Быстрый переход к готовым работам
|
Модель формирования профессиональной направленности бакалавров направлений подготовки «Экономика и управление»Формирование профессиональной направленности бакалавров, как педагогическая проблема — это сложный и длительный по времени процесс направленного педагогического воздействия в учебной, практической и воспитательной деятельности. Для сокращения сроков решения поставленной задачи и получения высокого результата сформированности профессиональной направленности в период обучения в вузе нами было принято решение разработать территориальную (муниципальную) модель. Основанием для поставленной нами задачи выступает проблема подготовки востребованных профессиональных кадров для городского округа Ступино Московской области. Ведущими образовательными заказчиками выступают работодатели муниципалитета. В исследовании мы рассмотрим разработанную нами территориальную (муниципальную) модель. Регионализация образования в контексте формирования профессиональной направленности появилась в педагогических исследованиях в начале 90-х годов. Современным её проявлением становится формирование производственнотерриториальных образовательных кластеров. В последние годы высшие учебные заведения получили возможность самостоятельно конструировать вариативную часть образовательных программ, получили право и обязанность выбора собственных образовательных траекторий в соответствии с региональными социально-экономическими потребностями и задачами, территориальными условиями, демографическими проблемами. В таких условиях образование должно учитывать потребности территории, тогда выпускники вуза будут востребованы, образовательные учреждения получают финансовую, материальную и техническую поддержку, заслуженно получат уважение и внимание производства, общества и администрации округа. Необходимость и задачи таких изменений прописаны ФГОС ВО. Эти тенденции и изменения учтены нами при проектировании модели формирования профессиональной направленности бакалавров. Нужно отметить, что процесс формирования профессиональной направленности, начатый в университете, является процессом непрерывным и выступает предметом интереса предприятий, сферы услуг, служб занятости и кадровых агентств. Однако, интересы их нередко противоречивы и взаимоисключающи. Мы солидарны с Н.Ф. Родичевым, который выделил главное противоречие: между интересами человека и интересами экономической сферы, а также отметил социокультурную неоднородность современного образовательного заказа [166]. Мы считаем, что успешно формировать профессиональную направленность студентов в современном университете возможно при достижении баланса интересов различных социальных институтов, экономической сферы, студентов и выпускников. Различные социальные интересы, разрозненность профессиональных требований и подходов, особенности возможностей и различная социальная политика институциональных экономик, непосредственно влияющих на профессиональную деятельность, объективно требуют пересмотра процесса подготовки специалистов. Нужно направить внимание на удовлетворение потребностей конкретной личности и конкретного заказчика, а также на деятельность по оптимизации процесса функционирования социально-экономической системы общества и на достижение системного эффекта в образовательной политике. В условиях плюрализма и для сохранения интересов различных участников и заказчиков процесса формирования профессиональной направленности, а также учитывая трудности в поиске нахождения совместных решений при различном видении ситуации, консенсус может быть достигнут только на «основе межинституционального диалога». Опытом зарубежной практики по организации профессиональной деятельности подтверждается внедрение дуального обучения, создание механизма кооперирования и взаимодействия всех субъектов профессиональной деятельности по координации их деятельности и созданию специальных стратегических программ [166]. Основанием для проектирования муниципальной модели формирования профессиональной направленности бакалавров, на наш взгляд, является социальное партнёрство и взаимодействие участников процесса подготовки профессиональных кадров. В масштабе территории оно позволяет выявить потребности в них, набор требований, предъявляемых к субъекту труда. Таким образом, межинституциональное (социальное) партнёрство выступает базовым механизмом при создании муниципальной модели формирования профессиональной направленности бакалавров. Этот механизм в масштабах муниципалитета позволит выполнить следующие взаимосвязанные функции: - выявить, согласовать и оформить требования, которые предъявляются различными социальными заказчиками по готовности выпускника к профессиональной деятельности; - определить и согласовать с участвующими сторонами условия и пути достижения высокого уровня профессиональной направленности (выбор технологий, проектирование моделей, программы сопровождения и т.д.); - использовать и интегрировать все имеющиеся ресурсы (технические, материальные, информационные, методические, кадровые и др.,) для эффективного решения задач территориальной (муниципальной) модели. Рассмотрим, что мы понимаем под социальным партнёрством. Такой вид взаимодействия является относительно новым для России и стал возможен при демократических изменениях в стране. В научной литературе «социальное партнёрство» обычно рассматривается как координация интересов различных субъектов как в обществе в целом, так и отношений внутри отдельной отрасли или организации, для реализации совместных проектов и для удовлетворения своих потребностей. Так Г.А. Федотова определяет «социальное партнёрство, как «инструмент для реализации совместной деятельности для достижения общественного согласия» [199]. Социальное партнёрство в образовании — это новая область знаний, особый тип экономического, организационного и педагогического взаимодействия образовательных организаций с работодателями, центрами занятости, кадровыми агентствами, органами управления территорий, общественными организациями, нацеленные на согласованные действия, реализацию совместных проектов по организации учебного процесса на условиях договорных отношений. В последние годы появилось много научных трудов, посвящённых теме социального партнёрства в образовании. Среди них можно выделить работы В.И. Блинова [25], Н.П. Новикова [136], И.М. Реморенко [163] и др. В нашей работе интересны совместные исследования Ю.В. Ананьиной [8], В.И. Блинова [25], И.С. Сергеева [177]. Ими выделены принципы, на которых строится механизм социального партнёрства, такие как саморегуляция деятельности, взаимовыгодные и равноправные отношения, взаимодополняемость и поддержка, системность, единство подходов к содержанию и технологиям, достаточность ресурсов. Выделим факторы, которые влияют и определяют развитие социального партнёрства в образовании: - изменения и задачи социальной и образовательной политики в России, мы наблюдаем тенденцию к регионализации образования; - осознаваемая обществом потребность объединения интересов рынка труда и образования; - тенденции в управлении образованием, связанные с переходом к сетевым формам взаимодействия, которые без сомнения более гибкие и обеспечивающие высокую экономическую эффективность; - тенденции на внебюджетное финансирование образовательных организаций, на развитие государственно-частного партнёрства с бизнес-сферой и производством; - процесс реструктуризации образования, изменение типа и вида образовательных учреждений.
Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/novikova-marina-gennadevna-formirovanie-professionalnoy-napravlennosti-buduschih-ekonomistov-v-proc.html |
|