У нас уже 158280 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Профессионально-педагогическая направленность подготовки студентов

В последние годы в психологии и педагогике все более ут­верждается мысль, что в основе формирования личности лежит раз­витие мотивационной сферы. Известно, что в процессе жизни и дея­тельности мотивационно-потребностная сфера человека изменяется и мотивы приобретают иерархическую зависимость. Наряду с воз­никновением новых мотивов и потребностей, обогащаются старые;, одни мотивы начинают доминировать, подчиняя себе действие всех остальных, другие имеют сопутствующее значение*

Теория потребностей и мотивов поведения в советской психо­логии основывается на марксистско-ленинском понимании проблемы потребностей. По определению классиков марксизма-ленинизма имен­но потребности являются источником активности личности: "Никто не может сделать что-нибудь, не делая этого ради какой-либо из своих потребностей" /4,245/. В силу того, что основу формирова­ния человеческой личности составляют общественные отношения, специфические человеческие потребности и мотивы выступают как результат проявления индивидуальности человека в ходе обществен­ного развития. Возникающие на основе общественных потребностей интересы и чувства человека побуждают его к деятельности и по­рождают определенную мотивацию.

Общая теория мотивов, взаимосвязь их с направленностью лич­ности и деятельностью, с жизненными позициями человека раскрыта в трудах К.А.Абульхановой-Славской, Б.Г.Ананьева, Л.И.Божович, Р.С.Вайсман, Р.А.ЇЇдановой, А.Н.Леонтьева, ІР.ФЛомова, В.С.Мерли- на, А.В.Петровского, С.Л.Рубинштейна, С.Л.Славиной, П.М.Якобсона и др. Сложившаяся система идей о сущности мотивации, ее функциях становится ведущей в развитии теории деятельности и формирования личности. Однако сам мотив определяется по-разному. Так, соглас­но В.Н.Мясищеву, мотив, выступая как желание, стремление, потреб­ность* сознание долга, является выражением отношения к субъекту действия. Л.И.Божович, характеризуя мотив как "внутреннюю пози­цию" человека, относит к этому понятию все побудители деятель­ности. По мнению В.С.Мерлина, мотивы выступают как исходные прин­ципы, определяющие целенаправленные действия человека. По опре­делению А.Н.Леонтьева, - мотив - это объект, который отвечает той или иной потребности, то, в чем потребность конкретизируется в данных условиях и на что направляется деятельность /ИЗ/,/202/, /246/,/271/.

А.Н.Леонтьев доказал, что мотивы выполняют несколько функ­ций: побуждают и направляют деятельность, придают ей субъектив­но-личностный смысл; и определил основные характеристики мотивов: раз сформировавшись, они функционируют как единый орган; мотивы обладают относительной прочностью, но в то же время способны перестраиваться, когда отдельные их компоненты могут заменяться другими /246/.

По мнению психологов и педагогов, весь строй психической жизни человека, своеобразие и особенности его личности опреде­ляются направленностью. Проблема направленности личности нашла широкое отражение в исследованиях советских ученых (Л.И.Божович, З.И.Васильева, В*И.Додонов, А.Г.Ковалев, Т.Е.Конникова, Н.Д.Ле­витов, Т.Н.Мальковская, В.С.Мерлин, В.Н.Мясищев, К.К.Платонов,

А .И .Щербаков, Г.И.Щукина и др.). Исследователи едины в том, что направленность личности является стержневым качеством: она связы вает и координирует другие качества и их проявление, отражает самое существенное в духовном мире и может рассматриваться как проявление воспитанности, выступает одновременно как мотив и ре­гулятор поведения (удовлетворения ведущих потребностей и интере­сов человека, например, потребности самообразования и самовоспи­тания) /ИЗ/ ,/202/ ,/271/, /393/ ,/460/.

Проблема мотивации учебной деятельности.получила разработку в трудах В.Г.Богоявленского, B.G.Ильина, Ю.Н.Кулюткина, АЛС.Мар- ковой, Н.А.Менчинской, С.Л.Славиной, Г.С.Сухобской и др. Мотивы учения, являясь важным внутренним условием развития личности, активизируют мыслительные процессы и оказывают непосредственное влияние на характер учебной деятельности, глубину и прочность знаний, формируют потребность в их обогащении и обновлении.

Особое внимание многих исследователей привлекает проблема мотивации учения школьников. В то же время вопросы выявления и формирования мотивации учебной деятельности студентов не нашли еще полного освещения. Среди работ, выполненных в этом направле­нии, следует выделить исследования А.П.Акимовой, Н.А.Бариновой,

A.    И.Голубева, А.Г.Кирпичевой, Н.Г.Кушкова, В.Г.Максимовой,

B.    А.Сластенина, Р.И.-Хмелюк, А.П.Черных, В.П.Шумана и др. Ученые подчеркивают, что в состав мотивации учения студентов входит профессиональная мотивация, являющаяся выражением мотивационно­ценностного отношения к избранной профессии.

При изучении мотивации студентов музыкально-педагогических факультетов мы исходили из теории отношений. Согласно марксист­ско-ленинскому учению, сущность человека есть "совокупность всех общественных отношений" /5,3/. Как философская категория отноше­ния выражают диалектику взаимосвязи субъекта с окружающей средой. Являясь выражением общих закономерностей психического развития, отношения человека к внешнему миру и различным сторонам соб­ственной деятельности обусловливают направленность его поведения.

В процессе жизни человек включается в систему разнообразных отношений, которые охватывают все сферы его существования: они тесно связаны с мировоззрением, потребностями, чувствами и с жизненным опытом. В.Н.Мясищев дал определение понятию "отношения" выделив его место в общей структуре личности: "Отношение пред­ставляет "целостную систему" индивидуальных, избирательных, соз­нательных связей личности с различными сторонами-объективной дей­ствительности. Эта система вытекает из всей истории развития че­ловека, она выражает его личный опыт и внутренне определяет его действия и переживания" /286,210/. Утверждая, что основой всяко­го отношения личности является потребность, он вычленил ряд ком­понентов этого понятия: субъект, испытывающий потребность; объ­ект потребности; своеобразная связь между субъектом и объектом, имеющая определенную функциональную структуру переживания и тяго­тения к объекту, стремления овладеть им.

Отношения человека основаны на индивидуальном опыте и пред­ставляют собой систему временных связей, проявляющихся в действи­ях и поступках, в поведении человека. Помимо чувственного эмо­ционального компонента в отношениях всегда присутствует элемент мышления как объективной оценки, воли и активности в достижении цели. Таким образом, отношения характеризуют не какую-то одну сторону психики, а всего человека.

 

 

Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/304185.html

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:


© 2006-2016. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.