У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Памфлет как жанр сатирической публицистики. Приемы создания памфлетного жанра
Количество страниц 63
ВУЗ Курский государственный университет
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 22143.doc 
Содержание Содержание
Введение………………………………………………………………С. 3.
Глава 1. Памфлет как жанр сатирической публицистики
1.1. Особенности развития памфлетного жанра……………………………С. 8.
1.2. Памфлетный стиль. Специфика памфлета…………………………....С. 19.

Глава 2. Приемы создания памфлетного жанра

2.1. Композиционно-стилистические особенности памфлета…………….С. 31.

2.2. Образ автора и «авторская маска» в памфлете……………………. .С. 43.

Заключение…………………………………………………….…...С. 57.

Список литературы……………………………………………......С. 60.


Введение

Усложнение жанровых форм газетно-журнальной публицистики со-пряжено с повышением роли понятия и анализа в тексте и с обращением к образным выразительным средствам. Большая группа художественно-публицистических жанров включает зарисовку и очерк, сатирические жанры – фельетон, памфлет, пародию, сатирическую заметку, и заверша-ется жанром эссе. Художественно-публицистическими их называют потому, что автор, обращающийся к этим жанрам, всегда остается публицистом, создающим строго документальные, фактографические тексты, но в то же время он пользуется для их создания некоторыми художественными методами отображения действительности, характерными для художественного, в частности литературного творчества.
Стилистические и языковые особенности намного выразительнее проявляются в художественной публицистике, нежели в материалах ин-формационных и аналитических жанров. И это далеко не случайно, ведь сочетание художественного и публицистического начал позволяет напол-нить материал наибольшей полифоничностью, многогранностью, много-образием употребляемых приемов и средств. В таких жанрах, как пам-флет, фельетон, очерк, где основной целью сообщаемой информации яв-ляется возбуждение определенного отношения к ней, на первое место вы-двигается экспрессия.
В современной российской прессе происходит контаминация, взаи-мопроникновение жанров. Изменяются жанровые границы и формы, ме-няется язык и стилистика газетных материалов. Достаточно интересна эволюция жанров памфлет и очерк, где сатирическая критика претерпева-ет особую трансформацию. Так, обозреватели «Московских известий», «Общей газеты», «Новых известий», «Независимой газеты» и других из-даний, появившихся в 90-е годы, предпочитают страстности иронично-аналитический стиль. Для публицистов этих газет «более характерны скрытое выражение авторской интенции, косвенные способы экспликации оценки» [Какорина 2000: 415]. Публицистичность – как синоним активной жизненной позиции, страстности автора проявляется обычно в партийной и экстремистской прессе (газеты «Завтра», «Лимонка», «Советская Россия» и т.п.).
Имидж публициста составляют, в первую очередь, идейное содержание произведений и комплекс речевых средств для его воплощения. Краски для создания речевого имиджа публициста можно найти на любом структурном уровне языка: всюду, где есть альтернатива, где есть стилистический выбор, где возможно использование хотя бы одной из двух функционально взаимозаменяемых единиц с разной коннотацией и экспрессией. «Независимо от того, обнаруживает ли себя автор в намеренно демонстративной форме, его образ раскрывается всем повествованием» [Шмелев 1977: 59]. В каждом тексте, несмотря на его тематическую направленность, можно выделить комплекс идей, с помощью которых автор осмысляет действительность, и набор лексических и риторических средств, которыми он оформляет свои рассуждения. К ним относятся формулы, клише, лозунги, отсылающие читателя к идеям конкретного мировоззренческого комплекса.
У сатирических жанров публицистики своя специфика. Она опреде-ляется, прежде всего, их назначением, к ним обращаются в борьбе со злом, с тем плохим, что мешает жизни людей и общества. Так, предмет фельетона – конкретная локальная ситуация. Задача фельетониста – по-мочь установить эти недостатки, высмеяв их носителей. Фельетон обычно имеет точный адрес, у него есть реальный антигерой – человек или кол-лектив, организация, действия которых получают общественное значение, приносят вред. Газеты обычно печатают такие адресные фельетоны, рас-считывая, что после их публикации будут приняты меры к устранению осмеянных недостатков. Реже на газетных страницах появляется безад-ресный фельетон. У него свои достоинства. Он крупномасштабен, посвя-щен не одной локальной ситуации, а обобщает ряд сходных ситуаций, в которых действует несколько личностей. Автор такого фельетона не на-зывает их имен и фамилий, не указывает, где они конкретно проявили се-бя. Он выступает против отрицательного явления, наносящего вред обще-ству. Публикация начинает обретать признаки памфлета, сближается с художественной сатирой. Мастером таких фельетонов был Леонид Лиходеев («Литературная газета»). Автор пародии стремиться раскрыть недостатки поведения человека или его произведения – стихотворения, рассказа, газетной статьи, устного выступления, показать необоснованность его политических или творческих претензий. Для этого он как бы передразнивает героя пародии, как бы копирует его выступление, гиперболизируя и акцентируя его недостатки, обращая на них внимание читателя. Пародия - жанр многоликий, связанный с осмыслением ли¬тературных и жизненных процессов определенного историчес¬кого периода. Пародируются литературные направления, тече-ния, стили, творческие манеры писателей, конкретные произве¬дения и образы, жанры и сюжеты, бытовые и общественные явления. В пародии доминируют художественные акценты. Но это не означает, что мировоззренческие установки в ней второ¬степенны. Журналистика придает пародии публицистичность. Журналист собирает материал для пародии не как литератур¬ный критик, а как публицист. А.З. Паперный, являющийся одновременно и литературоведом, и пародистом, не преми-нул ехидно спародировать саму попытку дать точную дефиницию жанра: «Что такое пародия? Я бы предложил такое определение: пародия – это такое произведение, где пародирующий пародирует пародируемого» [Па-перный 1964: 17].
Сатирический комментарий представляет собой феномен, родствен-ный аналитическому комментарию. Однако от него он отличается тем, что доминирующим признаком данного вида текста, позволяющим относить его к семье художественно-публицистических произведений, является ярко выраженная целевая установка автора – высмеять тот феномен, который привлек его внимание. Сатирический комментарий в настоящее время публикуется по следам актуальных и наиболее нелепых и вредных действий различных политических деятелей, способных вы-звать общественный резонанс. Комментарии строятся практически всегда по одной и той же схеме – сначала излагается высказывание какого-то героя, а затем следует высказывание самого журналиста. Сатирический комментарий имеет «родственника» и а «лице» фельетона. Их объединяет цель выступления – высмеивание различных пороков и промахов. Проигрывая фельетону в уровне обобщения жизненных явлений, в наборе выразительных средств, сатирический комментарий выигрывает в оперативности, и это делает его незаменимым художественно-публицистическим жанром [Тертычный 2000: 111].
Предметом исследования является памфлет как жанр периодической печати.
Цель дипломной работы: определение границ сатирического про-странства памфлета и выявление основных способов организации этого пространства.
Для достижения цели исследования мы поставили следующие за-дачи:
- определить место памфлета среди других жанров художественной публицистики;
- рассмотреть особенности развития жанра памфлета в литературе и художественной публицистике;
- определить основные жанрообразующие признаки памфлета;
- определить основные аспекты коммуникации автора-публициста и читателя в памфлете;
- определить типичные и индивидуальные приемы создания «авторской маски»;
- рассмотреть композиционно-стилистические особенности памфлета.
Материал исследования: художественно-публицистические сати-рические произведения 16 – 21 вв.
Структура работы: дипломное сочинение состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы, включающе-го 45 наименований.

Список литературы Заключение

Памфлет является видом политически насыщенной, публицистиче-ской по преимуществу (иногда философской, научной и т. п.) литературы, который в некоторых отношениях близок к художественно-литературной сатире. Памфлетный жанр в наши дни, которые войдут в историю как время информационных войн, вновь стал одним из самых популярных. Самые известные памфлетисты наших дней - это С.Доренко, М.Леонтьев (ОРТ), В.Третьяков («Независимая га¬зета»), А.Минкин («Новая газета»), М.Стуруа, М.Дейч («Мос¬ковский комсомолец»), В.Шендерович (НТВ, «Московские но¬вости»), А.Черкизов («Эхо Москвы»).
Негативная направленность, которая характеризует памфлет, — его установка на отрицание, разоблачение, осмеяние, — роднит памфлет с сатирическими видами художественной литературы: памфлет ироничен, полемичен. Отсюда художественная манера памфлетиста усложняется ещё и особенностями художественно-литературной сатиры, различными видами иронии, гиперболизации и т. п.
Полемическое противостояние различных точек зрения — жанро-формирующий признак памфлета. Диалектическое пони¬мание истины предполагает относительность добытого знания на каждом этапе, отказ от устаревших представлений и нахож¬дение взамен им новых истин. Полемические тенденции могут находить свое выражение в тексте в двух вариантах: автор либо опровергает определенную систему мнений, подвергает ее критике, основываясь на выска¬зываниях оппонента, либо высказывает свою точку зрения, ут¬верждая ее в полемике, диалоге с собеседником.
Присущие памфлету как жанру черты – тенденциозность, злобо-дневность, полемическая направленность – складываются ещё в древности в обличительных речах, так называемых диатрибах и инвективах. Диатриба – беседа на философские, главным образом моральные темы, включающая уничтожающую полемику с воображаемым противником, с резкими нападками личного характера. Жанр диатрибы впоследствии лёг в основу христианской проповеди. Жанровый архетип инвективы – обличительное послание, ради опровержения противника широко использующее нападки на личные его черты, нравственные и интимные качества. Со¬временная инвектива - это жанр оскорбительной, отталкиваю¬щей, жестокой, безжалостной насмешки, основанной на антипа¬тии. Инвектива использует ради оскорбления разнообразные средства негативной оценки - от экспрессивных слов и оборо¬тов, находящихся в пределах литературного словоупотребления, до негативно ориентированной и бранной лексики. Огрубение на лексическом уровне выражается, в частности, в более широ-ком употреблении вульгаризмов, грубых просторечных и жаргонных слов и выражений.
Автор-сатирик использует весь арсенал художественно-выразительных средств. Однако их функции связаны с созданием юмористической или сатирической ситуации, они обостряют нарисованные автором противоречия и вызывают здоровый иронический скепсис. Одним из самых распространенных приемов, использующихся в памфлете, является гротеск. Для данного типа художественной образности характерна амбивалентность, целостность и нерасчлененность изображения обоих полюсов становления: и нового, и старого, и умирающего, и рождающегося.
Памфлетный текст насыщен разнообразными проявлениями авторского «я», многие из которых содержат в своей основе различного рода мистификации. Публицист может надевать на себя маску бесстрастного рассказчика, представлять себя очевидцем событий, другом читателя. Иногда памфлетист предстает сторонним наблюдателем, что не мешает чувствовать его уверенную сатирическую позицию. Одним из наиболее популярных средств комического, определяющим памфлет, можно считать псевдо¬ним, которым автор подписывает текст. Публицист зачастую прибегает к оценке существующих норм и правил в языке, так как последний является одним из важнейших инструментов выражения мыслей, чувств пишущего. Языковая игра может быть выражена в газетном тексте и через театрализацию действий, когда журналист сам выступает в качестве актёра или представляет своих героев через известные персонажи истории, литературы. Жизнь героев мифологизируется. Знаковость роли предопределяет и характер интерпретаций, служит своеобразной платформой для оценок, вовлекая читателя в полемику и с автором, и с его героем.


Список литературы

Алтунян А. О собирателях земли Русской: Жириновский как публи¬цист // Вопросы литературы. 1996. – № 3. – С. 82-86.
Баранов А.Н. Жаргон в контексте постмодернизма // Юганов И., Юганова Ф. Словарь русского сленга. Сленговые слова и выражения 1960 - 90-х годов. - М., 1997. – С. 283–302.
Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М., 1986.
Белянин В.П., Бутенко И.К. Толковый словарь современных разговорных фразеологизмов и присловий. – М., 1993.
Благодаров С. Почему в Калмыкии все люди счастливы // Комсомольская правда. 1999 (21 окт.) – С. 7.
Богоявленская Ю.В. Парцелляция в русском и французском языках. – М., 1976.
Богуславская Н.Е., Гиниатуллин И.А. Культурно-речевые аспекты разго-ворного текста // Человек. Текст. Культура. – Екатеринбург, 1994.
Гаспаров М. Л. Античная литературная басня. – М., 1972.
Гуревич С.М. Номер газеты. – М., 2002.
Дмитриев В. Замаскированная литература. – М., 1973.
Засурский И. Масс-медиа второй республики. – М., 1999.
Какорина Е.В. Стилистический облик оппозиционной прессы // Русский язык конца ХХ столетия. – М., 2000.
Костомаров В.Г. Русский язык на газетной полосе. – М., 1971.
Котюрова М.П. Стилистический энциклопедический словарь русского языка. – М., 2003.
Кройчик Л.Е. Система журналистских жанров // Основы творческой дея-тельности журналиста / Под ред. С.Г. Корконосенко. – СПб., 2000. – С. 125-168.
Крысин Л.П. О некоторых изменениях в русском языке XX века // Исследования по славянским языкам. – № 5. – Сеул, 2000. – С. 63-91.
Ланн Е. Литературная мистификация. — М.-Л., 1930.
Литературная энциклопедия в 11 томах / Под ред. Л.Т. Тимофеева. Т.8. — М., 1934.
Манн Ю.В. О гротеске в литературе. – М., 1966.
Нариньяни С.Д. Со спичкой вокруг солнца: Фельетоны. – М., 1975.
Панкина О. Г. Зарубежная коммунистическая и рабочая журналистика. – М., 1989.
Паперный З. За здоровый смех! (Опыт научно-популярного пособия.) – Юность. 1964. – № 7. – С. 17-22.
Плещенко Т.П. Стилистика и культура речи: уч. пособие / Т.П. Плещенко, Н.В. Федотова, Р.Г. Чечет; под ред. П.П. Шубы. – Мн., 2001.
Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык: Учебное пособие. – 2-е издание. – М., 1995.
Роттердамский Э. Похвала глупости. – М., 1960.
Сатира и юмор в дни Великой Отечественной войны //Вопросы литерату-ры. 1985. –№ 5. – С. 243-247.
Свифт Д. Рассуждение о неудобстве уничтожения христианства в Англии // Собрание сочинений в 3 томах. Т. 3. – М., 2008. – С. 181-195.
Тарле Е.В. Сочинения. Т. VI. – М.,1959.
Тепляшина А.Н. Сатирические жанры современной публицистики. – СПб., 2000.
Тертычный А.А. Жанры периодической печати. – М., 2000.
Тимченко КС. Типообразующие элементы экстремистского издания // Типология печати: Проблемы теории и практики / Отв. ред. БЛ. Мисонжников. – СПб., 1999.
Сатирические журналы Н.И. Новикова // Под ред. и с коммент. П.Н. Беркова. – М., Л. 1951.
Симкин Я.Р. Сатирическая публицистика. – Ростов-на-Дону, 1976.
Солганик Г.Я. Стиль репортажа. – М., 1970.
Стуруа М. Необыкновенные приключения Тарзана в стране дураков II // Московский комсомолец. 2000. (11 апр.) – С. 9.
Стюфляева М. Образные ресурсы публицистики. – М., 1982.
Тилле А.А. VIP герои российской политики. – М., 2003.
Тимченко К.С. Типообразующие элементы экстремистского издания //Типология печати: Проблемы теории и пратики/Отв.ред. БЛ. Мисонжников. СПб., 1999. С. 107-122.

Ткачев П. Сатиры злой звенящая струна… (о памфлете). – Минск, 1974.
Ученова В.В. У истоков публицистики. – М., 1989.
Чепкина Э.В. Код иронии в журналистских текстах // Вопросы стилистики. Вып. 28. – Саратов, 1999. – С. 188-194.
Шмелев Д.Н. Лексика. – М., 1977.
Щелкунова Е.С. Многоуровневая структура публицистического текста // Коммуникации в современном мире. – Воронеж, 2002. – С. 115-116.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. – М., 2008.
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
3000
Скачать бесплатно 22143.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.