У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Влияние внешней среды на предприятие
Количество страниц 54
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 22529.doc 
Содержание Содержание:


Введение

ГЛАВА I. ВНЕШНЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ, СУЩНОСТЬ, ВИДЫ И ХАРАКТЕРНЫЕ ЕЕ ЧЕРТЫ

1.1 Современный рынок в описание внешней среды организации
1.2 Влияние внешней среды на конкурентоспособность предприятия в современных условиях

ГЛАВА II. ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ НА РАБОТУ КОМПАНИИ «ТЕХНИКА»
2.1 Краткая характеристика компании «Техника»
2.2 Анализ внешней среды компании
2.3 Рекомендации по повышению эффективности стратегии ПП «ТЕХНИК» во внешней среде

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

Введение

Актуальность темы. Длительное пребывание в условиях высокой неопределенности и риска заставило предприятия менять свои стратегии поведения в направлении разработки таких систем управления, которые бы обеспечивали им высокие адаптационные возможности реагирования на различные внешние возмущения. Обеспечить условия быстрого реагирования на изменения среды можно только на основе постоянного мониторинга внешней среды. Для этого необходимы специальные инструменты диагностики. Знание общехозяйственной конъюнктуры позволяет снизить риск реализации неэффективных стратегий поведения в среде непосредственного окружения предприятия. Более того, понимание тенденций будущего развития экономики позволяет хозяйствующему субъекту эффективно управлять и собственными внутренними изменениями, постоянно быть настроенным на инновации и тем самым обеспечивать себе сильные конкурентные позиции в бизнесе.
Опыт работы успешных предприятий показывает, что больше выиграли те, кто раньше начал проводить у себя реорганизацию всей системы управления. Многие сегодняшние проблемы роста российские предприятия, в первую очередь, увязывают с проблемами сбыта, а они тесно связаны с областью стратегического управления и в значительной мере зависят от состояния экономики в целом. В основе развития систем управления, смены управленческих предпочтений, нового понимания миссии предприятия, изменения его положения на рынке по отношению к потребителям, партнерам, конкурентам, обществу, государству лежит изменение механизма адаптации хозяйствующего субъекта к меняющимся условиям среды. Рост новизны задач и высокий динамизм изменения факторов внешней среды требуют разработки нового механизма управления предприятием, при котором на основе оценки изменений в среде будет вырабатываться стратегия развития предприятия, а также варианты собственного поведения на рынке.
В условиях качественных макроэкономических изменений возрастает роль разработки новых концепций, моделей, стратегий развития хозяйственных систем на микроуровне, поскольку их поведение становится предопределяющим в формировании тенденций развития макросреды.
Перечисленные обстоятельства предопределили выбор темы работы, ее актуальность и основные направления исследования.
Цель и задачи исследования. Целью работы является анализ влияние внешней среды на предприятие.
Для достижения цели исследования в работе поставлены и решены следующие основные задачи:
1. Рассмотреть современный рынок в описание внешней среды организации;
2. Изучить влияние внешней среды на конкурентоспособность предприятия в современных условиях;
3. Проанализировать внешнюю среду компании «ТЕХНИКА»;
4. Дать рекомендации по повышению эффективности стратегии «ТЕХНИКА» во внешней среде.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования в настоящей работе является процесс развития системы управления предприятием под воздействием факторов внешней среды (условий деятельности).
Предметом исследования - механизм взаимодействия предприятия и окружающей его среды.
Методологические и теоретические основы исследования.
Методологической основой исследования является диалектический метод, методы дедуктивного и индуктивного анализа, абстракции, структурно-функциональный, сравнительный, системный и институциональный анализ. Теоретическую базу исследования составили фундаментальные положения экономической науки (Семенов В.М.,Титов, В.И., Чуев, И.Н.,Чуева Л.Н. Фатхутдинов P.A.), теории управления (Васильев Ю.В.), менеджмента (Ямпольская, Д.О.) и др.
Структура, объем и содержание работы определены целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, содержащих пять параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложения.

ГЛАВА I. ВНЕШНЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ, СУЩНОСТЬ, ВИДЫ И ХАРАКТЕРНЫЕ ЕЕ ЧЕРТЫ

1.1 Современный рынок в описание внешней среды организации

Существенную часть внешней среды как организаций, так и отдельных людей составляет экономика и рыночные отношения. Несмотря на фактическую очевидность этих явлений в повседневной жизни, менеджеры довольно часто попадают в затруднение, когда оценивают текущую ситуацию и перспективы своего дела. Одна из причин этой проблемы кроется в сложном и часто «размытом» описании среды организации, ключевых её элементов. Из-за этого искажается общая картина бизнеса, что приводит впоследствии к выбору неверных конкурентных стратегий и создает разнообразные проблемы управления.
Известно, что ранее сделанная ошибка порождает цепочку других ошибок. Человеческое сознание воспринимает эти ошибки ограниченно: часть информации искажается, часть -теряется. Нарастающий вал проблем вызывает у руководителя растерянность, а иногда и панику. Со временем он «вдруг» прозревает, но бывает уже слишком поздно. Управляемость организации разрушается, состояние бизнеса ухудшается. Приглашаемый в кризисный момент консультант часто не может оказать помощь, т.к. в этой ситуации организации нужен уже не «терапевт» и даже не «хирург», а «патологоанатом» -для констатации причин гибели системы управления.
Для профилактики подобных проблем требуется хорошее знание менеджмента, усвоение таких понятий, как «внешняя среда организации», «внутренняя среда организации» и «рынок». Понимание и, главное, верное использование этих терминов на практике является важным условием для качественного управления организацией и будущих предпринимательских успехов.
Но как решить, на чем сконцентрировать основное внимание, как быстро вычленить существенное из множества деталей, какие алгоритмы анализа такого сложного явления, как среда бизнеса и рынок, более эффективны и, следовательно, более полезны руководителю?
Общий анализ внешней среды организаций показывает её существенные характеристики, а именно: внешняя среда
-воспринимается как индивидуальная -хотя окружающая среда может быть для всех одинаковой, но оценивается субъективно из-за применения разных критериев и владения разным объемом информации о среде (собственники, персонал, кредиторы организации представляют среду часто с несовпадающих позиций, отражающих интересы того или иного наблюдателя);
-сложна для восприятия -включает множество разнообразных объектов и субъектов, взаимодействующих между собой, деталей, характеризующихьэти взаимодействия;
-ограниченно управляема -степень воздействия на отдельные элементы внешней среды зависит от размера фирмы и умелости менеджмента. Но многие элементы среды вообще не поддаются воздействию ни со стороны людей, ни их организаций, ни даже государства. Примером могут служить макротренды и, в частности, демографические тенденции во многих развитых капиталистических странах и в России, где смертность населения растёт более быстрыми темпами, чем рождаемость;
-зависит от множества природных факторов -природа может разрушить или повредить всё, что создано человечеством;
-имеет разнообразные границы и характер -например среды локальной, национальной, международной или глобальной компании будут сильно различаться;
-динамично меняется -скорость изменений отдельных элементов среды возрастает, формируются макро- и микротренды, образуются такие циклы изменений, воздействие которых на организацию, подобно воздействию климата или метеоусловий дня на людей;
-среда обладает высокой степенью энтропии -это вытекает из всего, что сказано выше, т.е. деловая внешняя среда стала мало предсказуемой и высоко рискованной, а сами организации -более открытыми, динамичными и уязвимыми для внешних обстоятельств.
Становится ясно, что окружение бизнеса представляет собой отнюдь не плоскостную, а пространственную картину. Сфера бизнеса - это множество связанных между собой деловых пространств, каждое из которых может быть описано различными факторами и параметрами, рис.1 .
Окружение бизнеса принято делить на внутреннюю среду и внешнюю среду. На рис.1 внутренняя среда организации ограничена кругом (2), всё остальное пространство рассматривается как внешняя среда (3). Поскольку две среды организации взаимосвязаны между собой, то становится понятным, что любая организация людей - это принципиально открытая система с двусторонним движением: различного рода ресурсы всегда поступают в неё из внешней среды, а продукты переработки ресурсов, наоборот, утилизируются во внешней среде. Однако руководители могут искусственно ограничить обратную коммуникацию (из внутренней среды во внешнюю), делая структуру более закрытой, малозаметной и малопонятной для стороннего наблюдателя (эффект «черной дыры»).
Картина на рис. 1 наводит на мысли о следующих вариантах определения внешней и внутренней среды.

Рис. 1. Сфера бизнеса

Внутренняя среда организации представляет собой человеческий капитал, перерабатывающий ресурсы в рыночный продукт (товар, услугу или soft -мягкий продукт, т.е. всякий вид интеллектуального продукта. Один из примеров - software -программное обеспечение) .
Внешняя среда организации -это комплексная система других организаций (партнёров и конкурентов), взаимодействующих между собой на различных рынках, а также с элементами природы.
1. В России персонал (13) чаще всего рассматривается как человеческий ресурс наряду с перечнем других ресурсов. Но вспомним, что издержки от ресурса отличаются только знаком минус (Издержки = Ресурсы). Отношение к персоналу в наших организациях обычно соответствует этой формуле .
Однако люди -основной актив организации, поскольку без людей не может быть и самих организаций. Даже стартующая новая фирма, управляемая «правильными» людьми, способна успешно развиваться, преодолевая многочисленные трудности. Специалисты такой организации найдут всё, что для неё потребуется: финансы, технологии, партнёров, товар, покупателей и прочее.
Поэтому в развитых рыночных странах персонал воспринимается теперь чаще как капитал, который не должен обесцениваться во времени. Непрерывное индивидуальное развитие, профессиональная переподготовка персонала тому залог! И не только это -развитые промышленные страны активно переманивают хорошо подготовленных иностранных специалистов со всех концов мира, предлагая им своё гражданство не тратя собственные крупные средства на их многолетнее «выращивание» (вполне практичная политика).
2. Отмечу, что любая организация должна определить общую цель своего существования, т.е. собственную миссию. Необходимо, чтобы миссии организаций соответствовали интересам важнейших субъектов внешней среды: социума, государства и бизнеса, рис.2. Это достигается, если интересы конкретной организации находятся внутри треугольника взаимосвязанных интересов указанных выше субъектов. Тогда организация будет способна выживать и развиваться. Система будет тем устойчивее, чем ближе треугольник интересов к равностороннему виду (фигуры А и В на рис.2) .
Если этого нет, то возрастает угроза масштабного конфликта, всё общество начинает «лихорадить», взаимоотношения основных субъектов перестают быть определёнными, сбалансированными и устойчивыми. Конфликт интересов налицо. Если указанные -силы далеко не одинаково заинтересованы в деятельности какой-либо структуры, то деловая деятельность последней может быть существенно ограничена. В крайнем случае, упомянутые могущественные силы будут стремиться уничтожить организацию как возмутителя спокойствия, воспринимая её в качестве чужака, которого надо поставить вне закона.


Выдержка из работы 1.2 Влияние внешней среды на конкурентоспособность предприятия в современных условиях

Глобализация, насыщение рынков усиливают давление на организации со стороны внешней среды: ужесточаются требования к качеству продуктов, выдвигаемые потребителями, появляются требования со стороны общества и т.д. Система управления предприятием вновь усложняется. Рамки внешней среды становятся значительно шире, а предсказуемость изменений - меньше .
Высокий уровень воздействия факторов внешней среды на деятельность предприятий обуславливает повышенный интерес к исследованию внешнего окружения. Своевременно полученные сведения позволяют адекватно реагировать на происходящие и предполагаемые изменения, принимать необходимые решения, направленные на поддержание баланса с внешней средой .
Прежде чем выделять отдельные элементы внешней среды как системы, определять ее факторы, необходимо раскрыть ее сущностные признаки.
К характеристикам внешней среды относят:
1. Взаимообязанность факторов внешней среды - уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы. Взаимосвязанность факторов внешней среды приводит к необходимости их комплексного, системного изучения.
2. Сложность внешней среды - число факторов, на которые организация обязана реагировать, а также уровень вариантности каждого из них. Предприятие, имеющее более сложное производство, выпускающее большее количество товаров, использующее больше различных технологий, будет ощущать на себе влияние и большего числа факторов.
3. Подвижность среды - скорость, с которой происходят изменения в окружении организации. Эта характеристика, как и все остальные, будет специфической для каждой организации (отрасли). Выявлено, что в фармацевтической, химической, электронной промышленности скорость изменения технологий выше, чем, например, в машиностроении.
4. Неопределенность внешней среды - является функцией количества информации, которой располагает организация по поводу конкретного фактора, а также функцией уверенности в этой информации. Если информации недостаточно и есть определенные сомнения в ее точности, внешняя среда становится менее определенной и принимать верные управленческие решения становится труднее.
Обобщая вышеперечисленные признаки, с учетом взгляда автора на рассматриваемую проблему, можно дать следующее определение внешней среде как экономической категории: внешняя среда представляет собой динамично изменяющуюся совокупность факторов и условий искусственного или объективно-независимого происхождения, которые организация не способна контролировать, но которые напрямую или косвенно оказывают на нее положительное либо отрицательное воздействие .
Перечисленные выше признаки сохраняют свое принципиальное значение для характеристики внешней среды в условиях российской действительности, но требуют переосмысления, расширения и проекции на объект исследования. Содержание факторов внешней среды определяется уровнем исследования (государство, регион, отрасль, предприятие, отдельная функция предприятия).
В настоящее время отсутствует общепризнанная классификация факторов внешней среды предприятия. Многие отечественные специалисты в области менеджмента дают собственную группировку факторов. При этом количество выделяемых групп редко превышает три-четыре. А.Т. Зуб предложил классификацию факторов, состоящую из четырех групп:
- политические и правовые;
-экономические;
-социальные и культурные;
-технологические .
Бланк выделяет общеэкономические, государственные, рыночные, прочие факторы.
Группировку факторов (элементов) внешней среды можно представить следующим образом:
1. Политико-административные;
2. Законодательно-регулятивные;
3. Экономические;
4. Институциональные факторы;
5. Общественная среда;
6. Конкуренция;
7. Научно-технические;
8. Природные (географические);
9. Инфраструктура;
10. Социально-демографические и социокультурные факторы;
11. Международные;
12. Факторы криминального происхождения.
Рассмотрим содержание каждой группы.
1. Политико-административные факторы. Представляют собой особенности взаимоотношений предприятия и государства в лице федеральных, региональных и местных властей. Иностранные, национальные и местные правительства могут быть для ряда организаций основными регуляторами их деятельности, работодателями и покупателями.
Это может означать, что для данных организаций оценка политической обстановки может быть наиболее важным аспектом анализа внешней среды. Такая оценка осуществляется через детализацию факторов, воздействующих на организацию. Таких факторов достаточно много, поэтому выделим и пере числим наиболее часто встречающиеся при проведении анализа внешней среды:
-характер взаимоотношений с властными структурами;
- возможность лоббизма своих интересов и блокирования интересов конкурентов;
-уровень политической стабильности;
-прочие.
2. Законодательно-регулятивные факторы. Реализуются через регулятивную функцию государства, результатом чего являются нормативно-правовые акты, регламентирующие ту или иную сферу деятельности:
-лицензирование;
-квотирование;
-субсидирование;
-экологические ограничения;
-прочие.
3. Экономические факторы:
-уровень развития экономики;
-темп роста экономики;
-уровень инфляции;
-система налогообложения;
-состояние торгового баланса страны;
-угроза экономического кризиса;
-соотношение спроса и предложения;
-эластичность спроса;
-доступность кредитных ресурсов;
-динамика валютных курсов;
-уровень безработицы; .
-прочие.
4. Институциональные факторы. Конкурентоспособность базируется на эффективности, а эффективность - на повышении производительности, продуктивности за счет инноваций. Внедрение инноваций осуществляется
в определенной конкурентной среде, которую характеризует институциональный механизм . Поэтому рассматривать проблемы формирования конкурентоспособности, не затронув институциональные особенности экономики, невозможно. Институт, согласно определению, данному А. Олейником, представляет собой совокупность формальных и спонтанно выбираемых рамок, структурирующих взаимодействие индивидов в экономической, политической и социальной сферах . Основная цель как формальных, так и неформальных институтов - эффективное функционирование и развитие экономической системы . Оттого, на сколько эффективно действуют институты в том или ином регионе или стране, будет зависеть конкурентное положение организаций. В качестве примера можно привести следующие существенные институциональные факторы:
-институт права собственности;
-институты, непосредственно связанные с человеком;
- наличие спектра неформальных норм экономического поведениям
-институциональная избыточность;
- прочие.
Общественная среда. Эти элементы внешней среды имеют крайне важное значение для предприятия. Например, оказание давления недовольных покупателей на организацию, чья деятельность воспринимается как недопустимая, может существенно ухудшить деловую репутацию фирмы и подорвать доверие к ней со стороны прочих потребителей ее продукции. К факторам этой группы можно также отнести деятельность:
-экологических организаций, организаций по защите прав потребителей;
-средств массовой информации;
-профсоюзов .
6. Конкуренция. Здесь необходимо рассмотреть характер и масштаб конкурентной угрозы:
-количество конкурентов на рынке;
-рыночная доля каждого конкурента;
-степень монополизации;
-вероятность появления новых конкурентов;
-конкуренция в среде поставщиков, потребителей и дистрибьюторов;
-прочие .
Список литературы Список литературы
1. Аньшин В.М., Дагаев А.А., Колоколов В.А. Инновационный менеджмент. Многоуровневые концепции, стратегии и механизмы инновационного развития.-М.: Изд-во «Дело», 2006.
2. Барыкин, Д. В.Выбор стратегии поведения организации на рынке с учетом влияния внешней среды//Региональная экономика: теория и практика.-№13, 2007.
3. Валов, С. В. Опыт практического использования информации о внешней и внутренней среде организации//Маркетинг и маркетинговые исследования.-№6, 2007.
4. Васильев Ю.В. Теория управления.-М.: Изд-во «Финансы и статистика», 2005.
5. Внешние механизмы корпоративного управления: некоторые прикоадные проблемы. Институт экономики переходного периода/ Научные труды.-№10.-М.: ИЭПП, 2007.
6. Горбунова М.В. Специфика системы управления бизнесом в России// Менеджмент в России и за рубежом.-№3, 2005.
7. Горшкова, Л.А.Анализ внешней и внутренней среды организации с использованием методов эвристики//Экономический анализ: теория и практика.-№24,2007.
8. Егорова Т.А., А.В. Розмыслов. Диагностика и аудит организационных систем: Учебное пособие.-СПБ.: СПгИЭУ, 2003.
9. Журавлева В.Б. Трансформация современной рыночной системы: Теория и практика.-М.: РЭА им. Г.В. Плеханова, 2006.
10. Зуб А.Т. Стратегический менеджмент: теория и практика:учебное пособие для вузов.-М.: Изд-во «Аспект Пресс», 2002.
11. Король, С.Внешняя окружающая среда организации как фактор роста ее эффективности//Проблемы теории и практики управления.-№5, 2007.
12. Косливцева О.Ю. Теория анализа внешней среды организации.-СПб.: Питер, 2006.
13. Краева Т.А. Финансовый мониторинг стратегии предприятия.-М.: Изд-во «ТЕИС», 2005.
14. Лагунова, Е.Стратегическое управление предприятием: внешние и внутренние факторы//Проблемы теории и практики управления.-№9, 2007.
15. Лектер Шэрон Л. Квадрат денежного потока.-М.: Изд-во «Дашко и К», 2005.
16. Михайлова, Е. Внешняя и внутренняя среда розничной торговли в двадцать первом веке//Маркетинг.- № 1.-2005.
17. Михайлова, Е.Внешняя и внутренняя среда розничной торговли в двадцать первом веке//Маркетинг.- №2.-2005.
18. Никифорова Н.Н. Институциональные факторы экономического развития. Авторееферат на соискание ученой степени.-СПб, 2003.
19. Новости. Количество банков в России нужно сократить в 5 раз, считают эксперты//РосБизнесКонсалтинг, 2006.
20. Новости. Сдать оружие//Чекист: информационно-аналитическое издание, 2006.
21. Олейник А. Институционная экономика.-М.: Изд-во «Инфра-М», 2000.
22. Попов, Б. Е.Современный рынок в описании внешней среды организации: его важнейшие признаки и основы типизации//Маркетинг в России и за рубежом.-№4, 2007.
23. Протасов, В.Ф. Анализ деятельности предприятия (фирмы).-М.: Изд-во «Финансы и статистика», 2003.
24. Пустовалов Д.И. Влияние внешней среды предприятие.-М.: Изд-во «Инфра-М», 2007.
25. Семенов В.М. Экономика предприятия.-СПб. : Питер , 2007.
26. Титов, В.И. Экономика предприятия.-М.: Изд-во «Дашков и К», 2004.
27. Трохина С.В.Влияние внешнего окружения на финансовое состояние фирмы.-Финансовый менеджмен.- №4, 2002.
28. Усик Н.И. Теоретические основы формирования конкурентной среды в России. Автореферат на соискание ученой степени.-СПб, 2007.
29. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент.-СПб.: Питер, 2007.
30. Фатхутдинов Р.А.Производственный менеджмент:учебник для вузов. 4-6 изд.-СПб.: Питер, 2003.
31. Фолмер А.С Формирование системы оценки финансовой устойчивости коммерческих банков России.Автореферат.-Сургут, 2004.
32. Чернюк М.А.Стратегическое планирование.-М.: Изд-во «Проспект», 2005.
33. Чуев, И.Н. Экономика предприятия.-М.: Изд-во «Дашков и К», 2007.
34. Чуева Л.Н. Экономика фирмы.--М.: Изд-во «Дашков и К», 2007.
35. Шкардун, В.Внешняя среда и выбор маркетинговой стратегии фирмы//Маркетинг.-№4.-2000.
36. Ямпольская, Д.О. Менеджмент.-СПб.: Нева, 2003.
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
6000
Скачать бесплатно 22529.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.