У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Особенности функционирования современного российского рынка труда

Состояние рынка труда и занятости играет особую роль в развитии экономики любого государства, так как именно на рынке труда формируются новые отношения по поводу рабочей силы и человеческого капитала, усло­вий труда, взаимодействия между экономическими и социальными партне­рами. Талантливый американский реформатор 30-х гг. XX в. Ф. Рузвельт призывал «...не отказываться от мудрого завета Бенджамина Франклина, го­ворившего, что к подлинному благосостоянию ведет только труд». Для России вопросы политики занятости и формирования эффективного рынка труда являются приоритетными. Рынок труда является одной из наиболее подвижных и динамичных систем, детерминированных внешними фактора­ми, главным из которых является технический прогресс. Изменение условий общественного производства всегда отражается на организационной струк­туре и механизме социального регулирования рынка труда.

Как утверждает Михнева С.Г., «...вплоть до последнего времени кон­цептуально не определен сам объект исследования: «рынок труда», «рынок рабочей силы», «рынок трудовых ресурсов», «рынок занятости», «совокуп­ность рынка рабочей силы и рынка рабочих мест»; продолжаются дискуссии о том, что является на рынке труда товаром: рабочая сила, труд, трудовые ус­луги; теоретически не определены границы рынка труда: одни ученые трак­туют его в «узком» смысле, как количество вакансий и количество лиц, заня- [1] тых поиском работы, другие - в «широком», включая в него также и удовле­творенный спрос на труд, то есть занятых».[2]

Так, рынок труда, по мнению ряда авторов, представляет собой «...ограниченную сферу рыночной экономики, выполняющую функцию опо­средования через куплю-продажу рабочей силы, соединяя вещественные и человеческие факторы производства, поддерживая их сбалансированность в условиях многообразия форм собственности на средства производства и пре­имущественного права граждан на распоряжение своей рабочей силы и спо­собностями». Рынок труда - сложная система отношений по поводу обмена индивидуальных способностей к труду на фонд жизненных средств, необхо­димых для воспроизводства рабочей силы и размещения работников в систе­ме общественного разделения труда.

Рынок труда - система экономических отношений, формирующихся на стоимостной основе между работодателями - собственниками средств произ­водства и наемными работниками - собственниками рабочей силы по поводу удовлетворения спроса первых на труд как предпринимателей и потребности вторых в найме как источнике средств существования.[3] Такая же точка зре­ния на труд характерна для таких авторов как Гимпельсон В., Капелюшников Р., Костаков В., Котляр А., Кашепов А. Также рынок труда представляет со­бой сферу контактов продавцов и покупателей трудовых услуг, где противо­стоят друг другу те, кто желает работать и те, кто нанимает работников для производства товаров и услуг.

Н. Мэнкью, К. Р. Макконнелл используя понятия «рынок труда», «спрос на труд», считают, что «...на рынке труда продаются трудовые услу­ги. Трудовые услуги можно предоставить, самих же работников нельзя ни купить, ни продать» и дальше замечают, что «поскольку трудовые услуги не­отделимы от самих работников, то условия их приобретения часто не менее важны, чем сама их цена».[4] [5]

А. Маршалл в своей основной работе «Принципы экономической нау­ки» начинает анализ фактора «труд» с анализа характеристик производи­тельных способностей отдельного человека и нации в целом. При таком по­нимании категории «труд» становится вполне допустимым и научно непро­тиворечивым утверждение, что на рынке продается труд, а сам рынок вполне может называться «рынок труда». Как мы убедились, выражение «продажа труда», понимается в западной теории не в буквальном смысле, а в виде тео­ретической абстракции. В силу недопустимости использования этого выра­жения в буквальном смысле, современные западные экономисты часто в кон­тексте описания функционального состояние труда используют термин «тру­довые услуги».

В настоящее время практически все социально-экономические пробле­мы в обществе находят свое отражение в текущих и стратегических процес­сах на двух взаимосвязанных рынках: рынке труда и рынке образовательных услуг. Данное обстоятельство объясняет всю сложность и, порой, противоре­чивость ситуации, складывающейся на данных рынках, и подчеркивает их особое положение в рыночной системе. Рынок труда и рынок образователь­ных услуг взаимосвязаны между целевой и фундаментальной составляющей и формируют своего рода фундамент всех рыночных отношений. Основное назначение рынка труда - обеспечение рабочей силой, наделенной опреде­ленными компетенциями все сферы человеческой деятельности, большая до­ля которой сконцентрирована в областях материального и нематериального производства, а сущность рынка образовательных услуг - формирование и

развитие компетенций и уровня компетентности, востребованных личностью

62

и рынком труда.

Воспроизводство рабочей силы является составляющей частью обще­ственного воспроизводства и предполагает процессы возобновления количе­ственных и качественных характеристик экономически активного населения, включающие в себя воспроизводство общественного продукта и экономиче­ских отношений. Воспроизводство экономических отношений предполагает постоянную продажу своих компетенций работником работодателю в после­дующих циклах воспроизводства общественного продукта, то есть работник входит в процесс воспроизводства наемной рабочей силой и выходит из нее наемной рабочей силой.[6] [7]

В воспроизводстве наемной рабочей силы выделяются экстенсивный и интенсивный типы. Экстенсивный тип воспроизводства предполагает увели­чение ее численности в отдельных регионах и по стране в целом без измене­ния качественных характеристик экономически активного населения. Интен­сивный тип связан с изменением ее качества: образованность, квалификация, физические и умственные способности, компетенции. Экстенсивный и ин­тенсивный типы воспроизводства не существуют отдельно, а взаимно допол­няют друг друга.

По аналогии с процессом воспроизводства общественного продукта воспроизводство рабочей силы проходит четыре стадии: производство (фор­мирование рабочей силы), распределение, обмен и потребление. Этап произ­водства предполагает наличие следующих направлений: непрерывное появ­ление новых для труда ресурсов на основе производства населения - рожде­ние человека и достижение им трудоспособного возраста; формирование компетенций и определенного уровня компетентности в процессе приобрете­ния общих и профессиональных знаний и навыков; восстановление и даль­нейшее развитие компетенций и компетентности в соответствии с запросами работодателя, для чего должны быть удовлетворены первичные (базовые) и вторичные потребности работника. После этапа производства происходит распределение ресурсов для труда по видам работ, роду деятельности, пред­приятиям и организациям различных форм собственности, территориям, а также в соответствии со спросом и предложением на рынке труда.[8]

Как утверждает Головчанская Е.Э., На этапе обмена осуществляется обмен рабочей силы на денежное вознаграждение в форме заработной платы, которая объективно необходима для постоянного восстановления и развития компетенций, а также непрерывного процесса производства и воспроизвод­ства общественного продукта. И, наконец, использование рабочей силы со­стоит в ее функциональном задействовании на предприятиях, в организациях и экономике в целом и эффективном использовании ее компетентности, обеспечивающим занятость. Этапы воспроизводства рабочей силы не явля­ются обособленными, а органически взаимосвязаны и взаимозависимы меж­ду собой. Так, без производства ресурсов для труда не возможно распределе­ние, обмен и использование, а моменты обмена могут присутствовать на всех других этапах.[9]

В современных условиях формирования рыночных отношений пробле­ма занятости является одной из ведущих. Занятость населения составляет не­обходимое условие для его воспроизводства, так как от нее зависит уровень жизни людей, издержки общества на подбор, подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, их трудоустройство, а также материальная поддержка безработных.[10] Современный рынок труда в России обладает ря­дом специфических черт, которые обусловлены сложившимися социально­политическими и экономическими условиями.

Траектория развития российского рынка труда распадается на два чет­ко очерченных этапа. Первый (1992-2000 гг.) стал отражением глубокой трансформационной рецессии, которая сопровождалась сокращением занято­сти, ростом открытой безработицы, снижением продолжительности рабочего времени и резким падением реальной заработной платы. Второй этап (2000­2006 гг.) связан с продолжавшимся экономическим подъемом, в условиях которого все основные индикаторы рынка труда начали заметно и быстро улучшаться. Продолжающаяся до настоящего момента тенденция роста была прервана влиянием мирового финансового кризиса 2008-2009 гг. Несмотря на общее достаточно удовлетворительное состояние современного россий­ского рынка труда, активная и многоплановая деятельность государства в сфере трудовых отношений обязательна.

 


[1]   Рузвельт Ф.Д. Беседы у камина/ Ф.Д. Рузвельт. M., 2003, с. 75-76.

[2]   Михнева М.Г. Рынок труда: методологические и теоретические основы познания (системно­эволюционный подход). Монография. 2001. - Волгоград : РПК Политехник, www.smartcat.ru.

’ Маслова И.С. Российский рынок труда. / И.С. Маслова - М: Институт экономики РАН, 1993,- С. 4-5.

[4]   Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. Пер. с 14-го англ. изд. - М: ИНФРА-М, 2003. — XXXVI, 972 с.

[5]   Маршалл А. Принципы экономической науки. В 3-х томах. Пер. с англ. -М.: Издательская группа "Прогресс", 1993.-Т. И.- С. 266.

[6]   Головчаиская Е.Э. Процесс воспроизводства компетенций работника./Актуальные вопросы реформирования экономики и системы образования в России/ Межвузовский сборник научных трудов/ под ред. проф. Сидуновой Г.И.,ВГПУ. - Волгоград: ВГТЭК, 2010. - с. 103.

[7]   Рынок труда: учебник/ под ред. Проф. В.С. Буланова и проф. H.A. Волгина. - 2 изд. - М.: Экзамен, 2003. - с. 39.

[8]   Рофе А.И. Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов для труда: учеб, пособие/ А.И. Рофе. - М.: МИК, 1997,- с.46.

[9]   Головчанская Е.Э. Процесс воспроизводства компетенций работника./Актуальные вопросы реформирования экономики и системы образования в России/ Межвузовский сборник научных трудов/ под ред. проф. Сидуновой Г.И.,ВГПУ. - Волгоград: ВГТЭК, 2010. - с. 103.

[10] Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е. Экономика и социология труда: Учебник для вузов. - М.: Юнити, 1999. - 477 с.

 

 

 

Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/490518.html

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.