Быстрый переход к готовым работам
|
Структурные компоненты профессиональной мобильности педагога в аспекте психолого-педагогического анализаДля описания структуры профессиональной мобильности педагога и ее компонентов как комплексного феномена необходим учет и обоснование переменных различных типов. Само название - переменные - говорит о том, что речь идет о субстанциях, которые постоянно или периодически подвергаются изменениям и тем самым, согласно положениям теории систем, влияют на свойства элементов системы, в которую он включены. Эти переменные даже если полностью и не раскрывают природу мобильности субъекта педагогической деятельности, то во многом определяют ее характер в каждый конкретный момент времени. На основании теоретического анализа проблемы мы сочли необходимым отметить лишь небольшую, но весьма значимую в плане исследуемого нами феномена часть этих переменных. Это, прежде всего, личность самого педагога, процесс его профессиональной социализации и профессионального становления, образовательная ситуация в конкретном территориальном пространстве, отношения, складывающиеся в системе «педагог-социум». Все эти переменные влияют на состояние мобилизации специалиста во времени и пространстве, что является пусковым моментом развития профессиональной мобильности как личностного качества. По каждой из переменных дадим краткое пояснение. Личность педагога формируется под влиянием как внешних, так и внутренних факторов. Биологические теории развития личности придают решающее значение врожденным особенностям человека в процессе его развития, в том числе и профессионального. Психология, педагогика и социология ведущую роль отводят условиям жизни и образования. Индивидуальные черты человека, определяющие своеобразие каждой отдельной личности, безусловно, преломляют влияние социальных факторов на становление спе- циалиста-педагога. И такая схема личностного развития может рассматриваться как оптимальная. Действительно, если в развитии личности проявляется доминирующее влияние одних факторов, например, внешних, и недостаточное влияние других (внутренних), то рано или поздно выявляются деформации в личностном развитии человека. Чаще всего это отражается на целостности и устойчивости «Я-концепции» личности. С другой стороны, и при оптимальном профессиональном развитии личности «Я-концепция» подвержена изменениям. Более того, стабильность профессиональной «Я- концепции» зачастую говорит о бедном личностном содержании специалиста. «Я-сегодня» не такой, каким был «Я-вчера», завтра буду не таким, каким был «Я-вчера» и являюсь «Я-сегодня»: это естественная формула профессионального развития. Моменты осмысления реалий собственного профессионального становления, осознание новых потребностей профессионального роста ведут, как показывает опыт нашей работы, к смене характера ценностей личности педагога и изменению его профессиональной мобильности. В образовательной практике эти изменения можно зримо проследить по продуктам творческой деятельности педагогов и результатам, достигаемым ими в образовательной и самообразовательной деятельности, а также характеру изменений в их взаимоотношениях с коллегами и учащимися. Следующая переменная — непрерывный процесс профессиональной социализации педагога — по сути может рассматриваться как целенаправленный, но в то же время неравномерный, волнообразный процесс, в ходе которого и посредством которого субъект педагогической деятельности осваивает социально-педагогический опыт, приобретает профессиональные знания, ценности, социальные навыки и толерантность, которые позволяют ему интегрироваться в профессиональное сообщество, стать его частью. Одновременно выполняя определенную социальную функцию, педагог является носителем культуры и ее живым образцом. Именно это обстоятельство выступает одним из основных мотивов обогащения своего ценностно-смыслового потенциала. В моменты самоактуализации, характеризующиеся доминированием мотивов реализации собственного ценностно-смыслового потенциала в деятельности — профессиональная мобильность имеет тенденцию к росту. Образовательная ситуация или ситуация в сфере образования как фактор, влияющий на интенсивность и качество педагогических усилий работников образования так же рассматривается исследователями как переменная [35; 87; 88]. Система образования и каждое из ее звеньев в отдельности могут успешно выполнять свои функции только в том случае, если структура, содержание, организация и методы работы отвечают требованиям времени. Само же общество находится в постоянном изменении. Так, сегодня оно входит в новый этап своего развития, отличительной чертой которого является повсеместное и высокоэффективное использование информации и научных знаний в качестве преобразующей силы общества, его стратегических ресурсов, факторов развития, а также предметов и результатов труда многих поколений. Преобразования, происходящие в обществе, и несущие в себе реформационные начала, усиливают тенденцию интенсификации инновационных процессов в образовании и, соответственно, актуализируют потребность субъектов педагогической деятельности достойно войти в пространство расширяющейся инновационной деятельности.
Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/316195.html |
|