У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Психофизиологические основы формирования навыка чтения
Количество страниц 278
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 23163.doc 
Содержание Содержание
СОДЕРЖАНИЕ

стр.

Список сокращений и условных обозначений 4

ВВЕДЕНИЕ 5 Глава 1. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ

ФОРМИРОВАНИЯ И НАРУШЕНИЯ НАВЫКА ЧТЕНИЯ. 14

1.1. Становление мозговой организации познавательной деятельности и формирования навыка чтения. 14

1.2. Нарушения психофизиологических и нейрофизиологических механизмов познавательных функций у детей с трудностями чтения. 36 Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. 59 Глава 3. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ И ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ЧТЕНИЯ У ДЕТЕЙ 7-8 ЛЕТ. 75

3.1. Психофизиологические корреляты становления навыка 75 чтения у первоклассников.

3.2. Наследственная предрасположенность и особенности раннего развития как факторы риска возникновения трудностей

чтения. 92

»

3.3. Сравнительный анализ развития познавательных функций у первоклассников с разной степенью сформированности навыка чтения. 125

3.4. Функциональная организация коры больших полушарий головного мозга у детей 7-8 лет с разным уровнем развития навыка чтения. Спектрально-корреляционный анализ. 144 Глава 4. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ 10-11 ЛЕТ И ИХ СВЯЗЬ С ДЛИТЕЛЬНОСТЬЮ ОБУЧЕНИЯ И УРОВНЕМ СФОРМИРОВАННОСТИ НАВЫКА ЧТЕНИЯ. 170

4.1. Психофизиологический статус школьников 10-11 лет, обучающихся в третьем и пятом классах. 170

4.2. Сравнительный анализ уровня развития познавательных функций у детей 10-11 лет с разной степенью сформированности навыка чтения. 178

4.3. Функциональная организация коры больших полушарий головного мозга у школьников 10-11 лет с разным уровнем развития навыка чтения. Спектрально-корреляционный анализ. 184

4.4. Возрастные особенности функциональной организации головного мозга в процессе чтения. Спектрально-корреляционный анализ. 200 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 222 ВЫВОДЫ 229 ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 231 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 232 ПРИЛОЖЕНИЯ 278

Введение



4 Список сокращений и условных обозначений:

БЭА — биоэлектрическая активность ВН — возрастной норматив ВПФ — высшие психические функции ЗВ — зрительное восприятие ЗПВ — зрительно-пространственное восприятие ЗРР - задержка речевого развития КЗП — кратковременная зрительная память Кузн - коэффициент зрительного узнавания КОГ - оценка функции когерентности КСП - кратковременная слуховая память МПВ - межполушарное взаимодействие ОСМ — относительная спектральная мощность ПЧШ — плохо читающие школьники СМ - спектральная мощность ЦНС - центральная нервная система ХЧШ — хорошо читающие школьники СЧТ - ситуация «чтение текста» ЭЭГ - электроэнцефалограмма А - разность показателей спектральной мощности и функции когерентности при переходе от покоя к деятельности

5 ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Для понимания функциональных возможностей ребенка в процессе воспитания и обучения значимым является выявление возрастных и индивидуальных особенностей психофизиологических функций и нейрофизиологических механизмов, лежащих в основе их реализации. Одним из важнейших умений ребенка, имеющих существенное значение для обеспечения эффективности учебной деятельности, является освоение письменной речи. Овладение письменной речью связано с развитием двух навыков - это письмо — перевод фонем в графические элементы, соответствующие буквам, и чтение — «процесс воссоздания звуковой формы слов по их графической модели» [264].

Чтение, посредством которого дети получают большую часть информации, играет огромную роль в процессе усвоения знаний. Его значение все возрастает в условиях существующей системы образования, предполагающей развитие дифференциации и индивидуализации обучения и увеличение удельного веса самообразования школьников. В этих обстоятельствах особенно важно умение правильно использовать чтение как средство получения новых знаний. Между тем известно, что не все дети одинаково овладевают навыком чтения на уровне требований школьной программы и в установленные сроки. По данным НИИ возрастной физиологии РАО до 40% детей заканчивают начальную школу с трудностями обучения [17]. Наиболее распространёнными являются трудности формирования навыка письма и чтения [291].

Способность к чтению изучается во многих странах педагогами, лингвистами, дефектологами, психиатрами, невропатологами, нейрофизиологами. Большая работа проводится не только по выявлению причин расстройства чтения, но и по прогнозированию этого нарушения, а также разрабатываются методики его коррекции. Надо отметить, что большая часть исследований направлена на выявление нарушений чтения патологического характера - разного рода дислексии [85, 98, 101, 118, 270,

6

390, 433]. Немногочисленные публикации, в основном педагогического или нейропсихологического характера, посвящены учащимся общеобразовательных школ, имеющих трудности овладения этим навыком [58, 59,66,68,108,117,122, 164,169, 184].

Решение проблемы выявления нарушений чтения и поиск причин их возникновения невозможны без учета многокомпонентной природы этого процесса. Одно и то же внешне выраженное нарушение может иметь разные внутренние составляющие и, кроме того, на начальном этапе обучения и соответствующем этапе онтогенеза в функциональной структуре нейрофизиологической системы могут быть еще несформированные звенья. Так, 6-7-летний возраст отмечен как сенситивный период развития зрительной воспринимающей системы, играющей основную роль в зрительном восприятии текста, совершенствование которой продолжается на последующих этапах онтогенеза [27, 226, 228]. Чтение как сознательно организованная целенаправленная деятельность зависит от уровня сформированности программирующего блока мозга — переднеассоциативных областей коры больших полушарий, морфологическое и функциональное созревание которых продолжается до 20-летнего возраста [188].

Представление о системной организации психических функций позволяет предполагать, что развитие навыка чтения основано на совершенствовании функциональной организации интегративной деятельности мозга, в результате чего и происходят качественные перестройки характеристик навыка чтения: скорости, точности и понимания. Оценивая чтение как результат поэтапно вырабатываемого навыка, в механизмах формирования которого принимают участие различные мозговые структуры, необходимо отметить, что возрастные и индивидуальные особенности мозговой организации определяют способности ребенка к обучению чтению.

Естественно думать, что степень морфофункциональной зрелости мозга на различных этапах развития ребенка найдет свое отражение в

7

специфике организации процесса чтения, ее психо- и электрофизиологических коррелятах. Особенности чтения как сложного познавательного навыка, состоящего из комплекса взаимосвязанных когнитивных процессов, создают определенные трудности в вычленении специфических функциональных систем, обеспечивающих его реализацию. Используя только анализ самого процесса чтения, невозможно разделить зрительное и фонетико-фонематическое восприятие, интеграционные процессы анализа и синтеза графических единиц и их семантического содержания, произвольное внимание и функции планирования, регуляции и контроля собственной деятельностью. Именно поэтому для изучения многокомпонентной функциональной организации мозга в процессе выработки навыка чтения выбран метод электрофизиологического исследования, позволяющий определить взаимосвязанную активность мозговых структур во время чтения у детей. Гетеророхрония и длительность созревания различных психофизиологический функций, участвующих в формировании навыка чтения, определяют необходимость исследования интегративной деятельности мозга в процессе чтения на разных этапах онтогенеза и при различных стадиях формирования этого навыка. Исследования этого плана немногочисленны и противоречивы [80, 81, 204, 280, 282, 283, 330, 331, 356, 370]. Современное состояние проблемы делает актуальным изучение психофихиологических механизмов формирования навыка чтения.

Предмет исследования: психо- и нейрофизиологические механизмы обеспечения реализации процесса чтения на разных этапах онтогенеза.

Цель исследования: выявить психофизиологические и нейрофизиологические механизмы, обеспечивающие реализацию процесса чтения на разных этапах онтогенеза.

8 Задачи исследования

1. Проанализировать психофизиологический статус детей на разных этапах формирования навыка чтения.

2. Выявить факторы риска возникновения трудностей чтения, связанные с особенностями раннего развития и формированием вербальных функций.

3. Провести сравнительный анализ развития познавательных функций у детей с разным уровнем сформированности навыка чтения.

4. Исследовать системную организацию интегративной деятельности мозга во время чтения у детей 7-8 и 10-11 лет и взрослых.

5. Установить особенности функциональной организации структур головного мозга в процессе чтения у школьников разного возраста с различным уровнем сформированности навыка чтения.

Концепция исследования

Концепция основана на принципе системной организации когнитивной деятельности мозга, в соответствии с которым постепенное и гетерохронное развитие структур мозга в онтогенезе и их системная организация в процессе деятельности определяют качественные перестройки характеристик навыка чтения: скорости, точности и понимания. Специфика мозговой организации когнитивных процессов может являться определяющим фактором, обуславливающим возрастные и индивидуальные особенности овладения навыком чтения.

Положения, выносимые на защиту

1. В основе формирования психофизиологических механизмов, определяющих успешность овладения навыком чтения, лежит развитие комплекса познавательных функций, среди которых наиболее значимыми являются вербальные способности, организация деятельности, зрительное восприятие.

2. Функциональная организация системы, обеспечивающей реализацию процесса чтения, имеет динамический характер и определяется, прежде

9

всего, возрастными особенностями морфо-функционального созревания мозга в целом, а также совершенствованием процессов интеграции и специализации отдельных мозговых структур.

3. Нейрофизиологические механизмы процесса чтения у детей при его успешном освоении характеризуются избирательными объединениями заднеассоциативных и переднеассоциативных корковых зон преимущественно левого полушария. У школьников с трудностями освоения навыка чтения, по сравнению с учащимися, успешно овладевающими этим навыком, организация мозгового обеспечения когнитивной деятельности характеризуется более генерализованными, менее пластичными функциональными связями и отсутствием выраженной специализации больших полушарий.

4. Формирование мозговой организации процесса чтения сопровождается увеличением степени избирательности и специфичности функционального взаимодействия корковых зон. При автоматизации навыка чтения у взрослых наблюдается экономизация интегративных процессов и их локализация в заднеассоциативных зонах левого полушария.

Научная новизна исследования

Впервые проведено комплексное исследование мозговых механизмов формирования навыка чтения у детей. В результате проведенных исследований выявлена и доказана корреляционная связь между уровнем развития вербальной функции, слухоречевой памяти, структурных компонентов зрительного восприятия, ряда невербальных психических функций и успешностью овладения учащимися навыком чтения. Обнаружены особенности формирования познавательных функций, лежащих в основе процесса чтения, у школьников с разным уровнем развития навыка чтения. Получены новые данные о различиях в пространственно-временной организации биоэлектрической активности головного мозга в состоянии покоя и в процессе когнитивной деятельности у школьников с разным уровнем развития навыка чтения. Установлена специфика изменений

10

пространственно-временной организации ЭЭГ в процессе чтения у взрослых при чтении текстов разной сложности. Обнаружено, что дефинитивный уровень мозговой организации процесса чтения, при участии в этом процессе обоих полушарий, характеризуется наличием избирательных функциональных объединений корковых зон левого полушария. Теоретическая значимость исследования

Полученные данные расширяют имеющиеся в возрастной физиологии представления о возрастных особенностях системной организации интегративной деятельности мозга во время чтения. Показано, что созревание корковых структур и формирование межполушарного взаимодействия являются ведущими факторами, определяющими специфические особенности внутрисистемного взаимодействия на разных этапах онтогенеза и его индивидуальную вариативность.

В работе реализован комплексный подход к изучению психофизиологической основы процесса чтения у школьников с учетом современного понимания особенностей формирования навыка чтения, как когнитивной функции, осуществляющейся при системном взаимодействии различных структур мозга. Получены данные, позволяющие судить о факторах, определяющих трудности в овладении навыком чтения. Показана значимость речевого развития, зрительного восприятия и зрительно-пространственной деятельности для успешного освоения навыка чтения особенно на первых этапах его формирования. Впервые показано, что трудности (не нарушения) формирования навыка чтения необходимо рассматривать как один из вариантов онтогенетического развития, отражающего гетерохронность и неравномерность процесса созревания различных структур мозга и механизмов их интегративного взаимодействия в сочетании с влиянием комплекса психолого-педагогических факторов. Практическая значимость и внедрение результатов

Полученные данные о психофизиологических и нейрофизиологических механизмах трудностей освоения навыка чтения позволяют определить

tl

новый подход к разработке более эффективных приемов диагностики, предупреждения и коррекции нарушений чтения. Показано, что разработка коррекционно-развивающей программы должна проходить с учетом наследственной предрасположенности, особенностей раннего развития ребенка и основываться на комплексных упражнениях, включающих развитие мультисенсорных взаимодействий и интеграционных механизмов познавательной деятельности.

Материалы диссертационного исследования используются при планировании и организации учебной деятельности и коррекционной работы с учащимися МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 50» (акт внедрения от 20.01.2005 г.) и МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 17» (акт внедрения от 10.03.2005 г.); в преподавании курсов «Возрастная физиология», «Физиология ВНД и сенсорных систем» и «Психофизиология» для студентов биологических и психолого-педагогических специальностей на естественно-географическом факультете и факультете психологии и социальной работы ПТУ им. М.В. Ломоносова (акты о внедрении от 01.11.2004 г. и 25.11.2004 г.).

Основные положения исследования нашли отражение в методических рекомендациях для педагогов и родителей «И учимся, и играем (развивающие занятия для первоклассников)» (Архангельск, 2003), «Методические рекомендации для специалистов общеобразовательных учреждений и дошкольных образовательных учреждений: развивающие упражнения для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста» (Архангельск, 2003).

Диссертационное исследование выполнено в соответствии с НИР по тематическому плану ПГУ им. М.В.Ломоносова «Дети Севера: здоровье, рост, развитие», проводимому по заданию Министерства образования Российской федерации (№ гос. регистрации 01.2.00.106676).

12 Апробация работы

Основные положения исследования докладывались и обсуждались на научно-практической конференции «Биолого-гигиеническое обеспечение процесса обучения и воспитания учащихся» (Коломна, 1992), научной конференции «V Ломоносовские чтения» (Архангельск, 1993), международной научно-практической конференции «Современные проблемы и перспективы развития региональной системы комплексной помощи ребенку» (Архангельск, 2000), Всероссийской конференции с международным участием «Проблемы экологии человека» (Архангельск, 2000), международной конференции, посвященной 55-летию Института возрастной физиологии РАО (Москва, 2000), «Экология образования: актуальные проблемы» (Северодвинск, 2001), на XVIII съезде физиологического общества им. И.П.Павлова (Казань, сентябрь-октябрь, 2001г.), на Второй Всероссийской научной конференции «Актуальные вопросы функциональной межполушарной асимметрии» (Москва, май 2003г.), на Всероссийской конференции с международным участием «Здоровая образовательная среда - здоровый ребенок» (Архангельск, октябрь 2003 г.), на XIX съезде физиологического общества им. И.П.Павлова (Екатеринбург, сентябрь 2004 г.), на Международной научной конференции «Физиология и развитие человека» (Москва, ноябрь 2004 г.), на III Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы экологии» (Караганда, 2004), на заседаниях физиологического общества им. И.П.Павлова в институте физиологии природных адаптации Уральского отделения РАН (Архангельск, 2004), на заседаниях кафедры биологии и экологии человека ПГУ имени М.В.Ломоносова (2000-2005гг.), на заседаниях проблемной комиссии по медико-биологическим наукам ПГУ им. М.В.Ломоносова (Архангельск, 2002, 2003, 2004).

По материалам диссертации опубликовано 70 печатных работ, включая 11 статей и 2 методические рекомендации.

13 Структура и объем диссертации

Диссертация изложена на 284 страницах машинописного текста и состоит из введения, 4 глав, заключения, выводов, практических рекомендаций и приложений. Работа иллюстрирована 30 таблицами и 56 рисунками. Библиографический указатель включает 460 источников, в том числе 268 отечественных и 192 зарубежных авторов.

Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 23163.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.