Быстрый переход к готовым работам
|
Понятие и виды ритуалаИндивидуальная и коллективная память. Одним из проблемных полей философской антропологии является мир сознания, структура которого включает в себя память. Обычно память определяется как «способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно вводить её в сферу сознания и поведения»1. Осуществляя связь между прошлыми состояниями психики, настоящим и процессами подготовки будущих состояний, память сообщает связность и устойчивость жизненному опыту человека, обеспечивает непрерывность существования человеческого «Я» и выступает, таким образом, в качестве одной из предпосылок формирования индивидуальности и личности. Начиная с Аристотеля, философы рассматривали память как свойство индивида, т. е. отождествляли её с индивидуальной памятью. Так, сам Аристотель полагал, что память свойственна как человеку, так и животному, а воспоминание - только человеку. Воспоминание представляет собой «своеобразное отыскание» образов и «бывает только у тех, кто способен размыш-лять» . В Новое время проблема памяти разрабатывалась прежде всего представителями английского эмпиризма, которые отстаивали положение об опытном происхождении знания и критиковали учение о врождённых идеях. Философский энциклопедический словарь. М., 1989. С. 458. Аристотель. О памяти и воспоминании. 453а // Вестник Русского христианского гуманитарного университета. 1997. №1. 10
Один из них - Дж. Локк - называл память «кладовой» идей. По его словам, «откладывание наших идей в памяти означает только то, что во многих случаях ум обладает способностью восстанавливать восприятия, однажды бывшие в ней, с присоединением к ним добавочного восприятия, что она их раньше имела»1. Согласно А. Бергсону, память представляет собой образ прошлого. Она существует в двух формах, первая из которых - память тела -основывается на физиологических механизмах мозга, а вторая - память духа - не связана непосредственно с мозгом. Память духа «удерживает и располагает одно за другим все наши состояния, по мере того, как они наступают, оставляя за каждым фактом его место, то есть обозначая его дату»2. Новый свет на природу памяти проливали результаты, полученные К. Г. Юнгом, Э. Дюркгеймом и другими исследователями коллективных форм человеческой жизнедеятельности. Так, К. Г. Юнг создал учение о коллективном бессознательном, постулировавшее существование общечеловеческих первообразов - архетипов. Это учение по существу говорило о том, что у человечества есть общая прапамять3. Э. Дюркгейм ввёл в свою социологическую концепцию термин «коллективные представления», с помощью которого он обозначал общие идеи и верования, имеющие эмоциональную окраску. Согласно его пониманию, коллективные представления внедряются в индивидуальное сознание на основе речевого общения между людьми4. Таким образом, в недрах философского знания вызревала идея коллективной памяти, детальная разработка которой была связана с именем М. Хальбвакса5. М. Хальбвакс полагал, что воспоминания могут выстраиваться двумя разными способами: они или выстраиваются вокруг определённого человека, рассматривающего их со своей собственной точки зрения, или распределяются по большому или малому сообществу, становясь его частичными отображениями. Другими словами, индивиду доступны два типа памяти. Но в 1 Локк Дж. Избранные философские произведения. В 2 т. Т. 1. М., 1960. С. 168. Бергсон А. Материя и память. Исследование об отношении тела к духу. СПб., 1911. С. 160. 3 См.: Юнг К. Г. Архетип и символ. М., 1991. 4 См.: Дюркгейм Э. Социология и теория познания // Новые идеи в социологии. № 2. СПб., 1914. См.: Хальбвакс М. Коллективная и историческая память // Неприкосновенный запас. 2005. № 2-3 (40-41). 11
зависимости от того, соотносится ли он с той или другой из них, он занимает две совершенно разные и даже противоположные позиции. С одной стороны, его воспоминания вписываются в рамки его личности или его личной жизни, и даже те из них, которые он разделяет с другими, рассматриваются им лишь с той стороны, с которой они затрагивают его в его отличии от других. С другой стороны, в определённые моменты он способен вести себя просто как член группы, вызывая в памяти и поддерживая безличные воспоминания в той мере, в какой они затрагивают его группу. Эти две памяти часто проникают друг в друга; в частности индивидуальная память может опереться на память коллективную, чтобы подтвердить или уточнить то или иное воспоминание или даже чтобы восполнить кое-какие пробелы, вновь погрузиться в неё, на короткое время слиться с ней. И тем не менее она идёт по собственному пути, и весь этот внешний вклад постепенно усваивается и встраивается в неё. Коллективная память же оборачивается вокруг индивидуальных памятей, но не смешивается с ними. Она развивается по собственным законам, и даже если иногда в неё проникают и некоторые индивидуальные воспоминания, они видоизменяются, как только помещаются в целое, которое уже не является сознанием личности. По мнению М. Хальбвакса, индивидуальная память не вполне изолирована и закрыта. Чтобы воскресить в памяти собственное прошлое, человеку часто приходится обращаться к чужим воспоминаниям. Он полагается на опорные точки, существующие вне его и установленные обществом. Более того, функционирование индивидуальной памяти невозможно без этих инструментов - слов и идей, не придуманных индивидом, а заимствованных им из его среды. Это не меняет ничего в том обстоятельстве, что мы помним только то, что сами видели, чувствовали, думали в определённый момент времени, т. е. наша память не смешивается с памятью других. Она ограничена достаточно узкими пространственными и временными рамками. Ограничена и коллективная память, но её границы иные. Они могут быть как гораздо более тесными, так и гораздо более широкими.
Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/324328.html |
|