У нас уже 22507 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Влияние регулярный занятий физической культурой на психофизиологический статус студентов
Количество страниц 129
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 22949.doc 
Содержание Содержание
2 ОГЛАВЛЕНИЕ

^ ВВЕДЕНИЕ...5

у<: 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ...9

1.1. Профиль функциональной асимметрии больших полушарий мозга человека...9

1.1.1. Современные представления о функциональной межполушарной асимметрии ...9

1.1.2. Функциональная межполушарная асимметрия и двигательные качества спортсмена...11

1.2. Электроэнцефалограмма как метод исследования функционального состояния центральной нервной системы...14

1.2.1. Электроэнцефалограмма здоровых людей с различным профилем функциональной межполушарной асимметрии...14

1.2.2. Особенности биоэлектрической активности головного мозга спортсменов...18

1.3. Психометрические и психологические особенности индивида...22

1.3.1. Психометрические характеристики здорового взрослого человека...22

¦* 1.3.2. Особенности психометрических показателей спортсменов...25

1.3.2.1. Психометрические параметры спортсменов с разным профилем функциональной межполушарной асимметрии...28

1.3.3. Использование цветового теста Люшера и корректурной пробы в психофизиологии...29

1.4. Особенности регуляции позы человека...32

1.4.1. Стабилография как метод изучения регуляции позы человека...32

1.4.2. Применение метода стабилографии в спортивной физиологии...40

1.5. Восстановление как центральная проблема физиологии спорта...42

1.5.1. Физиологические обоснования восстановительного процесса...42

2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ...49

2.1. Схема эксперимента...49

2.2. Определение индивидуальных особенностей функциональной межполушарной асимметрии...51

2.3. Регистрация электрической активности головного мозга...53

2.4. Психометрическое тестирование...53

2.5. Методика стабилографического исследования...55

2.6. Психологическое тестирование...55

J ' 2.7. Исследование энерготрат...57

2.8 Адаптационный потенциал...58

2.9. Статистический анализ...59

3 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ...60

3.1. Исследование фоновых психофизиологических характеристик студентов, регулярно занимающихся и не занимающихся физической культурой...60

3.1.1. Электроэнцефалографические характеристики студентов, регулярно занимающихся и не занимающихся физической культурой...60

3.1.1.1. Электроэнцефалографические характеристики студентов регулярно занимающихся физической культурой на первом году обучения...60

3.1.1.2. Сравнительные характеристики биоэлектрической активности головного мозга студентов с различным уровнем нагрузки на двигательный анализатор...70

3.1.1.3. Особенности суммарной электрической активности головного мозга студентов, регулярно занимающихся физической культурой с различным профилем функциональной межполушарной асимметрии...74

3.1.1.4. Особенности электрической активности головного мозга у представителей разной спортивной специализации...75

3.1.2. Особенности психометрических характеристик у студентов, регулярно занимающихся и не занимающихся физической культурой...79

3.2. Исследование психофизиологических характеристик спортсменов до тренировки

и в период раннего восстановления...83

3.2.1. Контроль срочного восстановления у спортсменов...83

3.2.1.1. Особенности срочного восстановления психофизиологических параметров у спортсменов с различной специализацией...83

3.2.1.2. Особенности срочного восстановления психофизиологических параметров у спортсменов с различным профилем ФМА...91

3.3. Исследование психофизиологических характеристик студентов регулярно занимающихся физической культурой на втором курсе обучения...97

3.3.1. Электроэнцефалографические характеристики спортсменов' на втором курсе обучения...97

3.3.2. Особенности психометрических характеристик спортсменов на втором курсе обучения...99

3.3.3. Особенности вертикальной устойчивости спортсменов при адекватном раздражении

вестибулярного аппарата...101

3.3.3.1. Особенности фоновой позной устойчивости у студентов, регулярно занимающихся физической культурой и спортом, и их сверстников, не занимающихся физической культурой...101

4 3.3.3.2. Особенности реакции стабилографических показателей спортсменов с разным

профилем ФМ А на нагрузку с вращениями...104

3.3.3.3 Изменение стабилографических показателей спортсменов разной специализации

под влиянием нагрузки с вращениями...110

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...117

ВЫВОДЫ...128

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...129

Введение



5 ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования.

В настоящее время большое внимание исследователей обращено на спорт, особенно спорт высших достижений. Физическая культура массового характера находится в стороне, и функциональные изменения, адаптивные перестройки при этом изучаются в меньшей степени (Солодков, 1993).

В связи с этим возникает необходимость комплексного диагностического исследования лиц, занимающихся массовой физической культурой с целью оценки и прогноза их физиологических возможностей в процессе решения задач, связанных со спортивной деятельностью. Одновременно возникает проблема оптимизации тренировочной деятельности, решение которой должно базироваться на результатах комплексных медико-биологических исследований. Комплексный подход позволяет выявить взаимосвязь физиологических систем в процессе адаптации к физическим нагрузкам (Казин, Рифтин, Федоров, 1990; Романчук, 1996).

Проведение наблюдений над одним и тем же контингентом спортсменов в динамике предтренировочного (фонового), тренировочного и восстановительных процессов позволяет выявлять последовательно развивающиеся функциональные изменения, обусловленные процессом приспособления организма к физическим нагрузкам (Казин, Рифтин, Федоров, 1990; Романчук, 1996; Солодков, Сологуб, 2001).

Изучение процессов восстановления, составляющих существо отставленного тренировочного эффекта, имеет столь же важное значение, как и исследование непосредственного влияния нагрузки. После окончания действия физических нагрузок в организме человека некоторое время сохраняются функциональные изменения, присущие периоду спортивной деятельности, и осуществляются основные восстановительные процессы, которые носят неоднородный характер (Волков, 1974).

По мнению СЕ. Павлова (2001), проблема восстановления в физиологии спорта не может считаться даже относительно решенной, т.к. до сих пор нет единого мнения о продолжительности восстановительного периода у спортсменов различной специализации, не разработаны эффективные методы, способствующие восстановлению.

Обычно изучение физиологических процессов, лежащих в основе двигательной активности, проводится в лабораторных условиях. Для этих целей используются физические нагрузки на велоэргометре, работа на тредбане (Аулик, 1977; Солодков, Сологуб, 2001). Такие исследования, однако, не могут отобразить полноту тех процессов и функциональных перестроек, которые происходят в процессе реальных тренировочных

6

занятий и соревнований. В связи с этим исследования восстановительных процессов в реальных условиях спортзала, бассейна, стадиона приобретают важное значение.

В исследованиях динамики функционального состояния спортсменов доминирует изучение соматических систем организма: сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной и т.д. В то же время, крайне мало работ, посвященных оценке функционального состояния ЦНС, особенно мало исследований изменений межполушарных отношений в динамике спортивной деятельности (Хомская, Ефимова, 1989; Кураев, Соболева, Глумов, 1994). Технические приемы прыжков, метаний, элементы спортивной гимнастики, акробатики, бокса, борьбы и многих других видов спорта далеко не одинаково выполняются в левую и правую стороны, той и иной конечностью (Поцелуев, 1960). Кроме того, известно, что лица с различным профилем функциональной межполушарной асимметрии по-разному адаптируются к спортивной деятельности (Хомская, Ефимова, 1989).

Цель работы: изучить психофизиологические характеристики юношей, регулярно занимающихся и не занимающихся физической культурой, в процессе обучения в высшем учебном заведении.

Задачи исследования:

1. Изучить психофизиологический статус (по ЭЭГ, психометрическим и стабилографическим характеристикам) юношей, регулярно занимающихся и не занимающихся физической культурой. >

2. Исследовать характеристики электрической активности головного мозга и психометрические параметры юношей различной спортивной специализации.

3. Исследовать характеристики раннего восстановления психофизиологических параметров юношей различной спортивной специализации и с разным профилем ФМА после тренировочного занятия.

4. Исследовать реакции системы поддержания позы (по стабилографическим характеристикам) на разнонаправленные вращательные нагрузки у юношей с различной спортивной специализацией и с разным профилем ФМА.

Научная новизна.

Впервые изучены характеристики адаптационных резервов организма у студентов физкультурного ВУЗа и студентов, не занимающихся физической культурой.

Впервые обнаружена прямая связь между адаптационными возможностями организма и типом ЭЭГ у лиц молодого возраста.

7

Впервые показано, что после тренировки психофизиологические характеристики возвращаются к исходному уровню раньше у спортсменов с правым профилем ФМА, а позже - у спортсменов с левым и амбидекстральным профилем ФМА.

Впервые показано, что для амбидекстров и левшей характерна симметричность реакции системы поддержания позы после вращательных нагрузок, а для правшей -асимметричность.

Научно-практическая значимость работы.

Полученные результаты могут быть использованы при изучении студентами комплекса медико-биологических дисциплин в институтах физической культуры, при чтении лекций по физиологии человека, возрастной физиологии, валеологии, при разработке тренировочных занятий студентов физкультурного ВУЗа, планировании и контроле тренировочных циклов спортсменов различной специализации, в массовых физкультурных учреждениях, в работе центров валеологии ВУЗов России.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Наиболее высоким адаптационным потенциалом, определенным по психофизиологическим характеристикам, обладают юноши, регулярно занимающиеся физической культурой, и ЭЭГ которых относится к 1 группе 1 типу.

2. После тренировки психофизиологические характеристики возвращаются к исходному уровню быстрее у юношей с правым профилем ФМА, а медленнее - у юношей с амбидекстральным и левым профилем.

3. Для юношей - амбидекстров и левшей, регулярно занимающихся физической культурой, характерна симметричность реакции системы поддержания позы после вращательных нагрузок, а для правшей - асимметричность.

Апробация диссертационной работы. Материалы диссертации докладывались и обсуждались на XXXI неделе науки биолого-почвенного факультета Ростовского государственного университета (Ростов-на-Дону, 2003); на Российской научно-практической конференции «Физическая культура, спорт и туризм: как фактор воспитания и оздоровления студенческой молодежи» (Ростов-на-Дону, 2003); на конференции «Проблемы общей биологии» (Ростов-на-Дону, 2003); на седьмой Всероссийской медико-биологической конференции молодых исследователей «Человек и его здоровье» (Санкт-Петербург, 2004).

8

Публикации. По теме диссертации опубликовано 12 работ. Личный вклад автора в опубликованном материале 52,0%, объем 1,26 п.л.

Объем и структура диссертации. Диссертация изложена на 150 страницах, включая библиографию. Работа состоит из введения и четырех глав: обзор литературы, материалы и методы исследования, результаты исследования и их обсуждение, заключения, выводов, списка использованной литературы. Библиографический указатель включает 311 источников,-из них 53 иностранных авторов. Работа иллюстрирована 27 рисунками и 30 таблицами.
Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 22949.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:


© 2006-2016. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.