У нас уже 158279 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Способности в профессиональной деятельности учителя музыки

Способности - это индивидуальные особенности личности, яв­ляющиеся субъективными условиями успешного осуществления опреде­ленного рода деятельности. Они не сводятся к имеющимся у челове­ка знаниям, умениям и навыкам, а обнаруживаются прежде всего в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности и являются внутренними психическими регуляторами, обусловливающими возможность их приобретения.

Диалектико-материалистическое понимание способностей может быть определено как конкретно-историческое и общественно трудо­вое. Труд сформировал человека и все его свойства представляют продукт человеческого труда. Поэтому не врожденные биологиче­ские задатки, а общественно-экономические условия вызывают раз­деление труда, а тем самым содействуют и развитию различных спо­собностей /6,303/. В.И,Ленин подчеркивал, что развитие способ­ностей зависит от социально-экономических условий, что социализм помогает "втянуть действительно большинство трудящихся на арену такой работы, где они могут проявить себя, развернуть свои спо­собности, обнаружить таланты, которых в народе - непочатый род­ник" /14,195/.

Любая деятельность требует для ее осуществления определен­ного комплекса способностей. Музыкально-педагогическая деятель­ность, представляя собой "синтез" педагогики и музыкального ис­кусства, связана как с общепедагогическими, так и специальными способностями, которые входят необходимым элементом в структуру личности учителя музыки. В то же время они являются обязательным условием формирования музыкально-педагогической деятельности.

В теоретической разработке проблем развития психики и фор­мирования деятельности основополагающим является объяснение вза­имосвязи внешних и внутренних факторов. Советская психология стоит на позициях детерминации в формировании способностей, ут­верждая, что внешние условия опосредуются и преломляются через внутренние. Этот общий методологический принцип подводит к объ­яснению природы способностей, связанных с музыкально-педагогиче­ской деятельностью.

Опираясь на диалектико-материалистическое понимание способ­ностей, советские ученые ведут постоянную борьбу с идеалистиче­ским толкованием способностей, их/ якобыуфатальной обусловлен­ностью. Основное положение советской психолого-педагогической науки в отношении способностей: "развитие человека, в отличие от накопления опыта, овладения знаниями, умениями, навыками - это и есть развитие его способностей" /377,220/.

Способности являются основной психологической характеристи-

 

кой индивидуальности человека и рассматриваются в тесной связи с деятельностью (Б.Г.Ананьев, А.Г.Ковалев, А.Н.Леонтьев, Н.С.Лей- тес, В.Н.Мясищев, К.К.Платонов, С.Л.Рубинштейн и др.), при этом они не только проявляются, но и формируются в определенной дея­тельности. Для формирования и развития способностей важна орга­низация такой деятельности, которая может вызвать к жизни потен­циальные способности и довести их до уровня актуальных.

Понятие потенциальных способностей вытекает из представле­ния о потенциальных "психологических резервах" личности, реали­зуемых или не реализуемых в зависимости от тех социально-исто­рических условий, в которых она находится. Деление способностей на потенциальные и актуальные дает возможность рассмотреть их в динамике. На уровне личности потенциальные способности рассма­триваются как особенности человека, лежащие в основе его разви­тия и придающие ему индивидуализированный характер, согласно которому каждый "отбирает" для себя те виды деятельности, кото­рые наиболее соответствуют его психологической природе.

Преобразование потенциальных способностей в актуальные зависит не только от социальных условий, но и от уровня зрело­сти личности, от ее общественной позиции, активности, а также от некоторых психологических свойств. Психология, основываясь на материалистическом объяснении возникновения качеств личности, определяет способности как прижизненно формирующиеся свойства, Необходимым условием формирования и развития способностей явля­ется овладение жизненным опытом в процессе обучения, воспитания и занятий определенной деятельностью. В связи с этим встает во­прос о соотношении в способностях врожденного и приобретенного.

Для развития способностей большое значение имеют анатомо-

физиологические особенности организма, строение его нервной сис-

 

 

 

темы, подвижность нервных процессов, особенности функциональной деятельности мозга. Все эти наследственные предпосылки служат задатками для развития способностей. Развиваясь на основе задат­ков, способности являются функцией не задатков самих по себе, а развития, в которое задатки входят как первооснова.

В решении вопроса о природных задатках пока еще нет един­ства. Однако уже сегодня можно отметить, что анатомо-физиологи­ческие особенности человека являются лишь внутренним условием для развития способностей, отношения же между задатками и спо­собностями могут быть многозначными. А.Г.Ковалев полагает, что задатки это "не столько анатомо-физиологические, сколько психо­физиологические свойства, в первую очередь те, которые обнаружи­вает ребенок в самой ранней фазе овладения деятельностью, а иног­да и взрослый, еще не занимавшийся систематически определенной деятельностью" /201,241/.

Обращаясь к проблеме способностей, следует также учитывать экспериментально доказанное положение о том, что функциональные

органы формируются прижизненно, в частности, это можно отЧьести____________

к специальным музыкальным способностям. Путем специальных опытов было доказано, что отсутствовавший у некоторых людей тональный слух может быть сформирован в результате определенной системы упражнений. Это не что иное как функциональный механизм анализа высоты звуков, формирующийся в ходе определенным образом органи­зованной музыкально-слуховой деятельности. И хотя речь здесь идет о частном случае, но методологический вывод, следующий из проведенных экспериментов, очень важен и показателен. Исследо­вания А.Н.Леонтьева позволили установить, что сдвиги в развитии функций происходят лишь в том случае, если данная функция вклю­чена в структуру конкретной деятельности таким образом, что

определенный уровень ее развития становится основой для выполне­ния соответствующего действия /245/.

Как утверждают ученые, врожденные особенности мозга, про­являющиеся в типологических особенностях человека, в силе и под­вижности нервных процессов служат физиологической основой разви­тия способностей. Пластичность нервной системы, ее огромные резервы создают условия для формирования тех или иных способно­стей в процессе деятельности. "Ничего не остается неподвижным, неподатливым, а все всегда может быть достигнуто, изменено к лучшему, лишь бы были осуществлены соответствующие условия", - писал И.П«Павлов /311,269/. В таком понимании проблемы форми­рования способностей в процессе деятельности особенно ярко про­является идея ленинской теории отражения об активном творческом характере познания.

В контексте нашего исследования особый интерес представляет вопрос об общих и специальных способностях, о соотношении способ­ностей и одаренности. Советские психологи отмечают взаимосвязь и зависимость общего и специального развития. Так, С.Л.Рубинштейн подчеркивал связь развития специальных способностей с закономер­ностями формирования "родовых", общих для всех людей свойств, как, например, слуховая чувствительность /377,227/.

Одаренность в психологии связывается с более общим поняти­ем, чем способность к деятельности, и трактуется как основа, на которой развиваются специальные способности. Специальные спо­собности проявляются в отношении к отдельным специальным обла­стям деятельности; внутри тех или иных специальных способностей проявляется общая одаренность, индивидуально соотнесенная с более общими условиями ведущих форм человеческой деятельности.

О наличии предпосылок к развитию способностей говорит прежде всего склонность к определенной деятельности. Склонность стимули- рует эту деятельность, что, в свою очередь, содействует разви­тию природных задатков и обеспечивает дальнейшее развитие спо­собностей. Природные предпосылки способностей состоят в повы­шенной чувствительности определенных анализаторов к внешним воздействиям. По мнению С.Л.Рубинштейна, эта чувствительность и является элементарной человеческой способностью. Постепенно в процессе деятельности устанавливаются и закрепляются связи субъекта с объектами деятельности, психический^"процесс уходит из сознания и вместо него остается новая "природная способность" /374,281/.

Иначе говоря, приступая к конкретной профессиональной дея­тельности, человек актуализирует в себе те способности, без которых данный вид деятельности неосуществим. По мере того как способности формируются, они в свою очередь повышают уровень этой деятельности и приводят человека к все более высоким ре­зультатам труда.

Наиболее плодотворно способности развиваются в интересной и любимой деятельности, делая ее более совершенной. Успешность формирования способностей может быть обусловлена: развитием, обогащением и углублением интересов, в центре которых стоит склонность к деятельности и потребность овладения ею; увеличе­нием объема и качества знаний и умений, связанных с овладением определенной деятельностью. В итоге формирующаяся способность выступает как соответствие между комплексом индивидуальных свойств человека и требованиями деятельности.

В структуре психологических особенностей личности важную роль играет отношение к избранной специальности. Наличие глубо­кого и стойкого интереса к профессии, как правило, порождает стремление к получению профессиональных знаний и постоянному их совершенствованию. В связи с этим особую значимость для совре­менного специалиста приобретает познавательная и умственная активность, помогающие повышению качества знаний.

Способность к овладению знаниями рассматривается в психо­логии как система интеллектуальных свойств личности, от которых зависит продуктивность деятельности. Определена последователь­ность компонентов, стимулирующих проявление способностей: склон­ности,. интересы и потребности, труд и благоприятные условия овла­дения деятельностью на разных ступенях; результаты проявления способностей в наилучших показателях труда. Эта схема, несмотря на некоторую условность, помогает понять последовательность формирования и включения в деятельность способностей. Опираясь на диалектико-материалистическое понимание способностей, можно сделать следующий вывод, имеющий важнейшее значение для органи­зации учебно-воспитательного процесса: чтобы развивать способ­ности, необходимо сформировать потребности в определенном виде деятельности; в результате этой деятельности выделяются те пси­хологические свойства личности, из которых затем образуется способность.

Для плодотворности той или иной деятельности необходимы, таким образом, свои, определенные способности, отражающие струк­туру данной деятельности. При этом каждая из способностей пред­ставляет не какое-то единичное свойство, а входит в целостную систему свойств личности, обеспечивающих в итоге успешность в конкретном виде деятельности. Так, музыкально-педагогическая деятельность, будучи по своей структуре достаточно сложной, требует обширного комплекса способностей, которые условно мож­но подразделить на две большие группы: I) педагогические, 2) спе­циальные .                                                                                                          „

Психологи и педагоги предприняли анализ способностей, не­обходимых учителю (Ф.Н.Гоноболин, Н.В.Кузьмина, В.А.Сластенин, А.И.Щербаков и др.). Так, например, Н.В.Кузьмина при определе­нии содержания педагогических способностей исходит из структу­ры педагогической деятельности, предполагая, что названные спо­собности являются не только индивидуальными психологическими предпосылками успешности педагогической деятельности, но и своеобразным отражением ее структуры /225,226/. Выделены сле­дующие компоненты педагогических способностей, которые мы отно­сим и к профессии учителя музыки: конструктивные, организатор­ские, коммуникативные и гностические, а также педагогическое воображение, наблюдательность, требовательность, педагогический такт, распределение внимания. Ансамбль названных способностей динамичен и в разных ситуациях они играют разную роль.

 

 

Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/304185.html

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:


© 2006-2016. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.