Быстрый переход к готовым работам
|
Особенности функционирования современного российского рынка трудаСостояние рынка труда и занятости играет особую роль в развитии экономики любого государства, так как именно на рынке труда формируются новые отношения по поводу рабочей силы и человеческого капитала, условий труда, взаимодействия между экономическими и социальными партнерами. Талантливый американский реформатор 30-х гг. XX в. Ф. Рузвельт призывал «...не отказываться от мудрого завета Бенджамина Франклина, говорившего, что к подлинному благосостоянию ведет только труд». Для России вопросы политики занятости и формирования эффективного рынка труда являются приоритетными. Рынок труда является одной из наиболее подвижных и динамичных систем, детерминированных внешними факторами, главным из которых является технический прогресс. Изменение условий общественного производства всегда отражается на организационной структуре и механизме социального регулирования рынка труда. Как утверждает Михнева С.Г., «...вплоть до последнего времени концептуально не определен сам объект исследования: «рынок труда», «рынок рабочей силы», «рынок трудовых ресурсов», «рынок занятости», «совокупность рынка рабочей силы и рынка рабочих мест»; продолжаются дискуссии о том, что является на рынке труда товаром: рабочая сила, труд, трудовые услуги; теоретически не определены границы рынка труда: одни ученые трактуют его в «узком» смысле, как количество вакансий и количество лиц, заня- [1] тых поиском работы, другие - в «широком», включая в него также и удовлетворенный спрос на труд, то есть занятых».[2] Так, рынок труда, по мнению ряда авторов, представляет собой «...ограниченную сферу рыночной экономики, выполняющую функцию опосредования через куплю-продажу рабочей силы, соединяя вещественные и человеческие факторы производства, поддерживая их сбалансированность в условиях многообразия форм собственности на средства производства и преимущественного права граждан на распоряжение своей рабочей силы и способностями». Рынок труда - сложная система отношений по поводу обмена индивидуальных способностей к труду на фонд жизненных средств, необходимых для воспроизводства рабочей силы и размещения работников в системе общественного разделения труда. Рынок труда - система экономических отношений, формирующихся на стоимостной основе между работодателями - собственниками средств производства и наемными работниками - собственниками рабочей силы по поводу удовлетворения спроса первых на труд как предпринимателей и потребности вторых в найме как источнике средств существования.[3] Такая же точка зрения на труд характерна для таких авторов как Гимпельсон В., Капелюшников Р., Костаков В., Котляр А., Кашепов А. Также рынок труда представляет собой сферу контактов продавцов и покупателей трудовых услуг, где противостоят друг другу те, кто желает работать и те, кто нанимает работников для производства товаров и услуг. Н. Мэнкью, К. Р. Макконнелл используя понятия «рынок труда», «спрос на труд», считают, что «...на рынке труда продаются трудовые услуги. Трудовые услуги можно предоставить, самих же работников нельзя ни купить, ни продать» и дальше замечают, что «поскольку трудовые услуги неотделимы от самих работников, то условия их приобретения часто не менее важны, чем сама их цена».[4] [5] А. Маршалл в своей основной работе «Принципы экономической науки» начинает анализ фактора «труд» с анализа характеристик производительных способностей отдельного человека и нации в целом. При таком понимании категории «труд» становится вполне допустимым и научно непротиворечивым утверждение, что на рынке продается труд, а сам рынок вполне может называться «рынок труда». Как мы убедились, выражение «продажа труда», понимается в западной теории не в буквальном смысле, а в виде теоретической абстракции. В силу недопустимости использования этого выражения в буквальном смысле, современные западные экономисты часто в контексте описания функционального состояние труда используют термин «трудовые услуги». В настоящее время практически все социально-экономические проблемы в обществе находят свое отражение в текущих и стратегических процессах на двух взаимосвязанных рынках: рынке труда и рынке образовательных услуг. Данное обстоятельство объясняет всю сложность и, порой, противоречивость ситуации, складывающейся на данных рынках, и подчеркивает их особое положение в рыночной системе. Рынок труда и рынок образовательных услуг взаимосвязаны между целевой и фундаментальной составляющей и формируют своего рода фундамент всех рыночных отношений. Основное назначение рынка труда - обеспечение рабочей силой, наделенной определенными компетенциями все сферы человеческой деятельности, большая доля которой сконцентрирована в областях материального и нематериального производства, а сущность рынка образовательных услуг - формирование и развитие компетенций и уровня компетентности, востребованных личностью 62 и рынком труда. Воспроизводство рабочей силы является составляющей частью общественного воспроизводства и предполагает процессы возобновления количественных и качественных характеристик экономически активного населения, включающие в себя воспроизводство общественного продукта и экономических отношений. Воспроизводство экономических отношений предполагает постоянную продажу своих компетенций работником работодателю в последующих циклах воспроизводства общественного продукта, то есть работник входит в процесс воспроизводства наемной рабочей силой и выходит из нее наемной рабочей силой.[6] [7] В воспроизводстве наемной рабочей силы выделяются экстенсивный и интенсивный типы. Экстенсивный тип воспроизводства предполагает увеличение ее численности в отдельных регионах и по стране в целом без изменения качественных характеристик экономически активного населения. Интенсивный тип связан с изменением ее качества: образованность, квалификация, физические и умственные способности, компетенции. Экстенсивный и интенсивный типы воспроизводства не существуют отдельно, а взаимно дополняют друг друга. По аналогии с процессом воспроизводства общественного продукта воспроизводство рабочей силы проходит четыре стадии: производство (формирование рабочей силы), распределение, обмен и потребление. Этап производства предполагает наличие следующих направлений: непрерывное появление новых для труда ресурсов на основе производства населения - рождение человека и достижение им трудоспособного возраста; формирование компетенций и определенного уровня компетентности в процессе приобретения общих и профессиональных знаний и навыков; восстановление и дальнейшее развитие компетенций и компетентности в соответствии с запросами работодателя, для чего должны быть удовлетворены первичные (базовые) и вторичные потребности работника. После этапа производства происходит распределение ресурсов для труда по видам работ, роду деятельности, предприятиям и организациям различных форм собственности, территориям, а также в соответствии со спросом и предложением на рынке труда.[8] Как утверждает Головчанская Е.Э., На этапе обмена осуществляется обмен рабочей силы на денежное вознаграждение в форме заработной платы, которая объективно необходима для постоянного восстановления и развития компетенций, а также непрерывного процесса производства и воспроизводства общественного продукта. И, наконец, использование рабочей силы состоит в ее функциональном задействовании на предприятиях, в организациях и экономике в целом и эффективном использовании ее компетентности, обеспечивающим занятость. Этапы воспроизводства рабочей силы не являются обособленными, а органически взаимосвязаны и взаимозависимы между собой. Так, без производства ресурсов для труда не возможно распределение, обмен и использование, а моменты обмена могут присутствовать на всех других этапах.[9] В современных условиях формирования рыночных отношений проблема занятости является одной из ведущих. Занятость населения составляет необходимое условие для его воспроизводства, так как от нее зависит уровень жизни людей, издержки общества на подбор, подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, их трудоустройство, а также материальная поддержка безработных.[10] Современный рынок труда в России обладает рядом специфических черт, которые обусловлены сложившимися социальнополитическими и экономическими условиями. Траектория развития российского рынка труда распадается на два четко очерченных этапа. Первый (1992-2000 гг.) стал отражением глубокой трансформационной рецессии, которая сопровождалась сокращением занятости, ростом открытой безработицы, снижением продолжительности рабочего времени и резким падением реальной заработной платы. Второй этап (20002006 гг.) связан с продолжавшимся экономическим подъемом, в условиях которого все основные индикаторы рынка труда начали заметно и быстро улучшаться. Продолжающаяся до настоящего момента тенденция роста была прервана влиянием мирового финансового кризиса 2008-2009 гг. Несмотря на общее достаточно удовлетворительное состояние современного российского рынка труда, активная и многоплановая деятельность государства в сфере трудовых отношений обязательна.
[1] Рузвельт Ф.Д. Беседы у камина/ Ф.Д. Рузвельт. M., 2003, с. 75-76. [2] Михнева М.Г. Рынок труда: методологические и теоретические основы познания (системноэволюционный подход). Монография. 2001. - Волгоград : РПК Политехник, www.smartcat.ru. ’ Маслова И.С. Российский рынок труда. / И.С. Маслова - М: Институт экономики РАН, 1993,- С. 4-5. [4] Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. Пер. с 14-го англ. изд. - М: ИНФРА-М, 2003. — XXXVI, 972 с. [5] Маршалл А. Принципы экономической науки. В 3-х томах. Пер. с англ. -М.: Издательская группа "Прогресс", 1993.-Т. И.- С. 266. [6] Головчаиская Е.Э. Процесс воспроизводства компетенций работника./Актуальные вопросы реформирования экономики и системы образования в России/ Межвузовский сборник научных трудов/ под ред. проф. Сидуновой Г.И.,ВГПУ. - Волгоград: ВГТЭК, 2010. - с. 103. [7] Рынок труда: учебник/ под ред. Проф. В.С. Буланова и проф. H.A. Волгина. - 2 изд. - М.: Экзамен, 2003. - с. 39. [8] Рофе А.И. Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов для труда: учеб, пособие/ А.И. Рофе. - М.: МИК, 1997,- с.46. [9] Головчанская Е.Э. Процесс воспроизводства компетенций работника./Актуальные вопросы реформирования экономики и системы образования в России/ Межвузовский сборник научных трудов/ под ред. проф. Сидуновой Г.И.,ВГПУ. - Волгоград: ВГТЭК, 2010. - с. 103. [10] Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е. Экономика и социология труда: Учебник для вузов. - М.: Юнити, 1999. - 477 с.
Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/490518.html |
|