У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Философское осмысление темы жизни и смерти образно-поэтической системе А.А. Фета
Количество страниц 163
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 22144.doc 
Содержание Введение………………………………………………………………………....С. 3.
Глава 1. Жизнь и смерть в различных бытийных регистрах.
§ 1.1. «Двойственность» в жизни и поэтические оппозиции творчестве А.А. Фета…………………. ………………………………………………………С. 13.
§ 1.2. Жизнь и смерть в любовной лирике, посланиях и посвящениях
А.А. Фета..……………………………………………………………………... С. 31.
§ 1.3. Категория времени в функциональном взаимодействии с темой жизни и смерти………………………………………………………………….……….. С. 46.


Глава 2. Философское осмысление темы жизни и смерти в творчестве А.А. Фета.
§ 2.1. Вопрос о человеческом существовании в философской лирике
А.А. Фета………………………………………………………………………. С. 62.
§ 2.2. Философия жизни и смерти в художественной и автобиографической прозе А.А. Фета………………………………………………………………... С. 77.

Глава 3. Жизнь и смерть в образно-поэтической системе А.А. Фета.
§ 3.1. Жизнь в образно-поэтической системе А.А. Фета…………………… С. 98.
§ 3.2. Смерть в образно-поэтической системе А.А. Фета…………………. С. 110.
§ 3.3. Пограничные образы, передающие отношение к жизни и смерти.…С. 125.
Заключение………………………………………………………………….... С. 143.
Список использованной литературы…………………………...…………....С. 148.

Введение
В отечественной культуре достаточно пристальное внимание уделяется вопросам жизни и смерти, осмысление которых происходит в рамках философских, религиозных и нравственных размышлений. «Изучение установок в отношении к смерти может пролить свет на установки людей в отношении к жизни и основным её ценностям. Поэтому восприятие смерти, загробного мира, связи между живыми и мёртвыми – темы, обсуждение которых могло бы существенно углубить понимание социально-культурной реальности минувших эпох».
С течением времени окружающая действительность заставляет человека все более серьёзно и сознательно подходить к различным онтологическим проблемам. «… одна из очевидных тенденций конца XIX – начала XX века угадывается в неодолимом, до самозабвения и самопожертвования, стремлении значительной части русской интеллигенции обрести некий безусловный абсолют…». Это время характеризуется как период отрицания привычных жизненных форм, выявляется ориентация на самые разнообразные философские и эзотерические учения, особое значение придаётся общей оккультной традиции, обнаруживаются новые возможности толкования религиозных вопросов, всевозможных обрядов, преданий, а шире и представлений о человеческом существовании. В ХХ веке развивается многофункциональная наука танатология, охватывающая медицинский, религиозный, философский и психологический аспект смерти.
В литературе проблема человеческого существования решается неоднозначно, а изображение жизни и смерти в произведениях многих писателей отличается таким же многообразием, как и трактовка других «вечных» тем – любви, дружбы, природы или религиозной веры. Можно выделить метафизические стихотворения Ф.Н. Глинки, В.К. Кюхельбекера, философскую лирику Д.В. Веневитинова, переводы английской «кладбищенской» поэзии Томаса Грея В.А. Жуковским. Особо показательны искания А.С. Пушкина, Е.А. Баратынского, Н.В. Гоголя, Л.Н. Толстого, Н.А. Некрасова, Ф.М. Достоевского, Ф.И. Тютчева.
Оппозиция «живое-неживое», «жизнь-смерть» зачастую выступает как основа всякого знания не только в произведениях научно-философского, но и литературного характера. Л.Н. Толстой пишет: «Если жизнь благо, то благо и смерть, составляющее необходимое условие жизни». В повести «Смерть Ивана Ильича» данное положение наглядно иллюстрирует состояние главного героя, находящегося на грани жизни и смерти. Писатель демонстрирует «одно из самых поразительных описаний умирания» в русской литературе, где физическое угасание человека ведёт к его моральному возрождению. Только осознав свою смерть, он стал со всей полнотой воспринимать духовные явления, недоступные ему раньше. Зачастую невозможность познания жизни и смерти Толстой объясняет объективными биологическими законами: «Вся телесная жизнь человеческая есть ряд незаметных ему, но подлежащих наблюдению изменений. Но начало этих изменений, совершившееся в первом детстве, и конец их – в смерти – недоступны человеческому наблюдению». В своей «Исповеди», произведении, представляющем собой результаты долгих идейных исканий, он говорит уже о другом противопоставлении «бессмысленная жизнь – осмысленная жизнь». Здесь писатель отходит от биологической трактовки вопроса о человеческом существовании, сосредотачивая основное внимание на этической проблематике.
Темы, обращённые к фундаментальным свойствам бытия, затрагива-ются практически в каждом произведении Ф.М. Достоевского. Вопрос о смысле жизни обозначается автором в знаменитом разговоре Ивана Карамазова с Алёшей, одной из ключевых является проблема человеческого существования для Родиона Раскольникова. В «Братьях Карамазовых» пи-сатель дает достаточно емкие описания, характеризующие жизнь его героев: лишь царапанье крыс напоминает Фёдору Павловичу о жизни в мёртвой ночной тишине. Уже по одному евангельскому эпиграфу к этому произведению можно понять авторские идеи о необходимости человеческой жертвы, сделанной во имя осознания жизни и духовного бессмертия: «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю, не умрёт, то принесёт много плода».
В начале XX века пристальное внимание вопросам человеческого существования уделяют И.А. Бунин, В.С. Соловьёв, достаточно широкий круг поэтов Серебряного века. Гордое отречение декадентов от мира приводит их к общефилософскому и социальному пессимизму. Проповедуется культ «туманного очарования» смерти, которая мыслится как окончательное освобождение «я» от действительности. Исследуя круг наиболее частотных метафор в поэзии начала ХХ века, Н.А. Кожевникова приходит к выводу, что «на первом месте и по распространённости, и по значимости стоят вариации на тему жизнь – смерть, смерть – рождение, смерть – бессмертие…» :
Я хочу, чтобы белым немеркнущим светом
Засветилась мне – смерть!
(К. Бальмонт «Гимн огню»).
Не жду необычайного:
Всё просто и мертво.
Ни страшного, ни тайного
Нет в жизни ничего.
( З. Гиппиус «Глухота»).
Рассмотрение отношения того или иного писателя к проблемам жизни и смерти позволяет проследить эволюцию его творчества, философских и религиозных воззрений, степень близости к духовным источникам искусства. «Когда писатель на протяжении длительного периода своей жизни часто обращается к теме смерти, мы можем вычитать из его произведений многое о нем самом». При этом одним из ключевых моментов является то, в какое время и в связи с какими событиями, осознанно или бессознательно, происходит обращение к теме смерти. Так, будучи начинающим поэтом и студентом Петербургского университета, А. Добролюбов внушает знакомым мысль о самоубийстве, а в книге «Natura naturans. Natura naturata» воспевает свое одиночество и смерть. А.С. Пушкин создаёт онтологические стихотворения ещё в Царскосельском Лицее («Безверие»). В них уже чувствуется особая авторская манера, но нет правдивости и глубины, которая отличает более поздние пушкинские опыты рассмотрения вопросов о человеческом существовании, где перед лицом смерти он исповедует вер-ность жизни:
Но не хочу, о други, умирать;
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;
И ведаю, мне будут наслажденья
Меж горестей, забот и треволненья…
(А.С. Пушкин «Элегия»)
Во многих случаях художественное обращение к теме смерти происходит под воздействием усиливающихся жизненных переживаний. Так, произведения А. Белого из сборников «Пепел» и «Урна», в которых звучит трагедия самосожжения и смерти, были продиктованы поэту временем серьезных драматических событий. Эпоха революций совпала для него с периодом неразделенной любви к Л.Д. Блок, поэтому пессимистические настроения и горькие выводы автора в этих книгах кажутся совершенно оправданными:
Бесследна жизнь. Несбыточны волненья.
Ты – искони в краю чужом, далеком…
Безвременную боль разуверенья
Безвременье замоет слезным током.
(А. Белый «Разуверенье»).
Среди поэтов ХIХ века, демонстрирующих собственные методы передачи жизненных впечатлений и имеющих особую систему взглядов по поводу вопроса о человеческом существовании, можно выделить А.А. Фета. Современники, продолжатели и исследователи фетовского творчества подчеркивают мысль о жизнеутверждающей основе его поэзии. Ближайший друг поэта Н.Н. Страхов на пятидесятилетие фетовской музы отмечает характерные особенности его лирики: «…мы не найдём у Фета ни тени болезненности, никакого извращения души, никаких язв, постоянно ноющих на сердце. Всякая современная разорванность, неудовлетворённость, неисцелимый разлад с собой и с миром, – всё это чуждо нашему поэту. … он сам отличается совершенно античной здравностью и ясностью душевных движений, он нигде не переходит черты, отделяющей светлую жизнь человека от всяких демонических областей. Самые горькие и тяжёлые чувства имеют у него бесподобную меру трезвости и самообладания. Поэтому чтение Фета укрепляет и освежает душу».
По мнению символистов, поэзия А. Фета ценна именно своей жизнеут-верждающей силой. В произведении «Элементарные слова символической поэзии» К. Бальмонт пишет, что его любимый поэт поистине «влюблен в жизнь» . В статье «А.А. Фет. Искусство или жизнь?» В. Брюсов отмечает, что Фет не находил другого назначения поэзии, как «служение жизни», но не той, которая «шумит на рынках и крикливых базарах», а той, «когда просветлённая, она становится окном в вечность, окном, сквозь которое струится свет «солнца мира» . В публичной лекции, прочитанной в 1902 году, говорит о Фете как о поэте полноты и прелести жизни в её быстротекущих мгновениях. Как собственное жизненное кредо на своём пятидесятилетии в Российской Академии художественных наук символист цитирует четверостишие своего предшественника: «Покуда на груди земной / Хотя с трудом дышать я буду, / Весь трепет жизни молодой / Мне будет внятен отовсюду».
В работе «Мир как красота» Д.Д. Благой причисляет лучшее в лирике Фета к величайшим образцам философской лирики, в которой, как и в жизни, он «торжествует… свое собственное бессмертие». В статье «Лирика А.А. Фета (истоки, метод, эволюция)» Н. Скатов показывает, что Фет, воссоздавая отдельное состояние души, «стремится перекинуть мост от этого состояния ко всему миру, установить связь данного момента с жизнью в конце концов в её космическом значении». Исследователь утверждает, что фетовское творчество являет собой могучую жизненную силу, бросающую вызов смерти. Г.Б. Курляндская подчеркивает: «Именно пантеистическое созерцание жизни, утверждающее не единство природы и духа, а их тождество являются основополагающей для поэзии Фета. В ней господствует слиянность внешнего и внутреннего, природного и духовного. Лирическое «я» и его природное окружение нераздельно объединяются общей основой, уходят в единый источник бытия, в единый корень жизни». Е.А. Тинякова говорит о поэте: «А.Фет создал философию духовной жизни человека после его физической смерти».
Большинство исследователей отмечают противоречивость фетовской натуры, подчеркивая, что поэзия помогала ему в преодолении жизненного трагизма: «Для угрюмого, озлобленного человека, не верящего в людей и жизнь, акт поэтического творчества был актом освобождения, актом преодоления трагизма жизни, воспринимался как выход из мира скорбей и страданий в мир светлой радости».
При этом отношение А.А. Фета к жизни и смерти достаточно противо-речиво. Так, на вопрос «Альбома признаний» дочери Л.Н. Толстого Татьяны «Долго ли бы вы хотели жить?» поэт отвечает: «Наименее долго». Своё существование поэт рассматривает лишь как тоскливое пребывание на этой земле, где всё бессмысленно, низменно и скучно. Зачастую в поздних произведениях А. Фет не просто «примеряет» смерть на лирического героя, а рисует её с перспективой на себя («На пятидесятилетие музы»).
В жизни поэта нет такого периода, о котором он вспоминает с восторгом или упоением. Но зато его духовная жизнь интенсивна и богата, но «не бурнопламенными страстями, не демоническими взлетами и падениями, а несметной множественностью оттенков восприятия мира. Где обычно слышится один единственный тон, там Фет улавливает бесчисленное количество переходящих друг в друга полутонов. Нескончаема цепь его переживаний, чувствований, ощущений, воплощенных в слове». Нельзя однозначно сказать, что поэт сознательно отгоняет от себя мысль о бренности человеческого существования или вообще обходит тему смерти, тем не менее, в его поэзии очевидно преобладание стремления передать дви-жение, процесс, трепет жизни:
Тут сердца говорит мне каждое биенье
Про все, чем радостной обязан я судьбе,
А тихая слеза блаженства и томленья,
Скатясь жемчужиной, напомнит о тебе.
Нет, даже не тогда, когда, стопой воздушной…(1, 75).
В недавнее время появилось довольно много работ, обращающихся к некоторым частным аспектам осмысления вопросов человеческого существования в творчестве А.А. Фета. Например, в ряде исследований анализируются вопросы философского осмысления жизни и смерти и, прежде всего, с точки зрения влияния произведений А. Шопенгауэра (Монин М.А. Толстой и Фет: два прочтения Шопенгауэра. Диссертация на соискание учёной степени кандидата философских наук. – М., 2001).
В работах Г.Б. Курляндской представления Фета о жизни и смерти рас-сматриваются не только под углом шопенгауэровской философии, но и платоновской идее о красоте, и христианских религиозно-нравственных тенденций.
Существуют работы, направленные на изучение семантики и трансфор-мации отдельных значительных для творчества поэта образов, передающих отношение к жизни и смерти. Так, в одном из наиболее обстоятельных исследований Козубовской Г.П. «Фет и проблема мифологизма в русской поэзии ХIХ – начала ХХ веков» внимание обращается на следующие фетовские мифологемы, связанные с онтологическими категориями: день/ночь, утро/вечер, ворон, нить (как судьба) и некоторые другие.
В работе В.А. Шеншиной, освещающей вопросы жизненного пути и творчества Фета (Шеншина В.А. А.А. Фет-Шеншин. Поэтическое миросозерцание. – М., 2003), проблемы жизни и смерти частично анализируются в связи с рассмотрением религиозных воззрений поэта и концепцией вечности.
Таким образом, проанализировав ряд предшествующих работ, мы пришли к выводу, что вопрос о необходимости создания специального исследования, посвященного осмыслению жизни и смерти в фетовском творчестве, является достаточно актуальным.
Объектом исследования является весь корпус оригинальных произведений Фета (за исключением переводов) и фрагменты его переписки.
Предметом исследования являются элементы картины мира, воспринимаемые сквозь призму творческих, философских и религиозных исканий А.А. Фета.
Научная новизна работы определяется тем, что динамическая оппозиция жизнь/смерть в творчестве А.А. Фета впервые рассматривается системно, устанавливается связь данной онтологической категории с другими антитезами и различными темами фетовского творчества как в лирических, так и в прозаических произведениях. Большая часть исследования посвящена комплексному изучению семантики и трансформации образов, передающих отношение автора к жизни и смерти.
Актуальность исследования определяется тем, что к настоящему времени нет работы, где проблемы жизни и смерти (применительно к фетовскому творчеству) рассматриваются не только с религиозно-философских позиций. Поэтому цель исследования состоит в развернутом, преимущественно художественном и лингвопоэтическом, анализе вопроса о человеческом существовании в фетовском творчестве.
Для достижения данной цели были выдвинуты следующие задачи ис-следования:
а) выделить и рассмотреть основные антитезы фетовского творчества;
б) раскрыть основные особенности темы жизни и смерти в любовной лирике, посланиях и посвящениях поэта;
в) рассмотреть временные пласты фетовской лирики в их функциональном взаимодействии с темой жизни и смерти;
г) проследить эволюцию взглядов поэта в осмыслении категорий жизнь и смерть в философской лирике Фета и частично в его переписке;
д) рассмотреть особенности восприятия жизни и смерти автором и его героями в художественной и автобиографической прозе;
е) выделить основные образы/образные средства, передающие отношение поэта к жизни и смерти.
Характер поставленных в данном исследовании задач определил ряд подходов, использованных в нашей работе: историко-культурный, сравнительный, биографический, генетический.
Методологической основой диссертации послужили труды Д.Д. Благого, Б.Я. Бухштаба, Г.Б. Курляндской, В.А. Кошелева, В.А. Шеншиной, Г.П. Козубовской и ряда других исследователей истории русской литературы конца XIX – начала XX века.
Практическая значимость. Результаты диссертации могут быть использованы в дальнейших исследованиях, касающихся рассмотрения темы жизни и смерти в русской литературе, а также при разработке проблемы репрезентации образов, связанных с вопросом о человеческом сущест-вовании.
Особенности материала и подходы к его анализу, цели и задачи иссле-дования обусловили структуру диссертации, которая включает в себя введение, три главы, заключение и список использованной литературы (190 наименований).
Список литературы Заключение
Творчество А.А. Фета насквозь антиномично. Жизненные противо-речия раскрываются путём создания поэтических антитез, которые напрямую или косвенно выражают авторскую позицию. В его произведениях встречаются временные, звуковые, пространственные, цветовые оппозиции, противопоставление космоса и земли, души/сердца – мысли/разуму, деревни и города, радости и страдания, добра и зла и др. Одной из самых показательных является оппозиция жизни и смерти, излюбленная фетовская тема позднего периода творчества. Данное противопоставление, которое, как правило, обнаруживается даже на уровне отдельно взятого стихотворения (некоторые антиномии не так наглядны), во многом характеризует его философские и творческие искания в течение жизни.
Восприятие А.А. Фетом жизни и смерти происходит через обращение к различным мифам, нравственно-эстетическим тенденциям и философско-религиозным традициям, столкновение которых может происходить даже в пределах одного произведения. Создаются взаимоисключающие друг друга образы, рассматривая которые в отдельно взятых стихотворениях поэта, достаточно сложно говорить о его жизненной позиции, мировоззрении и философских взглядах. Фет размышляет о человеческом существовании то с позиции атеиста, то мистика, то истинно верующего христианина. Будучи «чистым лириком», поэт, так или иначе, синтезирует шопенгауэровские, платоновские и христианские идеи.
С наибольшей полнотой тема жизни и смерти раскрывается в посла-ниях, посвящениях, любовной и философской лирике Фета. Поэт пишет произведения об умерших (отклики на смерть Дружинина, Боткина, Дани-левского и др.), послания к живущим близким людям (жене М.П. Боткиной, А.Л. Бржеской и т.д.), стихотворения с образными обращениями (многочисленные произведения-обращения к Музе), жизненные поучения будущему поколению (внукам, молодым).
Тема жизни и смерти во многом раскрывается при её рассмотрении с помощью временных категорий. Их функциональное взаимодействие по-зволяет выделить несколько регулярно повторяющихся моделей. Среди наиболее частотных мы выделяем статическое движение времени, когда время жизни уподобляется пространству («путь», «дорога»), синхронное движение времени, время жизненного счастья, заключающееся во всеобъемлющем миге, иллюзия пребывания в описываемом жизненном процессе в реальном времени, остановившееся/потерявшееся время, преодоление границ реального времени, представление о метафизическом времени, вечности.
Тема жизни и смерти в творчестве А.А. Фета достаточно объёмно представлена в таких произведениях, где говорится о циклическом времени, т. е. о времени года или времени суток. Объединяя в себе все чувства певца красоты и весны, видящего жизнь в каждой росинке и цветке, и старца, всё острее ощущающего дыхание смерти, он создаёт взаимоисключающие друг друга картины, рисующие тонкую грань между жизнью и смертью.
В своих немногочисленных прозаических произведениях автор как будто мельком рассматривает такие категории как «жизнь», «смерть», «бессмертие», «смысл жизни». Быстротечность человеческой жизни у А. Фета сравнивается с мимолетным цветением и угасанием кактуса, а его собственное состояние в конце жизни наиболее полно отражается в характеристиках героя произведения «Вне моды» («перелистывание избитой книги жизни», «ему просто надоело и претило перевёртывать и перечитывать затрёпанную книгу жизни»). При этом физическая смерть в художественной прозе Фета – явление достаточно редкое, а в автобиографической прозе описание реальной смерти близких автору людей никогда не сопровождается его комментариями и выражением чувств.
Бесспорно, лирика А. Фета во многом формировалась под влиянием идей его любимого философа. Но, тем не менее, мы не можем считать основ-ные положения работ Шопенгауэра определяющими для фетовской поэтики позднего периода: стихотворения, созвучные шопенгауэровским идеям, наполнены достаточной долей противоречивости, что обнаруживает зачастую параллельное, т.е. существующее в пределах одного произведения, отрицание высказанных мыслей. Его поэтическое самоопределение в вопросах о человеческом существовании, прежде всего, представляет собой интуитивное признание жизни, которое предшествовало анализу различных философских представлений.
Несмотря на широкие культурные связи, фетовский образ всегда скрывает за собой индивидуальное авторское чутьё и чувство. Слова и соче-тания, относящиеся к теме смерти, в творчестве Фета составляют менее зна-чительную группу, чем те, с помощью выражается отношение поэта к жизни.
Многочисленные проявления жизни для Фета замыкаются в двух объ-ёмных составляющих: природа и искусство. В произведениях Фета встречаются случаи достаточно традиционного обозначения жизни как пути-дороги или цепи («трудный путь», «тоскливой жизни цепь», «молчу, по-терянный, на дальний путь глядя…»). Поэт воспроизводит понятие «жизнь», используя ряд ярких окказиональных метафор и перифрастических сочетаний («базар крикливый бога»), сравнительно устойчивых в русской литературе метафор или их синонимичных вариантов («житейская гроза», «роковое бремя») и т. п.
Некоторые гиперболизированные обороты («список бытия»), исполь-зующиеся Фетом для обозначения жизни, не имеют прямой расшифровки и сочетаются с обозначениями, которые определяют их смысл (жизнь – книга). В ряде фетовских метафор конкретные слова, материализующие идею жизни, отсылают к традиционным представлениям («плеск житейских волн» у Фета передаёт традиционную метафору жизнь – плавание, море жизни).
В лирике Фета топосы, традиционно относящиеся к теме смерти, пред-ставляют собой самую малочисленную группу. Многие из них – это лишь часть целостной картины, которая не только не пугает, но и более того приятна поэту. Так, крест в его произведениях – это промежуточный образ, олицетворяющий светлое начало или человеческую судьбу (лишь единожды сочетание «жизненный крест» дополняется у Фета атрибутивной характеристикой «тяжкий»).
В одних случаях смерть выступает в качестве абсолюта, представля-ется как «бессмертный храм» («Смерть») или блаженная бесконечность, которая позволяет соединиться любящим сердцам: «И там, за рубежом могилы, / Навек обнять тебя придём» («Памяти С.С. Боткиной»), «Вневременной повеем жизнью оба, / И ты и я – мы встретимся – теперь» («Теперь»). В других случаях смерть предстаёт как «бездонный океан», «небытие», «сиротливый сон одинокой гробницы», «безрассветная» ночь или «закат дня», когда «суровый ангел Бога» «тушит факел жизни». О потустороннем бытии автор говорит как о «рубеже могилы» или «входе»: «И там, за рубежом могилы, / Навек обнять тебя придём» («Памяти С. С. Боткиной»), «Только минем / Сумрак свода, – Тени станем мы прозрачные / И покинем / там у входа / Покрывала наши мрачные» («Сны и тени»). Предчувствие смерти обозначается поэтом прямыми или достаточно прозрачными характеристиками («смертная истома», «и счастья, и песни конец») и раскрывающимися в контексте мотивами («устало всё кругом», «роковая игра»).
В поэзии А.А. Фета достаточно большое количество устойчивых образов, одновременно олицетворяющих жизнь и имеющих отношение к угасанию, умиранию, смерти. Это происходит из-за того, что, с одной стороны, автор выражает смирение человека перед лицом неизведанного, воспринимает смерть как предначертание судьбы, но в то же время не склонен раньше времени признавать её могущества. При этом Фет значительно расширяет значение многих эпитетов, которые зачастую дают полярную характеристику образу с точки зрения жизни/безжизненности.
В результате проведенного исследования мы пришли к выводу о том, что в фетовском творчестве нет определённой строгой концепции, касаю-щейся обсуждения вопросов о человеческом существовании. В отличие от романтиков поэт не делает противопоставление жизни и смерти своей из-любленной темой, но, так или иначе, проводит данную антиномию через все свое творчество. Лишь в зрелом возрасте под влиянием шопенгауэровской философии, накопившихся знаний и мыслях о бренности собственного существования с позиций прожитых лет А.А. Фет осмысленно обращается к теме смерти, являющейся центральной в его поэтике внешнего самоотрицания.
На наш взгляд, дальнейшее исследование, касающееся изучения онто-логических категорий жизнь и смерть в русской литературе ХIХ-ХХ вв., кажется достаточно перспективным. Данная проблематика, хотя и носит частный характер, наиболее наглядно отражает авторское мироощущение, религиозно-философские искания, базируется на личном опыте и преодолении прожитого самим писателем. Несмотря на отнюдь не однозначное отношение писателей к вопросу о бренности человеческого существования, контекстуальные связи обнаруживаются не только на уровне отдельно взятого образа или мотива, как, скажем, сон-смерть, жизнь-море, но и на уровне трактовки темы вообще. Так, столь важный у Л.Н. Толстого мотив страха смерти, практически отсутствующий в творчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.А. Фета, в творчестве символистов зачастую получает бытовую трактовку. Во многих случаях вопросы жизни и смерти связываются не с отдельной личностью, а с общественно-политической обстановкой в стране, настроениями целого поколения: персони-фицированное восприятие жизни и смерти всегда уступает место гражданской лирике во время войн и революций.



Список использованной литературы

1. Абрамянц А. Звёздные руны Ивана Бунина // Русская речь. – 2002. – №2. – С. 29–33.
2. Авраменко А.П. А. Блок и русские поэты XIX века. – М., 1990.
3. Алексеева О.Я. Рецепция лирики А.А. Фета в творчестве русских символистов: В.Я. Брюсов, А.А. Блок, А. Белый. Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. – М., 2003.
4. Анненский И.Ф. Избранное. – СПб., 1998.
5. Анпилогова Д.В. Владимир Соловьёв как литературный критик А.А. Фета // 175 лет со дня рождения Афанасия Афанасьевича Фета: Сборник научных трудов. – Курск, 1996. – С. 26–38.
6. Асланова Г. Усилить бой бестрепетных сердец // Фет А.А. Проза поэта. – М., 2001. – С. 5–9.
7. Астафьев П.Е. Урок эстетики (Памяти А.А. Фета) // Афанасий Афанасьевич Фет (Шеншин). Его жизнь и сочинения: Сб. и ст. – лит. статей. / Сост. В.И. Покровский. – М., 1904.
8. Аторина О.Г. А.А. Фет и русский символизм: К.Д. Бальмонт, В.Я. Брю-сов, А.А. Блок, А. Белый. Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. – Смоленск, 2005.
9. Ауэр А.П. К вопросу о «щедринском начале» в поэтике А.А. Фета // 175 лет со дня рождения Афанасия Афанасьевича Фета: Сборник научных трудов. – Курск, 1996. – С. 217–222.
10. Афанасьев А.Н. Живая вода и вещее слово / Сост., вступит. ст., коммент. А.И. Баландина. – М., 1988.
11. Африкантова Л.К. Образы водной стихии в поэзии Б. Пастернака // Вестник Самарского университета. Сер. Языкознание. – 2001. – №3. – С. 121–130.
12. Ахапкин Д.Н. От «телеги жизни» к «барке жизни» и далее: об одной структурной метафоре // Символизм и русская литература ХIХ века (памяти А.С. Пушкина и А. Блока). – Санкт-Петербург, 2002. – С. 123–132.
13. Ачкасов А.В. Проза жизни в поэзии Фета: философский анализ // А.А. Фет: Проблемы изучения жизни и творчества: Сборник научных ста-тей. – Курск, 1998. – С. 27–36.
14. Баевский В.С. К поэтике пространственно-временных отношений у Фета, Блока и Пастернака // Пространство и время в литературе и искусстве. Конец XIX века – XX век: Методические материалы по теории литературы. Даугавпилс: Даугавпилский педагогический институт им. Я.Э. Калнберзина, 1987.
15. Бальмонт К.Д. О русских поэтах. Элементарные слова символической поэзии // Горные вершины. Сборник статей. Книга 1. – М., 1904. – С. 63–67, 89–92.
16. Бальмонт К.Д. Хочу быть дерзким: Стихотворения и поэмы. – М., 2000.
17. Баратынский Е.А. Стихотворения. Проза. Письма. – М., 1983.
18. Батюшков К.Н. Сочинения. – М.-Л., 1977.
19. Белый А. Апокалипсис в русской поэзии // Символизм как миропонимание. – М., 1994. – С. 408–418.
20. Белый А. Урна. Стихотворения. – М., 1909.
21. Берковский Н.Я. О мировом значении русской литературы. – Л., 1975.
22. Благой Д.Д. Мир как красота. О «Вечерних огнях» А. Фета. – М., 1975.
23. Блок А.А. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.1. Стихотворения и поэмы. 1898 – 1906. – Л., 1980.
24. Блок А.А. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 5. Лирическая проза. 1906 – 1921. Автобиография. 1915. Из дневников и записных книжек. 1901 – 1921. Последние дни императорской власти. 1918. – Л.: Худож. лит., 1982.
25. Блок Г.П. Рождение поэта: Повесть о молодости Фета / Труды Пушкин-ского дома при Российской Академии Наук. – Л., 1924.
26. Бобунова М.А. Тютчев и Фет: опыт контрастивного словаря / М.А. Бобунова, А.Т. Хроленко, – Курск, 2005.
27. Боткин В.П. Стихотворения А.А. Фета // Литературная критика. Публицистика. Письма. – М., 1984.
28. Брюсов В.Я. А.А. Фет. Искусство или жизнь // Собрание сочинений. В 7-ми томах. Т. 6. Статьи и рецензии 1893 – 1924. «Далекие и близкие». – М., 1975. – С. 209 – 218.
29. Бунин И.А. Собрание сочинений в 2-х т. Т. 1. Стихотворения и перево-ды. – М., 1985.
30. Бухштаб Б.Я. Русские поэты: Тютчев, Фет, Козьма Прутков, Добролю-бов. – Л., 1970.
31. Бухштаб Б.Я. А.А. Фет. Очерк жизни и творчества. 2-е изд. – Л., 1990.
32. Власова М. Русские суеверия. Энциклопедический словарь. – СПб., 2000.
33. Всемирная энциклопедия: Религия / Гл. ред. М.В. Адамчик: Гл. науч. ред. В.В. Адамчик – Мн., 2003.
34. Вяземский П.А. Стихотворения. Сост., вступит. статья и примеч. В.И. Коровина. – М., 1978.
35. Гавриленко Т.А. «Огонь», «свет» и «пламя» поэтического труда в лирике А.А. Фета и поэтов – его современников // 175 лет со дня рождения Афанасия Афанасьевича Фета: Сборник научных трудов. – Курск, 1996. – С.260–273.
36. Гаспаров М.Л. Фет безглагольный (композиция пространства, чувства и слова) // Гаспаров М.Л. Избранные статьи. – М.: Новое литературное обозрение, 1995. – С. 139–149.
37. Генералова Н.П. «НА РАСПУТЬЕ»: Фет об исторических судьбах России // Афанасий Фет и русская литература: ХХ Фетовские чтения: (Курск, 15 – 18сентября 2005 г.) / Под ред. Н. З. Коковиной, М. В. Строганова. – Курск, 2006. – С. 69–83.
38. Гинзбург Л.Я. О лирике. Изд. 2, доп. – Л., 1974.
39. Глебов И. Видение мира в духе музыки // Блок и музыка. – М.; Л., 1972. – С. 8– 57.
40. Гиппиус З.Н. Собрание сочинений. Т. 2. Сумерки духа. – М., 2001.
41. Гоголь Н.В. Старосветские помещики // Собрание сочинений в 6-ти то-мах. Т. 2. М., 1966. – С. 7–34.
42. Голле Г.Е. Подходы к анализу стихотворения А.А. Фета «Одним толчком согнать ладью живую» // А.А. Фет. Проблемы изучения жизни и творчества: Сборник научных трудов. – Курск, 1994. – С. 123–139.
43. Гончаров И.А. Собрание сочинений. В 8-ми томах. Т.4. Обломов. – М., 1979.
44. Григорьев А. Литературная критика. – М., 1967.
45. Григорьева А.Д. Символы в «Вечерних огнях» А.А. Фета // Филологические науки. 1983, №3. – С. 16–22.
46. Громов П.П. А. Блок, его предшественники и современники: моногра-фия. – Л., 1986.
47. Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. – М., 1965.
48. Гуревич А.Я. Смерть как проблема исторической антропологии: о новом направлении в зарубежной историографии // Одиссей. Человек в истории. М., 1989. – С. 114–136.
49. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. Т. 4. – М., 1979-1980.
50. Дельвиг А.А. Стихотворения. Сост., вступит. ст., примеч. и словарь В.И. Коровина. – М., 1976.
51. Добролюбов Н.А. Собрание сочинений в 9-ти томах. Т. 6. Статьи и рецензии. 1860. – М.; Л., 1963.
52. Долгополов. На рубеже веков. О русской литературе конца ХIХ – на-чала ХХ века – Л., 1985.
53. Дружинин А.В. Литературная критика. – М., 1983.
54. Достоевский Ф. М. Об искусстве. Статьи и рецензии. Отрывки из «Дневника писателя». Письма. Из записных тетрадей и записных книжек. Из художественных произведений. – Из воспоминаний о Ф.М. Достоевском. – М., 1973.
55. Евангелие от Иоанна. Глава ХII.
56. Егоров Б.Ф. Категория времени в русской поэзии ХХ века // Ритм, про-странство и время в литературе и искусстве. – Л., 1974. – С. 160–172.
57. Ермилова Е.В. Н.А. Некрасов и русская литература. 1821 – 1917. – М., 1971.
58. Жемчужный И.С. Баллады А.А. Фета. К проблеме романтической поэтики // Проблемы изучения жизни и творчества А.А. Фета. Тезисы докладов к фетовским чтениям 1991 года. – Курск, 1992. – С. 26–29.
59. Жемчужный И.С. Образно-поэтическая система А.А. Фета // А.А. Фет. Проблемы творческого метода, традиции: Межвузовский сборник научных трудов. – Курск, 1989. – С. 31–47.
60. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика: Избр. труды. – Л., 1977.
61. Жуковский В.А. Сочинения в 3-х т. Т. 1. – М., 1980.
62. Жюльен Н. Словарь символов. Иллюстрированный справочник. – Челябинск, 1999.
63. Земледельцева Т., Евгеньев С.Т. Сюжетная проза и мемуары Фета: проблемы комментария. На материале повести «Дядюшка и двоюродный братец» (К постановке проблемы) // А.А. Фет и русская литература: Материалы Всероссийской научной конференции «XVII Фетовские чтения» / Под ред. В.А. Кошелева, М.В. Строганова, Н.З. Коковиной. – Курск, 2003. – С. 113–122.
64. Иванов В.В., Топоров В.Н. Птицы // Мифы народов мира: Энциклопе-дия в 2 т. / Гл. ред. С.А. Токарев. – Т. 2. – М., 1998.– С. 346–349.
65. Иванов В.И. Два лада русской души // Родное и вселенское. – М., 1994. – С. 373–377.
66. Иванов В.И. Заветы символизма // Родное и вселенское. – М., 1994. – С. 180– 191.
67. Иванова Н.Н. Словарь языка поэзии (образный арсенал русской лирики конца XVIII– начала ХХ в.): Более 4500 образных слов и выражений / Н.Н. Иванова, О.Е. Иванова. – М., 2004.
68. Ильченко Н.М. «Черная женщина» Н.И. Греча // Русская речь. – 2004. – № 2. – С. 6–13.
69. Иншаков А.С. Философия в мире художественного образа. Учебно-методическое пособие по философии и литературе. – М., 1995.
70. Казак В. Смерть в творчестве Пушкина // Символизм и русская литература ХIХ века (памяти А.С. Пушкина и А. Блока). – Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2002. – С. 19–41.
71. Катунин Д.А. Метафорические модели времени в русской языковой картине мира // Резанова З.И., Мишанкина Н.А., Катунин Д.А. Метафорический фрагмент языковой картины мира: ключевые концепты. Часть 1. – Воронеж, 2003. – С. 147–202.
72. Касаткина В.Н. Лирика сновидений А.А. Фета // А.А. Фет. Поэт и мыслитель: Сборник научных трудов / ИМЛИ РАН, Академия Финляндии. – М., 1999. – С. 72–80.
73. Кашина Н.К. Еще раз о фетовских реминисценциях в поэзии русских символистов // А.А. Фет. Поэт и мыслитель: Сборник научных трудов / ИМЛИ РАН, Академия Финляндии. – М.: Наследие, 1999. – С. 91–100.
74. Квятковский А. Поэтический словарь. – М., 1966.
75. Кедровский А.Е. Типология фетовских мотивов в стихотворении В. Лу-говского «Кленовый лист» // А.А. Фет. Проблемы творческого метода, традиции: Межвузовский сборник научных трудов. – Курск, 1989. – С. 80–88.
76. Керлот Х.Э. Словарь символов: Мифология. Магия. Психоанализ. – М., 1994.
77. Кожевникова Н.А. Словоупотребление в русской поэзии начала ХХ ве-ка. – М., 1986.
78. Кожинов В. Книга о русской лирической поэзии ХIХ века: Развитие стиля и жанра. М.: Современник, 1978.
79. Козубовская Г.П. Фет и проблема мифологизма в русской поэзии ХIХ – начала ХХ веков. Диссертация на соискание ученой степени доктора филологических наук. – СПб., 1994.
80. Козубовская Г.П. Афанасий Фет и Вячеслав Иванов (проблема мифологизма русской поэзии) // А.А. Фет: Проблемы изучения жизни и творчества: Сборник научных статей. – Курск, 1998. – С. 59–66.
81. Козубовская Г.П. Ольфакторный код поэзии Фета: благовония // Афанасий Фет и русская литература: XIX Фетовские чтения (Курск, 7 – 9 октября 2004 г.) / Под ред. Н.З. Коковиной, М. В. Строганова. – Курск, 2005. – С. 26–38.
82. Козубовская Г.П. Проза Фета: «Проза как поэзия» // Афанасий Фет и русская литература: ХХ Фетовские чтения: (Курск, 15 – 18сентября 2005 г.) / Под ред. Н. З. Коковиной, М. В. Строганова. – Курск, 2006. – С. 83–95.
83. Коковина Н.З. Формы репрезентации памяти в «Воспоминаниях» Фета // А.А. Фет и русская литература: Материалы Всероссийской научной конференции «XVII Фетовские чтения» / Под ред. В.А. Кошелева, М.В. Строганова, Н.З. Коковиной. – Курск, 2003. – С. 127–134.
84. Константинова С.К. День и ночь в персонификациях А.А. Фета. // Кур-ское слово. Выпуск второй. Курск, 2005. – С. 75–82.
85. Константинова С.К. Концепт глаза в лирике Фета: Семантика и образный потенциал // Афанасий Фет и русская литература: ХХ Фетовские чтения: (Курск, 15 – 18сентября 2005 г.) / Под ред. Н. З. Коковиной, М. В. Строганова. – Курск, 2006. – С. 154–164.
86. Корман Б.О. Лирика Некрасова. – Ижевск: Удмуртия, 1978.
87. Кошелев В.А. Афанасий Фет: Преодоление мифов. – Курск, 2006.
88. Кошелев В.А., Лебедева М.В. «Вечерние огни» Фета и «Евгений Онегин» Пушкина. Книга стихов и роман в стихах (К постановке проблемы) // А.А. Фет: Проблемы изучения жизни и творчества: Сборник научных статей. – Курск, 1998. – С. 5 – 13.
89. Кошелев В.А. К творческой истории сборников Фета «Вечерние огни» // Афанасий Фет и русская литература: ХХ Фетовские чтения: (Курск, 15 – 18сентября 2005 г.) / Под ред. Н. З. Коковиной, М. В. Строганова. – Курск, 2006. – С. 9 – 30.
90. Кошелев В.А. Лирика Фета и «усадебная поэзия» (К постановке проблемы) // А.А. Фет. Проблемы изучения жизни и творчества: Сборник научных трудов. – Курск, 1994. – С. 10–23.
91. Кошелев В.А. Первый поэтический манифест Фета // Афанасий Фет и русская литература: ХХ Фетовские чтения / Под ред. Н.З. Коковиной, М.В. Строганова. – Курск, 2005. – С. 10–26.
92. Криволапова Е.М. «Преодолеть без утешенья.» Зинаида Гиппиус и ее время (В помощь учителю). – Орел, 2005.
93. Кузнецова В.В. Проблема смерти и бессмертия в западноевропейской художественной культуре. (Средневековье и романтизм). Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. – Санкт-Петербург, 1995.
94. Курляндская Г.Б. Тургенев и Фет // А.А. Фет. Традиции и проблемы изучения. – Курск, 1985. – С. 46–63.
95. Курляндская Г.Б. Философия гармонии в поздней лирике Фета // Литературная срединная Россия. – Орел, 1996.
96. Курляндская Г.Б. Эстетическая гармония в поэзии Фета // А.А. Фет и русская литература: Материалы Всероссийской научной конференции «ХVI Фетовские чтения» / Курск – Орел (1 – 5 июля 2000г.) / Под ред. В.А. Кошелева, Р.Д. Аслановой. – Курск, 2000. – С. 76–82.
97. Линков В.Я. Мир и человек в творчестве Л. Толстого и И. Бунина. – М., 1989.
98. Лагунов А.И. А. Фет и А. Блок: мифопоэтический аспект // А.А. Фет и русская литература: Материалы Всероссийской научной конференции «ХVI Фетовские чтения» / Курск – Орел (1 – 5 июля 2000г.) / Под ред. В.А. Кошелева, Р.Д. Аслановой. – Курск, 2000. – С. 272 – 282.
99. Лагунов А.И. Фетовская традиция и русская поэзия «конца века» // А.А. Фет. Проблемы творческого метода, традиции: Межвузовский сборник научных трудов. – Курск, 1989. – С. 66–80.
100. Лермонтов М.Ю. Собрание сочинений: В 4-х т. – Т. 1. Стихотворения. – М., 1983.
101. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н. Нико-люкина. Институт научной информации по общественным наукам. РАН. – М., 2001.
102. Лотман Л. К. К вопросу об адаптации поэзии Фета художественным сознанием конца – начала ХХ вв. // Классическое наследие и современность. – М., 1981. – С. 181–193.
103. Магина Р.Г. Русский философско-психологический романтизм (Лирика В.А. Жуковского, Ф. И. Тютчева, А.А. Фета). Учебн. пособие по спецкурсу. – Челябинск, 1982.
104. Майкльсон Д. Жанр «лебединой песни» в русской лирике (Символизм и ХIХ век) // Символизм и русская литература ХIХ века (памяти А.С. Пушкина и А. Блока). Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2002. – С. 104–109.
105. Майков А.Н. Избранные произведения. – Л., 1977.
106. Маймин Е.А. Афанасий Афанасьевич Фет: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1989.
107. Мандельштам О. Избранное / Сост. М. Латышева. – М., 2003.
108. Михайлова С.Ю. Реминисцентный анализ рассказа «Дядюшка и двою-родный братец» (К постановке проблемы) // А.А. Фет и русская литература: Материалы Всероссийской научной конференции «XVII Фетовские чтения» / Под ред. В.А. Кошелева, М.В. Строганова, Н.З. Коковиной. – Курск, 2003. – С. 98–113.
109. Монин М.А. Толстой и Фет: два прочтения Шопенгауэра. Диссертация на соискание учёной степени кандидата философских наук. – М., 2001.
110. Мурашов А.А. Лирическое «Я» Фета в образной семантике Анненско-го // Проблемы изучения жизни и творчества А. А. Фета: Сборник научных трудов. – Курск, 1992. – С. 227–245.
111. Мусатов В.В. Фет и проблема традиции в советской поэзии // Советская поэзия 20-х – 30-х годов. Вып. 5. – Челябинск, 1977.
112. Мышьякова Н.М. К вопросу о творческом методе А. Фета // А.А. Фет. Проблемы творческого метода, традиции: Межвузовский сборник научных трудов. – Курск, 1989. – С. 4–21.
113. Огарёв Н.П. Избранные произведения. В 2-х тт. Т. 2. – М., 1956.
114. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова – 4-е изд., дополненное. – М., 1998.
115. Озеров Л.А. А.А. Фет. О мастерстве писателя. – М., 1970.
116. Партэ К. Метаморфоза смерти у Л.Н. Толстого. // Русская литература, 1991. – №3. – С. 107–111.
117. Пастернак Б.Л. Строку диктует чувство: Стихотворения. – М., 2004.
118. Перцов П.П. Литературные воспоминания. – М., 1933.
119. Платон Сочинения: В трех томах. – Т. 2. – М., 1970.
120. Порошенков Е.П. Подтекст в лирике А. Фета // Проблемы изучения жизни и творчества А. А. Фета. Тезисы докладов к VI фетовским чтени-ям. – Курск, 1992. – С. 10–13.
121. Потебня А.А. О некоторых символах в славянской народной поэзии // Слово и миф. – М., 1989. – С. 285–379.
122. Похлёбкин В.В. Словарь международной символики и эмблематики. 3-е издание. – М., 2001.
123. Поэты «Искры». В 2 т. – Т. 1. – Л., 1955.
124. Поэты 1820 - 1830-х годов. – Л., 1961.
125. Поэты 1880 - 1890-х годов. – Л. 1972.
126. Пушкин А.С. Собрание сочинений в восьми томах. Т. 3. Стихотворе-ния 1827 – 1836. Сказки. – М., 1968.
127. Русская стихотворная пародия (XVIII – начало ХХ в.). – Л., 1960.
128. Русская эпиграмма второй половины XVII – начала ХХ века: [Сборник свыше 2000 образцов]. – Л., 1975.
129. Самсонова Н.В. Образ «золота» как текстопорождающий символ в лирике А.А. Фета // 175 лет со дня рождения Афанасия Афанасьевича Фета: Сборник научных трудов. – Курск, 1996. – С. 212–217.
130. Саянов В. Фет, Бунин, Фидлер (К вопросу о новаторстве) // Саянов В. Статьи и воспоминания. – М., 1958. – С. 13–21.
131. Симчич О. А. А. Фет Дж. Томази Ди Лампедуза: смерть, ночь и звёз-ды… // А.А. Фет. Поэт и мыслитель: Сборник научных трудов / ИМЛИ РАН, Академия Финляндии. – М., 1999. – С. 140–157.
132. Скатов Н. Н. Лирика А. А. Фета (истоки, метод, эволюция) // Русская литература, 1972. – №4. – С. 75–92.
133. Смирнов А.А. Романтика «ночи» в лирике А.А. Фета и Пушкинские романтические традиции // Проблемы изучения жизни и творчества А.А. Фета. Тезисы докладов к IV Фетовским чтениям 1989 года. – Курск, 1989. – С. 3–5.
134. Смирнов А.А. Романтическая ассоциативность в лирике А.А. Фета // Проблемы изучения жизни и творчества А. А. Фета: Сборник научных трудов. – Курск, 1992. – С. 111–123.
135. Смирнова Л.А. Русская литература конца XIX – начала ХХ века: Учеб. Для студентов пед. ин-тов и ун-тов. – М., 2001.
136. Соколова Н.К. Слово в русской лирике начала ХХ века: Из опыта контекстуального анализа. – Воронеж, 1980.
137. Соловьёв В. О лирической поэзии // Философия искусства и литера-турная критика. – М., 1991. – С. 399–425.
138. Сологуб Ф.К. Стихотворения. – Л., 1975.
139. Солопова И.В. Топосы смерти в лирике И.А. Бунина // «Поэтика» литературных гнёзд: филология, история, краеведение: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Тула, 2005. – С. 122–125.
140. Страхов Н.Н. А.А. Фет // Литературная критика: Сборник статей. СПб., 2000. – С. 416–432.
141. Строганов М.В. К истолкованию поэтики фетовской прозы, или Комментарий к рассказу «Вне моды» // Афанасий Фет и русская литература: ХХ Фетовские чтения / Под ред. Н.З. Коковиной, М.В. Строганова. – Курск, 2005. – С. 106–135.
142. Строганов М.В. Из комментария к рассказу Фета «Каленик» //А.А. Фет и русская литература: Материалы Всероссийской научной конференции «XVII Фетовские чтения» / Под ред. В.А. Кошелева, М.В. Строганова, Н.З. Коковиной. – Курск, 2003. – С. 83–92.
143. Сухова Н.П. Лирика Афанасия Фета. В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. – М., 2000.
144. Тархов А.Е. Поэт Афанасий Плющихинский // Фет А.А. «Был чудный майский день в Москве...»: Стихи. Поэмы. Страницы прозы и воспоминаний. Письма. – М., 1989. – С. 3–14.
145. Тархов А.Е. Человек со вздохом // Афанасий Фет. Стихотворения, Проза, Письма. – М., 1988.
146. Тинякова Е.А. Философия жизни в поэзии А. Фета // А.А. Фет и русская литература: Материалы Всероссийской научной конференции «ХVI Фетовские чтения» / Курск – Орел (1 – 5 июля 2000г.) / Под ред. В.А. Кошелева, Р.Д. Аслановой. – Курск, 2000. – С. 94–98.
147. Токарев С.А. Религиозные верования восточнославянских народов ХХ – начала ХХ века. – М. - Л., 1957.
148. Толстой Л.Н. Война и мир // Собрание сочинений в 12-ти томах. Т. 4. – М., 1984.
149. Толстой Л. Н. Об истине, жизни и поведении. – М., 1998.
150. Толстой Л.Н. Переписка с русскими писателями. В 2-х томах. Изд. 2-е, дополн. – М., 1978.
151. Толстой Л.Н. Три смерти // Собрание сочинений в 12-ти томах. Т. 2. – М., 1984. – С. 237–250.
152. Толстая С.А. Моя жизнь // Новый мир. 1978. – № 8. – С.
153. Толстой С.Л. Очерки былого. – Тула, 1965.
154. Топоров В.Н. Ворон // Мифы народов мира: Энциклопедия в 2 т. / Гл. ред. С.А. Токарев. – Т. 1. – М. 1998. – С. 245–247.
155. Топоров В.Н. Ласточка // Мифы народов мира: Энциклопедия в 2 т. / Гл. ред. С.А. Токарев. – Т. 2. – М. 1998. – С. 39.
156. Топоров В.Н. Пчела // Мифы народов мира: Энциклопедия в 2 т. / Гл. ред. С.А. Токарев. – Т. 2. – М. 1998. – С. 354–355.
157. Топоров В.Н. Роза // Мифы народов мира: Энциклопедия в 2 т. / Гл. ред. С.А. Токарев. – Т. 2. – М. 1998. – С. 386–387.
158. Труфанова И.В. Проза А.А. Фета в контексте русской прозы // А.А. Фет. Поэт и мыслитель: Сборник научных трудов / ИМЛИ РАН, Академия Финляндии. – М., 1999. – С. 115–139.
159. Турбин В.Н. И храм, и базар // Фет А.А. Лирика: Стихотворения. – М., 2003. – С. 360–365.
160. Тургенев И.С. Воробей // Полное собрание сочинений и писем в 30-ти томах. Т. 10. – М. 1982. – С. 142–143.
161. Тютчев Ф.И. Стихотворения. – М., 1986.
162. Фаустов А.А. «Я» и «Ты» в лирике А.А. Фета // 175 лет со дня рожде-ния Афанасия Афанасьевича Фета: сборник научных трудов. – Курск: КГПУ, 1996. – С. 204–212.
163. Федина В.С. А.А. Фет (Шеншин); Материалы к характеристике. – П., 1915.
164. Фет А.А. «Был чудный майский день в Москве...»: Стихи. Поэмы. Страницы прозы и воспоминаний. Письма. – М., 1989.
165. Фет А.А. Воспоминания / Предисл. Д. Благого. Сост. и прим. А. Тар-хова. – М., 1983.
166. Фет А.А. Лирика: Стихотворения. – М., 2003.
167. Фет А.А. Из деревни // Русский вестник, 1863. – №1. – С. 438–470.
168. Фет А.А. Из деревни // Русский вестник, 1864. – №4. – С. 575–626.
169. Фет А.А. Сочинения. В 2-х т. Т. 1. Стихотворения; Поэмы; Переводы. / Сост., вступ. статья и коммент. А.Е. Тархова. – М., 1982.
170. Фет А.А. Сочинения. В 2-х т. Т. 2. Проза. – М., 1982.
171. Фет А.А. Проза поэта. – М., 2001. – 317с.
172. Философский энциклопедический словарь. – М., 2005.
173. Флора и фауна: мифы о животных и растениях / Сост. В.М. Федосеенко. М., 1998.
174. Хомяков А.С. Стихотворения. – М., 1910.
175. Цветаева М. Сочинения в 2-х томах. Т. 2. – М., 1980.
176. Цветаева М.И. Стихотворения. Ашхабад, 1986.
177. Цертелев Д.Н. А.А. Фет как человек и художник // Русский вестник, 1899. №3. – С. 217 – 238.
178. Черемисинова Л.И. А.А. Фет и Л.Н. Толстой. Творческие связи. Диссертация на соискание учёной степени кандидата филологических наук. – Л., 1989.
179. Чичерин А.В. Очерки по истории русского литературного стиля. – М., 1997. – С. 424–431.
180. Чичерин В.А. Движение мысли в лирике Фета: Сила поэтического слова. – М., 1985. – С. 9–18.
181. Шарафадина К.И. «Энциклопедия розы» в поэзии А.А. Фета // Афана-сий Фет и русская литература: ХIХ Фетовские чтения / Под ред. Н.З. Коковиной, М.В. Строганова. – Курск: Курск. гос. ун-т, 2005. – С. 38–48.
182. Шахнович М.И. Первобытная мифология и философия. – Л., 1971.
183. Шеншина В.А. А.А. Фет-Шеншин. Поэтическое миросозерцание. – М., 2003.
184. Шеншина В.А. Молитва Отче наш в переложении А.А. Фета // А.А. Фет. Поэт и мыслитель. Сборник научных трудов. – М., 1999. – С. 54–68.
185. Шопенгауэр А. Афоризмы и максимы / Авт. предисловия Ю.В. Перов. – Л., 1990.
186. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление / Перевод А. Фета. Изд 4-е. СПб., 1898.
187. Шопенгауэр А. Смерть и её отношение к неразрушимости нашего существования // Избранные произведения. – М., 1992. – С. 81–133.
188. Эпштейн М.Н. «Природа, мир, тайник вселенной…»: Система пей-зажных образов в русской поэзии. – М., 1990.
189. Эпштейн М. Н. Парадоксы новизны. – М., 1988.
190. Яковлева Е.А. Контраст как стилеобразующая черта поэтики Афанасия Фета // А.А. Фет. Проблемы изучения жизни и творчества: Сборник научных трудов. – Курск, 1994. – С. 44–48.
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
4000
Скачать бесплатно 22144.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.