У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Проблема реконструкции Греции в политике правительства К. Караманлиса 1955-1963 зг
Количество страниц 205
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 23104.doc 
Содержание Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ...3

ИСТОЧНИКИ...8

ИСТОРИОГРАФИЯ...18

ГЛАВА 1. ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГРЕЦИИ в 1955-1963 гг.

1.1 Политическая ситуация в Греции в 1-й половине 1950-х гг. и приход к власти

К. Караманлиса...30

1.2 Парламентские выборы 1958 и 1961 гг. Смена политического курса правительства К. Караманлиса...45

1.3 Попытки реформирования политической системы. Отставка правительства

К. Караманлиса...69

ГЛАВА 2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ПРАВИТЕЛЬСТВА К. КАРАМАНЛИСА в 1955-1963 гг.

2.1 Финансовая и инвестиционная политика правительства К. Караманлиса...83

2.2 Государство как рычаг регулирования экономическим развитием...106

2.3 Итоги экономических преобразований правительства К. Караманлиса

и социальное развитие Греции в 1955 -1963 гг...127

ГЛАВА 3. КИПРСКИЙ ВОПРОС В ОБЩЕЙ СТРАТЕГИИ ПРАВИТЕЛЬСТВА К. КАРАМАНЛИСА в 1955-1963 гг.

3.1 Греция и Кипр в системе международных отношений после II мировой

войны...149

3.2 Кипрская политика правительства К. Караманлиса

Создание Республики Кипр...172

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...196

ПРИЛОЖЕНИЕ «Парламентские выборы в Греции (1946-1964 гг.)»...204

БИБЛИОГРАФИЯ...205



ВВЕДЕНИЕ

Период 1950-х — 1-й половины 1960-х гг., без преувеличения, стал переломным в современной истории Греции. Тогда разоренная войнами маленькая балканская страна, игравшая ключевую роль в стратегических планах ведущих мировых держав в регионе, не пожелала и далее оставаться в ряду стран третьего мира. Она заявила свои претензии на вступление в «клуб» развитых европейских государств, начав реализацию масштабного плана экономических преобразований.

В результате процесса реконструкции, поэтапно проводимого в Греции с начала 1950-х гг., в середине 1970-х гг. страна пришла к феномену так называемого «экономического чуда», а в 1981 г. стала полноправным членом Европейского Экономического Сообщества.

Свой вклад в этот процесс в той или иной степени внесли все послевоенные греческие правительства. Однако остается непонятным, каким образом за четверть века, которые характеризовались частой сменой кабинетов, общей внутриполитической нестабильностью, на которые пришелся период военной диктатуры, Греции удалось превратиться из беднейшей страны Европы в государство, получившее право вести равноправный диалог с европейской «элитой»?

При рассмотрении послевоенной истории Греции, отличительной особенностью которой стала политическая чехарда и перманентный экономический кризис, бесспорно, представляет интерес период деятельности правительства К. Караманлиса (1955-1963), первого после долгих лет войны стабильного правительства, пробывшего у власти почти восемь лет. Это был достаточно долгий срок для Греции, и возникает закономерное предположение о том, что именно этому правительству удалось сдвинуть с мертвой точки решение проблемы по выводу страны из кризиса.

Характерной чертой греческой политики является та роль, которую играет в ней личность харизматического толка. В современной истории Греции (с момента обретения независимости) можно назвать трех политиков подобного рода. С их именами связывают наиболее радикальные перемены как в экономике, так и в общественно-политической жизни страны: Иоаннис Каподистрия, Элефтериос Венизелос и Константинос Караманлис. Однако если И. Каподистрия считается национальным героем, а Э. Венизелос — крупнейшим либеральным политиком, то отношение к К. Караманлису в Греции не однозначно. Одни связывают с его именем жесткий курс, направленный на вытеснение левых сил из общественно-политической жизни Греции, и не могут «простить» ему Кипра. Другие полагают, что именно К. Караманлису, с долгой политической карьерой которого связана практически вся современная история Греции,

4 страна обязана своим нынешним положением благополучного европейского государства,

указывая на то, что именно его экономический курс создал необходимые условия для будущей интеграции Греции в европейский мир.

В зарубежной историографии существуют полярные оценки правительства К. Караманлиса: от провозвестника «экономического чуда» до недемократического (и даже фашистского) режима. Видится, что подобные расхождения являются следствием того, что при рассмотрении деятельности кабинета в имеющихся на данный момент работах фактически не был использован комплексный подход к пониманию сущности курса. Изучение же отдельных сюжетов (общественно-политического развития Греции, кипрского урегулирования или экономических преобразований) вне общего контекста событий неизбежно ведет к необъективным выводам в силу весьма сложной конъюнктуры, в рамках которой проводил свою политику кабинет К. Караманлиса.

Константинос Караманлис родился в 1907 г. в городе Проти на севере Греции (Македония) в семье сельского учителя. Получив юридическое образование и закончив службу в армии, с 1934 г. он начал юридическую практику на родине, а затем перебрался в Афины.

В 1935 г. К. Караманлис был избран в парламент от Народной партии, которая на тот момент являлась наиболее влиятельной консервативной силой, и оказался одним из самых молодых представителей законодательного органа в Греции. В этом отношении К. Караманлис стал своего рода прецедентом для греческого политического мира — политиком, который не принадлежал к какому-либо клану, а сделал себя сам. Из никому не известного провинциального адвоката он достаточно быстро превратился в одного из самых ярких представителей «нового поколения» в политическом истэблишменте Греции.

Парламентская карьера К. Караманлиса была прервана в годы диктатуры Метаксаса (1936-1941 гг.). Он добровольно отошел от политики и продолжил адвокатскую практику. В 1941 г. он покинул Грецию и перебрался в Каир, вернувшись на родину только после освобождения Афин в 1944 г.

По итогам первых послевоенных выборов, состоявшихся в 1946 г., К. Караманлис снова стал депутатом греческого парламента от города Серрес (Македония). Кроме того, он принимал непосредственное участие в переговорном процессе по включению Греции в «план Маршалла», получив уникальную возможность изнутри ознакомиться со всеми «подводными камнями» иностранной экономической помощи.

С этого момента политическая карьера К. Караманлиса развивалась по нарастающей. К началу 1950-х гг. он накопил солидный опыт работы в правительстве, причем на самых «непопулярных» постах. С 1946 по 1952 гг. К. Караманлис занимал должности министра транспорта, социального обеспечения, обороны, коммунального

5 хозяйства. Особую известность будущему греческому премьеру принесла его

деятельность по решению проблемы беженцев (на посту министра социального обеспечения в правительстве Ф. Софулиса).

Результатом гражданской войны в Греции, которая началась в 1946 г. и продолжалась три года, стали сотни тысяч беженцев, которые устремились в города, спасаясь от военных действий, развернувшихся в сельской местности.1 На пике этого «исхода» осенью 1948 г. К. Караманлис внес в правительство предложение о разработке специальной программы, которая предусматривала решение проблемы безработицы и жилья для беженцев. Для этого предполагалось координировать усилия всех министерств и органов, так или иначе связанных с проблемой (министерства здравоохранения, социального обеспечения и пр.).2

Понимая, что только временное трудоустройство огромного количества людей и массовое строительство дешевого («социального») жилья не станет кардинальным решением проблемы, К. Караманлис предложил создать по всей стране 6-7 специальных «центров безопасности», которые координировали бы деятельность оборонительных отрядов в каждой отдельно взятой деревне. По его замыслу подобные меры помогли бы, во-первых, воспрепятствовать оттоку сельского населения, во-вторых, создать ядро сопротивления коммунистам.3

План был принят правительством и полностью себя оправдал. В то время как американская экономическая миссия прогнозировала пятилетний срок для ликвидации последствий хаоса, который принесла с собой гражданская война, понадобилось всего шесть месяцев для того, чтобы вернуть основную массу беженцев в свои дома'4

На посту министра общественных работ в правительстве А. Папагоса К. Караманлис развернул масштабную деятельность в рамках разработанных им программ по повышению плодородности посевных площадей, восстановлению и модернизации дорожной инфраструктуры и городского транспорта в двух крупнейших греческих городах - Афинах и Салониках.

На первый взгляд, перечисленные мероприятия вряд ли могут служить свидетельством особых достижений, однако реализация всех указанных мероприятий была бы невозможна в условиях разрухи из-за отсутствия средств. К. Караманлис же ловко «вписал» необходимые, но требовавшие существенных инвестиций, меры в план

1 Общее количество беженцев насчитывало около 700 тыс. человек, что составляло приблизительно 10% от общего числа населения Греции /Koavoxavrivoi; КарацосуХт^ Apxeio. Feyovora кои Kei^eva. Ет. I, q.53/.

2 Kcovaravrtvoi; КарацауХг|<;. ApxEfo. Feyovora кои Kei(ieva. Ет. I, q. 43-71

3 Koovaxavrtvo? KapanavXf|q. Apxeio, ото {5ю

4 Kcavaravrivou E. / Kcovoravtivoi; KapauavXf|<;: jua цеу&кт] eupoomxiKfi uopq>f|/ AGfjva: Ynoupyefo 1991; <;.53.
правительства А. Папагоса по реконструкции экономики страны. Финансирование практически полностью осуществлялось из фондов американской помощи, и, следуя мнению экспертов из американской экономической миссии, львиная доля средств направлялась в финансовую сферу (в основном на покрытие дефицита государственного бюджета) и на укрепление военного потенциала. Тем не менее, на посту министра общественных работ и коммуникаций К. Караманлису удалось добиться того, чтобы часть средств была направлена в те области хозяйства, где ситуация складывалась наиболее критически.

Предложенные им меры включали в себя восстановление и строительство автомобильных и шоссейных дорог, создание развитой системы водоснабжения и канализации, электрификацию сельских районов, мероприятия по восстановлению и повышению плодородности обрабатываемых земель, модернизацию старых и строительство новых портов, программу по развитию туризма и пр.6

Однако реализация этих проектов была приостановлена в связи с провалом курса по реформированию экономики Греции, проводимого правительством фельдмаршала А. Папагоса.

После назначения в 1955 г. на пост премьер-министра Греции К. Караманлис поставил перед своим правительством задачу продолжить процесс преобразований и разработал программу поэтапной реконструкции экономики, сделав акцент на сферу финансов и промышленности. Конечной целью греческого премьера являлось создание необходимых условий для постепенной интеграции Греции в развитое европейское: сообщество — не только для обеспечения гарантий стабильного экономического развития, но и в качестве противовеса американскому влиянию в стране.

В греческих условиях того времени задача казалась неосуществимой: полностью зависимая от иностранных средств, занимавшая важное место в политике мировых гегемонов, Греция не имела практически никаких шансов избежать перспективы стать стратегическим придатком одной из «великих держав». Аморфная и нестабильная политическая среда, коррупция и воровство, потеря доверия населения к руководству страны делали какие-либо преобразования малоэффективными. Греции требовался политик, способный не только начать процесс, но и обеспечить его стабильное развитие в будущем, политик, который сумел бы сконцентрировать власть в своих руках и рационально воспользоваться ею.

5 Пост министра коммуникаций К. Караманлис занял в 1954 г.

6 КсжштКчх; KapanctvW|<;. Apxeto. Геуоубта кш Kct^ieva. Ет. I, с,. 153-259
Политическая карьера К. Караманлиса продолжалась в течение последующих сорока лет. Он дважды занимал пост премьер-министра (1955-1963, 1974-1980 гг.) и президента Греции (1980-1985, 1990-1995 гг.), приняв непосредственное участие в превращении своей страны в благополучное европейское государство.

К. Караманлису удалось создать собственную партию, которая в настоящее время является центром притяжения консервативных сил в Греции и одной из двух ведущих политических сил в стране. Прошедшие недавно в Греции парламентские выборы окончились победой консерваторов - партией «Новая Демократия» во главе с племянником Константиноса Карманлиса, Костасом Караманлисом. Впервые за последние 25 лет консервативные силы победили своих оппонентов - социалистов во главе с партией ПАСОК, получив 165 мест в греческом парламенте (столько же получила партия К. Караманлиса на первых выборах в 1956 г.).

Основной целью диссертации является изучение на основании материалов, впервые введенных в научный оборот, деятельности правительства К. Караманлиса в связи с решением задач по реконструкции, стоявших перед Грецией после П-й мировой войны, в контексте общей внутри- и внешнеполитической ситуации.

Для достижения этой цели предполагается решить следующие задачи:

• Проанализировать внутриполитический курс греческого правительства в исследуемый период.

• Исследовать экономические преобразования правительства К. Караманлиса в 1955-1963 гг. Этой проблеме предполагается уделить основное внимание, поскольку именно она являлась ключевой в политике кабинета К. Караманлиса.

• Изучить кипрскую политику К. Караманлиса на фоне общей стратегии его преобразований в 1955-1963 гг. Обращение к кипрскому вопросу неслучайно - период пребывания К. Караманлиса на посту главы греческого правительства совпал с эскалацией кипрского конфликта. Проблема урегулирования на Кипре воспринималась греческим обществом как проблема национального масштаба и оказывала непосредственное воздействие на развитие внутриполитических событий в Греции.

Основные цели и задачи, сформулированные в диссертации, обусловили выбор соответствующего теоретико-методологического подхода для их решения. Методологической основой исследования служит принцип историзма, предполагающий, что любое явление требует рассмотрения в контексте конкретных обстоятельств и особенностей исторической эпохи во всей полноте и развитии. Ключевыми подходами к исследованию являются комплексное видение исторического процесса, признание его конкретного многообразия, неразрывная связь производственных и социальных явлений.

Работа основывается на сравнительно-историческом анализе разнообразных видов источников. Изложение материала построено в соответствии с проблемно-хронологическим принципом.

источники

Источниковая база данной работы достаточно разнообразна. Уже само название темы предполагает использование документов по широкому кругу вопросов, освещающих различные стороны жизни Греции с середины 1950-х по середину 1960-х гг.

Ключевым источником для данного исследования послужил Архив Константина Караманлиса.7 Это фундаментальная 12-томная публикация, подготовленная Фондом К. Караманлиса под редакцией его директора, профессора Афинского университета госп. К. Зволопулоса. Она содержит масштабный массив документов различного типа и позволяет ознакомиться с широким кругом материалов, охватывающих практически всю политическую биографию К. Караманлиса (с 1946 по 1995 гг.). Эти материалы дают возможность исследовать как проблемы внутренней, так и внешней политики К. Караманлиса в период первого (1955-1963) и второго срока его пребывания на посту премьер-министра страны (1974-1980), а также в качестве президента страны (1980-1985, 1990-1995). Издание, материалы которого впервые используются в отечественной историографии, выстроено в соответствии с хронологическим принципом.

Немаловажную роль в изучении исследуемой темы сыграли документы Архива Внешней Политики Российской Федерации (АВП РФ) за 1954-1963 гг., многие из которых впервые были введены в научный оборот.8 Это донесения сотрудников советского посольства в Греции, Турции и на Кипре, газетные досье, стенограммы бесед сотрудников дипломатической миссии СССР с представителями общественности, бизнеса, политического мира указанных стран.

Использование документов обоих архивов позволило получить материал для освещения практически всех затрагиваемых в исследовании вопросов (социально-экономического, внутри- и внешнеполитического характера). Кроме того, их сопоставление дало возможность максимально широко применить сравнительньш метод в отношении некоторых «спорных» моментов. Подробнее материалы архивов будут проанализированы ниже.

7 KcovstccvtUvck; KapauavXf|i;. Apxelo. Teyovdra кш Kei^eva. AGi'iva, 1992-1996.

8 Фонд 84, Фонд 084 (Референтура по Греции за 1955-1964 гг.), Фонд 167 (Посольство СССР в Греции, материалы за 1955-1965 гг.), Фонд 604 (Референтура по Кипру), Фонд 608 (Посольство СССР на Кипре).

Материалы Фонда 084, 604 и 608 используются впервые. Некоторые из них были рассекречены совсем недавно.

9 В работе был использован объемный статистический материал, в частности, такие

официальные издания, как «Статистический ежегодник», «Ежемесячный статистический бюллетень»,10 «Ежемесячный бюллетень внешнеторговой статистики»,11 отчеты Национального Банка Греции,12 «Экономический курьер» и пр.13 Часть статистических материалов была привлечена из Архива К. Караманлиса.14

Следует отметить, что репрезентативность греческой статистики не всегда удовлетворительна - как из-за слабой организации национальной статистической службы,15 так и в силу «политической» составляющей. В последнем случае, к примеру, вызывают некоторые сомнения данные, касающиеся финансовой сферы - в частности, официальная «характеристика» расходов. Так, существенную часть государственных расходов в исследуемый период (в рамках сложившейся послевоенной практики) представляли расходы на военные нужды. В статистике они зачастую фигурируют как «расходы на инвестиции». Нередко это можно объяснить спецификой договоров Греции с другими странами.

Так, соглашения с Западной Германией, заключенные во П-й половине 1950-х гг., предусматривали сотрудничество в промышленной и военной сферах. Ситуация часто складывалась таким образом, что средства, проходящие по подобным договорам, можно было отнести как к одной, так и к другой сфере. Однако, учитывая факт постоянных дискуссий во власти и обществе о необходимости снижения военных расходов, статистика, по возможности, использовала определение «расходы на инвестиции» (чит. промышленные), избегая любого упоминания о «военной составляющей».

Тщательной проверки, в свою очередь, требуют и материалы АВП РФ. С точки зрения социально-экономической проблематики они содержат не только бюллетени экономической информации по Греции (освещающие ежедневное развитие событий в

9 Етаткгакп, ететп,рц хг\<; ЕХМ5о<^ 1956-1964/ A8f|va, 1957-1965. Этот источник был использован как в печатном варианте, так и через электронную библиотеку Кембриджского университета (см. University of Cambridge, Faculty of Economics, Marshall Library of Economics (/http://www.econ.cam.ac.uk/marshlib/journals)

10 MTjvaiov StaxvoxiKdv Aekxiav/ Monthly Statistical Bulletin/ Aefjva, 1955-1964 (lav- Map.)

11 Mnvatov Aekxiov 2/гаткткп.(; Е^ютерисой Eujiopiov/ Monthly Bulletin of External Trade Statistics/ A0f|va, 1956-1959/

12 "H EUmnKfj oiKovouto. EQvvid\ тралена тп,»; EUaSog. 1957-1963/ AGnva, 1959-1964

13 Указанные материалы были использованы как в рамках Архива К. Караманлиса, так и отдельными публикациями.

Кроме того, были привлечены и другие греческие периодические издания экономической направленности: например, /Н oikovouikt| яоре(а ИИ икономики пория/ (за 1964-1966 гг.), И vea oucovouia /Инэа жономия/ (за 1957-1958 гг.).

14 В частности, материалы Национальной статистической службы, отчеты Банка Греции и других финансовых структур, специальных организаций, курирующих инвестиционный процесс в экономике Греции (Организации по кредитованию развития экономики, Организации промышленного развития) и пр.

1 Нередкой была практика, когда данные в статистических отчетах, подготовленных на местах, завышались и в таком виде направлялись в Афины.

10 социально-экономической сфере страны), но и различные аналитические справки

сотрудников советского посольства.

В последнем случае приходилось чрезвычайно осторожно подходить к использованию материала, не всегда полагаясь на объективность подхода к подбору материала и выводов составителей. Так, для освещения вопроса о реакции общественности на политику кабинета К. Караманлиса (например, забастовочного движения различных слоев греческого общества), характеристики образа жизни в той или иной части Греции специалистами советского посольства в качестве источника в основном использовалась оппозиционная правительству К. Караманлиса пресса.

Таким образом, материалы АВП РФ и Архива К. Караманлиса в некоторых случаях представляют полярные мнения и поэтому требуют сопоставления с зарубежными источниками. С точки зрения статистики сравнительный анализ проводился с помощью материалов Организации Объединенных Наций, Государственного Департамента США, Организации Европейского Экономического Сотрудничества, статистической службы Европейского Экономического Сообщества и других международных организаций. Это, прежде всего, ежегодные статистические отчеты о социально-экономической ситуации практически во всех странах мира. Они представлены «Статистическим ежегодником Организации Объединенных Наций»17 за 1955-1964 гг., «Обозрением Организации Объединенных Наций»18 (за те же годы), «Мировым экономическим обозрением»19 (за 1960-1962 и 1964 гг.), изданными в Нью-Йорке.

Помимо численных показателей, некоторые из указанных документов содержат анализ текущей ситуации в экономике ряда стран, подготовленный экспертами указанных организаций. В частности, на подобном анализе выстроено «Мировое экономическое обозрение ООН». Он дается применительно к трем типам стран: развитым государствам Западной Европы и Северной Америки, странам социалистического блока и развивающимся странам. В последнем случае нередко в качестве примеров приводились Греция и Аргентина.20

Из европейской статистики были использованы «Экономическое обозрение Европы» (за 1955-1959 гг.),21 опубликованное в Женеве, «Экономические условия в

16 В то время, как в Архиве К. Караманлиса материалы прессы представлены в максимально полном объеме: от основных греческих печатных изданий практически всех политических направлений, до международной печати.

17 United Nations. Department for Economic and Social Information and Policy Analysis. Statistical Division. Statistical Yearbook, 1955-1963, New York, 1956-1964

18 United Nations Review (1956-1963)/New York, 1957-1964

19 World Economic Survey/ by the United Nations/ (1960-1962, 1964)/ New York, 1961-1963

20 В частности, издание за 1963 г. содержит специальный анализ роли развивающихся стран в мировой торговле, а выпуск за 1964 г. посвящен планам развития, разработанным в развивающихся странах.

21 Economic Survey of Europe/ 1955-1963/ Geneva, 1956-1964
Греции» (за 1956-1961 гг.) и «Экономическое обозрение Греции» (за 1960-1964 гг.), подготовленные Организацией Европейского Экономического Сотрудничества и изданные в Париже.22 Отдельные обзоры ОЕЭС дают не только общую картину событий, но и прогнозы экспертов на предстоящий год. Кроме того, были привлечены данные статистической службы ЕЭС.

В связи с социально-экономической проблематикой, затронутой в данном исследовании, следует особо отметить сводную публикацию различных статистических материалов, подготовленную американским экономистом греческого происхождения Р. Кандилисом («Экономика Греции. 1944-1966»),24 которую автор также привлек в качестве источника. Это издание, включающее в себя материалы архивов крупнейших греческих банков, министерств и ведомств, отвечавших за различные отрасли хозяйства страны, позволяет детально проанализировать экономическое развитие Греции в 1944-1966 гг. Особенно полезной видится подборка документов, посвященная процедуре разработке 1-го пятилетнего плана экономического развития на 1960-1964 гг.

Существенную помощь в работе над исследуемой темой оказали материалы прессы, которые, наравне с двумя упомянутыми архивами, стали основным источником для освещения практически всех сторон жизни Греции И-й половины 1950-х — 1-й половины 1960-х гг. Это, прежде всего, касается греческой периодики различной политической направленности. Автор попытался привлечь как можно больше изданий и, сопоставляя их между собой, восстановить максимально достоверную картину происходящих событий. Среди основных использованных материалов следует отметить следующие издания: То Вгща (Вима)25 То АкролоХ.^ (Акрополис), И KaOrmepivq (Катимерини)26, И fipa (Opa), И Bpa5ivf| (Врадини), Ъ. Auyf| (Авги)27 И EkeoBepia (Элефтерия), Та vea {Та нэа).

Эти издания, которые являются центральными в греческой прессе, использовались за весь восьмилетний период пребывания у власти К. Караманлиса. С учетом того, что в фондах российских библиотек греческая периодика представлена в ограниченном объеме, существенным дополнением стали газетные досье АВП РФ.

22 Economic Conditions in Greece/ by OEEC (1956-1961)/ Paris, 1957-1962

Economic Surveys by OEEC: Economic Survey of Greece. 1960-1964/ Paris, 1961-1965 {часть материалов была взята из электронного архива ОЕЕС (ныне OECD): www.oecd.com).

23 Statistical Office of the European Communities/ Basic Statistics of the Community, 1964/ Brussels, 1964

24 Candilis, Wray O./The Economy of Greece, 1944-66. New York: Praeger, 1968.

25 Официальный печатный орган центристов.

26 Издания, близкие к правительству.

27 Официальный печатный орган партии «Единая Демократическая Левая». Из близких к ее позициям изданий были использованы отдельные выпуски То Аахкд Bf|ua /То Лайко Вгша /(1955-1959 гг.), Oi

12 Следует особо отметить подборку материалов СМИ (печатных изданий и радио)

Архива К. Караманлиса. Это широкий круг греческих и зарубежных (британских, американских, французских, германских, турецких, советских) источников различных общественно-политических направлений.

Из материалов зарубежной прессы стоит подробнее остановиться на англоязычной периодике. Прежде всего, она представлена двумя авторитетными американскими журналами - Foreign Affairs, International Affairs (за 1955-1963 гт.) и филадельфийским изданием The Commercial and Financial Chronicle. Из них были использованы несколько статей, посвященных в основном проблеме американской помощи Греции. В частности, The Commercial and Financial Chronicle в своих выпусках за 1956-1962 гг. регулярно отслеживал развитие экономических отношений США с европейскими странами.

Ценность этих материалов заключается в том, что в основном они готовились специалистами, близкими к Государственному Департаменту США или являвшимися сотрудниками американского внешнеполитического ведомства, излагая, таким образом, как официальную его позицию, так и альтернативную ей по вопросам отношений с третьими странами.

Из британских журналов был использован влиятельный еженедельник The Economist. В частности, в его разделе «Мировое экономическое обозрение» на протяжении 1956-1958 гг. постоянно отслеживалось развитие внутриполитической ситуации в Греции.

Все указанные издания в силу их достаточной репрезентативности были использованы в качестве источников по кипрской проблематике. Начиная с 1955 г., они не только осуществляли постоянный мониторинг развития событий на Кипре, но и публиковали тексты ключевых проектов и соглашений по процессу урегулирования.29

Из ежедневных англоязычных изданий были использованы британские The Daily Telegraph, The Times, американские The New York Times, The Washington Post, The Financial Times.

Немало внимания Греции уделяла французская газета Le Monde, которой К. Караманлис дал два своих единственных интервью после отставки в июне 1963 г. В них

28 Например, в статье под названием «Позитивный подход к экономической помощи» (A positive approach to economic aid/ Foreign Affairs, #3, 1961, P. P. 444-458) автор ставит вопрос о целесообразности подобной помощи, с одной стороны, для США, с другой - для стран, которым она оказывалась. Он приходит к выводу о преобладании в процессе стратегических интересов США. Весьма показательно его заявление о том, что даже после официального прекращения помощи в рамках «плана Маршалла» она нашла иное воплощение — в виде займов и кредитов развивающимся странам, расположенным в стратегических для США районах мира. Причем эти средства использовались, главным образом, на военные цели и покрытие дефицита бюджета.

29 Например, International Affairs в №2 за 1959 г. опубликовал доклад губернатора Кипра Дж. Хардинга о стратегической роли Кипра во внешней политике Великобритании (The Cyprus Question in relation with the Middle East)

13 он изложил свой взгляд на прошедшие события и перспективы развития Греции в

будущем (представив, таким образом, свою программу).

Для работы с кипрской проблематикой автор привлек периодику обеих общин30 -греческой и турецкой. Греко-кипрские материалы представлены изданиями И EOvupxux (Этнархия),31 ФЛеШберо; (Филэлефтерос), Cyprus Mail и Cyprus Bulletin. Для освещения позиции турецкой стороны были привлечены турко-кипрские газеты Volkan Gazetesi, Halkin Sesi. Кроме того, были также использованы турецкие издания Jumhurriet,, Turkish Official Gazette (официальное издание турецкого правительства) и сообщения Анатолийского агентства новостей (Anatolian News Agency).

Помимо прессы, для освещения проблемы Кипра были привлечены официальные материалы. Прежде всего, это документы международных встреч, в рамках которых мировое сообщество, уже будучи вовлеченным в конфликт, пыталось найти выход из кризиса: материалы заседаний Генеральной Ассамблеи ООН,32 трехсторонней конференции в Лондоне в сентябре 1955 г.33 и заседаний в Лондоне и Цюрихе, предваривших заключение соглашений 1959 г., материалов НАТОвских конференций34 и пр.

Участие международного сообщества в урегулировании превосходно освещает электронный архив Государственного Департамента США.35 Он предназначен специально для исследователей, которые занимаются проблемами, так или иначе соприкасающимися с различными аспектами внешней политики США. Классификация документов архива производится в соответствии с хронологическим принципом и охватывает периоды, пребывания у власти того или иного президента США.36

30 Для освещения британской позиции была использована периодика, упомянутая выше.

31 Официальный печатный орган греко-кипрской православной церкви.

32 United Nations. General Assembly. Political Committee. Session s 9*" 13* / 1954-1958

33 Great Britain, The Tripartite Conference on Eastern Mediterranean and Cyprus, Cmd. 9594, H. M. Stationery Office, December, 1956

34 North Atlantic Treaty Organization. NATO Handbook. Brussels: NATO Office of Information and Press, 1957-1959

35 US Department of State, Foreign Relations Series, Office of the Historian - постоянный электронный архив Государственного Департамента США по материалам до 20.01.200 Г (http://www.state.gov/www/about_state/history/frusonline.html/).
Section 14: Foot Proposals Section 15: Macmillan Proposals Section 16: Efforts to Convene a NATO Conference Section 17: Discussions at the UN; Final Settlement of Cyprus

14 Помимо архива Госдепартамента, были использованы материалы Национальной

Архивной службы США (NARA)37 - в частности, дебаты в американском Конгрессе по вопросу о взаимоотношениях с Грецией, Турцией и Кипром.

Архив Госдепартамента — с точки зрения кипрского вопроса - неплохо дополняет электронный архив Европейского Союза.38 К сожалению, его электронная версия не настолько полно, как американский аналог, воспроизводит материалы основного архива ЕС, расположенного во Флоренции. Тем не менее, с его помощью были получены документы по Кипру, а также материалы, связанные с проблемой вступления Греции в «Общий рынок» - от базовых соглашений39 до рутинного мониторинга динамики экономического развития Греции.

Официальные документы по Кипру наиболее полно представлены в Архиве К. Караманлиса. Практически в каждом из томов издания имеется специальная глава, посвященная развитию кипрского вопроса. Подборка материалов достаточно обширна: это стенограммы парламентских дебатов, переписка членов греческого правительства по ходу процесса кипрского урегулирования (с представителями греков-киприотов, с британской администрацией на Кипре и пр.), тексты коммюнике по итогам переговоров и пр.

Достаточно объемны и материалы британской стороны. Они варьируются от стенограмм парламентских дебатов в Палате Общин,41 документов Министерства по делам колоний и докладов британской администрации на Кипре до отдельных заявлений и документов в связи с тем или иным вопросом. Следует особо отметить доклад. о роли Кипра в общей внешнеполитической стратегии Великобритании,44 а также специальную публикацию Министерства по делам колоний отрывков из захваченных британскими властями дневников лидера Национальной Организации Кипрских Борцов

Section 18: Constitution of Rep. of Cyprus Section 19: US Relations with Rep. of Cyprus

37 National Archives and Records Administration (NARA), Library Resources for Administrative History: Debates of Congress /www/nara/gov/, http://memory.loc.gov/ammem/amlaw/lwcr.html)

38 Historical Archives of the European Communities/ http://wwwarc.iue.it/

39 Например, The Treaty of Rome (1957) или афинский договор об ассоциации Греции с ЮС.

40 Report titled 'The management development programme in Greece, 1958-1959' /Creator: European Productivity Agency, Historical Archives of the European Communities.

41 G. B. Parliament. House of Commons. The Parliamentary debates/ Hansard. Off. Rep. Ser., London (выборочно за 1954-1958 гг.).

42 Great Britain/ Colonial Office/ Constitutional proposals for Cyprus/ Report submitted to the Secretary of State for the Colonies ... by Radcliffe/ Presented by the Sec. Of State for the Colonies to Parliament... Dec, 1956/ London, HMSO, 1956/;

Emergency Regulations in Cyprus/ Prep. By a member of the Council's Legal panel at the request of the Executive Committee/ London, S. A./National Council for Civil Liberties/ London, 1958

43 Cyprus. Annual Report for the years: 1946-1950, 1952-1956/ London, HMSO, 1947-1057; Cyprus. Annual Report for the years: 1948-1957/ Nicosia, 1949-1958

44 Great Britain, Defense Outline of the Future Policy, Cmd. 124, H. M. Stationery Office, April 1957

15 (ЕОКА) Г. Гриваса, вышедшую под названием «Терроризм на Кипре».45 Уже сам факт

того, что инициатором публикации выступил главный в кипрской политике Великобритании государственный орган, достаточно показателен. А если учесть подход к подбору материала (отрывки скомпилированы таким образом, чтобы создать максимально агрессивный и опасный образ ЕОКА и оправдать факт активного вовлечения в конфликт Турции), то можно получить представление о том, как британское правительство пыталось воздействовать на международное сообщество, отстаивая свою позицию в конфликте.

В связи с кипрским вопросом была также использована официальная переписка между губернатором Кипра Дж. Хардингом и архиепископом Макарием,46 материалы которой позволяют проанализировать проблему эскалации конфликта на острове и перерастания его из греко-британского в греко-турецкий.

Источниковая база для анализа кипрской проблемы была бы неполной без привлечения материалов обеих кипрских общин. В данном случае автор воспользовался материалами электронных архивов Центра изучения кипрского конфликта при Восточно-Средиземноморском Университете в Фамагусте (Кипр),47 специального интернет-сайта,, организованного при совместном сотрудничестве греко-кипрских и зарубежных исследовательских учреждений, в рамках деятельности которых изучается проблема Кипра.48

Особо следует отметить исследовательский интернет-сайт, созданный под, руководством турко-кипрского издания «Кибрис».49 Несмотря на то, что цели его авторов не вызывают сомнений (подход к отбору материала и его интерпретации явно свидетельствуют об их протурецкой позиции в конфликте), в распоряжение исследователей предоставлены, без преувеличения, уникальные материалы, позволяющие в деталях проследить историю кипрского вопроса и ознакомиться с документами, получить доступ к которым практически невозможно.

Вопрос о греко-турецких отношениях является достаточно сложным. В отечественной, ив греческой историографии превалирует мнение о том, что именно греческая сторона в основном становилась жертвой турок: как во времена Османской империи, так и в последующий период. Подобная позиция невольно была «перенесена» и в оценку кипрского конфликта. Тем не менее, несмотря на «непопулярность» темы,

4J Terrorism in Cyprus. The captured documents: translated extracts issued by authority of the Secretary of State for the Colonies /London, 1956.

46 Cyprus. Correspondence exchanged between the Governor and Archbishop Makarios/ London, 1956.
следует отметить, что, согласно свидетельствам не только турок, но и греков-киприотов, во время конфликта на острове нередко греческая сторона пыталась взять реванш, проводя антитурецкие акции, которые вряд ли можно назвать гуманными. Это касается, прежде всего, деятельности греко-кипрской боевой организации ЕОКА. Некоторые приведенные авторами «Кибриса» документы подтверждаются свидетельствами греческой стороны.

При исследовании кипрской проблемы с момента эскалации конфликта до середины 1960-х гг. автором были также привлечены и материалы более позднего периода -1964 г., когда на острове чудом был предотвращен масштабный вооруженный конфликт, и были введены международные миротворческие силы. С этого момента «участники» кипрской проблемы, которая так и не была решена, предпринимают первые попытки дать оценку событиям, произошедшим за предшествующий период.50

Отдельную группу источников представляют мемуары. Для анализа роли иностранного вмешательства в политику Греции на современном этапе ее истории были использованы мемуары британского премьер-министра У. Черчилля «Вторая мировая война» (в частности, 6-й том издания, «Триумф и трагедия»).51

Ценным источником для исследования кипрского конфликта стали мемуары лидера армии «греко-кипрского сопротивления» полковника Г. Гриваса.52

В связи с внешнеполитической проблематикой были использованы мемуары министра иностранных дел в правительстве К. Караманлиса Е. Аверова-Тосицы. Четверть века спустя после заключения Лондонско-Цюрихских соглашений 1959 г., положивших* начало существования Республики Кипр, он попытался представить истинную картину кипрского конфликта в контексте общей ситуации в Греции в тот период.53 На основе приведенных министром сведений становится понятным, каковы были истинные «ресурсы» для урегулирования кризиса, которыми мог воспользоваться К. Караманлис.

В мемуарах французского президента Ш. Де Голля54 образ К. Караманлиса представлен с позиции главы одной из ведущих западных стран. Оценка де Голля (несмотря на субъективность в силу личной симпатии генерала к греческому премьеру),

50 Например, исследование Министерства юстиции Кипра (в котором отстаивается позиция греков-киприотов) «Достоверное исследование и документы по нарушению прав человека на Кипре Турцией. Правда и факты». (Cyprus. Ministry of Justice/ An Authentic Study and Documentations of the Violations of the Human Rights in Cyprus by Turkey/. The Truth and the Facts/ Nicosia, 1975).

51 Churchill W. S., Triumph and Tragedy /vol. VI from the «The Second World War», Boston, 1948-1953/

// Boston, 1953/ P. 310. /русск. издание: У. Черчилль «Вторая мировая война» в 6-ти тт. томах/ Москва, 1954, 2003 гг7 (цитата дается в изложении самого У. Черчилля).
После кончины К. Караманлиса в апреле 1998 г. в Греции вышла целая серия воспоминаний коллег и друзей политика. В частности, в своих работах Е. Николудис («Константинос Караманлис: последний корифей»)55 и Т. Ламбрис («Караманлис — друг: три неизвестные истории об ушедшем лидере»)56 представляют как полную биографию К. Караманлиса, так и отдельные эпизоды из его политической карьеры.
Список литературы .
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 23104.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.