Быстрый переход к готовым работам
|
Методики исследования гражданской идентичности учащихся старших классовМетодики исследования гражданской идентичности старшеклассников подобраны в соответствии с разработанной моделью исследования гражданской идентичности в старшем школьном возрасте и позволяют диагностировать статус гражданской идентичности и ее психологические детерминанты (таблица 4). Таблица 4. Компоненты модели исследования гражданской идентичности учащихся старших классов и методики, направленные на их исследование
Дадим характеристику используемым методикам.
Авторская анкета, направленная на определение статуса гражданской идентичности старшеклассников. Анкета предназначена для учащихся старших классов (молодых людей старшего подросткового и юношеского возрастов). Цель – определение статуса гражданской идентичности. На этапе разработки анкеты решались задачи по формированию репрезентативности выборки содержания утверждений, конкретизации ключевой феноменологии измеряемого признака (статуса), определению параметров спецификации анкеты (составу и количеству шкал, формату утверждений, способу обработки результатов) [11, 22]. В рамках решения задачи по определению репрезентативной выборки содержания утверждений на основании показателей сформированности гражданской идентичности обучающихся средних общеобразовательных школ (сформулированных рабочей группой под руководством А. Г. Асмолова [126]) выделены области, в которых могут актуализироваться гражданские ценности и может разворачиваться «поиск альтернатив»: гражданский долг; права и обязанности; включенность в социально-политическую ситуацию; направленность на сохранение общего благополучия; патриотические чувства; чувства принадлежности к гражданам Российской Федерации. Таким образом, утверждения были сформулированы в отношении каждой из шести выделенных модальностей гражданского бытия. Вторая задача в процессе разработки анкеты была связана с учетом характерных признаков, в которых выражается особенность осознания и переживания гражданской идентичности (статуса). На основании статусной концепции Эго-идентичности Дж. Марсиа было принято, что ключевая феноменология измеряемого признака выражается в сочетании двух параметров: единицы гражданской идентичности (их наличие или отсутствие) и период выбора (опыт «поиска» или его отсутствие) в отношении шести выделенных аспектов гражданской действительности.
Итак, анкета предусматривает четыре шкалы, выделенные в соответствии с четырьмя статусами гражданской идентичности: диффузный, предопределенный, мораторий и достигнутый статус. Каждая шкала включает по шесть утверждений в отношении различных аспектов гражданской жизнедеятельности. Всего 24 утверждения (Приложение 1). Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/548856.html |
|