У нас уже
176407
рефератов, курсовых и дипломных работ
Сделать закладку на сайт
Главная
Сделать заказ
Готовые работы
Почему именно мы?
Ценовая политика
Как оплатить?
Подбор персонала
О нас
Творчество авторов
Быстрый переход к готовым работам
Контрольные
Рефераты
Отчеты
Курсовые
Дипломы
Диссертации
Мнение посетителей:
Понравилось
Не понравилось
Книга жалоб
и предложений
Название
Оптимизация псикофизиологического состояния стчдентов вузов посредством направленной релаксации
Количество страниц
109
ВУЗ
МГИУ
Год сдачи
2010
Бесплатно Скачать
23029.doc
Содержание
Содержание
2 ^ ОГЛАВЛЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ СОКРАЩЕНИЙ...4
ВВЕДЕНИЕ... 5
ГЛАВА I ПРОБЛЕМА ВОЗНИКНОВЕНИЯ И КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ У СТУДЕНТОВ
1.1 Психофизиологическая характеристика учебного труда и интел-^ лектуальной деятельности студентов...11
1.2 Использование дыхательных упражнений и принципа биологической обратной связи с целью оптимизации психофизиологического состояния 20
ГЛАВА II МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Методы исследования...32
2.2 Организация и объём исследования...37
ГЛАВА III. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
**¦ 3.1 Психофизиологические показатели у студентов в день практических занятий...43
3.2 Изменение психофизиологических показателей у студентов в ситуации ожидания экзамена...45
3.3 Особенности восстановления психофизиологических показателей у студентов после экзамена...50
ГЛАВА IV ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОПТИМИЗАЦИИ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ ПОСРЕДСТВОМ БИОЛОГИЧЕСКОЙ (^ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ ПО ОЩУЩЕНИЯМ И ДЫХАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ
4.1 Динамика- психофизиологического состояния и вегетативного обеспечения учебной деятельности при управляемой релаксации посредством использования методики биологической обратной связи...41
4.2 Сравнительный анализ эффективности использования биологической обратной связи по ощущениям и дыхательных упражнений с целью релаксации...69
3
^ ГЛАВА V ВЛИЯНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСО-
БЕННОСТЕЙ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕЛАКСАЦИИ ОБУСЛОВЛЕННОЙ БИОУПРАВЛЕНИЕМ
5.1 Сравнительный анализ психофизиологических показателей у студентов с различным уровнем нейротизма и успеваемостью в день практических занятий...76
5.2 Особенности изменения психофизиологических показателей пе-Ш
ред экзаменом в зависимости от индивидуально-типологических особенностей и
уровня знаний...82
5.3 Сравнительный анализ динамики восстановления психофизиологических показателей при использовании релаксации с биологической обратной связью по ощущениям...91
ГЛАВА VI ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ...95
ВЫВОДЫ...107
й: ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ...108
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ... 109
Введение
Список используемых сокращений
А — активность
БОС — биологическая обратная связь
АДц - диастолическое давление
АДс - систолическое артериальное давление
ВДР - время простой двигательной реакции
ЖР - желание работать
КЗР — количество запаздывающих реакций
КПР - количество преждевременных реакций
КТР - количество точных реакций
Н — настроение
ПН — психическое напряжение
ПУ - психическое утомление *< РДО - реакция на движущийся объект
С - самочувствие
СТ — ситуационная тревожность
УР - устойчивость реакции
УФВ - уровень функциональных возможностей
ФС - функциональная система
ФСС — функциональное состояние системы
ЧД - частота дыхания . ЧСС - частота сердечных сокращений
ЦНС — центральная нервная система
ЭС - эмоциональный стресс
5 ^ ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы. Любая разновидность психологического стресса в своей основе имеет информационную природу (В.А. Бодров, 2000). Источником его развития служат внешние сообщения, информация о текущем (реальном) и предполагаемом воздействии неблагоприятных событий, их угрозе, а также «внутренняя» информация в форме прошлых представлений, извлекаемых из памяти сведений о «травмирующих» психику событиях, ситуациях и их последствиях. Информация о неблагоприятном событии является пусковым фактором, определяющим угрозу возникновения стресса и формирующим чувство тревоги, психическую напряженность на основе актуализации психического образа стрессогенной ситуации.
Научные данные и социологические исследования показывают, что большинство' студентов испытывает ярко выраженное эмоциональное на-Й: пряжение накануне и в период сдачи экзаменов, которое оставляет свой след
и сохраняется ещё определённое время после экзамена (Ф.Б. Березин, с со-авт., 1980; А.В. Шагин, В.И Шостак, 1992; Е.А. Умрюхин с соавт., 1996; Е.А. Юматов с соавт., 2001). Высокие нагрузки, обусловленные спецификой учебной и бытовой деятельности студентов, вызывают хроническое перенапряжение психической сферы, которое проявляется в сдвигах гормонального фона, рефлекторных изменениях дыхания, системы кровообращения, дисбалансе клеточных и гуморальных факторов иммунитета (К.С. Жижик, И.С. Дронов, 1992; В.Ю. Устюшин с соавт., 1997; Н.А. Агаджанян с соавт., 1997; A. Steptoe, 1993; W. A. Walker, 1998). Характер и яркость проявления этих реакций в учебной деятельности студентов могут служить критерием «физиологической стоимости», которая увеличивается при необходимости усвоения большого количества информации в условиях дефицита времени (Н.В. Антропова с соавт., 1991; Г.Ф. Беренштейн с соавт., 1993; К. Berg-Kelly, J. Eriksson, 1997). При этом напряжённость нервных и приспособительно-компенсаторных механизмов резко возрастает, что приводит к существенному снижению эффек-
6
тивности учебной деятельности студентов (А.А. Рогов, G.А. Никитин, 1994; Е.А. Умрюхин, F.H. Легостаев, 1995; Н.А. Барабаш с соавт., 2000; Е.А. Юматов с соавт. 2001).
Основным содержанием? учебной деятельности студентов вузов являются; информационные процессы, нередко вызывающие стресс. Один из вариантов информационного стресса- это сдача экзамена, который протекает в условиях дефицита времени и является значительным \ стимулом к увеличе-нию объёма, продолжительности и интенсивности учебного труда студентов, мобилизации всех сил организма и повышение требований к интеллектуальной и психофизиологической сферам (А.Г. Маклаков, 2000). Ряд авторов указывают, что на процесс адаптации- студентов влияют: функциональное: состояние, эмоциональное состояние, индивидуально-типологические характеристики и т.д. (Н.А. Агаджанян, И;Н; Полунин, 1998;.В.В: Горбунов, 1999; A.F. Ильин,.Л.А. Агапова, 2000; J; Strelau, 1994; V.Di Lachman, 1996). А; Одним из современных направлений коррекции и профилактики эмо-
ционального стресса' является использование метода: управляемой; релаксации с биологической обратной связью, направленного на развитие и совершенствование самоконтроля и саморегуляции; физиологических функций (М.Б. Штарк с соавт., 1999; R.A. Chez, W.B: Jonas 1997; N. Nokao, S. Nomura et.ah 1997). Биологическая обратная; связь является в настоящее время практически; единственным: научно5 обоснованным; методом из альтернативной медицины (М.Б. Штарк, 1998).
По мнению I: Shalif (1997), при применении так называемой натураль-ной биологической обратной связи (использующей собственные субъективные ощущения напряжения и релаксации) будет отсутствовать возможное стрессирующее воздействие аппаратуры, это, в.частности, относится и к формированию навыков управления дыханием, где основными ощущаемыми и; контролируемыми параметрами являются сигналы от дыхательной мускулатуры и; внутренней среды организма (И.Н; Солопов, 1996; С.Н. Кучкин, 1998). Диафрагмальное дыхание и мышечное расслабление содействуют
7
улучшению кровоснабжения и обеспечения головного мозга кислородом, что способствует его нормальной работе (Н.А. Жаркий, 1990).
Исследования, направленные на изучение управляемой релаксации, достигаемой посредством биологической обратной связи и дыхательных упражнений, их влияние на развитие и совершенствование механизмов самоконтроля и саморегуляции физиологических функций в период экзаменационной сессии в литературе нам не встречалось. Таким образом, весьма акту-альным является изучение психофизиологического статуса студентов во время сессии, скорость восстановления после экзамена, разработка рекомендаций с целью оптимизации психофизиологического состояния студентов.
Цель работы заключается в исследование особенностей функционального состояния у студентов на начальных этапах обучения и влияние направленной релаксации¦ на оптимизацию адаптивного процесса с учётом индивидуально-типологических характеристик. В соответствии с этой целью в дис-iK сертации были поставлены следующие задачи:
1. Изучить индивидуально-типологические особенности психофизиологического статуса студентов, на этапах учебной деятельности;
2. Исследовать эффективность различных видов релаксации: с использованием дыхательных упражнений и с помощью биологической обратной связи у студентов •, на фоне эмоционального напряжения (экзаменационный стресс);
3. Оценить эффективность оптимизации психофизиологического состояния у студентов с различным уровнем эмоциональной^ устойчивости и успеваемости в период экзаменационной сессии;
Методологической базой работы явились 1) теория академика ПК. Анохина (1980) о функциональной системе и системном анализе явлений, связанных с изменениями состояния организма человека, 2) представления о биоуправлении в спорте и физической культуре (С.Н. Кучкин, 1998), а также 3)
8
представления о роли натуральной биологической обратной связи в процессах саморегуляции функций организма (I. Shalif, 1997).
Рабочая гипотеза. Предполагалось, что в период сессии в результате использования направленной релаксации на основе биоуправления, психофизиологическое состояние студентов будет поддерживаться на оптимальном уровне, что позволит более эффективно осуществлять учебную деятельность.
Научная новизна исследования. Впервые показана возможность кор-рекции психофизиологического напряжения студентов в период экзаменационной сессии посредством направленной релаксации с помощью биоуправления; что способствует повышению эффективности учебной; деятельности. Выявлены различия при воздействии биоуправления в зависимости от уровня нейротизма и успеваемости студентов.
Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что его результаты обосновывают возможность использования направ-(К ленной релаксации с биологической обратной связью с целью оптимизации
психофизиологического состояния студентов в период учебной деятельности; доказана эффективность использования направленной релаксации с биологической обратной связью и дыхательных упражнений в сфере нормализации функционального состояния студентов в период экзаменационной сессии, что повышает степень успешности профессиональной деятельности.
Практическая значимость. Выявленные особенности психофизиологической и вегетативной сфер у студентов с различной степенью нейротизма и успеваемостью целесообразно использовать для определения эффективности данного метода. Результаты исследования могут быть использованы: при составлении программно-методических документов для кафедр физического воспитания в высших учебных заведениях, в целях совершенствования организации учебного процесса для оптимизации психофизиологического состояния студентов.
9. Основные положения диссертации, выносимые на защиту:
1.. В основе выраженных проявлений психофизиологического напряжения у студентов накануне, в период и после сдачи экзамена лежат индивидуально-типологические особенности, в частности нервно-психическая устойчивость.
2. Использование биологической обратной связи по параметрам мио-тонометрии, показателям сердечно-сосудистой и дыхательной системг позво-ляет оптимизировать функциональное состояние организма студента, которое выражается! в снижении; степени: напряжения? психофизиологической и вегетативной сферах.
3. Применение программы;комплексной!саморегуляции позволяет существенно снизить уровень напряжённости и восстановить нарушенный стрессом гомеостаз, что отмечается на-различных уровнях функционирования ? организма у студентов с высокими ¦, показателями нейротизма и успевае- мостью за счёт направленной релаксации.
4. Эффект от применения биологической обратной связи, в отличие от комплекса дыхательных упражнений, характеризуется большей выраженно-стью и скоростью восстановительных процессов по окончании экзамена:
Апробация исследования. Основные положения исследования нашли отражение в докладах и сообщениях на IV Межвузовской, конференции студентов и молодых ученых Волгоградской области в г. Волгограде (1998); на итоговых конференциях и<конференции молодых исследователей Волгоград-ской i области ВГАФК «Актуальные проблемы физической культуры; и спорта» г. Волгоград, (1997, 1999, 2001); на юбилейной! областной научной конференции : «Учение И.П. Павлова на современном этапе и его развитие в трудах Волгоградских учёных» в г. Волгограде (1999); на конференциях молодых ученых, на научно - практической конференции ВФМЭИ (г. Волжский, 2001, 2002), в материалах международной научно-практической* конференции г. Волжский (2002), г. Волгоград (2003), г. Томск (2004). Работа обсуж-
10
дения на расширенном заседании кафедры физиологии и биохимии Волгоградской государственной академии физической культуры (апрель 2004).
Публикации материалов диссертации. По теме диссертации опубликовано 11 печатных работ.
Структура и объем работы. Диссертация изложена на 132 страницах машинописного текста и содержит следующие разделы: введение, обзор литературы, организация и методы исследований, экспериментальная часть, обсуждение результатов, выводы, практические рекомендации. Список литературы охватывает 231 источник, из которых 41 на иностранных языках. Работа иллюстрирована 17 таблицами и 4 рисунками.
Список литературы
Цена, в рублях:
(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно
23029.doc
Найти готовую работу
ЗАКАЗАТЬ
Обратная
связь:
Связаться
Вход для партнеров
Регистрация
Восстановить доступ
Материал для курсовых и дипломных работ
29.04.24
Результаты оценки психологических детерминант гражданской идентичности учащихся старших классов
29.04.24
Программа формирования гражданской идентичности старшеклассников
29.04.24
Психологические основания для разработки программы формирования гражданской идентичности старшеклассников
Архив материала для курсовых и дипломных работ
Ссылки:
Счетчики:
© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.