У нас уже 158278 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Современные психолого-педагогические концепции теории деятельности

Всеобщим методом познания является марксистско-ленинская философия, раскрывающая истинную природу психических процессов человека. Опора на марксистско-ленинское учение дает возможность выявить и понять цель, средства, результат и сам процесс челове­ческой деятельности. Марксистская концепция деятельной сущности человека - исходная методологическая база социалистической педа­гогики.

Советская педагогика и психология рассматривают процесс обу­чения как деятельность. Результатом учения является овладение оп­ределенной системой знаний, умений и навыков, развитие умствен­ных и специальных способностей обучающихся. Современные достиже­ния педагогики, психологии и физиологии высшей нервной деятель­ности дают возможность проанализировать деятельность как препо­давателя, так и обучающихся с позиции составляющих ее компонентов* В данном исследовании учитывались достижения названных наук по проблемам деятельности, мышления, познавательной активности, спо­собностей и некоторым другим вопросам.

Музыкально-педагогическая деятельность понимается наш как одна из форм деятельности, подчиненная общим закономерностям ма­териалистической теории деятельности и имеющая свое внутреннее

строение, определяемое спецификой профессии.                                                

'

В марксистско-ленинской философии деятельность определяется как способ существования человека, человек же предстает как ак­тивная личность, преобразующая окружающий его объективный мир. Y

В многочисленных исследованиях советских психологов вскрыты природа и сущность человеческой деятельности, обоснована ее структура, проанализированы различные аспекты деятельностного отношения человека к окружающей действительности (Л.С.Выгот- ский, G.Л.Рубинштейн, А.Р.Лурия, А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец, К.А.Абульханова-Славская, П.И.Зинченко, П.Я.Гальперин, Н.ДЛе­витов, Б£$.Ломов, А.В.Петровский, Д.Б.Эльконин и др.).

. • - ...............................................................................................................................................................................................................................................................................................

Исходя из марксистско-ленинской теории отражения, в совет­ской психологии выдвинуто положение о единстве сознания и деятель ности. Впервые принцип единства сознания и деятельности был сфор­мулирован и обоснован Л.С.Выготским. Для понимания психики, соз­нания, подчеркивал он, надо выйти за их пределы - обратиться к самой жизни человека, к конкретным условиям его бытия. Л,С.Вы­готский ввел понятие "социальная ситуация" как синтез внешних условий воздействия и внутренних процессов развития; этим он подчеркивал существенное для развития психики человека усвоение им социального опыта. На экспериментальном материале ученый по­казал, что свойства и особенности каждого психического процесса неразрывны со строением систем этих процессов в целом. Важным достижением советской психологии было признание системного строе­ния сознания, которое рассматривалось не как сумма отдельных неизменных психических процессов, а как динамическая система /141/.

Существенный вклад в теоретический анализ проблемы сознания и деятельности внес С.Л.Рубинштейн. В центре психологического анализа этого ученого оказалась идея предметности - специфически человеческие предметные связи, обусловленные трудовой деятель­ностью; было доказано, что только посредством деятельности реа­лизуется отношение человека к окружающему миру и к тем задачам, которые выдвигает перед ним жизнь.

Для характеристики отношений человека с окружающим миром психология использует принцип детерминизма в его диалектико­материалистическом понимании. Опираясь на него, С.Л.Рубинштейн сформулировал положение о том, что внешние причины действуют, преломляясь через внутренние условия. По мнению ученого, сущ­ность принципа детерминизма состоит в значительной роли внутрен­него момента самоопределения и неодностороннего подчинения внеш­нему воздействию. В то же время только лишь внешняя детерминация влечет за собой внутреннюю пустоту, отсутствие устойчивой изби­рательности по отношению к внешним воздействиям /374,377/. Такое объяснение отношений человека'с внешней средой привело его к важным этическим положениям, имеющим большое теоретическое зна­чение для решения проблем воспитания человека.

Проблеме детерминации психики посвящены и исследования А.Н.Леонтьева, который пришел к выводу, что особенности психи­ки зависят от особенностей деятельности. Однако деятельность, в каких бы формах она ни протекала и какую бы структуру ни при­обретала, нельзя рассматривать вне общественных отношений. При всем своем своеобразии деятельность человека, отмечает А.Н.Ле­онтьев, представляет собой систему, включенную в систему отноше­ний общества, вне которых человеческой деятельности вообще не существует. Он утверждал, что у человека "постоянно формируются социально обусловленные идейно-нравственные представления и по­нятия, навыки и привычки поведения по отношению к обществу, ЛЮ­ДЯМ, труду", то есть поведение его всегда детерминировано /243, Ю/.

Близко к советским психологам в понимании деятельности сто­ят прогрессивные зарубежные педагоги и психологи - А.Валлон,

II.Жане, Ж.Пиаже, Б.Саймон, рассматривающие человеческое мышле­ние как внутренний процесс, возникающий из практической дея­тельности /П8/,/308/.

В работах советских психологов сформулированы следующие важнейшие для нашего исследования положения: понимание психики как деятельности; признание социальной природы психической дея­тельности; утверждение единства психической и практической дея­тельности; понимание деятельности как сложной системы, включаю­щей ряд взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов.

Основная форма деятельности - внешняя, чувственно-практиче­ская, складывающаяся из систем действий, специфичных для дея­тельности определенной области. Внутренняя деятельность осуще­ствляется в виде цепи "умственных действий", когда человек оперирует не непосредственно предметами, а путем их динамиче­ски х идеальных моделей. "Внутренняя деятельность планирует внеш­нюю, она возникает на основе внешней и через нее реализуется" /339,5/.

Каждый конкретный вид деятельности включает в себя элемен­ты как внешней, так и внутренней деятельности и, таким образом, образуется целостная деятельность человека. Практическая дея­тельность непосредственно направлена на преобразование той или иной ситуации. В отличие от нее целью теоретической деятельно­сти оказывается выявление способов этого преобразования, откры­тие закономерностей, по которым оно может быть осуществлено. Теоретическая деятельность выделяется в особую деятельность лишь на определенном уровне развития практики, но включаясь в даль­нейшую практическую деятельность, она поднимает ее на более вы­сокую ступень. Так, рождаясь на основе практической деятельности, теоретическая способствует эффективному решению жизненных задач, возникающих в процессе взаимодействия субъекта с внешним миром. Однако, приняв форму психического и став относительно самостоя­тельной, она не перестает быть деятельностью. Многочисленными исследованиями А.НДеонтьев доказывает, что процесс сознания и внешняя деятельность - это две формы единой деятельности, в их общности и выражается целостность жизни человека /245/,/246/.

 

 

Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/304185.html

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:


© 2006-2016. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.