У нас уже 155004 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Условия и факторы формирования и развития профессиональ-ной мобильности педагога

В психологической науке под развитием понимают процесс количест­венных, качественных и структурных преобразований психических процес­сов, а так же свойств личности. Для повышения верификации наших рассуж­дений приведем определения категории «развитие» с точки зрения психоло­гии, педагогической психологии и педагогики.

В Большом толковом психологическом словаре дается четыре опреде­ления категории «развитие».

1.  Развитие — это последовательность изменений в течение всей про­должительности жизни организма.

2.  Развитие - это созревание (раскрытие, развертывание). Здесь имеется в виду, что этот процесс биологический и в значительной степени определя­ется генетическими процессами.

3.  Развитие - это необратимая последовательность изменений, то есть подчеркивается наличие стадий конкретного изменения, которые регулярно следуют одна за другой.

4.  Развитие - это прогрессивное изменение, ведущее к более высоким уровням дифференциации и организации. Здесь подразумевается положи­тельный характер процесса, увеличение эффективности и функционирова­ния, созревание, улучшение, обогащение и усложнение [59, с. 163-164].

И.А.Зимняя в учебном пособии «Педагогическая психология» приво­дит следующие определения категории «развитие»: а) развитие есть сложное инволюционно-эволюционное поступательное движение, в ходе которого происходят прогрессивные и регрессивные интеллектуальные, личностные, поведенческие, деятельностные изменения в самом человеке (Л.С.Выготский, Б.Г.Ананьев); б) развитие, особенно личностное, не прекращается до момента прекращения самой жизни, меняясь только по направлению, интенсивности, характеру и качеству [137].

Общими характеристиками развития, согласно Л.И.Анцыферовой яв­ляются:

- Необратимость. Любая деградация, обратное развитие, не является зеркальным отражением поступательного развития; возвращение системы на исходный уровень функционирования возможно лишь по одному или не­скольким показателям — полное восстановление того, что было раньше - не­возможно.

-   Прогресс/регресс как диахронические структуры развития. Прогрес­сивное развитие (от низшего к высшему, от простого к сложному) обязатель­но включает в себя элементы регрессии уже хотя бы в силу того, что выбор одного из направлений развития оставляет нереализованными многие другие.

-   Неравномерность. Периоды резких качественных скачков сменяются постепенным накоплением количественных изменений.

-   Сохранение предыдущего в новом. Всякое развитие осуществляется в единстве с тенденцией к устойчивости, сохранению достигнутого и воспро­изведению сложившихся типов функционирования.

-   Зигзагообразность развития. Условием нового подъема является ухудшение функционирования системы, не только замедление развития, но и откат назад. Этот феномен связан с формированием принципиально новых структур, которые на начальных этапах функционирования работают в неко­торых отношениях хуже, чем старые. В такого рода переходах обычно выде­ляются три фазы: фаза дезорганизации и кризиса, завершающаяся перестрой­кой, возникновением новой структуры; сензитивный период быстрого разви­тия и реализации новых возможностей; критический период - снижение тем­пов развития, повышение уязвимости системы [17, с.3-20].

Нельзя сказать, что система наук о человеке нашла исчерпывающие от­веты на все вопросы о развитии личности, например, «белым пятном» до сих пор остаются многие проблемы развития в зрелых и старших возрастах. Ждет своего решения проблема установления особенностей влияния на раз­витие взрослого человека профессиональной деятельности, любимых и не­любимых видов труда, условий превращения тех или иных разновидностей деятельности взрослых в «ведущие деятельности» и т.д. Приоритетные пози­ции в решении этих проблем принадлежат психологии.

Методологически в психологии развития принято различать развитие личности и развитие психики. Изучение данного вопроса по многочислен­ным источникам психолого-педагогической литературы позволило нам сде­лать вывод о том, что развитие психики определяется с акцентом на процес­суальную составляющую, такое развитие понимается как процесс; развитие личности же понимается с акцентом на результирующую составляющую, то есть трактуется как результат.

Если принять наиболее распространенную точку зрения о том, что раз­витие личности происходит внутри процесса развития психики, то вывод од­нозначен: профессиональная мобильность педагога является следствием раз­вития психики и для её формирования могут быть использованы те методы, средства и пути, которые используются при развитии психики. Поэтому в дальнейшем изложении мы будем использовать теоретические конструкции «развитие личности» и «развитие психики» как синонимы.

В современной психологии существуют и продолжают разрабатывать­ся несколько различных теорий развития психики — это культурно­историческая концепция развития Л.С.Выготского, психоаналитическая кон­цепция развития З.Фрейда, эпигенетическая теория развития личности Э.Эриксона, психодинамическая теория развития А.Адлера, теория интен- циональности Ш.Бюллер, гуманистическая теория развития личности Р.Роджерса. Большинство из них придерживаются двух характерных общих положений.

 

 

Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/316195.html

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:


© 2006-2016. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.