У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Правовое обеспечение пограничной Безопасности Российской Федерации
Количество страниц 156
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 23075.doc 
Содержание Содержание
ВВЕДЕНИЕ...3

ГЛАВА 1. ПОГРАНИЧНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ...12

1.1. Содержание и структура национальной безопасности Российской Федерации...12

1.2. Сущность и содержание понятия «пограничная безопасность», его нормативное правовое закрепление...33

1.3. Система обеспечения пограничной безопасности Российской Федерации...54

ГЛАВА 2. СИСТЕМА ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОГРАНИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ...81

2.1. Развитие международно-правовых основ пограничной безопасности российской федерации и стран содружества Независимых Государств...81

2.2. Законодательное обеспечение пограничной безопасности...105

2.3. Обеспечение пограничной безопасности подзаконными нормативными правовыми актами президента российской Федерации и Правительства Российской Федерации...123

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...147

БИБЛИОГРАФИЯ...156



ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе в нашей стране и в мире произошли значительные военно-политические и социально-экономические изменения, которые существенно повлияли на состояние национальной безопасности России и требуют разработки и реализации принципиально новых подходов к ее обеспечению, в том числе в пограничной сфере. Прежде всего, необходима корректировка нормативного правового регулирования деятельности по обеспечению национальной безопасности России во всех сферах, включая пограничную безопасность. В настоящее время отдельные вопросы обеспечения национальной безопасности только на федеральном уровне регламентируют около 70-ти федеральных законов, более 200 указов Президента Российской Федерации, несколько сотен постановлений Правительства Российской Федерации, но все эти нормативные акты плохо увязаны между собой, и их нормы носят фрагментарный характер.

Та же ситуация просматривается и в правовом обеспечении пограничной безопасности государства. Несмотря на то, что в последнее десятилетие был принят большой пакет нормативных правовых актов, имеющих важное значение для обеспечения безопасности России в пограничной сфере, остаются нерешенными ряд проблем и вопросов, которые оказывают негативное влияние на обеспечение пограничной безопасности Российской Федерации, причем это влияние отчетливо проявляется не только в пограничной сфере, но и в других направлениях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

Актуальность темы исследования обусловлена следующими факторами:

-существенными изменениями геополитических, социально-экономических, военно-стратегических условий существования России, затрудняющих решение задач обеспечения национальной безопасности в целом и пограничной безопасности в частности;

- потребностью формирования отвечающей современным требованиям системы обеспечения пограничной безопасности России в качестве ключевой

составляющей обеспечения национальной безопасности государства и ее правового оформления;

— отсутствием системности, несовершенством и противоречивостью нормативных правовых актов, регламентирующих общественные отношения в сфере обеспечения пограничной безопасности Российской Федерации, что не позволяет эффективно, целенаправленно осуществлять содержащиеся в них предписания.

Правовое обеспечение пограничной безопасности лежит в основе всей работы по совершенствованию системы ее обеспечения. Не случайно Концепцией национальной безопасности Российской Федерации первой задачей государства в пограничной сфере определяется именно создание необходимой нормативной правовой базы1.

В связи с этим возникает острая необходимость в проведении комплексного анализа правового обеспечения пограничной безопасности Российской Федерации, выявлении проблем нормативного правового регулирования отношений, возникающих в пограничной сфере, и поиске путей их разрешения, а также дальнейшего совершенствования правовых основ обеспечения пограничной безопасности Российской Федерации.

Степень научной разработанности темы. В последние годы ощущается заметная активизация разработки общей теории и системологии безопасности, концепции национальной безопасности Российской Федерации. Отечественными учеными ведется активный научный поиск по всему кругу вопросов, касающихся проблем безопасности личности, общества, государства, Содружества Независимых Государств, мирового сообщества. Выдвигаются и обосновываются различные (по подходам, теоретико-методологическим основам анализа, масштабам и объектам исследования, другим основаниям) концепции и модели безопасности: международные и национальные. Исследуются самые разные виды и аспекты безопасности - военный, экономический, социальный, тех-

1 См.: Разд. IV Указа Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24 «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации» // Российская газета. -2000.- 18янв.

нологический, психологический, экологический, информационный и иные. Вместе с тем вопросы правового регулирования пограничной безопасности Российской Федерации остаются недостаточно изученными. Все многообразие научных изысканий в области безопасности можно разделить на несколько групп.

Во-первых, это научные труды, посвященные исследованию содержания проблем национальной безопасности. Это известные работы Д. Афиногенова, О. Белькова, А. Возженникова, Н. Косолапого, В. Лузянина, А. Николаева, Г. Оливье, Г. Осипова, А. Прохожева, И. Радикова, В. Рубанова, Ю. Рыжкова,

A. Синайского, И. Харичкина, В. Чебана и других авторов, содержащие научно обоснованные выводы о целесообразности поиска и утверждения наиболее жизнеспособных форм организации жизнедеятельности нации, новых подходов в обеспечении военной, социальной, экономической, духовной, экологической и других видов безопасности1.

Во-вторых, работы, посвященные проблемам правового регулирования национальной безопасности Российской Федерации, ее различных областей и сфер. Это труды А. Архангельского, А. Васильева, И. Глебова, С. Евтушенко,

B. Золотарева, Р. Идрисова, А. Ильина, А. Опалева и других авторов, раскры-

1 См.: Афиногенов Д.А. Военные вопросы безопасности России // Военная мысль. -1993. - № 2. - С. 10-14; Бельков О.А. Проблемы и пути военного обеспечения национальных интересов России // Полис. - 1994. - № 4. - С. 161-165; Возженников А.В. Национальная безопасность России: методология исследования и политика обеспечения. - М.: РАГС, 2002; Косолапов Н.А. Национальная безопасность в меняющемся мире // Мировая экономика и международные отношения. - 1992. - № 10. - С. 5-19; Лузянин В.П. Методология исследования проблем безопасности и стабильности // Военная мысль. - 1993. - № 3. - С. 34-38; Николаев А.И. Военные аспекты обеспечения безопасности Российской Федерации // Безопасность: Инф. сб. - 1993. -№ 8. - С. 11-23; Оливье Г. Новая политика национальной безопасности и национальный интерес России // Международная жизнь. - 1994. - № 10. - С. 110-113; Осипов Г.В. Место и роль глобальных проблем безопасности в концепции безопасности Российской Федерации // Безопасность: Инф. сб. - М., 1993. - № 8. - С. 30-35; Прохожев А.А. Национальная безопасность: проблемы теории. - М.: РАГС, 1997; Радиков И.В. Военно-политические проблемы безопасности Российского государства в переходный период: Дис. ... канд. полит, наук. - М: ВУ, 1992. - С. 7; Рубанов В.А. Безопасность и будущее России // Свободная мысль. - 1995. -№10. - С. 3-11; Рыжков Ю.А. Безопасность, которая нам не нужна // Новое время. - 1990. -№10. - С. 26-28; Синайский А.С. Геополитика и национальная безопасность России // Военная мысль. - 1992. - №10. - С. 2-10; Что обеспечит нашу национальную безопасность? // Армия. - 1992. - № 11-12. - С. 44-46; Харичкин И.К. Политическая элита и ее роль в обеспечении национальной безопасности России. - М.: МВИ ФПС России, 1999; Чебан В.В. Культура национальной безопасности России: история и современность: Автореф. дис... д-ра филос. наук. - Балашов: ВВАУЛ им. А.А. Новикова, 1997.

вающие теоретико-методологические подходы в исследовании правовых проблем обеспечения национальной безопасности, основы правового обеспечения национальной безопасности и ее различных видов, состояние нормативной правовой базы в этой области1.

В-третьих, научные работы, статьи и сообщения, раскрывающие основные подходы к определению пограничной безопасности, вопросам ее обеспечения, ее места и роли в системе национальной безопасности России. Эта проблематика содержится в работах таких исследователей, как А. Брижик, А. Василенко, В.Дмитриев, П. Иванчишин, Ю. Молостов, В. Молчановский, А. Николаев, В. Родачин, Н. Рыбалкин, В. Тепечин, А. Тымко, А. Щербаков и других авторов .

И, в-четвертых, ряд работ направлены на рассмотрение вопросов, касающихся правового регулирования деятельности пограничных органов по защите государственной границы, охраны исключительной экономической зоны, континен-

1 См.: Архангельский А.В. Международно-правовые основы обеспечения коллективной безопасности и государств-членов СНГ: Дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2003; Васильев А.И. Система национальной безопасности Российской Федерации: конституционно-правовой анализ: Дис. ... д-ра юрид. наук. - СПб., 1999; Глебов И.Н. Правовые проблемы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации: Дис. ... д-ра юрид. наук. - М., 1999; Евтушенко С.Г. Правовое обеспечение военной безопасности России: Дис. ... канд. юрид. наук. - М, 2000; Золотарев В.А. Военная безопасность России: политико-правовые проблемы: Дис. ... д-ра юрид. наук. — М., 1999; Идрисов Р.Ф. Теоретические и правовые проблемы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации: Дис. ... д-ра юрид. наук. - М., 2002; Ильин А. Законодательство субъектов Российской Федерации и проблемы национальной безопасности // Право и жизнь. -1999. - № 20. - С. 95 - 103; Правовая основа обеспечения национальной безопасности Российской Федерации: Монография / Ю.И. Авдеев, СВ. Аленкин, В.В. Алешин и др. / Под ред. А.В. Опалева. - М.: Юнити-дана, 2004.

2 См.: Брижик А.Н. Пограничные войска в системе безопасности Российской Федерации. - М.: АПВ РФ, 1994; Василенко А.И. Методологические основы государственной пограничной политики Российской Федерации: Дис... канд. филос. наук. - М.: АПВ РФ, 1995; Дмитриев В.А. Федеральная пограничная служба Российской Федерации, предназначение, структура и выполняемые функции. - М.: АПВ РФ, 1995. - С. 5-20; Иванчишин П.С. Полномочия субъектов по обеспечению безопасности государственной границы. Общество государство власть. - М.: Граница, 1994. - С. 359-369; Молостов Б.В. Методология прогнозирования военно-политической обстановки: Дис. ... канд. филос. наук. — М.: ВПА, 1986; Молчановский В.Ф. Нация. Национальный интерес. Национальная безопасность // Независимая газета. - 1997. - 31 мая; Николаев А.И. Место «первой пробы» надежности любого государства // Независимое военное обозрение. - 1996. - №17(21); Рыбалкин Н.Н. Концепция охраны Государственной границы: Дис. ... канд. филос. наук. - М.: ВИПКОС, 1992; Родачин В.М. Понятийно-категориальный аппарат теории пограничной безопасности // Вестник границы России. - 1996. - №7. - С. 41-42; Тымко А.И. Перспективы охраны новых участков государственной границы Российской Федерации: Дис. ... канд. воен. наук. — М.: АПВ РФ, 1994; Тепечин В.Н. Граница как важнейший фактор национальной безопасности // Вестник границы. -1995. - № 9; Щербаков А.С. Безопасность и стабильность на границе // Вестник границы России.- 1995. -№ 7. -С. 28.

тального шельфа Российской Федерации и их природных ресурсов, поиска отдельных теоретических и практических проблем реализации нормативных правовых актов, регламентирующих указанные отношения, и других вопросов, связанных с правовым регулированием пограничной безопасности. Это работы С. Була-шова, В. Захаренко, В. Лосевского, В. Сергеева, В. Чамарова, В. Чеканова и других1. Однако в большинстве своем эти работы лишь фрагментарно затрагивают некоторые аспекты правового обеспечения пограничной безопасности, и какого-то специального исследования, посвященного рассмотрению комплекса проблем, охватывающих данную сферу, основанную на современных подходах к обеспечению пограничной безопасности и новейшем законодательстве, не имеется.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в области обеспечения пограничной безопасности Российской Федерации.

Предметом исследования выступает система нормативных правовых актов, регламентирующих общественные отношения, складывающиеся в области обеспечения пограничной безопасности Российской Федерации.

Целью исследования является проведение комплексного анализа проблем правового обеспечения пограничной безопасности Российской Федерации и выработка научно обоснованных рекомендаций по их преодолению. Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:

- исследовать существующие подходы к определению национальной безопасности Российской Федерации и выделению в ее структуре пограничной безопасности;

1 См.: Булашов С.Н. Конституционно-правовой режим Государственной границы Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. - М., 1999; Захаренко В.И. Правовое регулирование деятельности пограничных войск федеральной пограничной службы по охране Государственной границе Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. - М., 1999; Лосевский В.В. Юридические коллизии в правовом регулировании охраны Государственной границы Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. - М.: МВИ ФПС России, 2003; Сергеев В.В. Конституционно-правовые основы безопасности государственной границы Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2002; Чама-ров В.Б. Проблемы правового обеспечения пограничной безопасности // Актуальные проблемы правового обеспечения оперативно-служебной деятельности органов безопасности: Матер, межвед. научно-практ. конф. - Ч. 1. - М.: МПИ ФСБ России, 2004. - С. 17-19; Чеканов В.Е. Правовые основы обеспечения пограничной безопасности Российской Федерации // Правовое обеспечение пограничной безопасности России: Матер, межвед. научно-практ. конф. - М.: МВИ ФПС России. 2001. - С. 18-23.

- проанализировать сложившийся и использующийся в нормативных правовых актах понятийный аппарат пограничной безопасности и выработать рекомендации по его совершенствованию;

- рассмотреть и проанализировать систему обеспечения пограничной безопасности Российской Федерации и место правового обеспечения в этой системе;

- изучить международно-правовые основы пограничной безопасности Российской Федерации и стран Содружества Независимых Государств и выявить основные направления их развития;

- проанализировать существующую федеральную нормативную базу, регламентирующую отношения в пограничной сфере, и выработать практические рекомендации по совершенствованию правового обеспечения пограничной безопасности Российской Федерации.

Методологическую основу исследования составляют общенаучные методы - исторический, логический, анализа и синтеза, а также частнонаучные методы сравнительного правоведения, технико-юридического анализа, .функциональной оценки, системно-структурный.

Теоретическую основу исследования составили труды ученых по общей теории права: С.С. Алексеева, С.Г. Борщева, Н.М. Коркунова, В.Н. Кудрявцева, Н.И. Матузова, И.Н. Сенякина, М.У Тайсумова, Ю.А. Тихомирова, А.Ф. Чердан-цева1 и других; отраслевых юридических наук: М.В. Баглая, Б.Н. Габричидзе, Е.И. Козловой, О.Е. Кутафина, Г.Т. Чернобеля" и других; представителей науки международного права: В.М. Баранова, Ю.М. Колосова, В.И. Кузнецова3.

1 См., напр.: Алексеев С.С. Проблемы теории права. - Свердловск, 1973; Борщев С.Г. Противоречие, развитие и практика. - Саратов, 1966; Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. - СПб., 1898; Кудрявцев В.Н. Общая теория квалификации преступлений. - М., 1972; Матузов Н.И. Юридические коллизии и способы их разрешения // Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. - Саратов, 1995; Сенякин И.Н. Специальные нормы советского права. - Саратов, 1987; Тайсумов М.У. Противоречие как процесс. - Ростов-н/Д, 1991; Тихомиров Ю.А. Публичное право. - М., 1995; Черданцев А.Ф. Системность норм права: Сб. науч. тр. - Свердловск, 1970. - Вып. 12. - С. 56-60.

2 См., напр.: Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации. - М., 1996; Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. - М., 1995; Чернобель Г.Т. Противоречия и пробелы в конституциях и уставах субъектов Российской Федерации: проблемы их преодоления // В сб.: Закон: создание и толкование. -М., 1998.-С. 117-133.

3 См., напр.: Баранов В.М. Теория права в контексте проблем взаимодействия международного и российского нрава // Российская правовая система и международное пра-

Нормативной основой исследования являются международные договоры и соглашения Российской Федерации по пограничным вопросам; нормативные правовые акты, прямо или косвенно регламентирующие отношения в сфере обеспечения пограничной безопасности: Конституция Российской Федерации; федеральные конституционные законы; федеральные законы; указы Президента Российской Федерации; постановления Правительства Российской Федерации; акты Федеральной службы безопасности Российской Федерации и других федеральных органов государственной власти, осуществляющих свои полномочия в пограничной сфере; а также действующие на сегодняшний день акты Федеральной пограничной службы Российской Федерации, нормативные правовые акты Союза ССР и РСФСР.

Научная новизна исследования заключается в том, что диссертантом был проведен комплексный анализ проблем правового обеспечения пограничной безопасности, выведен и обоснован ряд основных понятий в этой сфере, определен круг задач обеспечения пограничной безопасности и раскрыто построение ее системы, выработаны практические рекомендации по совершенствованию правового обеспечения пограничной безопасности.

На защиту выносятся следующие научные положения и выводы:

1. Уточненное автором определение пограничной безопасности Российской Федерации как комплексный вид национальной безопасности Российской Федерации, представляющий собой состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от реальных и потенциальных внешних и внутренних угроз в пограничном пространстве, достигаемое совместной и согласованной деятельностью органов государственной власти Российской Федерации и других субъектов обеспечения пограничной безопасности в пределах их полномочий в пограничной сфере.

2. Авторское определение правового обеспечения пограничной безопасности как целенаправленной деятельности уполномоченных органов государст-

во: современные проблемы взаимодействия. - Н.Новгород. 1996. - Ч. 1. - С. 57-58; Колосов Ю.М., Кузнецов В.И. Международное право. - М.. 1995.

ва по созданию и закреплению формально определенных правил поведения, призванных обеспечивать единый порядок в регулировании общественных отношений в пограничной сфере Российской Федерации путем создания, изменения или отмены источников права и определения пределов их действия.

3. Авторский вывод о необходимости создания системы правовых основ безопасности Российской Федерации, в которой основополагающим нормативным актом станет федеральный закон о национальной безопасности Российской Федерации, а концепции (доктрины) «второго уровня» будут приниматься в соответствии с ним и утверждаться указами Президента Российской Федерации.

4. Обоснование необходимости разработки и принятия основных нормативных правовых актов в системе правовых основ пограничной безопасности Российской Федерации - федерального закона о статусе и защите Государственной границы Российской Федерации и Концепции пограничной безопасности Российской Федерации, взамен устаревших Закона Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации» и Основ пограничной политики Российской Федерации соответственно.

Практическая значимость исследования заключается в том, что теоретические положения и выводы, сформулированные на основе исследования, могут быть использованы в следующих направлениях: во-первых, при создании и совершенствовании федеральной правовой базы, регламентирующей общественные отношения в области обеспечения пограничной безопасности Российской Федерации; во-вторых, при разработке законодательства, регламентирующего взаимодействие пограничных органов федеральной службы безопасности с иными федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов федерации и органами местного самоуправления по вопросам обеспечения пограничной безопасности; в-третьих, в возможности учета выводов по диссертации в развитии международно-правовых основ обеспечения пограничной безопасности Российской Федерации и сопредельных государств (в особенности - стран Содружества Независимых Государств).

Содержащийся в работе материал может быть использован в процессе преподавания ряда военных и юридических дисциплин, а также как пособие для курсантов, слушателей, адъюнктов, аспирантов и всех, кто интересуется данной проблемой.

Апробация результатов исследования. Основные теоретические положения и выводы исследования обсуждались на кафедре государственно-правовых дисциплин Московского пограничного института ФСБ России, докладывались автором на межведомственной научно-практической конференции «Проблемы правового регулирования обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в современных условиях» и всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы формирования системы обеспечения интересов Российской Федерации в пограничной сфере», использовались при проведении занятий с курсантами и были отражены в публикациях автора общим объемом 1,5 п.л.

Структура диссертации обусловлена предметом, целями и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, заключения и библиографии.

ГЛАВА I. ПОГРАНИЧНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.1. Содержание и структура национальной безопасности Российской Федерации

Наиболее общее понятие «безопасность» употребляется применительно ко многим процессам. Оно отражает не только присущие конкретному случаю специфические признаки безопасности субъекта, но включает в себя нечто общее, что и позволяет использовать его в различных областях.

В Толковом словаре В. Даля «безопасность - отсутствие опасности; сохранность, надежность»1. В советскую эпоху в академическом Словаре современного русского языка это понятие трактовалось так же, но в несколько урезанном виде, как «отсутствие опасности, сохранность»2.

Однако данного лингвистического толкования категории безопасности явно недостаточно, поскольку под отсутствием опасности подразумевается достижение какой-то идеальной ситуации. Но в реальной жизни всегда существовали, существуют и будут существовать опасности самого различного характера. Поэтому выделяется второй тип безопасности как «реальной защищенности от опасностей, способности надежно противостоять им»3. Именно в соответствии с данным подходом понятие безопасности закрепляется в ст. 1 Федерального закона «О безопасности», в котором безопасность определяется как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз»4.

1 Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.-С. 44.

2 Словарь современного русского литературного языка.- М, 1958. - Т. 2. - С. 186.

Бельков О.А. Понятийно-категориальный аппарат концепции национальной безопасности//Безопасность. - 1994.-№3.-С. 91.

4 Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской

Следует также отметить, что трактовка безопасности с точки зрения только лишь охранительной парадигмы как состояния защищенности от опасностей, по мнению автора, не совсем корректна. Ведь, если речь идет о сохранении существующих отношений, сохранении функционирования социальной системы (общества, государства, системы государственных и общественных организаций и т.п.), то опасностью может стать все, что вызывает их изменение. Очевидно, что такое понимание безопасности фактически является тормозом развития и в конечном счете приведет к разрушению системы1.

В связи с этим автор присоединяется к мнению А.Д. Урсула, который утверждает, что «безопасной является та социальная система, которая обладает возможностью самосохранения на основе развития»". Это положение не означает, что системе не угрожают опасности. Напротив, только при наличии опасностей система может развиваться. Речь идет о том, что опасностью для социальной системы является лишь то, что сдерживает или прекращает ее развитие.

Определяя понятие «национальная безопасность», следует отметить, что в современной научной литературе пока не сложился единый подход к его определению. Существует огромное количество формулировок, однако, их анализ показывает: само явление «национальная безопасность» не имеет устоявшегося философского определения. При этом, как правило, сами определения национальной безопасности довольно близки по смыслу, выделяя в большей степени различные составляющие явления, что, в конечном счете, влияет и на выработку мер по обеспечению безопасности, и на их реализацию3.

Федерации. - 1992. - № 15. - Ст. 769; 1993. - № 2. - Ст. 77; Российская газета. - 1994. -№11; 2002.-№138-139.

1 Подробнее см.: Правовая основа обеспечения национальной безопасности Российской Федерации: Монография / Ю.И. Авдеев, СВ. Аленкин, В.В. Алешин и др. / Под ред. А.В. Опалева. - М.: Юнити-дана, 2004. - С. 14.

2 Урсул А.Д. Обеспечение безопасности через устойчивое развитие // Безопасность Евразии. - 2001. - № 1. - С. 23.

3 См.: Харичкин И.К. Национальная безопасность: природа, содержание, структура // Правовое обеспечение пограничной безопасности: Матер, межвед. научно-практ. конф. - М.: МВИ ФПС России, 2001. - С. 6.

Неоднозначность понимания термина «национальная безопасность» объясняется тем, что он был заимствован и введен в политический, а затем и в научный оборот из западного лексикона. В СССР, а затем и России, в общественном сознании прочно утвердилось понимание нации, национального как связанного с этносами, тогда как в западных государствах доминирует принцип «одна нация - одно государство»1.

В понятии «национальная безопасность» первое слово понимается как относящееся к той или иной стране, независимо от проживающих в ней национальных образований. Эта позиция пришла к нам из американской и французской политических школ, которые рассматривают нацию как согражданство. В этом случае национальная безопасность отождествляется с безопасностью государственно-организованного общества во всех ее проявлениях и видах. В таком понимании любая безопасность любого социального субъекта той или иной страны входит в содержание национальной безопасности".

Эту позицию фактически разделяет Экспертно-консультативный совет по проблемам национальной безопасности при Председателе Государственной Думы, который понимает под национальной безопасностью систему условий гарантированного выживания страны и народа, ее населяющего3.

В Концепции национальной безопасности Российской Федерации понятие национальной безопасности также употребляется в смысле, не связанном с этническими признаками: под национальной безопасностью «понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации»4. В этом определении де-

1 См.: Новикова О.Н. Концепция национальной безопасности в современной американской политологии: Научно-аналитический обзор. - М., 1994. - С. 15.

2 См.: Правовая основа обеспечения национальной безопасности Российской Федерации: Монография / Ю.И. Авдеев, СВ. Аленкин, В.В. Алешин и др. / Под ред. А.В. Опалева. -М.: Юнити-дана. 2004. - С. 15.

3 См.: Стенограмма заседания Экспертно-консультативного совета по проблемам национальной безопасности при Председателе Государственной Думы от 26 июня 2001 г. - С. 61.

4 См.: Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24 «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации».

лается попытка связать национальную безопасность с национальными отношениями («многонациональный народ») и уйти от привязки этой безопасности к той или иной нации, т.е. фактически придать категории «национальная безопасность» вненациональный характер.

Однако, как справедливо отмечает А.Л. Романович, «вопрос не в терминах, а в том содержании, которое за ним скрывается»1. На взгляд автора, за последнее десятилетие термин «национальная безопасность» в указанном понимании стал общеупотребительным, и вряд ли имеет смысл изобретать что-то новое.

В нормативных правовых актах термин «национальная безопасность» впервые использован в Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» 1995 г., а его определение дано в первом Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию «О национальной безопасности» 1996 г. В этом документе сказано: «Национальная безопасность понимается как состояние защищенности национальных интересов от внутренних и внешних угроз, обеспечивающее прогрессивное развитие личности, общества и государства»2.

Большинство ученых, изучающих проблемы обеспечения национальной безопасности, дают сходные с указанным определения. Так А.В. Возженнико-вым было дано, по мнению автора, довольно полное и объективное определение: «Под термином «национальная безопасность» автор понимает состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства во всех сферах их жизнедеятельности от внутренних и внешних опасностей и угроз, характеризующееся таким положением страны, при котором обеспечивается ее целостность и внутренняя стабильность, суверенное и прогрессивное развитие, возможность выступать самостоятельным и полноправным субъектом международных отношений»3.

1 Романович А.Л. Перспективы развития и обеспечение безопасности. - М: МГУК, 2002.-С. 63.

2 Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию «О национальной безопасности». - М, 1996. - С. 3.

3 Возженников А.В. Парадигма национальной безопасности реформирующейся России. - М.. 2000. - С. 48.

Целью настоящего исследования автор не ставит изучение и анализ всех существующих определений национальной безопасности, поэтому в качестве рабочего определения диссертант в дальнейшем будет использовать наиболее распространенную формулировку национальной безопасности как состояние защищенности от внутренних и внешних угроз жизненно важных интересов личности, общества и государства, обеспечивающее устойчивое поступательное развитие страны1.

Анализ Концепции национальной безопасности Российской Федерации, выступающей в качестве официально принятой системы взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности, а также Закона Российской Федерации «О безопасности» 1992 г. позволяет достаточно четко определить структуру национальной безопасности, установить соотношение составляющих ее компонентов и связей между ними.

Основополагающими при рассмотрении проблем безопасности являются понятия «объекты безопасности» и «субъекты безопасности».

В соответствии со ст. 1 Закона Российской Федерации «О безопасности» к основным объектам безопасности относятся: личность — ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

Понятие «субъекты безопасности» на сегодняшний день не получило своего законодательного закрепления, однако, широко используется понятие «субъекты обеспечения национальной безопасности». В соответствии с указанным Законом «основным субъектом обеспечения безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и

1 См., напр.: Правовая основа обеспечения национальной безопасности Российской Федерации: Монография / Ю.И. Авдеев, СВ. Аленкин, В.В. Алешин и др. / Под ред. А.В. Опалева. - М.: Юнити-дана, 2004. - С. 16; Бельков О.А. Понятийно-категориальный аппарат концепции национальной безопасности // Безопасность. - 1994. - № 3. - С. 91-94; Матрусов Н.Д. О необходимости создания целостной системы национальной безопасности России: основные принципы, подходы, элементы // Безопасность. - 1996. - № 34. - С. 46-47 и др.

судебной власти»1. К числу других субъектов обеспечения безопасности отнесены «граждане, общественные и иные организации и объединения».

Таким образом, государство, общество и личность являются как объектами, так и субъектами безопасности.

Главным объектом и субъектом национальной безопасности сейчас мы считаем человека - высшую ценность. Обеспечение безопасности личности становится условием обеспечения безопасности всех других ее видов и уровней. С другой стороны, положение личности определяется состоянием общества, государства.

Являясь субъектом обеспечения национальной безопасности, человек может лишь частично обеспечить свою личную безопасность, действуя в рамках закона и не пренебрегая интересами общества и государства. Негосударственные организации, действующие на общественных началах, могут обеспечить в какой-то степени безопасность отдельных групп населения. Основным же инструментом обеспечения национальной безопасности призвано быть государство. Это не только его основная задача, но и обязанность.

Из множества факторов, в той иной степени воздействующих на состояние национальной безопасности и необходимость ее обеспечения, Концепция национальной безопасности Российской Федерации' и многие научные исследования3 выделяют два основополагающих фактора, от содержания которых в определенные периоды истории непосредственно зависят состояние национальной безопасности и конкретные действия государства и общества по ее обеспечению. В настоящее время и на обозримый период будущего такими факторами являются национальные интересы России и угрозы национальной безопасности Российской Федерации.

1 Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности».

2 См.: Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24 «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации».

3 См.: Гаджиев К.С. Геополитика. - М: Междунар. отношения, 1997. - С. 260; Костен-ко Н.А. Философия и безопасность. - Новосибирск, 1998. - С. 44-70; Новикова О.Н. Указ. соч. - С. 33 и др.
Список литературы .
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 23075.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.