У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Анализ состояния системы пенсионного страхования в РБ
Количество страниц 80
ВУЗ Академия управления при президенте республики Беларусь
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 1995.doc 
Содержание Введение 5
1. Система пенсионного страхования как компонент социальной защиты 10
1.1. Понятие социальной защиты 10
1.2. Принципы форм социальной защиты 14
1.3.Структура системы социальной защиты и пенсионное обеспечение как ее элемент 26
2. Анализ состояния системы пенсионного страхования на современном этапе 34
2.1. Субъекты пенсионного страхования 34
2.2. Механизм пенсионного страхования 38
2.3. Пенсионная система советского периода 52
3. Пути совершенствования системы пенсионного страхования в современных условиях 57
Заключение 74
Список использованных источников 77




АННОТАЦИЯ

В данной работе дается понятие такому компоненту социальной защиты как система пенсионного страхования, анализируется состояние системы пенсионного страхования на современном этапе и предлагаются пути ее совершенствования в современных условиях.
Целью данного исследования является раскрытие понятия социальной защиты населения и такой ее составляющей, как пенсионное обеспечение. Объектом настоящего исследования является система пенсионного страхования как компонент социальной защиты на современном этапе. Предметом исследования служат пути выхода из сложившейся тупиковой ситуации с анализом их предпочтительности для Беларуси.
Концепция реформы пенсионного обеспечения в РБ не ведет к достижению поставленной цели - "обеспечению финансовой стабильности пенсионной системы" и повышению размера пенсий.
В этой связи возникла необходимость разработки новой комплексной системы социальной защиты населения, отвечающей демографическим и социально-экономическим процессам.
Пенсионное обеспечение в стране будет строиться на основе сочетания распределительных и накопительных способов финансирования, развития многоуровневой системы страхования, сочетания обязательных и дополнительных страховых программ, персонифицированного учета застрахованных.
Повышение уровня жизни граждан пенсионного возраста предполагается достичь за счет укрепления страховых принципов пенсионного обеспечения, а также установления тесной связи между размером пенсии и величиной уплаченных страховых взносов посредством введения условно-накопительного компонента.



ВВЕДЕНИЕ

Механизмы социальной защиты населения, действовавшие долгое время при централизованной административно-плановой экономике, не отвечают требованиям ведения хозяйства в условиях рынка. Если раньше каждому гражданину гарантировались работа, жилье, бесплатное образование и медицинское обслуживание, определенный уровень доходов за счет централизованного регулирования размеров зарплаты, пенсий, стипендий, пособий и соответственно цен на продукты питания, товары, услуги, то при переходе к рыночным отношениям люди лишаются многих ранее существовавших гарантий. Это вызывает необходимость глубокого реформирования системы социальной защиты населения.
Набирает силу процесс старения населения, который воздействует на состав рабочей силы, структуру производства, потребления и особенно - на социальное обеспечение и здравоохранение, так как влечет за собой значительный рост расходов на пенсии, медицинское обслуживание, специальные службы по уходу за престарелыми и т.п.
Что касается такой составляющей системы социальной защиты как пенсионное страхование, то в последние десятилетия все ярче проявляются признаки банкротства государственной пенсионной системы. В течение 80-х годов демографическое и общеэкономическое состояние развитых и большинства развивающихся стран мира не вызывало опасений относительно ликвидности пенсионной системы. Количество работающих, т.е. контрибьютеров системы, значительно превышало число пенсионеров. К концу 90-х финансовая и административная состоятельность государственной пенсионной системы стала на повестку дня не только в странах Организации за экономическое сотрудничество и развитие (ОЭСР), но и в постсоциалистических государствах. 50-летняя история развития пенсионной системы pay-as-you-go свидетельствует, что она не является адекватным ответом на современные вызовы экономического развития и социального обеспечения. Она превратилась в тормоз для экономики в целом, привела к росту бюджетного дефицита, внешнего и внутреннего долга, оттоку инвестиций по причине реструктивных ограничений рынка труда и, как следствие, к снижению уровня жизни населения и социальным конфликтам между поколениями. Заблуждения в экономической теории привели к серьезным перекосам на всех рынках капитала, нарастанию кризисных явлений в экономике в целом.
Существующую в Беларуси пенсионную систему "Работающий Платит за Пенсионера" (pay-as-you-go) называют солидарной. На самом деле она имеет встроенный механизм создания конфликтов между поколениями. Через политические институты, бюрократические процедуры данная система перераспределяет ресурсы от одних социальных групп в пользу других, от одного поколения другому. Она создает десятки привилегированных групп и является, по сути, крайне неустойчивой финансовой пирамидой. Система несправедлива, неэффективна и аморальна. Несправедлива, потому что разрушает принципиально важную связь между уплаченными в пенсионную систему деньгами и получаемым после выхода на пенсию доходом, потому что лишает человека права распоряжаться собственными сбережениями после выхода на пенсию и национализирует выплачиваемые всю жизнь пенсионные взносы в случае смерти, потому что перераспределяет государственные ресурсы в пользу богатых и обеспеченных за счет бедных. Система неэффективна, потому что не способна прибыльно управлять финансовыми ресурсами и обеспечивать высокую степень ликвидности, выплачивать высокие пенсии, обеспечивающие нормальный уровень благосостояния. Потому что она увеличивает налоговое бремя на предприятия, создает условия для развития серого рынка труда и предпосылки для роста безработицы. Система аморальна, потому что обещает работающим определенный уровень благосостояния при выходе на пенсию и обманывает ожидания. Потому что лишает работающих возможности самостоятельно планировать свои доходы в старости и активизирует механизмы, разрушительные для института семьи и отношений между людьми. Беларуси срочно нужна пенсионная реформа, потому что в существующем виде пенсионная система не в состоянии выполнить стоящие перед ней задачи.
Из вышесказанного вытекает, что вопрос пенсионного страхования в Республике Беларусь является не только актуальным, но и имеет практическое значение.
Целью данного исследования является раскрытие понятия социальной защиты населения и такой ее составляющей как пенсионное обеспечение, а также отражение динамики развития данных государственных механизмов с их отрицательными и положительными моментами. Для этого необходимо решить следующие задачи: обозначить принципы форм социальной защиты; описать структуру системы социальной защиты; показать место и значение пенсионного обеспечения как элемента социальной защиты; раскрыть механизм пенсионного страхования и наметить пути его совершенствования.
Объектом настоящего исследования является система пенсионного страхования как компонент социальной защиты на современном этапе в сравнении с ее вариантом советского периода. Предметом исследования служат пути выхода из сложившейся тупиковой ситуации с анализом их предпочтительности для Беларуси на данном этапе экономического развития. В последнее время все настойчивее звучат голоса о введении в Беларуси накопительной пенсионной системы, которая, предположительно, решит проблемы, рожденные сложными демографическими условиями, и сделает будущих пенсионеров счастливыми. При этом делаются ссылки на опыт стран, внедривших такую систему. Насколько это возможно в Беларуси - основополагающая тема настоящей работы.
Источниками для получения информации в основном послужили периодические издания и законодательные акты, т.к. в учебной литературе данная тема раскрыта недостаточно.
Список литературы ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Пенсионная реформа не может сводиться исключительно к реформе первого уровня распределительной пенсионной системы. В Беларуси, как и в других странах мира, набор инструментов ее "косметической" адаптации к современным условиям включает:
• изменение размера социального налога, выплачиваемого нанимателем и/или рабочим. При увеличении социальных налогов будут происходить еще более глубокие искажения рынка труда. Поэтому в рамках пенсионной реформы благоразумно ввести регрессивную шкалу социального налога 30% - 20% - 10 %. Работник уплачивает 10% начисленной зарплаты на свой индивидуальный пенсионный счет. Все остальное платит наниматель в Фонд социальной защиты;
• изменение объема прямого бюджетного финансирования Фонда социальной защиты. При дефиците средств на выплату пенсий правительство принимает решение о финансировании дефицита. Выдача краткосрочных кредитов или же увеличение объема бюджетного финансирования Фонда социальной защиты лишь усугубляет финансовое положение государства и не решает проблемы пенсионной системы. Поэтому в рамках реформы государственной системы первого уровня планируется перейти на принцип финансирования "все доходы - на все обязательства", что требует комплексности в проведении бюджетно-налоговой и пенсионной реформ;
• увеличение срока занятости, который учитывается при определении размера пенсий (к примеру, не последние 5 лет работы, а, скажем, 10 или 15 лет). При определении размера социальной пенсии этот фактор станет одним из компонентов, учитываемых при определении ее размера, но не будет основным;
• упразднение привилегий для существующих и будущих пенсионеров. Концепция предполагает сохранение обязательств перед теми гражданами, которые находятся на пенсии сегодня. При выработке формулы определения размера социальной пенсии фактор сферы занятости будет учитываться, но в системе индивидуальных пенсионных счетов каждый человек самостоятельно определяет размер дополнительно отчисляемых взносов в пенсионный фонд. Наличие многочисленных льгот и привилегий чрезмерно усложняет пенсионную систему первого уровня, делает ее чувствительной к политическому давлению. В результате получается, что разница между обычными пенсиями и привилегированными (за исключением отдельных категорий граждан) незначительная. Поэтому при определении размера социальной пенсии станет учитываться размер прожиточного минимума, минимального потребительского бюджета. По мере развития пенсионной системы второго уровня все пенсии, выплачиваемые из государственного пенсионного фонда, будут носить исключительно социальный характер. К социальным пенсиям будут относиться минимальные пенсии по старости, по инвалидности и по случаю смерти кормильца. Государственный пенсионный фонд будет централизованно вести учет пенсионной истории граждан, являющихся его участниками. При этом он должен предоставлять информацию частным пенсионным фондам по тем гражданам, которые решили изменить форму пенсионного страхования;
• расширение формулы подсчета размера пенсии за счет принятия во внимание демографических и фискальных факторов (состояние бюджета, перспективы экономического роста, динамика рождаемости и иммиграции и т.д.). Предполагается включить в формулу исчисления пенсии фактор наличия детей, поскольку дети пенсионера к тому времени являются участниками рабочей силы, выплачивают социальные налоги и являются своеобразным гарантом более высокого уровня социального обеспечения в старости;
• увеличение пенсионного возраста. При переходе на систему индивидуальных пенсионных счетов каждый гражданин будет в состоянии самостоятельно определять возраст выхода на пенсию. При этом в формулу подсчета социальной пенсии, а также определения объема обязательств государства перед гражданином при переходе его в частный пенсионный фонд будет учитываться количество отработанных лет и объем средств, уплаченных в пенсионную систему. Каждый гражданин при переходе в пенсионную систему второго уровня (индивидуальные пенсионные счета) получит государственные пенсионные облигации.
На основании проведенного исследования можно сделать вывод, что многоуровневая пенсионная система является гораздо более устойчивой, социально ориентированной и не подверженной макроэкономическим, политическим и демографическим шокам, т.к. она основана на следующих принципах:
• свобода выбора системы, частного пенсионного фонда, размера страхового взноса, возраста выхода на пенсию и размера получаемой пенсии. При этом пенсионное обеспечение в накопительной системе по-прежнему остается обязательным;
• индивидуальная ответственность за принимаемое решение (где открыть счет, сколько денег платить, когда выходить на пенсию, какую пенсию получать при достижении пенсионного возраста, как получать накопленные за рабочую жизнь средства на индивидуальном пенсионном счете и т.д.).



1. Бабосов Е.М. Чернобыльская трагедия в ее социальных измерениях. –Мн., 1996. -234 с.
2. Белорусская модель развития: Теория и практика. –Мн., 2003 г. – 193 с.
3. Бестужев-Лада И.В. Социальное прогнозирование: особенности и проблемы. –М., 1977. -279 с.
4. Григорьев А.Д. Социальная работа на Беларуси: история, опыт, проблемы: Учеб. пособие. –Мн., 2000. -258 с.
5. Даргель О. Состояние пенсионного обеспечения и перспективы развития пенсионного законодательства в Республике Беларусь // Юстиция Беларуси. -2000. -№4. – С.5-6.
6. Дегтярев Г. П. Страхование в переходный период: основные принципы // Общество и экономика., 1992. - №2 - С.283.
7. Декреты Советской власти: В 5 т./ – М., 1971.- Т.1-3
8. Доклад о развитии человека за 2006 год. Программа развития ООН. –Нью-Йорк, 2006. -55 с.
9. Друкер П. Труд и управление в современно мире // США: Экономика, политика, идеология. -1993. -№ 5. –С.312.
10. Женщины и мужчины Республики Беларусь: Стат.сб./ Под общ. ред. Г.И. Гасюк.- Мн., 2001. – 241с.
11. Зборовский Э.И. Инвалиды и общество // Неман.- 2000.- № 11.- С.334.
12. Каменков В., Черемисин П. Социальная защита: взносы и санкции // Директор. -2005. – №9. – С.10-11.
13. Конституция Республики Беларусь от 15.03.94 г. № 2875-XII.
14. Левант Н. А. Долгосрочное страхование жизни в условиях нестабильной экономики // Финансы. – 1996. - №6 - С.344.
15. Максимова Т.М. Современное состояние, тенденции и перспективные оценки здоровья населения.- М., 2002. – 267с.
16. Маслоу А. Общие проблемы. Зарубежный опыт. Государственная служба.- М.:Луч, 1994. -268 с.
17. Мурадян О. Пенсионное страхование: свои, и навсегда, -- чужие, и на время // НЭГ. - №37 (557) от 28.05.2002.
18. Норкин К.Б. Рыночная экономика большого города.- М., 1996. –421с.
19. О внесении изменений и дополнения в некоторые законодательные акты Республики Беларусь по вопросам пенсионного обеспечения: Закон Республики Беларусь от 1.12.99г. № 330-З.
20. О дополнительных мерах по улучшению пенсионного обеспечения инвалидов, участников Великой Отечественной войны и некоторых других категорий граждан: Декрет президента РБ 12.04.2000 г. № 11.
21. О мерах по улучшению положения женщин: Постановление Совета Министров РБ от 26.11.93 г. № 804.
22. О пенсионном обеспечении: Закон Республики Беларусь от 17.04.92 №1596-XII.
23. О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов: Закон Республики Беларусь от 17.10.94 г. № 3317-XII.
24. О республиканской программе Молодежь Беларуси: Постановление Кабинета Министров Республики Беларусь от 4.04.96г. № 234.
25. О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь от 11.11.91 г. № 1224-XII.
26. Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного социального страхования: Закон Республики Беларусь от 6.01.99 г. № 230-З.
27. Об основах государственного социального страхования: Закон Республики Беларусь от 31.01.06г. № 3563-XII.
28. Об утверждении списка работ и профессий, дающих право на пенсию независимо от возраста при занятости на этих работах не менее 25 лет: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 11.11.92 г. № 681.
29. Писарчик Л. Накопительная пенсионная система в Беларуси – реальность или иллюзия // Директор. – 2004. – №8. - С.9-10.
30. Писарчик Л. Нам предлагают скачок на 65 лет назад. // Национальная экономическая газета. – 2003. - № 79. –С.4.
31. Писарчик Л. Проблемы социального страхования в Беларуси // Директор. – 2004. – №7. – С.9-13.
32. Писарчик Л. Социальное страхование в Беларуси и мировая практика //Директор. -2004. – №5. – С.12.
33. Писарчик Л.Я. Уровень социальной защищенности и проблемы социального страхования // Социальный вестник. – 2001. – №1. – С.11-14.
34. Положение о порядке и условиях оказания адресной социальной помощи отдельным категориям семей и одиноких лиц и положения о комиссии по оказанию адресной социальной помощи: Постановление министерства соцзащиты РБ, минфина РБ, Минтруда РБ, министерства юстиции РБ от 21.07.2000 г. № 10/79/101/15.
35. Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ г.Санкт-Петербург 13.05.06 г.
36. Романчук Я. Концепция пенсионной реформы в Республике Беларусь // тез. докл. НИЦ Мизеса АЦ «Стратегия» Объединенная гражданская партия. –Мн., 2002. – С. 20-22.
37. Румянцева З.К. К обоснованию новой управленческой парадигмы // Бел. думка. – 2006 . – № 10.- С.342.
38. Руткевич М.Н. Диалектика и социология.- М., 1980. – 314с.
39. Сафронова В.М. Прогнозирование и моделирование в социальной работе.- М., 2002. – 402с.
40. Святокум Ю. Социальная защита …от пенсии? // Вечерний Минск. -1997. - №70. –С.4.
41. Семенов Д. В. Социальное страхование в современной России: каким ему быть // Охрана труда и социальное страхование. - 1997. - №6 – С.334.
42. Семья: прошлое, настоящее и перспективы: Пособие для педагогов / Под общ. ред. А.К. Водневой, Л.И. Смагнивой.- Мн., 2000 г. – 298с.
43. Социальная работа / Под ред. Курбатова В.И. –Р.-на-Д., 2003.- 355с.
44. Социальная работа: Теория и организация: Учеб. пособие/ П.П. Украинец, С.В. Лапина, С.Н. Бурова и др.; Под. ред. П.П. Украинец. –Мн.: ТетраСистемс, 2005. -288 с.
45. Социально-политическая ситуация в Беларуси: проблемы и перспективы: Сб.науч.тр. / Под общ. ред. М.Н.Хурса. –Мн., 2000. – 297с.
46. Социальная энциклопедия / Редкол.: А.П.Горкин и др. - М., 2000. –381с.
47. Страховое дело. Учебник / Под ред. Л. И. Рейтмана. - М.: Рост, 1992. –403с.
48. Сухов В. А. Страховой рынок России. - М.: Анкил, 1992.-325с.
49. Теория социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Фирсов М.В., Студенова Е.Г. –М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. -432 с.
50. Типовые методические положения по подготовке долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных прогнозов социально- экономического развития областей и г.Минска.- Мн., 2001. –136с.
51. Федоров Е. Скоро пенсия будет по карточкам социального страхования // Частная собственность.- 2002. -№ 49.- С.3
52. Шахов В. В. Введение в страхование: экономический аспект. - М.: Финансы и статистика, 1992. –437с.
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
2000
Скачать бесплатно 1995.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.