Быстрый переход к готовым работам
|
УЧАЩИЙСЯ КАК СУБЪЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССАКак было указано выше, субъектность является сущностной характеристикой личности, поэтому при разработке моделей образования необходимо основываться на учете особенностей субъектов образовательной деятельно- ^ сти. Категория субъекта является одной из центральных в философии. Наиболее полно характеристика категории субъекта с общефилософских позиций представлена С.Л. Рубинштейном [241]: , 1. С Л. Рубинштейн фиксирует две взаимосвязанные стороны, показывая соположенность категории субъекта с категорией объекта: - бытие как объективная реальность, как объект осознавания человеком; - человек как субъект, как познающий, открывающий бытие, осуществляющий его самосознание; 2. С.Л. Рубинштейн вводит понятие познающего субъекта: - это общественный субъект, осознающий познаваемое им бытие в общественноисторически сложившихся формах; 3. Общественный субъект может существовать и реализовываться и в деятельности, и в бытии конкретного индивида; 4. СЛ. Рубинштейн обращает внимание на то, что «Я» предполагает некоторую деятельность и, наоборот, «произвольная, управляемая, сознательно регулируемая деятельность необходимо предполагает действующее лицо, субъекта этой деятельности — «Я» данного индивида». Это положение выступает в качестве одной из основных характеристик не только субъекта, но и самой деятельности. 5. Субъект - сознательно действующее лицо, самосознание которого - это « осознание самого себя как существа, осознающего мир и изменяющего его, как субъекта, действующего лица в процессе его деятельности - практической и теоретической, субъекта деятельности осознания в том числе» Это определение получает в теории С.Л. Рубинштейна форму афоризма «Человек как субъект жизни». 6. Каждый конкретный субъект определяется через свое отношение к другому. 7. Каждый субъект, каждое «Я», представляя и единичное, и всеобщее, есть коллективный субъект. C.JI. Рубинштейн пишет: «Каждое «Я», поскольку оно и есть всеобщность «Я», есть коллективный субъект, содружество субъектов, «республика субъектов», содружество личностей; это «Я» есть на самом деле «Мы».» 8. Согласно C.JI. Рубинштейну, «субъект в своих деяниях, в актах своей творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется; он в них созидается и определяется. Поэтому тем, что он делает, можно определить то, что он есть, направлением его деятельности можно определить и формировать его самого. На этом только зиждится возможность педагогики, по крайней мере, педагогики в большом стиле»[цит. по 35] Ж. Пиаже подходит к понятию субъекта с операционных позиций, рассматривая активность как одну из ведущих его характеристик, подчеркивая, что «так же, как объект не дан субъекту в готовом виде, а воссоздается последним в структуре знания, как бы «строится» им для себя, так и субъект не дан себе со всеми своими внутренними структурами; организуя для себя объект, субъект конструирует и свои собственные операции, т.е. делает себя реальностью для самого себя.» По Ж. Пиаже, субъект находится в постоянном взаимодействии со средой; ему врожденно присуща функциональная активность приспособления, посредством которой он структурирует воздействующую на него среду. Активность субъекта выявляется в действиях. «Субъект действия, деятельности и в более широком смысле - взаимодействия, соотносимый с объектом, представляет собой активное, воссоздающее и преобразующее начало. Это всегда деятель.»[235]
Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/298522.html |
|