У нас уже 22238 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Влияние двигательной активности на вариабельность сердечного ритма у детей первого и второго года обучения в школе
Количество страниц 141
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 22944.doc 
Содержание Содержание
3 СОДЕРЖАНИЕ

Введение...5

Глава 1. Обзор литературы...11

1.1. Двигательная активность как фактор функционального развития организма человека ...11

1.2. Генез сердечного ритма и механизмов экстракардиальной регуляции в развивающемся организме ...22

Глава 2. Организация и методика исследования...32

Глава 3. Результаты собственных исследований и их обсуждение. Изучение двигательной активности, физической работоспособности и вариабельности сердечного ритма у детей первого и второго года обучения в школе при различных двигательных режимах...42

3.1. Характеристика спонтанной двигательной активности у детей 7-9 лет в течение суток, и в различные периоды учебного года...42

3.2. Характеристика организованной двигательной активности у детей второго года обучения в школе...55

3.3. Влияние различных двигательных режимов на физическую работоспобность школьников 8-9 лет...63

3.4. Влияние различных двигательных режимов на хронотропную функцию сердца у детей 8-9 лет...69

3.5. Статистическая оценка вариабельности кардиоинтервалов на разных этапах двухлетнего цикла обучения и мышечной тренировки у детей 8-9 лет...81

3.6. Автокорреляционный анализ сердечного ритма на разных этапах двухлетнего цикла обучения и мышечной тренировки у детей 8-9 лет... 108

4

Заключение...119

Выводы...124

Список литературы...126

Приложения...141

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время работы, посвященные физиологическому обоснованию здоровьесберегающих технологий обучения и воспитания, востребованы как обществом, так и государством. Злободневность данных исследований во многом объясняется их медико-биологической значимостью (В.К.Бальсевич, 2000; Г.Г.Онищенко, 2001; M.Henneber et all., 2001; Ю.С.Ванюшин 2001; М.Ю.Карганов, 2001; R.-E.W.Kavey et all., 2003; Л.Л.Каталымов, 2004; Р.А.Абзалов, 2004; М.МБезруких, 2004; Ф.Г.Ситдиков, 2004; Д.А.Димитриев, 2004; Н.Т.Лебедева, 2004, И.Х.Вахитов, 2005 и др.). Физическое здоровье детского населения становится приоритетной государственной политикой, так как затрагивает будущее страны, ее социально-культурное и экономическое развитие. Модернизация отечественного образования, намеченная на период до 2010 года, представляется проблематичной без оптимизации двигательного режима детей, что требует решения вопросов физиологического обоснования мышечной активности.

Особенно острой остается проблема адаптации младших школьников к учебным нагрузкам на фоне ограничения двигательной активности или гипокинезии. Как показывают исследования, необходимая двигательная активность не обеспечивается режимом работы школ, особенно на начальной ее ступени (Р.А.Абзалов, 1971, 1985; А.Ф.Борисенко, С.Ф.Цвек, 1989; А.Г.Сухарев, 1972, 1991; Г.В.Цыганов, 1996; Т.Г.Кириллова, 2000; Ф.Р.Зотова, 2004; Л.А.Колосовская, 2004 и др.).

Режим дня детей при поступлении в школу кардинально меняется: естественные и обычные для ребенка двигательные раздражители в виде локомоторных актов резко уменьшают свою силу воздействия на организм. Общепризнано, что утомление у школьников во многом возникает по причине длительного статического напряжения. С общебиологических позиций на этапе онтогенеза, связанного с началом школьной жизни,

6

наблюдается искусственное воспрепятствование поступательному развитию локомоций ребенка.

Ограничение детей в любой другой биологической потребности (еде, питье, сне) вызывает естественный протест, как родителей, так и педагогов. Однако, ограничение у детей биологической потребности в движении, требующей обязательного удовлетворения для поддержания физиологического статуса, только находит свое понимание (Н.Б.Панкова с соавт., 2004). В то же время объективную социальную потребность в образовании, видимо, невозможно реализовать без изменения моторного развития растущего организма, что нуждается в экспериментальной проверке. В этой проблеме особое место должно быть отведено сердечнососудистой системе и ее механизмам регуляции как индикаторам адаптационных процессов (Р.М.Баевский, 1979-2004). Известно, что характер вариабельности синусового ритма в значительной степени зависит от функциональной активности вегетативной нервной системы, однако оценка регуляторных механизмов при этом носит дискуссионный характер. Несмотря на многочисленность физиологических работ по оценке вариабельности сердечного ритма у детей, в основном они выполнены без учета двигательной активности.

Привыкание детей к школе вызывает «перенастройку» всех регуляторных процессов организма. Сердце в связи с этим испытывает дополнительную нагрузку. Как на этом фоне добиться здоровьесберегающего эффекта? Так, известно, что в семь лет нежелательно использовать длительные мышечные нагрузки даже умеренной мощности. Вместе с тем, физические упражнения слабой интенсивности не обеспечивают увеличения функциональных возможностей сердца детей. Школьный урок физической культуры в силу разных причин (низкая моторная плотность, длительные интервалы между занятиями и т.д.) не обеспечивает достаточной мышечной нагрузки. Спортивная тренировка, напротив, благодаря высокой моторной плотности, обеспечивает эффект

7

долговременного действия. Но нередко на практике кумулятивный эффект обеспечивается не за счет функциональной зрелости органов и систем, а за счет исчерпания адаптационных ресурсов без учета онтогенетической энтропии детского организма (В.К.Бальсевич, 2000). В данном случае энергия метаболических процессов, которая должна расходоваться на рост и развитие, тратится на достижение максимального соревновательного результата. В то же время имеются данные на примере юных спортсменов-хоккеистов (Р.А.Абзалов, 1976, 1992), что есть и такие дети, которые достигают высоких спортивных результатов без ущерба для здоровья и функционального развития.

Несмотря на сложившееся устойчивое мнение, что гипокинезия в половозрелом организме есть по сути «состояние болезни» и срыва адаптации, (Н.Е.Панферова, 1977; Е.А.Коваленко, Н.Н.Гуровский, 1980; Г.И.Косицкий, 1987 и др.), необходимо учитывать, что в неполовозрелом организме ограничение двигательной активности реализуется на фоне естественных возрастных изменений, которые в значительной степени влияют на функциональное развитие и адаптационные способности детей.

Таким образом, учитывая недостаточную разработанность проблемы гипокинезии у детей первого и второго года обучения в школе нами реализован экспериментальный режим с постепенно усиленной двигательной активностью. В контрольных группах применялся режим с постепенно (умеренно) ограниченной двигательной активностью. Модель двигательного режима в экспериментальной группе в какой-то мере позволяла восстановить локомоторный режим под названием «неограниченная двигательная активность». Классификация двигательных режимов, которая нами использовалась, впервые была разработана по физиолого-педагогическому принципу профессором Р.А.Абзаловым (1985). В последующем получила развитие онтокинезиологическая теория профессора В.К.Бальсевича (2000), которая нашла методологическое отражение в нашей работе.

8

Цель исследования - изучение двигательной активности, физической работоспособности и вариабельности сердечного ритма у детей первого и второго года обучения в школе.

Задачи исследования:

1. Изучить возрастно-половые особенности проявления двигательной активности у школьников 7-9 лет в связи с учебной деятельностью.

2. Изучить влияние различных двигательных режимов на физическую работоспособность у детей первого и второго года обучения в школе.

3. Выявить возрастно-половые особенности вариабельности сердечного ритма в условиях различных локомоторных проявлений у детей, обучающихся в 1-2 классах.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Ограничение двигательной активности у детей первого и второго года обучения в школе вызывает изменения вариабельности сердечного ритма функционального характера.

2. Физическая работоспособность мальчиков и девочек 8-9 лет зависит от уровня спонтанной двигательной активности.

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые:

- у детей 7-9 лет в условиях общеобразовательного учреждения на основе мониторинга спонтанной и организованной двигательной активности проведен двухлетний тренировочный процесс здоровьесберегающей направленности;

- у детей первого и второго года обучения в школе выявлен индивидуальный двигательный ритм, носящий адаптационно-компенсаторный характер;

установлен эффект аккумулирования мышечных нагрузок, обеспечивающий повышенный уровень как спонтанной (неорганизованной), так и организованной двигательной активности у детей 7-9 лет;

9

- выявлены особенности вегетативной регуляции сердечного ритма младших школьников в условиях систематической мышечной тренировки здоровьесберегающей направленности;

- выявлено, что у детей первого и второго года обучения в школе физическая работоспособность зависит от спонтанной двигательной активности.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что полученные данные позволили исследовать локомоторный аспект физического воспитания школьников 7-9 лет. В программу по предмету «Физическая культура для общеобразовательных учреждений» внедрены теоретические положения моторного и функционального развития детей первого и второго года обучения в школе. Изучены особенности вегетативной регуляции сердечного ритма младших школьников в условиях систематической мышечной тренировки здоровьесберегающей направленности.

Апробация работы:

Материалы исследований доложены на: 14 научной конференции молодых ученых и специалистов Казанского государственного педагогического института (1993); Всероссийском симпозиуме «Растущий организм: адаптация к физической и умственной нагрузке» (Казань, 1994г); Всероссийской научной конференции «Нейрогуморальные механизмы регуляции сердца», посвященной 100-летию со дня рождения О.Д.Курмаева (Казань, 2004); Третьей всероссийской с международным участием школе-конференции по физиологии кровообращения, посвященной 250-летию Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова (Москва, 2004); Итоговой научно-практической конференции Казанского юридического института МВД России (Казань, 2004); Международном конгрессе «Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI веке», (РАМН, Москва, 2004); XIX съезде Физиологического общества им.

10

И.П.Павлова (Екатеринбург, 2004); Всероссийской научной конференции «Теоретические основы физической культуры» (Казань, 2004).

Материалы исследований использовались при подготовке программы по предмету «Физическая культура для общеобразовательных учреждений», утвержденной и внедренной в учебный процесс Министерством образования Республики Татарстан.

Модель двигательного режима младших школьников, а также наши теоретические положения нашли апробацию в Московском институте открытого образования, ГУ НИИ общей патологии и патофизиологии РАМН (Н.Б.Панкова с соавт., 2004).

По теме диссертации автором опубликовано 11 печатных работ.

Структура и объем диссертации

Диссертация изложена на 145 страницах машинописного текста и состоит из введения, обзора литературы, собственных исследований, заключения, выводов, списка литературы, приложений.

Работа иллюстрирована 11 рисунками и 5 приложениями. Фактический материал сгруппирован в 17 таблицах. Список литературы включает 236 наименований, из них 202 отечественных и 34 зарубежные работы.
Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 22944.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:


© 2006-2016. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.