Быстрый переход к готовым работам
|
Особенности организации оценки эффективности программы формирования гражданской идентичности старшеклассниковВ результате эмпирического исследования старшеклассников с разным статусом гражданской идентичности было выявлено, что процесс формирования статусов гражданской идентичности сопровождается изменением ряда психологических параметров (психологических детерминант). Следовательно, работа с данными параметрами будет способствовать становлению гражданской идентичности и как высшего ее уровня – достигнутого статуса. Именно достигнутый статус по всем его характеристикам определяет зрелую, осмысленную, конструктивную (по аналогии с конструктивным патриотизмом) идентичность. На первый взгляд, формирование достигнутого статуса должно стать главной целью при разработке и реализации программы, направленной на формирование гражданской идентичности старшеклассников. Но может ли такая цель быть достигнута в отношении всей совокупности учащихся, с которыми планируется работа в ограниченный период реализации программы? Важно понимать, что для некоторых школьников приобретение достигнутого статуса гражданской идентичности, по целому ряду причин, является очень отдаленной перспективой. Будут и такие молодые люди, которые не сменят свой статус на протяжении всей жизни. Закономерность формирования статусов идентичности такова, что «выходу» на достигнутый уровень всегда предшествует сложный путь поиска. В процессе поиска возможно разочарование, отказ от одних ценностей и переосмысление других. Этот путь сопряжен с осознанием многих противоречий объективной реальности, которые могли не волновать, когда личность находилась в диффузном статусе, или не обнаруживали себя на уровне предопределенного статуса гражданской идентичности. При условии компетентных педагогов и
психологов, которые постоянно работают со старшеклассниками, этот процесс может грамотно сопровождаться и регулироваться в течение длительного времени. В рамках же запланированной экспериментальной и достаточно кратковременной работы мы, как организаторы тренинга, столкнулись с проблемой определения цели и общего показателя эффективности программы. Если считать таким показателем переход от более низких статусов (диффузного и предопределенного) к более высоким (мораторию и достигнутому), то это обозначает всегда сначала переход старшеклассника в состояние моратория (поиска и неопределенности). В случае достижения такого результата по окончанию программы психолого-педагогическое сопровождение учащегося на этапе моратория не должно прекращаться, чего мы, как экспериментаторы, по объективным причинам, не могли гарантировать. Но и оставлять учащихся в состоянии кризиса гражданской идентичности в результате реализации программы с этической точки зрения недопустимо. В соответствии с логикой вышеизложенных рассуждений были выделены и описаны выше условия комплектования группы, в соответствии с которыми учитывается статус гражданской идентичности старшеклассников, принимающих участие в программе. Критериями эффективности психологической работы по формированию гражданской идентичности является положительная динамика в содержании структурных компонентов гражданской идентичности (когнитивном, эмоционально-оценочном и потребностно-мотивационном):
И отдельным, контрольным критерием эффективности психологической работы по формированию гражданской идентичности выделено прогрессивное изменение в личностном профиле, отражающее выраженность того или иного статуса гражданской идентичности старшеклассника (по результатам анкетирования и структурированного интервью, направленных на диагностику статуса гражданской идентичности). Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/548856.html |
|