Быстрый переход к готовым работам
|
Планирование формирования умений работать с графиками функций
В предыдущих параграфах описаны обобщенные способы деятельности по чтению, построению и анализу графиков. Согласно основной идее исследования именно их надо делать предметом усвоения на уроках по трем школьным предметам: физике, математике и информатике. Ниже приведено содержание выделенных способов работы с графиками и их обозначение: ОС 1, ОС 2, ОС 3, ОС 4. Следует отметить, что обобщенные способы чтения графиков (ОС 1) и анализа графиков (ОС 3) похожи по своему содержанию (отличаются последними действиями). Однако мы полагаем, что им надо обучать отдельно: сначала чтению графиков как более простому способу, а затем анализу графиков. Это связано со следующими обстоятельствами.
Во-первых, чтение и анализ графиков преследуют разные цели (чтение - извлечь информацию из графика, анализ - установить вид зависимости по графику или интерпретировать график). Во-вторых, при решении задач на чтение графиков выделяется набор свойств, которые видны сразу (обозначение координатных осей, масштаб, «поведение» графика, наибольшие и наименьшие значения функции и т.п.). А при решении задач на анализ графика сначала осуществляется извлечение из него первичной информации (т.е. выполняется чтение графика), а затем выполняются более сложные действия по подбору уравнения, вычислению коэффициентов и т.п. Для того чтобы учащиеся усвоили обобщенные способы работы с графиками (ОС 1 - ОС 4) целесообразно организовать на уроках математики, физики и информатики четыре этапа их освоения. < >Этап накопления опыта: вводится понятие «график функции», информация о графиках функций разных видов, под руководством учителя учащиеся решают несколько задач (3-4) в соответствии с обобщенным способом). Этап составления ОС: под руководством учителя учащиеся анализируют решение предыдущих задач, по результатам этого анализа составляют обобщенный способ каждого вида работы с графиками функций. Этап применения ОС: учащиеся самостоятельно применяют обобщенный способ к решению 5-6 задач предметного содержания.Этап переноса ОС: школьники выполняют задания межпредметного содержания и практические задания, в которых представлена ситуация, близкая к реальной, с применением компьютерных программ. Распределение этих этапов по учебным предметам (физика, математика и информатика) определяется спецификой способа и согласованием по времени учебного материала, на базе которого можно организовать освоение способа. В работах Н.И. Одинцовой и Е.Е. Яковец [115, С. 22-30] введены понятия о согласовании и двух видах рассогласований учебных программ физики и математики. К согласованию учебных программ относят формирование математических приемов незадолго до их применения в курсе физики. К первому виду относят такое рассогласование, когда «формирование математического приема на уроках математики проводится значительно раньше применения этого приема на уроках физики». Ко второму виду - «формирование математического приема на уроках математики проводится позже (или не проводится вовсе), чем требуется его применить на уроках физики».
Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/304958.html |
|