Быстрый переход к готовым работам
|
Психологические детерминанты гражданской идентичности как основа ее формирования у учащихся старших классовСпособность к концептуализации в области гражданской проблематики как основа формирования когнитивного компонента гражданской идентичности старшеклассников. Концептуальные способности представляют собой один из видов понятийных способностей, сущность которых эмпирически исследована и описана М. А. Холодной [134]. Развитие у учащихся в среднем школьном возрасте понятийных форм мышления, в том числе способности к концептуализации, является необходимым условием для формирования у школьников в старших классах собственной общественной позиции и гражданского самоопределения. Качественное изменение содержания мышления возможно только в процессе деятельности, в подростковом возрасте – преимущественно в учебной деятельности. Л. И. Божович выделяет специфику содержания учебных предметов в старших классах, которая заключается в переходе от преподавания конкретных научных закономерностей к теоретическим и методологическим основам знаний, что и обуславливает перестройку содержания мышления. В старшем школьном возрасте становится доступным установление междисциплинарных связей и формирование единой системы знаний [35]. Гражданская проблематика находит свое проявление в разных сферах жизнедеятельности общества (политической, экономической, культурной, правовой и др.) и может быть раскрыта на понятийном уровне посредством освоения предметов социально-гуманитарного цикла, а также отдельно разработанных программ в рамках работы по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию. Например, освоение на понятийном уровне учебных предметов истории, обществознания, граждановедения, литературы, культурологии позволяет:
Благодаря потенциалу предметного содержания учебных дисциплин социально-гуманитарного цикла и грамотно выстроенной системе внеклассной работы отдельные формы понятийного мышления, становление которых началось еще в среднем школьном возрасте, в старшей школе могут стать эффективным инструментом формирования гражданского мировоззрения старшеклассников. Выделим ряд характеристик понятийного мышления, которые связаны со способностью к концептуализации, и определяют возможность качественного изменения когнитивного компонента гражданской идентичности учащихся старших классов.
обуславливает системность в восприятии и понимании гражданской действительности. Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/548856.html |
|