У нас уже 155006 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Структурные компоненты профессиональной мобильности педагога в аспекте психолого-педагогического анализа

Для описания структуры профессиональной мобильности педагога и ее компонентов как комплексного феномена необходим учет и обоснование пе­ременных различных типов. Само название - переменные - говорит о том, что речь идет о субстанциях, которые постоянно или периодически подвер­гаются изменениям и тем самым, согласно положениям теории систем, влия­ют на свойства элементов системы, в которую он включены. Эти переменные даже если полностью и не раскрывают природу мобильности субъекта педа­гогической деятельности, то во многом определяют ее характер в каждый конкретный момент времени. На основании теоретического анализа пробле­мы мы сочли необходимым отметить лишь небольшую, но весьма значимую в плане исследуемого нами феномена часть этих переменных.

Это, прежде всего, личность самого педагога, процесс его профессио­нальной социализации и профессионального становления, образовательная ситуация в конкретном территориальном пространстве, отношения, склады­вающиеся в системе «педагог-социум». Все эти переменные влияют на со­стояние мобилизации специалиста во времени и пространстве, что является пусковым моментом развития профессиональной мобильности как личност­ного качества. По каждой из переменных дадим краткое пояснение.

Личность педагога формируется под влиянием как внешних, так и внутренних факторов. Биологические теории развития личности придают решающее значение врожденным особенностям человека в процессе его раз­вития, в том числе и профессионального. Психология, педагогика и социоло­гия ведущую роль отводят условиям жизни и образования. Индивидуальные черты человека, определяющие своеобразие каждой отдельной личности, безусловно, преломляют влияние социальных факторов на становление спе- циалиста-педагога. И такая схема личностного развития может рассматри­ваться как оптимальная. Действительно, если в развитии личности проявля­ется доминирующее влияние одних факторов, например, внешних, и недос­таточное влияние других (внутренних), то рано или поздно выявляются де­формации в личностном развитии человека. Чаще всего это отражается на целостности и устойчивости «Я-концепции» личности. С другой стороны, и при оптимальном профессиональном развитии личности «Я-концепция» под­вержена изменениям. Более того, стабильность профессиональной «Я- концепции» зачастую говорит о бедном личностном содержании специали­ста. «Я-сегодня» не такой, каким был «Я-вчера», завтра буду не таким, каким был «Я-вчера» и являюсь «Я-сегодня»: это естественная формула профессио­нального развития. Моменты осмысления реалий собственного профессио­нального становления, осознание новых потребностей профессионального роста ведут, как показывает опыт нашей работы, к смене характера ценно­стей личности педагога и изменению его профессиональной мобильности.

В образовательной практике эти изменения можно зримо проследить по продуктам творческой деятельности педагогов и результатам, достигае­мым ими в образовательной и самообразовательной деятельности, а также характеру изменений в их взаимоотношениях с коллегами и учащимися.

Следующая переменная — непрерывный процесс профессиональной со­циализации педагога — по сути может рассматриваться как целенаправлен­ный, но в то же время неравномерный, волнообразный процесс, в ходе кото­рого и посредством которого субъект педагогической деятельности осваивает социально-педагогический опыт, приобретает профессиональные знания, ценности, социальные навыки и толерантность, которые позволяют ему ин­тегрироваться в профессиональное сообщество, стать его частью. Одновре­менно выполняя определенную социальную функцию, педагог является но­сителем культуры и ее живым образцом. Именно это обстоятельство высту­пает одним из основных мотивов обогащения своего ценностно-смыслового потенциала. В моменты самоактуализации, характеризующиеся доминирова­нием мотивов реализации собственного ценностно-смыслового потенциала в деятельности — профессиональная мобильность имеет тенденцию к росту.

Образовательная ситуация или ситуация в сфере образования как фак­тор, влияющий на интенсивность и качество педагогических усилий работ­ников образования так же рассматривается исследователями как переменная [35; 87; 88]. Система образования и каждое из ее звеньев в отдельности могут успешно выполнять свои функции только в том случае, если структура, со­держание, организация и методы работы отвечают требованиям времени. Само же общество находится в постоянном изменении. Так, сегодня оно вхо­дит в новый этап своего развития, отличительной чертой которого является повсеместное и высокоэффективное использование информации и научных знаний в качестве преобразующей силы общества, его стратегических ресур­сов, факторов развития, а также предметов и результатов труда многих поко­лений. Преобразования, происходящие в обществе, и несущие в себе рефор­мационные начала, усиливают тенденцию интенсификации инновационных процессов в образовании и, соответственно, актуализируют потребность субъектов педагогической деятельности достойно войти в пространство рас­ширяющейся инновационной деятельности.

 

 

Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/316195.html

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:


© 2006-2016. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.