У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Антикризисное управление в коммерческом банке принципы, методы, организация
Количество страниц 92
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 22565.doc 
Содержание
Введение

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ
1.1 Кризисы и причины их возникновения в коммерческом банке
1.2 Понятие и сущность антикризисного управления
1.3 Методы антикризисного управления в коммерческом банке

ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ В КОММЕРЧЕСКОМ БАНКЕ
2.1 Аналитическая работа и ее роль в бескризисном развитии банка
2.2 Анализ и планирование деятельности коммерческого банка как инструменты антикризисного управления
2.3 Механизм раннего предупреждения банкротства банков в процессе антикризисного регулирования в России
2.4 Специальные антикризисные меры

ГЛАВА III. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ В КОММЕРЧЕСКОМ БАНКЕ
3.1 Основные проблемы в составлении и реализации планов финансового оздоровления в коммерческом банке и возможные варианты их решения
3.2 Проблема системности в антикризисном управлении
3.2 Программы действий на случаи возникновения трудностей и проблемных ситуаций в коммерческих банках

Заключение
Библиографический список
Приложения

Введение

Актуальность исследования. Целью любого современного государства является обеспечение стабильного экономического положения и дальнейшего экономического роста. Для достижения этой цели каждое, государство выстраивает свою индивидуальную экономическую стратегию. На построение конкретной экономической модели влияет целый ряд факторов - политические, географические, национальные, культурные.
Динамично развивающиеся экономические системы различных государств жестко конкурируют между собой. Сегодня все события настолько сконцентрированы, и процессы взаимосвязаны, что малейшее отставание в этом соревновании будет означать поражение. Причем в проигрыше окажутся не только экономика в абстрактном понимании смысла этого слова, но и уровень жизни каждого конкретного человека. Поэтому все ведущие государства вынуждены постоянно оглядываться друг на друга и использовать лучшие достижения конкурентов, в том числе и в вопросах антикризисного управления
Становление рыночной экономики в России не могло не поставить перед обществом ряд новых проблем, самой важной из которых является проблема антикризисного управления. Многие организации в силу причин, корни которых уходят в складывающуюся десятилетиями систему социалистического хозяйствования, до настоящего времени не сумели адаптироваться к новым экономическим условиям, чему способствовала общая политическая нестабильность, непоследовательность в осуществлении рыночных реформ, неблагоприятный инвестиционный климат, неэффективная налоговая политика и другие макроэкономические факторы.
Вместе с тем растет понимание того, что, несмотря на трудности в развитии реального сектора экономики, многое зависит от самих организаций, от их собственников и менеджеров, от их деятельности, направленной на достижение стабильности бизнеса. Решение этой задачи возможно лишь при становлении адекватной системы антикризисного управления. Однако формирование самой системы антикризисного управления невозможно без разработки приемлемой и признаваемой обществом концепции антикризисного управления, форм, методов и механизмов, составляющих его суть. Прошло не так уж много времени, накоплен не такой уж большой опыт, чтобы выйти на высокий уровень обобщений. Явно недостаточно пока еще и профессионалов в области антикризисного управления.
Конец XX - начало XXI века явились периодом глубоких и драматических изменений в банковском деле. В последнее десятилетие XX века в России были предприняты меры по децентрализации, так называемой, «монобанковской системы», приняты законы о банках и банковской деятельности, заложены основы функционирования новой российской банковской системы, ориентированной на потребности экономики рыночного типа. Череда кризисов в последние годы предопределила необходимость формирования условий для повышения устойчивости банков и развития конкуренции в банковской сфере.
В условиях жесткой конкуренции современный коммерческий банк вынужден постоянно бороться за своих клиентов и их ресурсы, предлагать новые банковские продукты и услуги, обеспечивающие ему и его клиентам необходимую прибыль, демонстрировать свою надежность, стабильность и способность быстро реагировать на изменения рыночной конъюнктуры.
Цель и задачи исследования. Целью является исследование антикризисного управления в коммерческом банке.
Для достижения цели исследования в работе поставлены и решены следующие основные задачи:
1. Рассмотрения кризиса и причины их возникновения в коммерческом банке;
2. Изучение понятия и сущности антикризисного управления;
3. Анализ методов антикризисного управления в коммерческом банке;
4. Рассмотрение анализа и планирования деятельности коммерческого банка как инструменты антикризисного управления;
5. Изучение специальных антикризисных мер;
6. Анализ программ действий на случаи возникновения трудностей и проблемных ситуаций в коммерческих банках.
Предмет и объект исследования. Предметом исследования стали экономические отношения в процессе антикризисного управления коммерческих банков. Объект исследования - социально-экономический потенциал коммерческих банков, находящихся в условиях экономического риска и неопределенности их функционирования.
Методология исследования. Методологическую основу исследования составляют фундаментальные положения экономической теории, труды отечественных и зарубежных авторов по антикризисному управлению, рекомендации министерств и ведомств, нормативные, инструктивные, методические и справочные материалы.
Практическая значимость выполненного исследования состоит в том, что использование полученных результатов позволяет более эффективно применять руководителям коммерческих банков временными и внешними управляющими методы экономического анализа, в условиях антикризисного управления организацией.
Структура, объем и содержание работы определены целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, содержащих девять параграфов, заключения и библиографического списка.




ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ

1.1 Кризисы и причины их возникновения в коммерческом банке

Понятие нормального состояния и кризиса как существенного отклонения от такого состояния применимы и к отдельно взятому банку. В соответствии с данным подходом состояние функционирующего банка можно признать «нормальным», если он, в частности:
- не нарушает действующего законодательства (общего и банковского) и требований органов, регулирующих банковскую деятельность;
- своевременно, качественно и на приемлемых условиях проводит все надлежащие платежи клиентов, а также платежи по собственным обязательствам;
- в пределах располагаемых ресурсов выдает заемщикам денежные кредиты на приемлемых для обеих сторон рыночных условиях под надлежащее обеспечение, проводит другие необходимые клиентам банковские операции;
- стабильно выполняет обязательные для банка нормативы;
- получает нормальную в текущих условиях прибыль;
- не допускает конфликтного развития отношений внутри организации .
Невыполнение этих основополагающих требований будет означать соответственно, что банк находится в кризисе. Что касается формы проявления кризиса. Кризис может иметь бесконечно много форм проявления (признаков). Соответственно разные специалисты называют различные их перечни, причем ни один из таких перечней не может считаться полным, закрытым. Так, предлагается все такие признаки сгруппировать в следующие 3 категории .
Финансовые:
- недостаток собственных средств (капитала) или невыполнение установленных обязательных нормативов;
- текущие убытки либо превышение использованной прибыли над фактически полученной и/или непогашенные убытки предшествующих лет;
- неисполнение обязательных платежей, а также неспособность погашать кредиторскую задолженность в надлежащие сроки;
- неустранение фактов нарушений установленного порядка обязательного резервирования;
- нерациональная политика привлечения и размещения средств, в частности, реальное отсутствие перспективы возврата привлеченных средств (в т.ч. за счет продления срока займа) либо необоснованное использование краткосрочных займов для финансирования долго срочных активов;
- иммобилизация средств в затраты капитального характера;
- низкое качество кредитного портфеля;
- задолженность по выплате дивидендов или прекращение их выплаты.
Производственные:
- невыполнение нормативных требований Банка России о создании системы управления рисками и/или системы внутреннего контроля;
- непредставление предусмотренной в законодательстве отчетности;
- увольнение основного управленческого персонала без должной его замены;
- ухудшение позиций на финансовых рынках, ограничение круга проводимых операций;
- существенная зависимость от конкретного клиента, проекта, направления деятельности;
- агрессивная процентная политика для привлечения средств клиентов, значительное превышение процентных ставок ближайших банков-конкурентов.
Прочие:
- невыполнение в установленные сроки требований Банка России или взятых на себя обязательств по устранению недостатков, включая недостатки в деятельности филиалов;
- несоблюдение требований к формированию уставного капитала (использование для этого ненадлежащих активов);
- судебные иски, которые в случае успеха .истца могут завершиться невыполнимым для данного коммерческого банка решением суда .
Как уже отмечалось ранее, кризис не возникает одномоментно, а развивается, разворачивается во времени. Это относится и к формам его внешнего проявления. При этом до определенного момента начинающийся кризис может оставаться «внутренним делом» самого банка. Для других данный процесс становится заметным и значимым с того момента, когда у банка очевидно обнаружатся трудности с выполнением своих обязательств, т.е. когда он станет недостаточно платежеспособным и ликвидным. В этой связи молено предложить следующую примерную схему развития проблем в банке и их проявления .
I. Некоторые предпосылки, приводящие к возникновению проблем в банках:
- низкая квалификация сотрудников банка;
- скрытые и явные нарушения законов и иных нормативных документов;
- слабая постановка работы службы внутреннего контроля;
- недостаточная квалификация руководства банка, приводящая к слабой организации банковского дела и неадекватному управлению;
- проведение сомнительных банковских операций;
- негативные изменения в структуре ресурсной базы (например, отказ выгодных клиентов от обслуживания в данном банке;
- пассивное поведение банка на рынке частных вкладов в условиях, когда данный рынок становится для многих других банков основным источником наращивания их ресурсов;
- нарушение баланса по срокам и объемам между пассивами и активами, снижение качества их структуры;
- снижение доли высоколиквидных активов ниже достаточного уровня; - постоянное привлечение с межбанковского рынка средств в значительных объемах;
- снижение уровня диверсификации активов и пассивов;
-неадекватное состояние технико-технологического обеспечения ;проводимых операций (из-за чего могут происходить, например, сбои или задержки в проведении некоторых платежей);
- недосоздание резервов под принимаемые риски;
-снижение доходов при росте дебиторской и кредиторской задолженности;
- уменьшение величины собственного капитала .
II. Основные признаки появления скрытой неплатежеспособности банка:
- частое возникновение у банка дефицита ликвидности;
- увеличение платы и введение регламентов, увеличивающих время исполнения клиентских платежей;
- увеличение времени прохождения платежей и наличие картотеки неоплаченных расчетных документов из-за отсутствия средств на корреспондентских счетах банка;
- резкое увеличение процентных ставок за привлекаемые ресурсы с использованием агрессивной рекламы;
- закрытие лимитов на банк другими кредитными организациями;
- появление технических проблем, увеличивающих время исполнения платежей и выдачи средств;
- рост тарифов на услуги, предоставляемые клиентам;
- отток средств клиентов, приближенных к руководству банка;
- начало «вывода» активов банка;
- появление «инсайдерской» информации о неблагополучной ситуации в банке.
III. Признаки перехода неплатежеспособности банка в явную форму:
- нарастание задержек и хроническое неисполнение части платежей, нарастание картотеки неоплаченных расчетных документов;
- начало массовых претензий со стороны клиентов и контрагентов и судебных разбирательств;
- свертывание масштабов деятельности, максимальное сокращение издержек;
- значительное снижение балансовых показателей (валюты баланса, капитала, ликвидных активов, рост доли просроченных и заложенных активов, снижение качества обеспечения выданных кредитов, нарушение нормативов деятельности и др.);
- уход и увольнение сотрудников банка, включая и руководство, изменения в руководстве банка;
- уменьшение количества операций, проводимых для клиентов;
- продажа основных средств;
- уменьшение остатков на расчетных и других счетах клиентов (массовый отток денег из банка в пределах сумм, которые банк еще может выплатить);
- увеличение количества нарушений норм законов и банковских правил;
- широкое распространение в прессе и на рынке информация о проблемах банка;
- выход отдельных участников из состава банка (или получение ими кредитов на суммы близкие к их долям в УК);
- введение в банк временной администрации.




Выдержка из работы 2.3 Механизм раннего предупреждения банкротства банков в процессе антикризисного регулирования в России

Обеспечение поступательного развития национальной экономики относится к ключевым задачам государственной политики. Темпы роста национального производства и их устойчивость определяются как внешними факторами (развитием мировой экономики, уровнем цен внешнего рынка на энергоресурсы и т.д.), так и внутренними. Решение задачи устойчивого экономического роста невозможно без создания эффективной конкурентоспособной, максимально удовлетворяющей потребности национального производства и населения банковской системы. В настоящее время по-прежнему отсутствуют долгосрочные условия стабильного и эффективного функционирования банковской системы, так как в России все еще не сложились благоприятные условия для трансформации сбережений в инвестиции.
Темпы роста активов российских банков достаточно высоки, однако банки еще недостаточно зарабатывают на традиционных банковских операциях. Частные банки зависят от финансово-промышленных групп и не могут конкурировать с государственными. По международным стандартам отчетности очень немногие российские банки являются доходными - хотя чистая процентная маржа, которую банки зарабатывают на кредитовании, достаточно высока по сравнению с другими странами Восточной Европы, объемы кредитования невелики и генерировать высокую прибыль банкам не удается. По размеру активов большинство российских банков настолько мало по сравнению с объемами бизнеса своих корпоративных клиентов, что потеря даже одного значительного клиента может серьезно изменить структуру банковского баланса .
Подъем российской экономики невозможен без масштабных вложений в ее реальный сектор. Чтобы денежные потоки не выпадали из оборота, а шли целевым порядком именно на инвестиции, нужно формирование устойчивой банковской системы. Первоочередной мерой развития финансовой сферы является дальнейшее расширение кредитного рынка, ситуация на котором должна корреспондировать с насущными задачами экономической политики страны.
Для цели максимизации использования средств населения и организаций следует повышать доверие к банковским кредитным учреждениям.
Как и другие важнейшие отрасли национальной экономики, банковский сектор, безусловно, остро нуждается в модернизации и эффективном управлении. Развитие российской банковской системы неразрывно связано с проведением мероприятий контроля, прогнозирования и оценки деятельности коммерческих банков. Цель комплексного анализа коммерческого банка состоит в выявлении у банка проблем на возможно более ранних стадиях их формирования. Диагностирование может осуществляться государственными органами управления экономикой (Центральный банк РФ), собственными органами управления коммерческих банков и клиентами коммерческих банков. Через оптимизацию системы диагностирования коммерческих банков, своевременную санацию проблемных банков возможно формирование устойчивого доверия к российской кредитной системе. Максимизация эффективного использования средств организаций и населения, и, как следствие, стабилизация банковской сферы, несомненно, благоприятно отразятся на скорости поступательного развития национальной экономики.
Поэтому исследование проблем банкротства и несостоятельности коммерческих банков, определение путей их диагностирования, предупреждения и регулирования процессов банкротства приобретают в настоящее время особую актуальность. К основным проблемам банкротства и несостоятельности кредитных учреждений можно отнести необходимость:
- формирования единой системной основы в разработке и применении методов, моделей, средств и технологий контроля, анализа, оценки и прогнозирования деятельности коммерческих банков;
- оптимизации методов и инструментов раннего предупреждения несостоятельности коммерческих банков;
- совершенствования деятельности по санации проблемных банков в условиях кризиса доверия как к коммерческим банкам, так и органам внешнего регулирования .
Банкротство банков по целому ряду объективных обстоятельств отличается от аналогичных процедур, проводимых в отношении других субъектов рыночной экономики. Прежде всего, это связано со специфической ролью и местом, которое банки занимают в экономической структуре страны, и влиянием, которое они оказывают на реальный сектор экономики.
Тенденции развития современной мировой экономики привели к тому, что кредитные организации играют в системе экономических отношений системообразующую роль. Путь, пройденный ими в последние тридцать лет, впечатляет своим динамизмом. Из расчетно-сберегательных учреждений с крайне ограниченным набором операций и услуг они превратились в транснациональные институты хозяйственной власти, не только предлагающие практически любые виды финансовых услуг, но и оказывающие решающее влияние на развитие стран и регионов.
Несостоятельность банка, в отличие от других участников гражданского оборота, всегда связана с большими финансовыми потерями для его клиентов, что влечет за собой ухудшение финансового состояния или банкротство лиц, разместивших свои денежные средства на расчетных и депозитных счетах в этой организации. При этом их число может многократно превышать аналогичный показатель даже весьма солидной корпоративной структуры реального сектора.
Проблема банкротства банков - не отдельная локальная проблема, это специальный комплекс взаимосвязанных мер, обусловленных как регулированием этого процесса, так и поведением потенциальных банкротов, попавших в сложные условия.
В зависимости от финансового положения того или иного банка Банком России выбираются меры по стабилизации его деятельности, часто в комплексе с принудительными мерами воздействия .
Банк России в рамках предоставленных законодательством полномочий осуществляет контроль выполнения кредитными организациями планов финансового оздоровления (санации), а также, в случае необходимости, предоставляет кредиты банкам-санаторам, принявшим на себя обязательства по стабилизации деятельности санируемой кредитной организации.
Важной мерой по оздоровлению кредитных организаций является их реорганизация, то есть присоединение к более сильной и надежной. Кроме того, это наиболее мягкий способ в отношении клиентов, кредиторов и вкладчиков. Слияние с более слабой кредитной организацией может иметь для благополучного банка реальный коммерческий интерес расширить филиальную сеть, приобрести новый набор предоставляемых услуг, расширить свою деятельность и клиентскую базу. Проведение таких мероприятий должно сопровождаться уверенностью, что новый банк будет более устойчивым и будет иметь достаточный капитал для покрытия убытков поглощаемого банка.
Вместе с тем, следует отметить, что осуществление процедур по финансовому оздоровлению кредитных организаций осложняется отсутствием адекватной законодательной базы, обеспечивающей комплексность процедур санирования, реструктуризации и банкротства банков. Обращает на себя внимание также неурегулированность юридических аспектов ответственности руководителей и собственников за результаты деятельности банков, а также отсутствие эффективно работающей системы гарантирования вкладов граждан.
В настоящее время необходимо совершенствовать контроль, анализ, прогнозирование и оценку деятельности коммерческих банков со стороны ЦБ РФ. Такая задача может быть решена посредством становления и развития единой системы диагностирования коммерческих банков .
Список литературы Список литературы
1. Федеральный закон от 26.10.2002 №127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (ред. от 05.02.2007).
2. Федеральный закон от 25.02.1999 №40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций"(ред. от 29.12.2006).
3. Федеральный закон от 10.07.2002 №86-ФЗ "О центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (ред. от 26.04.2007).
4. Федеральный закон от 02.12.1990 №395-ФЗ "О банках и банковской деятельности" (ред. от 17.05.2007).
5. Положении ЦБ №242 от 16.12.2003 г. «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах».
6. Антикризисная реструктуризация российской экономики.-М.: Изд-во «Союз», 2001.
7. Антикризисное управление банками: учебное пособие/Под ред. Г.К. Таль и Г.Б. Юнг.-М.: Изд-во «Декло», 2001.
8. Антикризисное управление/ Под ред. Минаева Э.С.-М.: Изд-во «Приор», 1998.
9. Белых Л. П. Устойчивость коммерческих банков. Как банкам избежать банкротства? М.: Изд-во «Банки и биржи», 2003.
10. Блинков А. Непрерывность деятельности банка. Оценка перспектив// Банковское дело в Москве. 2004.-№3.
11. Буздалин А. В. Анализ работы коммерческих банков // Бизнес и банки 2000, №29.
12. Грязнова А.Г. Антикризисный менеджмент.-М.: Изд-во «Тандем», 1999.
13. Довгялло М. И др. Методология рейтингового анализа коммерческих банков // Рынок ценных бумаг 2000, №20.
14. Жарковская С.А.Банковское дело.-М.: Изд-во "Омега-Л", 2004.
15. Зуб А.Т.Антикризисное управление. Учебное пособие для ВУЗов. ГРИФ УМО РФ.-М.: Изд-во «Аспект-Пресс», 2005.
16. Иванов В. В. Анализ надежности банка. М.: Изд-во «ЮНИТИ-ДАНА», 2000.
17. Иванов В. Организация работы в банке по предупреждению возникновения кризисных ситуаций//Вестник АРБ. 2000-№14.
18. Кац, И.Антикризисное управление кредитной организацией//Проблемы теории и практики управления.-М., 2003.-№2.
19. Коваленко А. Программы действий на случаи возникновения трудностей в банке// Банковские технологии 2000, №11.
20. Козлова, Е.В. Антикризисное управление: проблемы, поиски, решения//Власть, 2003.-№2.
21. Короткова Э.М. Антикризисное управление: учебное пособие.-М.: Изд-во «ИНФРА», 2005.
22. Крутик А.Б. Антикризисный менеджмент.-СПб.: Изд-во «Питер», 2001.
23. Ларионов И..К Антикризисное управление: учебное пособие.-М.: Изд-во «Дашков и К», 2003.
24. Милютин. А.Б. Экономический анализ деятельности банка. Учеб. пособие. М.: Изд-во «Инфра-М», 2005.
25. Михеев П.Ф. «Предупредить Банкротство, Система мер предотвращения банкротств на уровне менеджмента банка». //Предпринимательство, 2006.-№10.
26. Нестеренко О. Б. Надежность коммерческого банка и факторы ее определяющие // Деньги и кредит 2001, №10.
27. Павлодский Е.А. Кредитные организации в России.-М.: Изд-во "Волтерс Клувер", 2007.
28. Панова Г. С. Анализ финансового состояния коммерческого банка. М.: Изд-во «Финансы и статистика», 2001.
29. Покрытан, П.О предмете антикризисного управления//Экономист.-М., 2005.-№6.
30. Полищук А. И. Деятельность банковских кредитных организаций. М.: Изд-во «КНОРУС», 2003.
31. Попов Р.А. Антикризисное управление: учебное пособие.-М.: Изд-во «Высшая школа», 2004.
32. Сергеев. А.С «Особенности диагностики банкротства банков». //Проблемы экономики, 2005.-№4.
33. Синки Д. Ф. Управление финансами в коммерческих банках.: Пер. с англ. / Под. ред. Р. Я. Левиты, Б. С. Пинскера. М.: Изд-во «Catalaxy», 2003.
34. Соврин С. В. Современные банковские технологии и их влияние на эффективной банковской системы // Деньги и кредит 2003, №9
35. Тавасеев А.М. Антикризисное управление кредитными организациями.-М.: Изд-во «ЮНИТИ-ДАНА», 2006.
36. Тавасиев А. М. Банковское дело: управление кредитной организацией.-М.: Изд-во "Дашков и К", 2007.
37. Таль Г.К. Методология антикризисного управления.-М.: Изд-во «Дело», 2006.
38. Теория и практика антикризисного управления: учебник /Под ред. С.Т. Беляева и В.И. Кошкина.-М.: Изд-во «ЮНИТИ», 1996.
39. Уткина Э.А. Антикризисное управление.-М.: Изд-во «Тандем», 1997.
40. Фетисов Г. Г. Устойчивость коммерческого банка и рейтинговые системы ее оценки. М.: Изд-во «Финансы и статистика», 2003.
41. Хейнсворт Р. Банкиры нам доверяют // Банковское дело 2001, №11
42. Черкасов В. Е. Финансовый анализ в коммерческом банке. М.: Изд-во «Инфра-М», 2000.
43. Шеремет А. Т., Щербакова Г. Н. Финансовый анализ в коммерческом банке. М.: Изд-во «Финансы и статистика», 2002.
44. Шемрикович П.Ф. «Банкротство банков и процесс его регулирования в России». // Вестник Университета (Государственный университет управления).- М.: №2, 2007.
45. Юнг. Г.Б. Словарь по антикризисному управлению.-М.: Изд-во «Дело», 2005.
46. www.bankir.ru
47. www.credits.ru
48. www.bankdelo.ru
49. www.burokrat.ru
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
6000
Скачать бесплатно 22565.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.