У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Оптимизация псикофизиологического состояния стчдентов вузов посредством направленной релаксации
Количество страниц 109
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 23029.doc 
Содержание Содержание
2 ^ ОГЛАВЛЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ СОКРАЩЕНИЙ...4

ВВЕДЕНИЕ... 5

ГЛАВА I ПРОБЛЕМА ВОЗНИКНОВЕНИЯ И КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ У СТУДЕНТОВ

1.1 Психофизиологическая характеристика учебного труда и интел-^ лектуальной деятельности студентов...11

1.2 Использование дыхательных упражнений и принципа биологической обратной связи с целью оптимизации психофизиологического состояния 20

ГЛАВА II МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1 Методы исследования...32

2.2 Организация и объём исследования...37

ГЛАВА III. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

**¦ 3.1 Психофизиологические показатели у студентов в день практических занятий...43

3.2 Изменение психофизиологических показателей у студентов в ситуации ожидания экзамена...45

3.3 Особенности восстановления психофизиологических показателей у студентов после экзамена...50

ГЛАВА IV ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОПТИМИЗАЦИИ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ ПОСРЕДСТВОМ БИОЛОГИЧЕСКОЙ (^ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ ПО ОЩУЩЕНИЯМ И ДЫХАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ

4.1 Динамика- психофизиологического состояния и вегетативного обеспечения учебной деятельности при управляемой релаксации посредством использования методики биологической обратной связи...41

4.2 Сравнительный анализ эффективности использования биологической обратной связи по ощущениям и дыхательных упражнений с целью релаксации...69

3

^ ГЛАВА V ВЛИЯНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСО-

БЕННОСТЕЙ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕЛАКСАЦИИ ОБУСЛОВЛЕННОЙ БИОУПРАВЛЕНИЕМ

5.1 Сравнительный анализ психофизиологических показателей у студентов с различным уровнем нейротизма и успеваемостью в день практических занятий...76

5.2 Особенности изменения психофизиологических показателей пе-Ш

ред экзаменом в зависимости от индивидуально-типологических особенностей и

уровня знаний...82

5.3 Сравнительный анализ динамики восстановления психофизиологических показателей при использовании релаксации с биологической обратной связью по ощущениям...91

ГЛАВА VI ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ...95

ВЫВОДЫ...107

й: ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ...108

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ... 109

Введение



Список используемых сокращений

А — активность

БОС — биологическая обратная связь

АДц - диастолическое давление

АДс - систолическое артериальное давление

ВДР - время простой двигательной реакции

ЖР - желание работать

КЗР — количество запаздывающих реакций

КПР - количество преждевременных реакций

КТР - количество точных реакций

Н — настроение

ПН — психическое напряжение

ПУ - психическое утомление *< РДО - реакция на движущийся объект

С - самочувствие

СТ — ситуационная тревожность

УР - устойчивость реакции

УФВ - уровень функциональных возможностей

ФС - функциональная система

ФСС — функциональное состояние системы

ЧД - частота дыхания . ЧСС - частота сердечных сокращений

ЦНС — центральная нервная система

ЭС - эмоциональный стресс

5 ^ ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы. Любая разновидность психологического стресса в своей основе имеет информационную природу (В.А. Бодров, 2000). Источником его развития служат внешние сообщения, информация о текущем (реальном) и предполагаемом воздействии неблагоприятных событий, их угрозе, а также «внутренняя» информация в форме прошлых представлений, извлекаемых из памяти сведений о «травмирующих» психику событиях, ситуациях и их последствиях. Информация о неблагоприятном событии является пусковым фактором, определяющим угрозу возникновения стресса и формирующим чувство тревоги, психическую напряженность на основе актуализации психического образа стрессогенной ситуации.

Научные данные и социологические исследования показывают, что большинство' студентов испытывает ярко выраженное эмоциональное на-Й: пряжение накануне и в период сдачи экзаменов, которое оставляет свой след

и сохраняется ещё определённое время после экзамена (Ф.Б. Березин, с со-авт., 1980; А.В. Шагин, В.И Шостак, 1992; Е.А. Умрюхин с соавт., 1996; Е.А. Юматов с соавт., 2001). Высокие нагрузки, обусловленные спецификой учебной и бытовой деятельности студентов, вызывают хроническое перенапряжение психической сферы, которое проявляется в сдвигах гормонального фона, рефлекторных изменениях дыхания, системы кровообращения, дисбалансе клеточных и гуморальных факторов иммунитета (К.С. Жижик, И.С. Дронов, 1992; В.Ю. Устюшин с соавт., 1997; Н.А. Агаджанян с соавт., 1997; A. Steptoe, 1993; W. A. Walker, 1998). Характер и яркость проявления этих реакций в учебной деятельности студентов могут служить критерием «физиологической стоимости», которая увеличивается при необходимости усвоения большого количества информации в условиях дефицита времени (Н.В. Антропова с соавт., 1991; Г.Ф. Беренштейн с соавт., 1993; К. Berg-Kelly, J. Eriksson, 1997). При этом напряжённость нервных и приспособительно-компенсаторных механизмов резко возрастает, что приводит к существенному снижению эффек-

6

тивности учебной деятельности студентов (А.А. Рогов, G.А. Никитин, 1994; Е.А. Умрюхин, F.H. Легостаев, 1995; Н.А. Барабаш с соавт., 2000; Е.А. Юматов с соавт. 2001).

Основным содержанием? учебной деятельности студентов вузов являются; информационные процессы, нередко вызывающие стресс. Один из вариантов информационного стресса- это сдача экзамена, который протекает в условиях дефицита времени и является значительным \ стимулом к увеличе-нию объёма, продолжительности и интенсивности учебного труда студентов, мобилизации всех сил организма и повышение требований к интеллектуальной и психофизиологической сферам (А.Г. Маклаков, 2000). Ряд авторов указывают, что на процесс адаптации- студентов влияют: функциональное: состояние, эмоциональное состояние, индивидуально-типологические характеристики и т.д. (Н.А. Агаджанян, И;Н; Полунин, 1998;.В.В: Горбунов, 1999; A.F. Ильин,.Л.А. Агапова, 2000; J; Strelau, 1994; V.Di Lachman, 1996). А; Одним из современных направлений коррекции и профилактики эмо-

ционального стресса' является использование метода: управляемой; релаксации с биологической обратной связью, направленного на развитие и совершенствование самоконтроля и саморегуляции; физиологических функций (М.Б. Штарк с соавт., 1999; R.A. Chez, W.B: Jonas 1997; N. Nokao, S. Nomura et.ah 1997). Биологическая обратная; связь является в настоящее время практически; единственным: научно5 обоснованным; методом из альтернативной медицины (М.Б. Штарк, 1998).

По мнению I: Shalif (1997), при применении так называемой натураль-ной биологической обратной связи (использующей собственные субъективные ощущения напряжения и релаксации) будет отсутствовать возможное стрессирующее воздействие аппаратуры, это, в.частности, относится и к формированию навыков управления дыханием, где основными ощущаемыми и; контролируемыми параметрами являются сигналы от дыхательной мускулатуры и; внутренней среды организма (И.Н; Солопов, 1996; С.Н. Кучкин, 1998). Диафрагмальное дыхание и мышечное расслабление содействуют

7

улучшению кровоснабжения и обеспечения головного мозга кислородом, что способствует его нормальной работе (Н.А. Жаркий, 1990).

Исследования, направленные на изучение управляемой релаксации, достигаемой посредством биологической обратной связи и дыхательных упражнений, их влияние на развитие и совершенствование механизмов самоконтроля и саморегуляции физиологических функций в период экзаменационной сессии в литературе нам не встречалось. Таким образом, весьма акту-альным является изучение психофизиологического статуса студентов во время сессии, скорость восстановления после экзамена, разработка рекомендаций с целью оптимизации психофизиологического состояния студентов.

Цель работы заключается в исследование особенностей функционального состояния у студентов на начальных этапах обучения и влияние направленной релаксации¦ на оптимизацию адаптивного процесса с учётом индивидуально-типологических характеристик. В соответствии с этой целью в дис-iK сертации были поставлены следующие задачи:

1. Изучить индивидуально-типологические особенности психофизиологического статуса студентов, на этапах учебной деятельности;

2. Исследовать эффективность различных видов релаксации: с использованием дыхательных упражнений и с помощью биологической обратной связи у студентов •, на фоне эмоционального напряжения (экзаменационный стресс);

3. Оценить эффективность оптимизации психофизиологического состояния у студентов с различным уровнем эмоциональной^ устойчивости и успеваемости в период экзаменационной сессии;

Методологической базой работы явились 1) теория академика ПК. Анохина (1980) о функциональной системе и системном анализе явлений, связанных с изменениями состояния организма человека, 2) представления о биоуправлении в спорте и физической культуре (С.Н. Кучкин, 1998), а также 3)

8

представления о роли натуральной биологической обратной связи в процессах саморегуляции функций организма (I. Shalif, 1997).

Рабочая гипотеза. Предполагалось, что в период сессии в результате использования направленной релаксации на основе биоуправления, психофизиологическое состояние студентов будет поддерживаться на оптимальном уровне, что позволит более эффективно осуществлять учебную деятельность.

Научная новизна исследования. Впервые показана возможность кор-рекции психофизиологического напряжения студентов в период экзаменационной сессии посредством направленной релаксации с помощью биоуправления; что способствует повышению эффективности учебной; деятельности. Выявлены различия при воздействии биоуправления в зависимости от уровня нейротизма и успеваемости студентов.

Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что его результаты обосновывают возможность использования направ-(К ленной релаксации с биологической обратной связью с целью оптимизации

психофизиологического состояния студентов в период учебной деятельности; доказана эффективность использования направленной релаксации с биологической обратной связью и дыхательных упражнений в сфере нормализации функционального состояния студентов в период экзаменационной сессии, что повышает степень успешности профессиональной деятельности.

Практическая значимость. Выявленные особенности психофизиологической и вегетативной сфер у студентов с различной степенью нейротизма и успеваемостью целесообразно использовать для определения эффективности данного метода. Результаты исследования могут быть использованы: при составлении программно-методических документов для кафедр физического воспитания в высших учебных заведениях, в целях совершенствования организации учебного процесса для оптимизации психофизиологического состояния студентов.

9. Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1.. В основе выраженных проявлений психофизиологического напряжения у студентов накануне, в период и после сдачи экзамена лежат индивидуально-типологические особенности, в частности нервно-психическая устойчивость.

2. Использование биологической обратной связи по параметрам мио-тонометрии, показателям сердечно-сосудистой и дыхательной системг позво-ляет оптимизировать функциональное состояние организма студента, которое выражается! в снижении; степени: напряжения? психофизиологической и вегетативной сферах.

3. Применение программы;комплексной!саморегуляции позволяет существенно снизить уровень напряжённости и восстановить нарушенный стрессом гомеостаз, что отмечается на-различных уровнях функционирования ? организма у студентов с высокими ¦, показателями нейротизма и успевае- мостью за счёт направленной релаксации.

4. Эффект от применения биологической обратной связи, в отличие от комплекса дыхательных упражнений, характеризуется большей выраженно-стью и скоростью восстановительных процессов по окончании экзамена:

Апробация исследования. Основные положения исследования нашли отражение в докладах и сообщениях на IV Межвузовской, конференции студентов и молодых ученых Волгоградской области в г. Волгограде (1998); на итоговых конференциях и<конференции молодых исследователей Волгоград-ской i области ВГАФК «Актуальные проблемы физической культуры; и спорта» г. Волгоград, (1997, 1999, 2001); на юбилейной! областной научной конференции : «Учение И.П. Павлова на современном этапе и его развитие в трудах Волгоградских учёных» в г. Волгограде (1999); на конференциях молодых ученых, на научно - практической конференции ВФМЭИ (г. Волжский, 2001, 2002), в материалах международной научно-практической* конференции г. Волжский (2002), г. Волгоград (2003), г. Томск (2004). Работа обсуж-

10

дения на расширенном заседании кафедры физиологии и биохимии Волгоградской государственной академии физической культуры (апрель 2004).

Публикации материалов диссертации. По теме диссертации опубликовано 11 печатных работ.

Структура и объем работы. Диссертация изложена на 132 страницах машинописного текста и содержит следующие разделы: введение, обзор литературы, организация и методы исследований, экспериментальная часть, обсуждение результатов, выводы, практические рекомендации. Список литературы охватывает 231 источник, из которых 41 на иностранных языках. Работа иллюстрирована 17 таблицами и 4 рисунками.
Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 23029.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.