Быстрый переход к готовым работам
|
ОбрядФеномен традиции. Понятие обряда тесно связано с двумя другими понятиями - традиции и обычая. В литературе понятие традиции давно стало предметом обсуждения философов, культурологов, социологов, этнографов и т. д. К вопросу о роли традиции в консолидации социальной системы обращались в своё время представители западной и русской философии истории, а также социологии 19 в. Так, Н. И. Кареев определял традицию как своего рода привычку, сформированную на основе подражания1. Современные авторы исследуют феномен традиции в различных аспектах, определяя его либо как средство социализации человека, либо как механизм интеграции социальной целостности. Существует два понимания традиции - в широком и узком смыслах. В широком смысле традиция представляет собой универсальную форму «фиксации, закрепления и избирательного сохранения тех или иных элементов социокультурного опыта, а также универсальный механизм его передачи, обеспечивающий устойчивую историко-генетическую преемственность в социокультурных процессах»2. Тем самым она включает в себя то, что передаётся (признанный как важный и необходимый для нормального функционирования и развития социума и его субъектов определённый объём социокультурной информации), и то, как осуществляется эта передача, т. е. комму-никативно-трансляционно-трансмутационный способ внутри- и межпоколенного взаимодействия людей в рамках той или иной культуры (и соответ- См.: Кареев Н. И. Общие основы социологии. Пг., 1919. Всемирная энциклопедия. Философия / Главн. научн. ред. и сост. А. А. Грицанов. М. - Мн., 2001. С. 1088. 55
ствующих субкультур) на основе относительно общего понимания и интерпретации накопленных в прошлом данной культуры (и соответствующих субкультур) смыслов и значений. Традиция обеспечивает воспроизводство в системах настоящей («живой», «непосредственной») деятельности апробированных и выдержавших испытание временем образцов прошлой («мёртвой», «овеществлённой») деятельности, т. е. она детерминирует настоящее и будущее прошлым, уже сбывшимся и выступающим как сумма условий любой социокультурной активности. Такое понимание традиции делает его применимым практически к любым фрагментам и уровням организации социокультурного опыта (как прошлого - культурное наследие, так и настоящего). В узком смысле традиция представляет собой характеристику «самоорганизующихся и саморегулирующихся (автономичных) подсистем человеческой деятельности и связанного с ними социокультурного опыта, функционирование и развитие которых не связано с институциональными формами обеспечения через специальный аппарат власти»1. Поведение социальных субъектов, организуемое и регулируемое с её помощью, не предполагает формулирование и экспликацию цели действующими субъектами: его смыслы скрыты (даны) в нём самом. Правомерность традиционных форм действия обосновывается и узаконивается самим фактом их существования в прошлом, а их эффективность оценивается через точность следования принятому образцу. Традиция в узком смысле может быть названа аутентичной, «первичной» или нерефлексивной. Она транслируется как непосредственно-практически через восприятие определённых форм действий и следование определённым регламентирующим правилам поведения (ритуал), так и через фольклор и мифологию. Уже в древневосточных обществах традиция приобретает свою превращенную форму, рефлексируясь и рационализируясь в рамках профессионально создаваемой культуры. Здесь она фиксируется в определённых текстах, получает письменно-знаковое выражение. Пройдя такого рода обработ- Всемирная энциклопедия. Философия / Главн. научи, ред. и сост. А. А. Грицанов. М. -Мн., 2001. С. 1088. 56
ку, традиция вновь возвращается в пласт реального поведения и может вполне осознанно поддерживаться и трансформироваться действующими субъектами. Причём она может быть социализирована в деятельности как «потребителей», так и «творцов» культуры. В последнем случае можно говорить о неаутентичной, «вторичной» или рефлексивной традиции. «Первичная» и «вторичная» традиция различаются прежде всего той или иной степенью рефлексии, а также изменения за счёт этого своего регулятивного потенциала. В своей совокупности они образуют традицию в широком смысле. Широкое понимание традиции позволяет рассматривать её как универсальную форму и механизм упорядочивания и структурирования имеющих значение для живущих поколений людей содержаний любой культуры и её подсистем. Обеспечивая преемственность, она предполагает, с одной стороны, полагание определённых границ человеческой деятельности, придания ей пространственно-временной устойчивости, известной инертности, а с другой - определённый сдвиг значений в передаваемых содержаниях, т. е. постоянное явное или неявное (нерефлексируемое индивидами) их изменение. Инновация только тогда приживается в социуме, когда она вписывается в систему имеющихся значений социокультурного опыта, согласуется с имеющейся традицией или порождает новую. Традиция, следовательно, в значительной степени «есть то, что удерживает нас в культуре и истории»1. «Связывая» человека прошлым, закрывая (до известной степени) ему возможность ретроспективного произвола, она открывает ему перспективу свободы в настоящем и будущем на основе прошлого.
Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/324328.html |
|