У нас уже 155004 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Диалектическое единство биологического и социального и их влияние на процесс развития личностной мобильности

Среди всего комплекса факторов, влияющих на формирование инте­гральной индивидуальности человека, можно выделить несколько блоков многомерных и многоуровневых связей, условий, устойчивых детерминант.

Рассматривая мобильность с точки зрения определенного типа (спосо­ба) реагирования на окружающую действительность, считаем важным акцен­тировать внимание на том аспекте, что в основе любого из типов мобильного реагирования лежит интегративное личностное качество, детерминированное в относительно равной степени как социальными факторами, так и биологи­чески заданными, генетически закрепленными, наиболее ярко проявляющи­ми себя в стрессовых и критических ситуациях. При этом поведение человека строится одновременно как система действий, направленных на поддержание биологического существования, и как система специфически человеческой деятельности, которая является формой активного отношения к окружающе­му миру, и ее содержание составляет целесообразное изменение и преобразо­вание этого мира на основе освоения и развития наличных форм культуры.

Для педагогической науки и практики важным становится вопрос о со­отношении доли биологически и социально обусловленного в структуре компонентов мобильности вообще, и профессиональной мобильности педа­гога в частности.

Проблема социального и природного начала в человеке, содержатель­ная наполненность, соотношение и взаимо детерминированность первона­чально была предметом философского рассмотрения. Данный аспект науч­ных интересов рассматривался по-разному - природное отождествлялось с живым, телесным, а социальное — с духовным, нравственным, политическим. Из этой общей проблемы выделяли более узкую - проблему соотношения биологического и социального в человеке, развития биологического и соци­ального в их взаимосвязи; рассматривали природу человека в плане характе­ристики рода «человек» для описания таких черт и свойств человека, кото­рые являются общими для всех людей.

В теории марксизма основная часть анализа человека как природного существа выходит за пределы естествознания и касается его общественной сущности. Взаимодействие социального и биологического в человеке рас­сматривается через призму деятельного отношения индивида к миру и по­стулируется примат социального над биологическим в природе человека. «Индивид есть общественное существо. Поэтому всякое проявление его жиз­ни - даже если оно и не выступает в непосредственной форме коллективного, совершается совместно с другими — является проявлением и утверждением общественной жизни» [213, с Л19].

При исследовании проблемы происхождения человека и его развития философы так же неоднократно обращались к взаимосвязи биологического и социального. Общеизвестна теория антропогенеза Ф.Энгельса и его научная позиция - решающее влияние на становление и развитие морфофизиологиче­ских особенностей человека оказали социальные факторы (прежде всего труд) [373, с.486-499].

В современной науке широко представлены два наиболее общих под­хода к проблеме соотношения социального и биологического. Первый и наи­более для нас предпочтительный исходит из того важного положения, что «...сама природа человека - продукт истории» [284, с.304]; в процессе разви­тия совместной деятельности людей социальное так или иначе опосредует, видоизменяет, развивает биологическое; изменяя внешнюю природу, человек в то же время изменяет свою собственную природу [213, с.71; 243]. При та­ком взаимном опосредовании биологического и социального невозможен дуализм в понимании человека.

Второй подход к рассматриваемой проблеме основан на рассуждении о том, что биологическое — это не социальное, а социальное - не есть биологи­ческое. Они отделены друг от друга и одно исключает другое. При таком подходе то или иное истолкование проблемы соотношения биологическое- социальное связано с содержанием понятий, что неизбежно ведет к семанти­ческой доминанте, при этом методологический аспект теряет свое значение.

С точки зрения проблемы нашего исследования наиболее целесообраз­ным представляется первый подход, и в дальнейших наших рассуждениях мы будем придерживаться логики диалектической взаимо детерминированности биологического и социального.

 

 

Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/316195.html

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:


© 2006-2016. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.