Быстрый переход к готовым работам
|
УСЛОВИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ТРАДИ-ЦИОННОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯСвойство консервативности и инерционности образовательной системы выражается в стремлении сохранить традиционную систему образования, адаптировать ее для решения задач, стоящих перед обществом и образованием в настоящее время. Традиционная система образования, сложившаяся более 300 лет назад, когда темпы устаревания знаний были соразмерны с периодом жизни человека, определяла цели и задачи школы, направленные на развитие когнитивных способностей учащегося, ориентируя учителей на предметные фиксированные программы, формирующие определенные результаты обучения. Проведем анализ условий и возможности развития личности в традиционной системе образования, целью которой является усвоение предметнодисциплинарных знаний. В таблице 1 представлены основные характеристики учебно-дисциплинарной модели образования. Таблица 1.
Как видно из таблицы ^традиционный подход в образовании представляет образование, ориентированное на общественную реальность и требующее прежде всего усвоения заданной суммы знаний, умений и навыков, определённых сегодняшним уровнем развития науки и техники (технократический подход). Такое образование осуществляется в рамках так называемой учебно-дисциплинарной модели с её строгой регламентацией учебной технологии, закрепленной в жестком учебном плане, расписании занятий, в про
граммах и методических пособиях, с одинаковым усредненным подходом к ученику, не создает необходимые условия становления успешной личности. Основная цель учебно-дисциплинарной модели - вооружить детей знаниями, умениями и навыками, привить послушание. Ребенок в этой системе- объект приложения сил воспитательной системы. Основными способами общения являются наставления, разъяснения, запрет, требования, угрозы, наказания, нотации, окрик; тактика - диктат и опека [253,69]. Предпочтение отдается фронтальным формам работы с детьми, и прежде всего, занятиям по типу школьного урока. Активность самих детей подавляется в угоду внешнему порядку и формальной дисциплине. Возникает иллюзорная уверенность взрослых в эффективности собственных воспитательных воздействий на детей. В рамках этой модели процветает формализм, что выхолащивает гуманистическую, общеразвивающую сущность воспитания и образования. В результате имеем взаимное отчуждение взрослого и ребенка, преобладание у детей пассивности над активностью. Дети теряют инициативу. За пределами контакта с воспитателями поведение ребенка резко меняется и может не иметь ничего общего с ожидаемым и должным. Обучение в сегодняшней массовой школе в рамках учебно-дисциплинарной модели развивает исполнительские способности человека: внимание, память, умение копировать действия других, повторять увиденное и услышанное, действовать в привычных условиях по установленному правилу или шаблону.
Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/298522.html |
|