Быстрый переход к готовым работам
|
Современные психолого-педагогические концепции теории деятельностиВсеобщим методом познания является марксистско-ленинская философия, раскрывающая истинную природу психических процессов человека. Опора на марксистско-ленинское учение дает возможность выявить и понять цель, средства, результат и сам процесс человеческой деятельности. Марксистская концепция деятельной сущности человека - исходная методологическая база социалистической педагогики. Советская педагогика и психология рассматривают процесс обучения как деятельность. Результатом учения является овладение определенной системой знаний, умений и навыков, развитие умственных и специальных способностей обучающихся. Современные достижения педагогики, психологии и физиологии высшей нервной деятельности дают возможность проанализировать деятельность как преподавателя, так и обучающихся с позиции составляющих ее компонентов* В данном исследовании учитывались достижения названных наук по проблемам деятельности, мышления, познавательной активности, способностей и некоторым другим вопросам. Музыкально-педагогическая деятельность понимается наш как одна из форм деятельности, подчиненная общим закономерностям материалистической теории деятельности и имеющая свое внутреннее строение, определяемое спецификой профессии. ' В марксистско-ленинской философии деятельность определяется как способ существования человека, человек же предстает как активная личность, преобразующая окружающий его объективный мир. Y В многочисленных исследованиях советских психологов вскрыты природа и сущность человеческой деятельности, обоснована ее структура, проанализированы различные аспекты деятельностного отношения человека к окружающей действительности (Л.С.Выгот- ский, G.Л.Рубинштейн, А.Р.Лурия, А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец, К.А.Абульханова-Славская, П.И.Зинченко, П.Я.Гальперин, Н.ДЛевитов, Б£$.Ломов, А.В.Петровский, Д.Б.Эльконин и др.). . • - ............................................................................................................................................................................................................................................................................................... Исходя из марксистско-ленинской теории отражения, в советской психологии выдвинуто положение о единстве сознания и деятель ности. Впервые принцип единства сознания и деятельности был сформулирован и обоснован Л.С.Выготским. Для понимания психики, сознания, подчеркивал он, надо выйти за их пределы - обратиться к самой жизни человека, к конкретным условиям его бытия. Л,С.Выготский ввел понятие "социальная ситуация" как синтез внешних условий воздействия и внутренних процессов развития; этим он подчеркивал существенное для развития психики человека усвоение им социального опыта. На экспериментальном материале ученый показал, что свойства и особенности каждого психического процесса неразрывны со строением систем этих процессов в целом. Важным достижением советской психологии было признание системного строения сознания, которое рассматривалось не как сумма отдельных неизменных психических процессов, а как динамическая система /141/. Существенный вклад в теоретический анализ проблемы сознания и деятельности внес С.Л.Рубинштейн. В центре психологического анализа этого ученого оказалась идея предметности - специфически человеческие предметные связи, обусловленные трудовой деятельностью; было доказано, что только посредством деятельности реализуется отношение человека к окружающему миру и к тем задачам, которые выдвигает перед ним жизнь. Для характеристики отношений человека с окружающим миром психология использует принцип детерминизма в его диалектикоматериалистическом понимании. Опираясь на него, С.Л.Рубинштейн сформулировал положение о том, что внешние причины действуют, преломляясь через внутренние условия. По мнению ученого, сущность принципа детерминизма состоит в значительной роли внутреннего момента самоопределения и неодностороннего подчинения внешнему воздействию. В то же время только лишь внешняя детерминация влечет за собой внутреннюю пустоту, отсутствие устойчивой избирательности по отношению к внешним воздействиям /374,377/. Такое объяснение отношений человека'с внешней средой привело его к важным этическим положениям, имеющим большое теоретическое значение для решения проблем воспитания человека. Проблеме детерминации психики посвящены и исследования А.Н.Леонтьева, который пришел к выводу, что особенности психики зависят от особенностей деятельности. Однако деятельность, в каких бы формах она ни протекала и какую бы структуру ни приобретала, нельзя рассматривать вне общественных отношений. При всем своем своеобразии деятельность человека, отмечает А.Н.Леонтьев, представляет собой систему, включенную в систему отношений общества, вне которых человеческой деятельности вообще не существует. Он утверждал, что у человека "постоянно формируются социально обусловленные идейно-нравственные представления и понятия, навыки и привычки поведения по отношению к обществу, ЛЮДЯМ, труду", то есть поведение его всегда детерминировано /243, Ю/. Близко к советским психологам в понимании деятельности стоят прогрессивные зарубежные педагоги и психологи - А.Валлон, II.Жане, Ж.Пиаже, Б.Саймон, рассматривающие человеческое мышление как внутренний процесс, возникающий из практической деятельности /П8/,/308/. В работах советских психологов сформулированы следующие важнейшие для нашего исследования положения: понимание психики как деятельности; признание социальной природы психической деятельности; утверждение единства психической и практической деятельности; понимание деятельности как сложной системы, включающей ряд взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов. Основная форма деятельности - внешняя, чувственно-практическая, складывающаяся из систем действий, специфичных для деятельности определенной области. Внутренняя деятельность осуществляется в виде цепи "умственных действий", когда человек оперирует не непосредственно предметами, а путем их динамически х идеальных моделей. "Внутренняя деятельность планирует внешнюю, она возникает на основе внешней и через нее реализуется" /339,5/. Каждый конкретный вид деятельности включает в себя элементы как внешней, так и внутренней деятельности и, таким образом, образуется целостная деятельность человека. Практическая деятельность непосредственно направлена на преобразование той или иной ситуации. В отличие от нее целью теоретической деятельности оказывается выявление способов этого преобразования, открытие закономерностей, по которым оно может быть осуществлено. Теоретическая деятельность выделяется в особую деятельность лишь на определенном уровне развития практики, но включаясь в дальнейшую практическую деятельность, она поднимает ее на более высокую ступень. Так, рождаясь на основе практической деятельности, теоретическая способствует эффективному решению жизненных задач, возникающих в процессе взаимодействия субъекта с внешним миром. Однако, приняв форму психического и став относительно самостоятельной, она не перестает быть деятельностью. Многочисленными исследованиями А.НДеонтьев доказывает, что процесс сознания и внешняя деятельность - это две формы единой деятельности, в их общности и выражается целостность жизни человека /245/,/246/.
Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/304185.html |
|