У нас уже
176407
рефератов, курсовых и дипломных работ
Сделать закладку на сайт
Главная
Сделать заказ
Готовые работы
Почему именно мы?
Ценовая политика
Как оплатить?
Подбор персонала
О нас
Творчество авторов
Быстрый переход к готовым работам
Контрольные
Рефераты
Отчеты
Курсовые
Дипломы
Диссертации
Мнение посетителей:
Понравилось
Не понравилось
Книга жалоб
и предложений
Название
Морфофункциональные и психофизиологические особенности детей и подростков социального приюта
Количество страниц
141
ВУЗ
МГИУ
Год сдачи
2010
Бесплатно Скачать
23017.doc
Содержание
Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ стр.
ВВЕДЕНИЕ... 4
1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ... 8
1.1. Особенности физического развития детей, воспитывающихся
в государственных интернатных учреждениях... 8
1.2. Воздействие социальных факторов на физическое развитие детей, воспитывающихся вне семьи... 11
1.2.1. Роль социальных факторов в формировании физического развития детей... 12
1.2.2. Наследственная отягощенность как фактор риска
формирования нарушений развития у детей... 13
1.2.3 .Влияние нежеланной беременности на последующее развитие
ребенка... 15
1.2.4. Особенности функциональных показателей детей в условиях депривации... 17
1.3. Особенности психофизиологического состояния детей, воспитывающихся в детских интернатных учреждениях... 20
2. СОБСТВЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ... 29
2.1. Организация и методы исследования, характеристика контингента и математический анализ полученных данных... 29
2.2. Динамика морфофункционального развития детей и подростков
в социальном приюте... 40
2.2.1. Особенности и динамика морфологических показателей организма мальчиков, находящихся в условиях социального
приюта...,... 40
2.2.2. Особенности и динамика морфологических показателей организма девочек, находящихся в условиях социального
приюта... 50
3 2.2.3.Функциональные особенности организма мальчиков,
находящихся в условиях социального приюта... 59
2.2.4. Функциональные особенности организма девочек, находящихся в условиях социального приюта... 64
2.3.Динамика психофизиологического состояния детей и подростков, находящихся в социальном приюте... 71
2.3.1. Динамика психофизиологического состояния мальчиков-воспитанников приюта... 71
2.3.2. Динамика психофизиологического состояния девочек-воспитанниц социального приюта... 79
3. ОБСУЖДЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ... 90
ВЫВОДЫ...100
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ... 101
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ... 102
ПРИЛОЖЕНИЕ... 141
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В современных условиях распространенными явлениями стали нищета, асоциальное поведение родителей, жестокое обращение с детьми. Сложившаяся социально — экономическая и политическая ситуация в России приводит к росту количества «социальных сирот» — детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях и детей, оставленных по разным причинам своими родителями [80,81,159]. Вместе с тем А.Г. Щедрина (2003) отмечает, что решающее влияние на развитие индивида оказывает ближайший ему социально-групповой, особенно семейный, образ жизни [320].
Проблема беспризорных детей становится государственной. Об этом свидетельствуют следующие цифры: в 1989 году в России существовало 1404 учреждения для детей, оставшихся без попечения родителей, рассчитанных на 190 тысяч детей [65]. В 1991 году уже 300 тыс. детей проживало в детских домах, интернатах и приютах. В течение 1997 года число биологических и социальных сирот выросло еще на 105334 человек, из них 30734 ребенка переданы на воспитание в государственные учреждения [301]. По данным государственной статистики, в 2000 году в Российской Федерации на учете состояли 636,9 тыс. детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, [143], причем, 316,1 тысячи находились в учреждениях государственного призрения [85]. Рост социального сиротства продолжается в 2003-2004 годах и проявляется в увеличении числа беспризорных детей и детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях. В настоящее время в России насчитывается 674 тысячи детей, нуждающихся в государственном попечении [212].
Как правило, тревогу вызывает состояние здоровья, физическое и психофизиологическое развитие детей, воспитывающихся вне семьи. Установлено, что у большинства детей адаптация к условиям детского дома носит неблагоприятный характер, проявляющийся в выраженных изменениях психоэмоциональной сферы, вегетативной регуляции, в формировании глубоких нервно -психических расстройств, нарастании отрицательных эмоций, снижении функциональных возможностей организма [50, 301, 328]. Неудовлетворительное со-
стояние здоровья и развития воспитанников традиционных интернатных учреждений требует немедленного изменения сложившейся ситуации. Одним из вариантов решения данной проблемы является создание новых форм государственного призрения: приютов, социальных центров, реабилитационных центров и т. д. В настоящее время в РФ функционирует 311 социальных приютов, 23 центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей, 400 социально — реабилитационных центров [143]. Между тем, появление данных форм организации жизни сирот с особой остротой ставит перед физиологами, психологами, педагогами вопрос улучшения здоровья и развития детей в процессе воспитания вне семьи. До сих пор влияние социальных приютов на физическое и психологическое развитие детей остается недостаточно изученным. Особый интерес вызывает обследование воспитанников приюта младшешкольного и подросткового возраста, поскольку препубертатный и пубертатный этапы онтогенеза относятся к сенситивным периодам, в которых ослабевает действие наследственных факторов и усиливается влияние социальной среды, организм становится более пластичным [207, 208, 257, 318, 319, 320]. Причем А.Г. Щедрина (1996-2003) отмечает, что сенситивные периоды оказывают существенное влияние на все последующие этапы развития [319, 320].
Цель работы. Изучить особенности развития и динамику морфофункцио-нального и психофизиологического состояния детей 9-15 лет, воспитывающихся в социальном приюте города Бийска
Основные задачи исследования.
1. Изучить социальный и возрастной состав детей, поступающих в социальный приют.
2. Выявить возрастные и половые изменения морфологических показателей организма детей 9-15 лет в течение времени жизни в приюте.
3. Провести анализ функционального состояния организма воспитанников в динамике периода пребывания в приюте с учетом возраста и пола.
4. Изучить психофизиологические особенности и проследить их динамику у детей и подростков 9-15 лет.
Научная новизна исследования. Впервые проведено системное исследование морфофункциональных параметров и психофизиологического состояния детей младшего школьного и подросткового возраста, оставшихся без родительского попечения, в зависимости от возраста и пола в условиях города Бийска. Проведено сравнительное изучение антропометрических и функциональных показателей 9-15-летних детей из социального приюта и общеобразовательных школ.
Установлено, что развитие детей, находящихся в социальном приюте, подчиняется общим возрастным закономерностям: наличие двухфазности ростового скачка и ростовых перекрестов, напряжение сердечно-сосудистой системы в пубертатный период. Данные процессы несколько смещены по времени в сравнении со сверстниками, воспитывающимися в семьях, что свидетельствует об отставании социальных сирот в развитии. Во всех возрастных группах выявлено напряжение в функциональном состоянии сердечно-сосудистой системы, сопровождающееся повышением парасимпатической иннервации. Снижение данного напряжения в период жизни в приюте происходило у девочек за счет увеличения систолического артериального давления и уменьшения диастолического, а у мальчиков отмечался рост систолического давления при сохранении величины диастолического. Между тем, респираторная система у депривированных детей достаточно развита по сравнению с учащимися общеобразовательных школ города Бийска.
Проведено комплексное исследование динамики психофизиологического состояния социальных сирот в течение периода пребывания в приюте, включающее изучение познавательной (внимание, память, мышление) и эмоциональной (тревожность) сферы детей и подростков, лишенных родительского попечения.
В результате изучения когнитивной сферы установлено, что низкая величина показателей, выявленная при поступлении в приют, значительно изменяется в ходе исследования. Вероятно, это может свидетельствовать о возможности реабилитации детей и подростков в условиях социального приюта.
Практическая значимость работы заключается в использовании полученных данных для объективной оценки роста, развития, функционального и психологи-
ческого состояния детей и подростков в приютах, социальных центрах, детских домах, школах-интернатах, а также при планировании мероприятий по реабилитации детей, оставшихся без родительского попечения.
Результаты настоящего исследования внедрены в педагогическую и оздоровительную практику детского социального приюта «Надежда» и «Центра помощи семье и детям». Данные о психофизиологических особенностях и функциональных возможностях детей-сирот используются для разработки рекомендаций по проведению индивидуальной и групповой психологической коррекции социальными педагогами и психологами, работающими с детьми из неблагополучных семей в филиалах «Центра социальной помощи семье и детям». Материалы исследования морфофункционального и психофизиологического состояния социальных сирот используются при чтении лекций по курсу «Возрастная физиология» и «Экология человека» на кафедре биологии и химии Бийского педагогического государственного университета им. В.М. Шукшина, а также при чтении лекций «Физиология нервной деятельности и сенсорных систем» по специальности «Психология» в филиале Кемеровского государственного университета в городе Прокопьевске.
Положения, выносимые на защиту:
1. Социально-гигиенические условия детского приюта, соответствующие принципам здорового образа жизни, оказывают позитивное влияние на морфо-функциональные показатели детей и подростков. При поступлении в приют социальные сироты имели длину и массу тела существенно ниже, чем сверстники, воспитывающиеся в семье, но в условиях приюта отмечено большее увеличение тотальных размеров тела.
2. Во всех возрастных группах у воспитанников приюта выявляется напряжение в функциональном состоянии сердечно-сосудистой системы вне зависимости от пола и биологической зрелости.
3. В период пребывания в приюте отмечается тенденция к улучшению психофизиологического состояния организма социальных сирот (повышаются показатели познавательной сферы, снижается уровень ситуационной тревожности).
Список литературы
Цена, в рублях:
(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно
23017.doc
Найти готовую работу
ЗАКАЗАТЬ
Обратная
связь:
Связаться
Вход для партнеров
Регистрация
Восстановить доступ
Материал для курсовых и дипломных работ
15.04.24
Задачи, условия и этапы организации экспериментальной работы
15.04.24
Критерии качества преподавания
15.04.24
Категория нормы в обучающей деятельности
Архив материала для курсовых и дипломных работ
Ссылки:
Счетчики:
© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.