У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Псикофизиолоз ические характеристики подростков с различным уровнем локомоторной активности
Количество страниц 148
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 23161.doc 
Содержание Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ...5

ГЛАВА 1. МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ПЕРИОДА И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИХ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ И ТИПОВЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ...12

1.1. Морфофункциональные характеристики подростков и их индивидуально-типологические и региональные особенности...13

1.2. Психофизиологические характеристики подростков и оценка их индивидуально-типологических особенностей в условиях учебной деятельности...24

1.3. Индивидуально-типологические проявления привычной двигательной активности...44

ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ...52

ГЛАВА 3. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ ПРИВЫЧНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ПОДРОСТКОВ 12-16 ЛЕТ...61

3.1. Индивидуальные различия привычной двигательной активности у подростков мужского пола...61

3.2. Индивидуальные различия привычной двигательной активности у подростков женского пола...65

ГЛАВА 4. МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ ЛОКОМОТОРНОЙ АКТИВНОСТИ...69

4.1. Антропометрические показатели, оценка физического и полового развития мальчиков с различным уровнем ПДА...69

4.2. Антропометрические показатели, оценка физического и полового развития у девочек с различным уровнем ПДА...72

4.3. Показатели сердечно-сосудистой системы, физическая работоспособность и максимальное потребление кислорода у мальчиков с различным уровнем ПДА...74

4.4. Показатели сердечно-сосудистой системы, физическая работоспособность и максимальное потребление кислорода у девочек

с различным уровнем ПДА...77

ГЛАВА 5. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ ДВИГАТЕЛЬНОЙ

АКТИВНОСТИ...80

5.1. Особенности внимания и умственной работоспособности подростков с различным уровнем привычной двигательной

активности...80

5.1.1. Особенности внимания и умственной работоспособности у

мальчиков с различным уровнем привычной двигательной

активности...80

5.1.2. Особенности внимания и умственной работоспособности у девочек с различным уровнем привычной двигательной активности...83

5.2. Показатели экстраверсии, нейротизма и типы темперамента подростков с различным уровнем привычной двигательной активности...85

5.2.1. Показатели экстраверсии, нейротизма и типы темперамента у мальчиков...85

5.2.2. Показатели экстраверсии, нейротизма и типы темперамента у девочек...88

5.3. Показатели личностной и ситуативной тревожности подростков с различным уровнем привычной двигательной активности...90

5.3.1. Показатели личностной и ситуативной тревожности у мальчиков с различным уровнем привычной двигательной активности...90

5.3.2. Показатели личностной и ситуативной тревожности у девочек с различным уровнем привычной двигательной активности...93

5.4. Индивидуально-типологические особенности подростков с различным уровнем привычной двигательной активности...95

5.4.1. Индивидуально-типологические особенности мальчиков с различным уровнем привычной двигательной активности...95

5.4.2. Индивидуально-типологические особенности девочек с различным уровнем привычной двигательной активности...98

5.5. Виды, уровень и направленность агрессивности у подростков с различным уровнем привычной двигательной активности...101

5.5.1. Виды, уровень и направленность агрессивности у мальчиков с различным уровнем привычной двигательной активности...101

5.5.2. Виды, уровень и направленность агрессивности у девочек с различным уровнем привычной двигательной активности...105

ГЛАВА 6. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ ПРИВЫЧНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ ВЫДЕЛЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ТИПОВ КОНСТИТУЦИИ...110

6.1. Функциональные и психофизиологические характеристики мальчиков-подростков 13-16 лет с низкой, средней и высокой ПДА. Критерии разделения индивидуумов на функциональные типы конституции...ПО

6.2. Морфофункциональные и психофизиологические характеристики девочек-подростков 12-15 лет с низкой, средней и высокой ПДА. Критерии разделения индивидуумов на функциональные типы...114

ГЛАВА 7. ОБСУЖДЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ...118

ВЫВОДЫ...145

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ... 147

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...148

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

АДД - артериальное давление диастолическое

АДС - артериальное давление систолическое

ВПДА - высокая привычная двигательная активность

ДА - двигательная активность

ИА - индекс агрессивности

ИВ - индекс враждебности

ЛТ - личностная тревожность

МПОг - максимальное потребление кислорода

МРИ - массо-ростовой индекс

НПДА - низкая привычная двигательная активность

ОГК - окружность грудной клетки

ПД - пульсовое давление

ПДА - привычная двигательная активность

ПР - половое развитие

СПДА - средняя привычная двигательная активность

ССС - сердечно-сосудистая система

СТ - ситуативная тревожность

ФР - физическое развитие

ЧСС - частота сердечных сокращений

Введение



ВВЕДЕНИЕ

Нормальное развитие организма предопределено оптимальным

соотношением морфологических характеристик, сенсорных и двигательных реакций, особенностей вегетативной регуляции и психоэмоциональной сферы (А.В. Мазурин, И.М. Воронцов, 1999; СВ. Яхонтов и соавт., 2000). При этом этапность нервно-психического развития и иерархичность психических функций не только формируют общие психологические реакции детей и подростков, но и во многом определяют индивидуальный характер реагирования на неблагоприятные воздействия окружающей среды, поведение, а также уровень психического и соматического здоровья (Д.А. Фарбер и соавт., 1998; А.А. Баранов, Л.А. Щеплягина, 2000). Однако при наличии большого количества публикаций о закономерностях развития организма на различных этапах онтогенеза проблема формирования, сохранения и оценки индивидуального здоровья остается актуальной и в настоящее время (К.В. Судаков, 1998; Н.В. Дмитриева, О.С. Глазачев, 2000; Н.Н. Гребнева и соавт., 2001; П.Г. Койносов и соавт., 2001; А.П. Кузнецов и соавт., 2001).

Так, одной из ведущих физиологических составляющих организма является двигательная активность. Физическая активность - неотъемлемый и сложный компонент поведения человека (B.C. Роттенберг, В.В. Аршавский, 1984; Н.Р. Григорьев, 1997, 1998; B.C. Гурфинкель и соавт., 1998, 1999; Ю.В.Урываев, 2001). К настоящему времени установлены физиологические особенности лиц с высокой, средней и низкой привычной двигательной активностью, что позволило выделить функциональные типы и дать более полную оценку уровня резистентности организма к различным факторам окружающей среды (В.В. Колпаков и соавт., 1998, 1999, 2003). Вместе с тем, мы не встретили в литературе исследований по изучению психофизиологических особенностей подростков в зависимости от функциональных типов конституции.

Необходимость проведения настоящих исследований была определена наряду с разработкой фундаментальных аспектов достаточно значимой практической востребованностью.

Ускорение темпа современной жизни, социально-экономическая напряженность в обществе, урбанизация и научно-технический прогресс обусловливают увеличение числа стрессорных воздействий и рост психогенных и психосоматических расстройств (К.В. Судаков, 1996, 1998; Т.Ф. Скороходова, Е.Н. Макарова, 2000).

Все больше детей и подростков испытывают трудности в обучении. Особого внимания заслуживает факт ухудшения в последние годы нервно-психического здоровья подростков (С.Д. Поляков и соавт., 1999). Также отмечается у учащихся средних школ и лицеев достаточно высокий уровень тревожности, характерным проявлением которого является неустойчивость эмоциональной сферы (Е.И. Рогов, 1998).

Кроме того, в педагогической практике остро стоит проблема медлительных и подвижных подростков (М.В. Антропова и соавт., 1999), а также детей с гиперактивностью и дефицитом внимания (Н.Н. Заваденко и соавт., 2000; Е.Д. Белоусова и соавт., 2000; Н.В. Михайличенко, 2001; Е.В. Касатикова и соавт., 2001). Проявление агрессии в детских и учебных заведениях также является проблемой, которая все больше волнует учителей и родителей (Л.М. Семенюк, 1996; О.С. Васильева и соавт., 1997; М.В. Алфимова и соавт., 2000).

В связи с этим актуальность обозначенного нами направления тесно связана с необходимостью определения новых методических подходов к решению проблемы оценки, формированию и сохранению индивидуального здоровья подростков. Выделение показателей, которые могут быть психофизиологическими критериями подростков с низкой, средней и высокой двигательной активностью дает возможность более направленно проводить оценку их психоэмоционального состояния, использовать индивидуальный подход для установления уровня ежедневной физической

активности, совместимой с оптимальным состоянием здоровья, а также получить научно обоснованные характеристики функциональных возможностей школьников для усвоения учебной программы.

Цель работы. Исследовать морфофункциональные и психофизиологические особенности подростков мужского и женского пола с низкой, средней, высокой локомоторной активностью и выделить психофизиологические показатели, характерные для каждого функционального типа.

Задачи исследования:

1. Изучить индивидуальные различия привычной двигательной активности подростков мужского и женского пола в условиях организованного коллектива на протяжении суточного и недельного циклов.

2. Провести сравнительное антропометрическое обследование, оценить физическое, половое развитие и установить индивидуально-типологические особенности показателей сердечно-сосудистой системы и физической работоспособности подростков с различным уровнем привычной двигательной активности (ПДА).

3. Определить типологические особенности по уровню нейротизма, экстраверсии, устойчивости концентрации внимания, умственной работоспособности и изучить личностную и ситуативную тревожность, уровень и направленность агрессивности у подростков с различным уровнем ПДА.

4. Дать оценку индивидуально-типологическим свойствам подростков с различным уровнем ПДА и установить ведущие тенденции и базисные показатели личности.

5. Определить критерии разделения индивидуумов на группы с высокой, средней и низкой ПДА. На основе полученных данных составить

"психофизиологический портрет" различных функциональных типов подростков.

Научная новизна

Использование комплексного подхода с оценкой у подростков двигательной активности, физического развития, морфофункциональных и психофизиологических характеристик позволило выделить индивидуально-типологические особенности лиц с низкой (I группа), средней (II группа) и высокой (III группа) привычной двигательной активностью и дать концептуальное научное обоснование физиологической индивидуальности (функциональных типов конституции - ФТК), основанной на разнообразии и специфических особенностях каждой группы обследованных. Наиболее характерные различия были установлены у крайних типов (I и III ФТК).

По сравнению с подростками III (ВПДА) группы у лиц с низким уровнем двигательной активности отмечались ниже среднего физическая работоспособность, средний уровень (третья градация) концентрации внимания и умственной работоспособности, высокий уровень личностной и ситуативной тревожности, средний уровень агрессивности с преобладанием аутоагрессивной формы ее проявления, более высокий уровень враждебности и чувства вины, а также характерные индивидуально-типологические особенности с умеренно выраженными акцентуированными базисными свойствами личности - ригидностью, интраверсией и сензитивностью.

По сравнению с лицами I группы для лиц с высоким уровнем привычной двигательной активности (III группа) были характерны экономичность функционирования сердечно-сосудистой системы, выше среднего физическая работоспособность, высокая (третья градация) концентрация внимания и умственная работоспособность, умеренные (верхняя граница) показатели личностной и ситуативной тревожности, более выраженные показатели агрессивности с преобладанием гетероагрессивной формы ее проявления, а также характерные индивидуально-типологические

особенности с умеренно выраженными акцентуированными базисными свойствами личности - экстраверсии, спонтанности и лабильности.

Установление психофизиологических особенностей лиц с высокой, средней и низкой двигательной активностью определяет индивидуально-типологическое разнообразие физиологического статуса подростков (функциональные типы конституции) и дает возможность дальнейшей разработки фундаментальной базы для установления уровня необходимой ежедневной физической активности и развитие функциональных возможностей организма, совместимых с нормальной жизнедеятельностью и оптимальным состоянием здоровья.

Научно-практическая значимость

Диссертационная работа выполнена в соответствии с планом научно-исследовательских работ Тюменской государственной медицинской академии и является фрагментом комплексной темы «Системные механизмы рецепции, компенсации и восстановления функций при индивидуальных различиях потребности в движениях, состоянии напряжения (интенсивная производственная деятельность в условиях Крайнего Севера) и клинико-экспериментальных исследованиях» и «Медико-биологические проблемы здоровья населения Тюменской области» раздел 1 «Охрана здоровья детей, подростков и студентов» (№ гос. регистрации 01990008256, шифр 214-25).

В результате проведенных исследований с учетом установления функционального типа конституции стало возможным определение уровня ежедневной физической активности, направленной на профилактику и снижение ситуативной и личностной тревожности, агрессивности, повышение умственной работоспособности. На основе полученной информации возможна разработка оптимальных индивидуальных дополнительных режимов двигательной активности для повышения общего уровня физического развития школьников и лучшего усвоения школьных программ.

10

Полученные материалы исследования используются в преподавании на кафедрах нормальной физиологии, лечебной физкультуры и врачебного контроля ГОУ ВПО ТюмГМА, кафедре физиологии и анатомии человека и животных ГОУ ВПО ТГУ, а также внедрены в учебный процесс МОУ СОШ № 7, № 43 г.Тюмени.

Положения выносимые на защиту

1. Подростки (12-16 лет) с различным уровнем привычной двигательной активности имеют характерные психофизиологические особенности и относятся к различным функциональным типам.

2. Для подростков с высокой двигательной активностью (III группа) характерны высокая (третья градация) концентрация внимания и умственная работоспособность, умеренные показатели нейротизма, личностной и ситуативной тревожности, более выраженная агрессивность с преобладанием гетероагрессивной формы ее проявления, а также характерные индивидуально-типологические особенности с умеренно выраженными акцентуированными базисными свойствами личности - экстраверсии, спонтанности и лабильности.

3. По сравнению с подростками III (ВПДА) группы у лиц с низким уровнем двигательной активности отмечались средний уровень (третья градация) концентрации внимания и умственной работоспособности, высокий уровень нейротизма, личностной и ситуативной тревожности, средний уровень агрессивности с преобладанием аутоагрессивной формы ее проявления, более высокий уровень враждебности и чувства вины, а также характерные индивидуально-типологические особенности с умеренно выраженными акцентуированными базисными свойствами личности - ригидностью, интраверсией и сензитивностью

Апробация работы. Материалы и основные положения диссертации доложены и обсуждены на Международных симпозиумах «Медицина и

11

охрана здоровья 2001, 2002, 2003» (Тюмень, 2001, 2002, 2003), на IV съезде физиологов Сибири (Новосибирск, 2002), на Международном симпозиуме "Эколого-физиологические проблемы адаптации" (Москва, 2003), на втором Международном симпозиуме "Проблемы ритмов в естествознании" (Москва, 2004).

Публикации. По теме диссертации опубликовано 11 работ.

Структура и объем диссертации. Диссертация изложена на 180 страницах машинописного текста, состоит из введения, обзора литературы, материалов и методов исследования, собственных исследований, обсуждения результатов, выводов, практических рекомендаций и списка литературы, включающего 310 источников (отечественных - 254 и иностранных - 56). Работа иллюстрирована 32 таблицами и 18 рисунками.

Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 23161.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.