-научных педагогических исследований» [172, с. 169]. В трудах В.И.Загвязинского указывается, что педагогическая методология представляет собой учение об исходных (ключевых) положениях, структуре, функциях и методах исследования [124]. А.М.Новиков выделяет в структуре методологии три отдельных компонента: методологию педагогического исследования, методологию практической педагогической деятельности и методологию учебной деятельности [233]. Данная точка зрения является наиболее приемлемой в том случае, когда научная проблема рассматривается в триаде методология — теория — практика. В частности, это относится к исследованию проблемы профессиональной мобильности педагога. В последующих разделах настоящей диссертационной работы мы будем неоднократно делать акцент на методологии педагогики, а так же выделенных в контексте ее использования подходах, принципах, средствах, методах и технологиях разработки проблемы профессиональной мобильности педагога и ее развития. В данном же параграфе мы освещаем философские, социологические и психолого-педагогические подходы к изучению проблемы, которые составили методологический каркас рассмотрения предмета нашего исследования. Историю 20 века определили два решающих фактора: развитие естественных наук и технологии, и великие идеологические катаклизмы, изменившие жизнь практически всего человечества, выразившиеся в русской революции и её последствиях - тоталитарных режимах «левых» и «правых», взрывах национализма, расизма, а также религиозного фанатизма. Эти движения возникли из идей в человеческих головах — идей о том, какими были, есть, могут и должны быть взаимоотношения между людьми, и как эти взаимоотношения изменялись в свете представления о некоей высшей цели [47]. Н.Макиавелли полагал возможным восстановление общественного порядка, верил, что это достижимо — для этого нужен правящий класс, состоящий из мужественных, находчивых, образованных, талантливых людей, знающих, как создавать благоприятные обстоятельства и использовать их; а также граждан, уверенных в себе, патриотичных, гордых своим государством, воплощающих собой мужество и добродетели [204]. Лежащие в основе философской методологии законы диалектики и аксиологическая функция философии детерминируют направления развития социума и определяют систему ценностей. Вместе с тем не все высшие ценности, к которым стремилось и стремится человечество, согласованы между собой. Каждое общество имеет свое особое воззрение на вселенную, мир, в котором оно живет, особое представление о себе и своем отношении к собственному прошлому, к природе, к своим целям. Мировоззрение общества выражается во всем, чем люди живут, что они делают и что они чувствуют — оно представлено и воплощено в словах и формах языка, которым члены данного общества пользуются, в образах, метафорах, культах, институтах, которые они создают и которые воплощают и выражают их представления о мире, их месте в нем. Мировоззрения меняются со сменой общественных организмов; каждый из них имеет свои особые качества, ценности, формы творчества. По мнению социолога И.А.Климова, любые перемещения по позициям социальной структуры в контексте диалектических законов неизбежно приводят к эволюции как в сознании индивидов, ступивших на ту или иную позицию, так и в групповом сознании. При этом такая эволюция связана с осознанием, с оценкой и переоценкой пространства своих возможностей по сравнению с другими социальными категориями, а так же с идентификацией (индивидом, группой) себя с этими возможностями, выступающими в качестве индикатора социального различения. От того, какая картина мира формируется в сознании людей относительно общественного развития и состояния общества, зависит характер их социальной активности. В своей статье «Социальная мобилизация - морфогенез структуры и действия» он пишет: «Чтобы стать инициатором изменений, социальный субъект должен прийти в движение, активизироваться, должен начать совершать такие действия, которые прежде не были характерны для его повседневного существования. Для того, чтобы перемены не были эпизодическими и преходящими, социальный субъект должен стать более мобилизованным и более мобильным, поскольку ему предстоит изменять не только систему социальных акторов (в которую он вклинивается), не только систему взаимодействий (в которой меняется его статус и его значимость), но и сами принципы социального взаимодействия, оплачивая изменения затратами собственных ресурсов» [283, с.328-329]. Общепризнанным является положение о том, что категория «личность», являясь межнаучной категорией, в первую очередь отражает социальный аспект бытия человека. Отечественная философская мысль придерживается определения личности, рассматривая ее, с одной стороны, как устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности (социальный аспект), с другой стороны, как индивидуального носителя этих черт, как свободного и ответственного субъекта сознательной волевой деятельности (биологический аспект) [345, с.222]. Методологический взгляд на проблему формирования мобильной личности с позиции философии исходит из определения исследовательской точки зрения по отношению к таким философским проблемам, как предназначение человека в этом мире, его место и роль в общественной жизни, границы пространства его свободы и социальной ответственности и многим другим. Однако, поскольку наше исследование решает более конкретную задачу, не углубляясь в детальный анализ содержания различных позиций диалектики, мы затронем те из них, которые непосредственно относятся к изучению обозначенной научной проблемы.
Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/316195.html |
|