У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Приоритетные направления деятельности государства по обеспечению информационной Безопасности Российской Федерации
Количество страниц 148
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 23077.doc 
Содержание Содержание
Введение...3

Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования политики информационной безопасности как элемента системы обеспечения информационной безопасности

1.1. Методология исследования информационной безопасности...14

1.2. Характер и уровень внешних угроз информационной безопасности...31

1.3. Национальные интересы в информационной сфере и классификация угроз этим интересам...51

Глава 2. Определение приоритетов государственной политики в области обеспечения информационной безопасности

2.1. Оценка современного уровня информационной безопасности...69

2.2. Приоритетные направления в государственной политике...95

2.3. Рекомендуемые меры по повышению эффективности и реализации государственной политики...108

Заключение...124
Источники и литература...131

Приложение...148


Введение

Актуальность исследования. В XXI веке система обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, как и многих Щ] других современных государств, столкнулась с рядом факторов,

негативно воздействующих на возможности государства эффективно обеспечивать защиту ее национальных интересов в информационной сфере. Среди внешних факторов наиболее опасным представляется процесс глобализации1, сопровождающийся навязыванием странам и народам западных ценностей и подрывом их традиционных ценностей с помощью новых информационно-телекоммуникационных систем и технологий (ИТКСТ).

Кроме того, высокая результативность использования ИТКСТ, широкий спектр их применения и скрытый характер воздействия явились причинами, по которым многие страны ведут разработки в области теории и практики их применения в качестве информационного оружия и, как следствие, разработки теории ведения информационных войн2.

Внутренним фактором, снижающим уровень информационной безопасности России, стал процесс либерально-демократических реформ российского общества, в котором не в полной мере учитываются интересы и потребности основных объектов безопасности.

В этих условиях сложившаяся ранее система обеспечения информационной безопасности РФ явно не соответствует новым

См., например: Геллени Р.Д., Маккой М. Глобализация и независимая политика в области налогообложения // Реф. бюллетень. Государственная служба за рубежом. Глобализация. Экономические аспекты. - 2002. - № 5. - С. 109. Под «глобализацией» авторы понимают «растущую интеграцию международных рынков, происходящую в силу быстрого роста мировых потоков товаров, услуг, капиталов, информации и (иногда) людей, ставшего возможным благодаря росту торговой взаимозависимости между странами».

" См.: Поздняков А. Информационная война за влияние в мире и политическую власть // Власть. -1996.-№10.-С. 49-54.

принципам обеспечения информационной безопасности и не может надежно противодействовать информационным угрозам. Поэтому в настоящий период развития России остро встал вопрос определения приоритетов в области государственной политики обеспечения информационной безопасности и сосредоточения усилий на наиболее важных участках потенциальных и реальных угроз.

Кроме того, в условиях расширяющейся информатизации российского общества, когда информация становится товаром и ресурсом развития, наращивания политической, экономической, военной и духовной мощи государства, когда информационная сфера безопасности все больше и больше выступает системообразующим фактором всей многоуровневой системы обеспечения безопасности личности, общества и государства, определение приоритетных направлений деятельности государственных органов страны по обеспечению информационной безопасности становится важнейшей политической и теоретической задачей1.

Россия остро нуждается в эффективной политике обеспечения безопасности своих национальных интересов в информационной сфере, учитывающей объективные реалии современной информационной среды и основанной на научно-методической базе . Она позволит государственным органам власти отойти от рефлексивного стиля . управления информационной безопасностью РФ и направить свою деятельность на предотвращение угроз в информационной сфере. Автор полагает, что анализ деятельности государственных органов власти в

1 См.: Возжеников А.В. Защита сознания // Россия: третье тысячелетие. Вестник актуальных прогнозов. -2001.- №3.-С.б1.

2 См., например: Концепция национальной безопасности РФ (Указ Президента РФ от 10. 01. 2000 г., № 24) // Российская газета. - 2000. - 18 янв.; Шийко А.С, Компьютерная преступность как угроза информационной безопасности РФ. Дис. на соиск. уч. ст. канд. полит, наук. - М.: РАГС. - 2000.

области обеспечения информационной безопасности РФ будет способствовать созданию необходимой базы для теоретических обобщений, а результаты сопоставления реального уровня информационной безопасности России с потребностями общественного развития помогут сформировать представление о выборе приоритетов в области реализации государственной политики обеспечения информационной безопасности.

Таким образом, актуальность диссертационного исследования обусловлена:

1. Степенью значимости проблемы;

2. Наличием реальных и потенциальных угроз национальным интересам РФ в информационной сфере;

3. Потребностью государственных органов власти в оптимальном использовании ограниченных государственных ресурсов и необходимостью эффективно решать данную управленческую задачу в условиях становления информационного общества в России и его вхождение в мировое информационное пространство.

Степень научной разработанности темы. Научное осмысление информационной безопасности как деятельности государственных институтов власти по защите национальных интересов РФ от угроз в информационной сфере значительно активизировалось в последнее десятилетие. Вместе с тем, несмотря на значительное количество работ, W посвященных изучению информационной безопасности, очень мало в этой области комплексных исследований, связывающих теорию обеспечения безопасности и государственную политику.

Исследования и разработки по изучаемой теме условно можно разделить на семь групп.
К первой группе относятся научные работы Возженикова А.В., НуждинаЮ.Ф., Стрельцова А. А., ЦыгичкоВ.Н, ЧерешкинаД.С, Смолян Г.Л., Панарина И.Н., Позднякова А.И.; Почепцова Г.Г., Прохожева А.А., Расторгуева СП., ШийкоА.С. и др., изучающие политологические аспекты обеспечения национальной и информационной безопасности РФ1.

Ко второй группе относятся научные работы Грачева Г.В., Ермакова Ю.А., Лепского В.Е., Мельник И.К., Панарина И.Н., Панарина А.С, связанные с изучением проблем защиты личности от вредного информационного воздействия.

К третьей группе относятся научные работы Антопольского А.А. (2002 г.), Балыбердина А.Л. (1999 г.), БачилоИ.Л. (2001 г.), КиринаВ.И. (2000 г.), Колобова О.А. и Ясенева В.Н. (2001г.), КопыловаВА. (2002 г.), Лопатина В.Н. (2002 г.), Огородова Д.В. (2002 г), Просвирина Ю.Г. (2001 г), Фатьянова А.А. (2001г.), анализирующие правовые аспекты защиты интересов личности в информационной сфере. В большей степени усилия данных авторов сосредотачивались на правовом обеспечении защиты информации, развитии законодательной базы и совершенствовании правоприменительной практики в области информатизации.

1 См.: Возжеников А.В. Национальная безопасность: теория, политика, стратегия. - М.: НПО «Модуль», 2000; .Национальная безопасность в контексте современного политического процесса России: Теория и политика обеспечения: Дис. на соиск. уч. ст. д-ра полит, наук. - М., 2002; Стрельцов А.А. Обеспечение информационной безопасности России. Теоретические и методологические основы / Под. ред. В.А. Садовничего и В.П. Шерстюка. - М.: МЦНМО, 2002; Цыгачко В.Н., Смолян Г.Л., ЧерешкинД.С. Информационное оружие как геополитический фактор и инструмент силовой политики. М.: ИСА РАН, 1997; ПанаринИ.Н. Информационно-психологическое обеспечение национальной безопасности России. Дис. на соиск. уч. ст. д-ра полит, наук. - М., 1998; Почепцов Г.Г. Информационные войны. - М.: Реф-бук, Ваклер, 2000; Прохожев А.А. Информационная безопасность - важнейшая составляющая национальной безопасности современной России. - М., 1996; Национальная безопасность: основы теории, сущность, проблемы. - М.: РАГС, 1997.; Расторгуев СП. Философия информационной войны. — М.: Вузовская книга, 2001; Грачев Г.В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты. - М.: Институт психологии РАН, 1999; Ермаков Ю.А. Манипуляция личностью: смысл, приемы, последствия. - Екатеринбург, 1995; Основы национальной безопасности России / Под ред. В.Л. Манилова. -М.: Друза, 1998;
К четвертой группе относятся научные исследования Боер В.М. (1998 г.), Клебанова Л.Р. (2002 г.), Костенко М.Ю. (2002 г.), Кузьмина СВ. (2000 г.), Кузнецова П.У. (2001 г.), КленоваС.Н. (2002 г.), Ревинского О.В. (2000 г.), РевякоТ.И. (1997 г.), Толубековой Б.Х. (1998 г.), Ушакова СИ. (2001г.), Шийко А.С. (2000 г.), монографии Иванского В.П. (1999 г.), Тер-Акопова А.А. (1998 г.) связанные с возможностями субъектов безопасности противодействовать информационным преступлениям.

К пятой группе относятся работы Герасименко В.А., Зегжды М.П., ГриняеваСН. (1999 г.), Лопатина В.Н. (1999 г.), Сычева М.П., Ухлинова Л.М., Цыганкова В.Д. (1999 г.), ЦыгичкоВ.Н. (2000 г.), Шурухнова Н.Г. (1999 г.), Никитова В.А., Орлова Е.И., Старовойтова А.В., Савина Г.И. (2000 г.), связанные с изучением технических аспектов защиты информации в информационных системах и сетях.

К шестой группе относятся научные работы Андрианова Д.А. (2002 г.), Брусницына Н.А. (2001г.), Кузнецова В.Н. (2000 г.), Митрохина Е.Ю. (1999 г.), Павленко СЗ. (1998 г.), ПанаринаИ.Н. (2001г.), Рабовского СВ. (2001г.), Расторгуева СП. (2000 г.), Федорова А.В. (2001г.), монография Возженикова А.В. (2000 г.), Василенко Л.А. (1999 г.), Забелина И.В. (2001 г.), затрагивающие разные аспекты защиты информации.

К седьмой группе можно отнести научные работы зарубежных ученых АхвельдтаХ. (2001 г.), БейкераУ.Е. (2000 г.), Бека У.С. (2000 г.), Белла Д.С. (1999 г.), Веллерсхофа Д. (1999 г.), Грея Д. (2001 г.), Денхард-таР. (2000 г.), КуродыХ. (2000 г.), КалдораМ. (2001г.), ЛорантаК. (2002 г.), Паке К.Х. (2001 г.), Петтиса М. (2001 г.), Тоффлера О. (2000 г.),
изучающие национальные интересы, ценности общества в условиях становления единого информационного пространства1.

Определяя приоритеты государственной политики в области обеспечения информационной безопасности российского общества в кон- тексте современного развития, автор использовал результаты отечественных и зарубежных ученых, а также результаты авторского исследования. Исследование показало, что такого комплексного междисциплинарного исследования в отечественной политологической науке не проводилось.

Объект исследования - государственная система обеспечения информационной безопасности РФ.

Предмет исследования - государственная политика обеспечения информационной безопасности РФ в современных условиях.

Рабочая гипотеза: в современных условиях формирования рыночных отношений и становления информационного общества отсутствие научно обоснованных приоритетов в государственной политике обеспечения информационной безопасности РФ не позволяет государственным институтам власти создать и постоянно поддерживать уровень защищенности жизненно важных интересов всех объектов безопасности, адекватный угрозам в информационной сфере.

Научная задача, решаемая в соответствии с рабочей гипотезой, состоит в теоретико-прикладном исследовании современной деятельности государственных институтов власти в области обеспечения информационной безопасности РФ с целью повышения эффективности проводимой политики.

1 См., например: Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования / Пер. с англ. - М., 1999; Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну / Пер. с нем. В. Седельника и Н. Федоровой. - М.: Прогресс-Традиция, 2000.

Цель исследования - определение приоритетов в государственной политике обеспечения информационной безопасности РФ и разработка на этой основе практических рекомендаций по рационализации деятельности государственных институтов власти в целях повышения уровня защищенности национальных интересов РФ в информационной сфере.

Задачи исследования, главными из которых являются:

- обоснование выбора концепции исследования политики информационной безопасности;

- оценка эффективности деятельности государственных органов власти в области обеспечения информационной безопасности РФ;

- определения приоритетных направлений государственной политики по обеспечению информационной безопасности РФ.

Границы исследования определяются современным этапом развития общественных отношений (1992-2004 г.), соответствующие становлению в РФ информационного общества.

Научная новизна работы и полученных результатов состоит:

- в проведении политологического анализа деятельности государственных органов власти в области обеспечения информационной безопасности в новых условиях развития информационной среды и реализации Доктрины информационной безопасности РФ;

- в проведении социологического исследования на тему: «Уровень информационной безопасности предприятий ОПК в представлениях руководителей узлов связи, входящих в государственную корпоративную информационную систему РФ» (N=78);

- в оценке уровня информационной безопасности РФ на основе
метода определения уровня защищенности жизненно важных интересов от угроз;

- в обосновании объективной необходимости и жизненной потребности определения приоритетов в деятельности государственных органов власти в области обеспечения информационной безопасности РФ.

Теоретическая основа исследования представлена общей теорией национальной безопасности, теорией интересов, теоретическими разработками отечественных и зарубежных ученых в области информатизации, информационной безопасности. Особый акцент автор делает на теории информационного общества.

Методологическая основа исследования представляет собой синтез подходов, выбор которых обусловлен необходимостью обеспечить достижение поставленной цели. В диссертации использовались: системный подход, метод сравнительного анализа, синергетический, функциональный подходы.

Решая задачи диссертационного исследования, соискатель руководствовался принципом диалектической взаимосвязи и взаимозависимости социальных явлений, сравнительным и ценностным подходами. Системный подход используется в работе как универсальный метод, применяемый в изучении проблем национальной безопасности. Исследование частных вопросов производится автором посредством: метода включенного наблюдения, метода экспертных опросов, метода структурно-функционального анализа, факторного и логического методов.

Эмпирическую базу исследования составляют:

- результаты традиционного анализа государственных документов
в области обеспечения информационной безопасности;

- статистические данные государственных и негосударственных организаций;

- результаты авторского социологического опроса экспертов ОГЖ РФ в области информационной безопасности (N=78 респондентов);

- результаты включенного наблюдения (в ходе профессиональной деятельности автора с 1979-2001 гг.);

- вторичный анализ результатов социологических исследований компании Ernst & Young в области информационной безопасности организаций России, использующие корпоративные информационные сети.

Теоретическая значимость исследования заключается в расширении сферы научного знания о содержании информационной безопасности в контексте современного политического процесса; в обосновании использования системного подхода к изучению проблем информационной безопасности как сложной многоуровневой развивающейся социальной системы, состоящей из подсистем, взаимосвязанных в контексте политической жизни; в обосновании необходимости определения приоритетов в государственной политике обеспечения информационной безопасности.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Обоснование роли государственной политики в обеспечении информационной безопасности РФ.

2. Классификация угроз информационной безопасности РФ на основе внешних и внутренних источников опасности и их общей направленности на объект.
3. Результаты политологического анализа деятельности государственных органов власти в области обеспечения информационной безопасности РФ;

4. Приоритетные направления политики государства в области обеспечения информационной безопасности.

Практическая значимость работы состоит в определении приоритетов в государственной политике обеспечения информационной безопасности РФ, что, по мнению соискателя, будет способствовать: достижению стратегических целей обозначенных в Доктрине информационной безопасности РФ; эффективной деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ в этой области; повышению уровня защищенности государственных и корпоративных информационных сетей в России.

Вместе с тем сама диссертационная работа может быть использована в качестве учебного материала для вузовской программы (курс «Информационная безопасность»). Это придаст ей практическую направленность, позволит сконцентрировать внимание обучаемых на реальных угрозах информационной безопасности, факторах, порождающих эти угрозы, на принятии необходимых мер по защите национальных интересов.

Апробация результатов исследования. Многие из положений, выносимых на защиту, апробированы автором в своих выступлениях на международных и отечественных конференциях (РАГС, 2001 г. и 2002 г.;

ИНИОН РАН, в 2002 г.) ; в публикациях в российских научных изданиях.

1 См.: Материалы I научно-практической конференции «Проблемы внутренней безопасности России в XXI веке». - М.: РАГС, фонд «Отечество», 2001; Материалы II научно-практической конференции «Проблемы внутренней безопасности России в XXI веке», - М.: РАГС, фонд «Отечество», 2003; Материалы II Международной научной конференции «Россия: тенденции и перспективы развития». 13-14 дек, 2001. - М.: ИНИОН РАН, 2002; Материалы III Международной научной конференции «Россия: тенденции и перспективы развития». 16-17 дек. 2002. - М.: ИНИОН РАН, 2003.
Материалы социологического исследования, проведенного автором, использованы в практической работе общественной организации Фонд «Отечество», коммерческой фирмы «ЭДАС ПАК».

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического раздела и приложения.
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования политики информационной безопасности как элемента системы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации

1.1. Методология исследования информационной безопасности

Содержание понятия «информационная безопасность» с точки зрения теории безопасности в основном раскрыто в отечественных научных исследованиях, а также нормативно-правовых документах Российской Федерации. Первое определение информационной безопасности в отечественном законодательстве было дано в Федеральном законе «Об участии в международном информационном обмене» (1996 г.). В этом законе информационная безопасность определяется как «состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование, использование и развитие в интересах граждан, организаций, государства»1. Из этого определения следует, что защита информации и информационной инфраструктуры и есть содержание политики обеспечения информационной безопасности.

Иное определение информационной безопасности дано в Доктрине информационной безопасности Российской Федерации, где исследуемое понятие определяется как «состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяемые совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства»1.

Анализ дефиниций понятия «информационная безопасность», данных в федеральном законе и Доктрине РФ, показывает, что в первом случае определяющим в обеспечении безопасности является «состояние

1 Собрание законодательства РФ. - М., 1996. - № 28. - Ст. 3347.

защищенности информационной среды», а объектом защиты — информационная среда. Во втором - «состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере», а объектом защиты - только национальные интересы в этой среде.

Если проанализировать высказывания ученых исследователей, то обнаружится, что и в научной литературе пока отсутствует единая точка зрения на содержание понятия «информационная безопасность».

Так, представитель академии управления МВД РФ Ю.А. Фисун характеризует информационную безопасность, как ««состояние защищенности информационной среды», соответствующей интересам государства, при котором обеспечивается формирование, использование и возможности развития независимо от воздействия внутренних и внешних информационных угроз»2. Аналогичной точки зрения придерживается и И.Н. Панарин, но с акцентом на решающую роль политической элиты российского общества, которая по его мнению, реально может противостоять информационному воздействию. И.Н. Панарин считает, что информационная безопасность - это состояние информационной среды общества и политической элиты, обеспечивающее ее формирование и развитие в интересах руководства страны, граждан и государства.

Иное определение содержания «информационная безопасность» дает А.А. Тер-Акопов. Он предлагает понимать под информационной безопасностью субъекта «... состояние защищенности информации, обеспечивающее жизненно важные интересы человека»3.

В рамках данного направления существует определение информационной безопасности как состояния, тенденции развития, условия жизнедеятельности социальных субъектов, его институтов, при

1 Доктрина информационной безопасности РФ. Утвер. Президентом РФ 09.09.2000 г. // Российская газета. - 2000 - 28 сент.

2 См.: Проблемы внутренней безопасности России в XXI веке: Материалы конференции. М., 2001.

3 Тер-Акопов А.А. Безопасность человека. - С. 9.
которых обеспечивается сохранение их качественной определенности с объективно обусловленными инновациями в ней. Представители данного направления рассматривают информационную безопасность как состояние, характеризующееся отсутствием угроз, т.е. факторов и условий, угрожающих непосредственно индивиду, обществу, государству со стороны информационной среды1. В этом случае, понятие «процесс» существенно отличается от понятия «состояние», так как означает последовательность состояний, связанность их стадий изменения и развития. Понятие «процесс» в отличии от понятия «состояние» акцентирует внимание на моменте направленности в изменении объекта, временности, целеполагания.

Представитель третьего направления В. Серебрянников определяет безопасность как «деятельность людей, общества, государства, мирового сообщества по выявлению (изучению), предупреждению, ослаблению, устранению (ликвидации) и отражению опасностей и угроз, способных погубить их, лишить фундаментальных материальных и духовных ценностей, нанести неприемлемый (недопустимый объективно и субъективно) ущерб, закрыть путь для прогрессивного развития»2.

Из определений следует, что состояние безопасности зависит только от интересов субъектов общественного взаимодействия в информационной сфере, сбалансированность которых и определяет уровень угроз, но не указывается, на то, что эти интересы являются жизненно важными, а также на то, что существуют и внешние угрозы. ^ Другой сторонник данного подхода - А.И. Поздняков - полагает,

что определять информационную безопасность через защищенность не совсем корректно. Он считает, что, следуя общеизвестному тезису «лучшая оборона - это нападение», надо действовать активно,

1 См., например: О концепции экологической безопасности Российской Федерации // Экологическая безопасность России. - 1996. - Вып. 2. - С. 52 - 56.

2 Гражданское общество и проблемы безопасности в России: Материалы круглого стола // Вопросы философии. - 1995. - № 2. - С. 26.
уничтожать источники информационной опасности. При этом применительно к содержанию информационной безопасности целесообразно использовать не понятие «интересы», а гораздо более фундаментальное понятие «ценности». По мнению А.И. Позднякова, в ценностях выражаются интересы субъектов общественных отношений, " столкновение которых и порождают угрозы. Автор согласен с данным

мнением в той части, что на процесс формирования социальных интересов ценности оказывают наиболее кардинальное воздействие. Но не согласен с определением информационной безопасности в той части, из которой неясно кого или какие источники надо уничтожать в целях защиты ценностей.

Сторонники четвертой точки зрения полагают, что в самом общем виде под информационной безопасностью можно понимать способность субъекта безопасности сохранять свои системообразующие свойства, основные характеристики при дезорганизующих, деструктивных, разрушающих воздействиях на киберпространство, информационно-коммуникативные технологии. Уровень и интенсивность этих воздействий с позиций обеспечения информационной безопасности имеют определенные пределы. Их превышение может вызвать частичные, существенные или необратимые негативные изменения. Если речь вести об информационной безопасности государства, то имеется в виду способность государства противостоять негативным, разрушительным воздействиям, направленным на ущемление ее национальных интересов. Она реализуется в конкретной деятельности государства и его институтов, что позволило ввести в научный оборот понятие «обеспечение информационной безопасности», характеризующее функционирование социальной системы, направленной на достижение стабильности.
Список литературы .
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 23077.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.