Быстрый переход к готовым работам
|
Методический инструментарий HR-брендингаВ сложной, подверженной многочисленным и непредсказуемым изменениям рыночной среде компании необходимо наличие дополнительного конкурентного преимущества, которое помогло бы повысить репутацию организации на рынке труда, а также эффективность управления персоналом. Созданию данного конкурентного преимущества способствует HR-брендинг, непосредственно влияющий на формирование корпоративной культуры. Брендинговый подход начинает жить не только в сфере потребления, но и в области управления человеческим капиталом. Не менее важно, что рейтинги HR-брендов составляются не только и не столько экспертным образом, а с применением современных моделей брендинга. Являясь «надстройкой» интегрированного брендинга, HR-брендинг должен стать неотъемлемой частью процесса корпоративного управления. Модель HR-брендинга подразумевает создание бренда организации как работодателя на базе наиболее сильных сторон организации и ценностей сотрудников и его последующее включение во все уровни организации. Развитый HR-бренд впоследствии обеспечивает долгосрочные конкурентные преимущества в плане стабильности положения и приобретении лидерских позиций на рынке труда, внутрифирменного фокуса, прибыльности и готовности к будущим изменениям рыночных условий. Как было отмечено выше, HR-брендинг целесообразно рассматривать с позиции его внешней и внутренней составляющих, то есть внутреннего и внешнего HR-брендинга. Далее рассмотрим инструменты реализации данных направлений. К инструментарию внутреннего HR-брендинга можно отнести: 1. Формирование программ: - рекрутинга; - аутплейсмента; 2. Сотрудничество с вузами: (студенческие программы, стажировки, институциональные проекты, магистерские программы, социальный заказ); 3. Внешние PR-мероприятия; 4. Реклама организации в СМИ как успешного работодателя; 5. Участие в конкурсах на звание лучшего работодателя (премии «HR- бренд»); 6. Управление имиджем и репутацией организации. Рассматривая процесс рекрутинга как инструмент внешнего HR- брендинга, следует отметить, что под рекрутингом в широком значении понимается подбор персонала, то есть бизнес-процесс, составляющий основную обязанность HR-менеджера организации, в то же время рекрутингом является услуга, предлагаемая кадровыми агентствами. Изначально термин означал поиск и подбор квалифицированных специалистов на платной основе. В отличие от услуг по трудоустройству, когда агентство получает оплату с соискателя работы, рекрутинговое агентство заключает договор и, соответственно, получает гонорар с фирм-заказчиков. Следует начинать подбор персонала с описания вакансии и так называемого ее «анализа на адекватность» сложившейся ситуации на кадровом рынке и в компании-работодателе. При необходимости описание вакансии корректируется. После этого целесообразно начинать этап поиска кандидатов, для чего желательно иметь начальную базу кандидатов, постоянно пополняя ее в процессе работы. 84 Ульрих Д. выделяет следующие методы поиска нового сотрудника: - поиск среди родственников и знакомых или по рекомендациям близких людей; - привлечение сотрудников из других организаций, «переманивание» персонала; - поиск через печатные средства массовой информации и Интернет; - привлечение выпускников вузов или студентов старших курсов; - обращение в рекрутинговые организации (кадровые или консалтинговые агентства). Следующим этапом является телефонное интервью с выбранными кандидатами, в процессе которого уточняются некоторые детали резюме и назна- [1] чается собеседование. Чаще рекрутеры ограничиваются собеседованием и по его результатам отбирают кандидата, а иногда необходима более серьезная методология оценки: тесты, деловые игры, ассессмент-центр и другие. Новое для России понятие «outplacement» (out - «вон», place - «место») обозначает мягкое (безболезненное) увольнение. С точки зрения Петрова М. И., аутплейсмент - это комплекс профессиональных консультаций, позволяющих ориентироваться на рынке труда и быстро найти подходящую работу. Он включает консультации психологов, оценку профессиональных знаний и навыков, консультации по ситуации на рынке труда, составлению резюме, тренинги по самопрезентации, составление индивидуальных маркетинговых планов по поиску работы, определение путей поиска работы, обеспечение консультационной поддержки. Следует отметить, что аутплейсмент - это довольно таки затратный механизм для предприятия, но подобные инвестиции в человеческий капитал позволяют предприятию иметь позитивный имидж и сильный HR-бренд, что немаловажно в конкурентной борьбе. Определенные формы аутплейсмента существовали и при плановой экономике в советские времена. Изменившиеся политические и экономические условия скорректировали формы и методы аутплейсмента в России, оставив сущность гармонизации и толерантности общества, не смотря на жесткую конкурентную борьбу, существовавшую рыночных условиях. Сложно соединить два понятия: «толерантность» и «борьба», но как не парадоксально это звучит, именно конкуренция заставляет предприятия в борьбе за рынки быть толерантными к своим сотрудникам, чтобы выжить и развиваться в данных социально-экономических условиях. Мы полагаем, что аутплейсмент - это важная составляющая цивилизованных рыночных отношений. Следующим важным направлением внешнего HR-брендинга является сотрудничество с вузами, а именно осуществление студенческих программ, стажировок, институциональных проектов, магистерских программ, социальных заказов. Российским Союзом ректоров (РСР) в рамках соглашения о стратегическом партнерстве с ведущими объединениями бизнес-сообщества в последние два года проводится мониторинг «Бизнес и образование» - системное всероссийское исследование взаимодействия вузов и коммерческих компаний», результаты которого представлены Национальным Деловым Партнерством «Альянс Медиа».[2] Первый мониторинг был проведен в начале 2009 года, второй - в начале 2010 г. К участию в исследовании были приглашены, с одной стороны, высшие учебные заведения России, ректоры которых являются членами РСР, с другой - компании, работающие на российском рынке. В мониторинге приняли участие и предоставили запрошенную информацию 207 вузов и 96 компаний. В выборке представлены классические вузы - 26%, технические - 37%, гуманитарные - 18%, экономические - 4%, сельскохозяйственные - 8%, творческие - 1% и медицинские - 4%. Среди респондентов от бизнеса представлены российские (40%) и международные (60%) компании, из них частные (65%), государственные (15%), имеющие смешанную форму собственности (20%); предприятия, представляющие крупный и средний бизнес (83 и 17% соответственно). По виду деятельности компании представляют все основные отрасли российского рынка. В ходе исследования были получены данные о тенденциях изменения объемов сотрудничества вузов и бизнес-структур в 2007—2009 гг. и прогнозы по взаимодействию сторон в 2010 году.
[1] Дэйв Ульрих Эффективное управление персоналом: новая роль HR-менеджера в организации = Human Resource Champions: The Next Agenda for Adding Value and Delivering Results. — M.: «Вильямс», 2006. — C. 304. [2]Вузы и компании хотят расширять сотрудничество. Национальное деловое партнерство Альянс Медиа. http://allmedia.ru/headlineitem.asp?id=648767
Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/490518.html |
|