Быстрый переход к готовым работам
|
Абсолютистские и либеральные трактовки государственной власти в период Нового времениДля Нового времени характерна политическая консолидация стран, которые постепенно превращались в сплоченные и централизованные феодальноабсолютистские монархии. В следствии прекращения феодальных войн между мелкими сеньерами, подчиненными теперь сильной королевской власти, создается сравнительно устойчивый внутренний порядок основанный на устоявшихся властеотношениях. Стабильность властных отношений благоприятствует цельнейшему экономическому развитию. Оставаясь по своей сути дворянской, абсолютная монархия как централизованное и сильное государство, способное предотвратить междоусобные войны прежних времен и защитить интересы своих подданных, оценивается нарождающейся буржуазией как оплот и залог благоденствия. К.Маркс совершенно точно указал на то, что «... Абсолютная монархия возникает в переходные эпохи, когда старые феодальные сословия разлагаются, а средневековое сословие горожан складывается в современный класс буржуазии, и ни одна из спорящих сторон не взяла еще перевеса над другой»1. Эта марксова характеристика рассматриваемой эпохи, весьма рельефно выделяет две противодействующие силы феодалов и нарождающуюся буржуазию. Такое противостояние получило свое выражение и в идеологической сфере, где феодально-абсолютистской идеологии противостоит формирующаяся, и медленно набирающая силу либеральная мысль. Таким образом, феномен власти применительно к эпохе Нового времени, целесообразно рассматривать именно Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. T.V. С.212. в контексте противостояния абсолютистского и либерального подходов к ее пониманию. Пик идеологического обострения, характеризуемого противостоянием абсолютистских и буржуазных воззрений приходится на период английской буржуазной революции XVII в., которая нанесла, по сути, сокрушительный удар по феодализму и открыла простор для быстрого роста капиталистических отношений в одной из ведущих стран Западной Европы. Естественно, что каждая из революционных сторон, выдвигала свои политические программы и обосновывала соответствующими их идейно-теоретическими выкладками. По точному замечанию Л.С.Мамута «противники революции, соединявшие веру в незыблемость феодальных порядков с преданностью королевскому абсолютизму и клерикальными убеждениями, не особенно заботились о новизне и весомости той аргументации, которую они пускали в ход в идеологической борьбе. Ими были взяты на вооружение концепции божественной природы монархической власти, теория патриархального возникновения и существа государства»[1]. По сути, ими был подхвачен средневековый лозунг: «Государева власть от бога!». Так, например, К.Салмазий в своем знаменитом памфлете «Королевская защита» обосновывает идею о том, что монарх получает свою власть от Бога и поэтому никто из людей не смеет ее ограничивать или разрушать. В свою очередь казнь короля представляет собой оскорбление самой божественной сути и попрание религии. Она означает, ниспровержение самих основ государственности, упразднение всякого права и всякого закона[2].
[1] Мамут Л.С. Политические и правовые учения в Голландии и Англии в период ранних буржуазных революций // История политических и правовых учений / Под ред. В.С. Нерсесян- ца. М„ 1983. С. 178.
Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/555472.html |
|