У нас уже 176405 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Образ Енисея — основа лирического созерцания

Основой лирического созерцания, источником вдохновения для меди­тации героев М.А. Тарковского является Енисей. Как отмечает сам писатель в одном из последних интервью, слово «Енисей» для него «святое. Для по­священного достаточно просто произнести эти шесть букв, и он все поймет» [138]. В изображении великой реки писатель следует традиции лучших мас­теров пейзажной прозы, воссоздает могущество Енисея в разных его прояв­лениях. Мир на Енисее, по М.А. Тарковскому, это мир мудрости, поэзии, вечности. Все творчество этого автора является бесконечным гимном приро­де, тайге, Енисею.

Несмотря на то, что общая тональность прозы М.А. Тарковского в соз­дании образа Енисея благоговейно-почтительная, благодарно-восхищенная, все же отношение к Енисею многолико в зависимости от личности отдель­ных персонажей и ситуаций, в которых они оказались. Образ Енисея объеди­няет прозу писателя с существующей литературной традицией.

Этот образ можно рассмотреть и как мотив (в традиции поэтического освещения реки), и как топос (преодолевая значение конкретного географи­ческого объекта, Енисей становится символом величия русской природы, вечности, миропорядка), и как архетип (река, вода во все времена понима­лась человеком как источник жизни, обновления, красоты).

Помимо того, что в каждом отдельном произведении создается опреде­ленный образ реки, приобретающий символическое значение, в системе твор­чества писателя он выполняет функцию лейтмотива, концепта.

Образ Енисея в творчестве М.А. Тарковского является символом гар­монии, мудрости, вечности, устойчивости жизни. Он является лейтмотивом, то есть основным мотивом, который повторяется в произведении или ряде произведений и связан с идеей.

Художественное произведение является результатом осмысления и ху­дожественного восприятия, интерпретации автором картины мира. Как пра­вило, знание о мире сконцентрировано вокруг одного наиболее значимого концепта. Для М.А. Тарковского таким смысло-, мирообразующим концеп­том является образ Енисея.

М.А. Тарковский, приобщившись к таинству Енисея, поэтизирует его, и читатель через произведения попадает под влияние этой великой реки, по­ражаясь и ее величию, и гуманистической жизненной позиции, словно сфор­мированной в этом пространстве.

Енисей является ключевым образом поэтики М.А. Тарковского, потому что он соединяет в себе конкретные черты лейтмотива, концепта, мотива, то- поса, архетипа; кроме того, выполняет ряд эстетических функций, характер­ных, по наблюдениям Е.Н. Себиной [182, 265-269], всем пейзажным образам:

1.    «Функция обозначения места и времени действия». С помощью пейзажа можно представить, где (в деревне, на борту теплохода, в тайге, на реке) и когда происходят события. Как отмечает литературовед, «иногда об этой роли пейзажа говорит заглавие произведения». В творчестве М.А. Тар­ковского указание на Енисей содержится прямо или косвенно в заглавии «Енисейских очерков», рассказа «Ледоход», первоначальном названия повес­ти «С высоты» - «На Енисее», повести «Кондромо», в примечаниях к кото­рой автор замечает, что «точного перевода этого эвенкийского слова не знает никто... «Кондо» означает мыс, и речная природа этого слова очевидна» [9, 37]. В произведениях М.А. Тарковского даже конкретные географические реалии не воспроизводятся скупо, но представляют собой развернутые опи­сания, а не просто указывают на место и время действия. Конкретная топо­нимика енисейских мест в творчестве М.А. Тарковского не только не вытес­няет развернутых описаний природы, но, напротив, пробуждает, открывает «родничок поразительной восприимчивости к природе» [7, 314].

2.  «Сюжетная мотивика». Движение Енисея в прозе М.А. Тарковско­го предполагает развитие определенных событий: во время весеннего ледо­хода начинаются заботы о рыбалке, покосе; замерзает Енисей, и охотники отправляются в тайгу за пушниной. Ритм жизни человека зависит от движе­ния реки. При анализе сюжетной мотивики пейзажа в прозе М.А. Тарковско­го следует учитывать, что основной жанр, в котором творит писатель, - лири­ческая проза, характерным признаком которой является ослабление внешне­го сюжета и движение внутренних чувств, переживаний, размышлений глав­ного героя.

3.  «Пейзаж как форма присутствия автора» — наиболее характерная для прозы М.А. Тарковского функция пейзажа. Е.Н. Себина выделяет два способа передачи авторского отношения к происходящему. Первый — точка зрения автора и героя сливаются. Подобное сближение точек зрения харак­терно для прозы М.А. Тарковского, повести и рассказы которого становятся многоголосым гимном Енисею. Второй способ — пейзаж, данный глазами ав­тора и одновременно психологически близких ему героев, «закрыт» для пер­сонажей — носителей чуждого автору мировоззрения. Так, ни потерявшие контакт с природой столичные жители, ни иностранцы не способны постичь

все таинство, красоту и богатство великой сибирской реки. Воспевание вели­чия и красоты Енисея сродни народному представлению о земле обетован­ной, сулящей и дарующей все необходимое, но требующей, чтобы человек не забывал о своей нравственной сути.

4.    По мнению Е.Н. Себиной, с внутренним миром героя непосредст­венно связана форма психологизма — наиболее частая функция пейзажа. В том случае, когда пейзажный образ является знаком определенного чувства, • повторяющегося в рамках одного произведения, он может стать мотивом или лейтмотивом. Приобретая богатую символику, эти образы становятся много­значными. Именно пейзаж создает психологический настрой для восприятия текста, помогает раскрыть внутреннее состояние героев, является знаком его психологического состояния в конкретный момент действия, а также, будучи дан через ощущения, становится знаком его устойчивого мировосприятия.

Осмыслить художественную функцию пейзажа в тексте представляется целесообразным через анализ точек зрения различных персонажей, так или иначе проявляющих свое отношение к изображаемому пейзажу.

Енисей — образ многозначный, многоликий, в сознании разных персо­нажей он воплощает разные представления о мире. В предлагаемой таблице мы рассматриваем основной ассоциативный ряд, возникающий в сознании

читателя под воздействием разных точек зрения о Енисее.

 

 

Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/403193.html

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:


© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.