У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Роль функциональной асимметрии мозга и силы нервнык процессов в формировании адаптивный реакций у студентов
Количество страниц 165
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 23235.doc 
Содержание Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 5

Глава 1. Обзор литературы 10

1.1. Психофизиологические аспекты умственной деятельности 10

1.2. Особенности формирования психовегетативных функций

у студентов в процессе учебной деятельности 18

1.3. Полушарная асимметрия — основа адекватного восприятия, оценки информации и приспособления к внешнему миру 31

1.4. Взаимодействие полушарий мозга в процессе анализа поступающей информации 40

1.5. Индивидуальный профиль асимметрии 45

1.5.1. Проблема оценки функциональной асимметрии

и индивидуального профиля асимметрии 45

1.5.2. Индивидуальный профиль асимметрии

как маркер адаптивной стратегии 46

1.5.3. Взаимосвязь индивидуального профиля асимметрии

с конкретными видами деятельности 49

Глава 2. Материалы и методы исследования 56

2.1. Методы оценки функциональной асимметрии мозга 57

2.2. Методы оценки психоэмоциональной сферы 59

2.3. Оценка уровня тревожности 61

2.4. Определение силы нервных процессов 62

2.5. Методы анализа сердечного ритма 65

2.6. Оценка эффективности учебной деятельности 68

2.7. Биометрические методы 68 Глава 3. Результаты исследования 69

3.1. Определение профилей функциональной асимметрии мозга 69

3.2. Характеристика вегетативного реагирования на умственную нагрузку и стресс у студентов в зависимости от профиля функциональной асимметрии мозга 81

3.2.1. Отражение индивидуальных особенностей функциональной асимметрии мозга в характере вегетативного реагирования

на умственную нагрузку и стресс у студентов 1 курса 82

3.2.2. Отражение индивидуальных особенностей функциональной асимметрии мозга в характере вегетативного реагирования

на умственную нагрузку и стресс у студентов 3 курса 87

3.3. Характер вегетативного реагирования на умственную нагрузку и стресс у студентов в зависимости от профиля функциональной асимметрии мозга и силы нервных процессов 101

3.4. Эффективность учебной деятельности у студентов с различной силой нервных процессов и

профилями асимметрии мозга 120

Глава 4. Обсуждение результатов 124

Выводы 135

Список литературы 137

Приложение 165

Введение



СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ,

используемых в работе

ВНД - высшая нервная деятельность

РГМ - работоспособность головного мозга

АМо - амплитуда моды

Мо - мода

ИН - индекс напряжения

ИВР - индекс вегетативной регуляции

ВПР - вегетативный показатель ритма

ПАПР - показатель адекватности процессов регуляции

ЧСС - частота сердечных сокращений

ИПА - индивидуальный профиль асимметрии мозга

ФА-профиль — функционально-асимметричный профиль

ФА - функциональная асимметрия мозга

ЦНС - центральная нервная система

ФС - функциональная система

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы. Учебная и профессиональная адаптация как один из видов адаптации, включающей социально-психологический и психофизиологический компоненты (Юревиц и др., 1993), является важным направлением в научных исследованиях.

На основании предложенных В.Г.Асеевым (1986) критериев оценки успешности адаптации к учебной деятельности можно выделить показатели эффективности адаптации к процессу обучения в общеобразовательных и высших учебных заведениях: успешность (текущая и экзаменационная успеваемость); стабильность в процессе учебы функционального состояния организма учащихся (отсутствие резких сдвигов в соотношении психофизиологических функций); отсутствие ярко выраженных признаков утомления при выполнении учебной деятельности.

Вместе с тем следует отметить, что любая устойчивая адаптация к условиям обучения и сфере своей профессиональной деятельности имеет для организма свою «цену», которая может проявляться в прямом изнашивании функциональных систем, на которые в процессе адаптации приходится наибольшая нагрузка (Бодров, 1995; Медведев, 2003).

Четкое разделение показателей продуктивности и показателей «цены», «стоимости» адаптации к условиям обучения не всегда прослеживается: в работах многих авторов компоненты адаптационного процесса смешиваются, поэтому нужны новые подходы к поиску интегральных параметров, определяющих способность индивида адаптироваться к условиям конкретной образовательной среды. Один из возможных подходов, предлагаемых Г.М.Зараковским и В.И.Медведевым, - это оценка личностно-психологического и психофизиологического потенциала, включающего личностную, интеллектуальную и адаптивноресурсную составляющие, в процессе

реализации комплекса неспецифических и специфических изменений организма (Меерсон, 1986; Селье, 1960).

Большое место в литературе занимают поиски механизма, регулирующего многоплановые реакции, определяющего состояние жизненной устойчивости организма. К наиболее признанным относятся теории ведущей роли центральной нервной системы, вегетативной и кортико-висцеральной регуляции, эндокринных механизмов адаптации, интегрирующей роли отдельных функциональных систем (Анохин, 1979).

Очевидно, что эффективность (соотношение полезного результата и затраченных адаптивных ресурсов) учебной деятельности определяется взаимодействием двух основных структурно-функциональных компонентов: специфических механизмов, реализующих эту деятельность (специфической функциональной системы) и неспецифических механизмов, обеспечивающих управление адаптивными ресурсами (функциональная система обеспечения деятельности). В случае, если специфическая функциональная система не справляется со своей задачей, функциональная система обеспечения деятельности активируется, при этом возрастают затраты функциональных резервов, а эффективность учебной деятельности снижается (при сохранении результативности) (Литвинова, Березина, 1999; Казин и др., 2002).

Следует подчеркнуть, что индивидуальные особенности реагирования могут формироваться в результате неодинакового вовлечения психофизиологических, базовых психологических и вегетативных систем (Березина, 2000; Иванов, 2002).

Очевидна необходимость использования методов психофизиологической диагностики для выявления роли показателей индивидуального психофизиологического статуса в прогностической оценке успешности деятельности, «стоимости» этой деятельности, возможности развития дезадаптационных синдромов.

Для прогностической оценки адаптационных возможностей студентов в процессе учебной деятельности немаловажную роль играют особенности

функциональной асимметрии мозга, психоэмоциональная сфера и сила нервных процессов, как указывается в работе Иванова В.И. (2002).

Вместе с тем, остаются без достаточного анализа вопросы, касающиеся влияния индивидуальных психофизиологических и личностных характеристик на особенности вегетативного обеспечения процесса адаптации к умственной деятельности с учетом индивидуальных профилей функциональной асимметрии мозга.

Цель и задачи исследования. Целью настоящей работы явилось изучение связи профиля функциональной асимметрии мозга с характером психофизиологических функций у студентов и ее роли в формировании когнитивной деятельности.

В связи с целью были поставлены следующие основные задачи:

1) выделить профили функциональной асимметрии мозга у студентов и определить их индивидуально-типологические особенности;

2) исследовать особенности вегетативных реакций у студентов в состоянии относительного покоя, при выполнении дозированной умственной нагрузки, экзаменационного стресса и в восстановительном периоде, относящихся к разным профилям функциональной асимметрии мозга на 1 и 3 курсах;

3) изучить особенности вегетативного реагирования у студентов, относящихся к разным профилям функциональной асимметрии мозга с различной силой нервных процессов в зависимости от успешности деятельности;

Научная новизна работы. Впервые выявлены и описаны устойчивые типы, отличающиеся по доминированию сенсорной и моторной асимметрии по полушариям и характеризующиеся различными стратегиями когнитивной деятельности. Это проявляется в различиях успешности адаптации студентов с данными типами асимметрии к учебной деятельности.

Впервые было показано, что описанные функционально-асимметричные типы специфически проявляют свои особенности в зависимости от силы основных нервных процессов.

Теоретическая и практическая значимость. Результаты исследования существенно расширяют теоретические представления о роли функциональной асимметрии мозга и параметров вегетативной регуляции в механизме формирования долговременных приспособительных реакций. Выявлены адаптивные типы успешности учебной деятельности студентов естественного профиля; возможности возникновения дезадаптивных сдвигов в процессе обучения. Выделены профили функциональной асимметрии мозга, дающие возможность на основании оценки психофизиологического статуса индивида прогнозировать успешность его деятельности в процессе обучения на факультете естественнонаучного профиля.

Разработанная программа по определению функциональной асимметрии мозга (Литвинова и др., 2001) нашла применение во многих научно-исследовательских, учебных заведениях, ведомственных организациях для решения вопросов дальнейшего изучения биологических основ индивидуальных различий между людьми, в выявлении роли индивидуально-типологических свойств в трудовой, учебной и спортивной деятельности.

Результаты исследования включены в курс лекций по физиологии центральной нервной системы, которые читаются в Кемеровском государственном университете, а также нашли отражение в отчетах по грантам «Технологии живых систем» и «Интеграция».

В практическом отношении представляется целесообразным использовать результаты работы в качестве основы для проведения профотбора старшеклассников в классы естественного профиля с целью прогнозирования и предупреждения возможных отклонений в процессах адаптации к умственной деятельности.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Профиль межполушарной асимметрии мозга определяет индивидуально-типологические особенности и характер вегетативного реагирования.

2. Специфика адаптационно-приспособительных реакций студентов к умственной деятельности зависит от силы нервных процессов и профиля функциональной асимметрии мозга.

3. Соотношение сенсорной и моторной асимметрии, уровень силы нервных процессов и характер вегетативного реагирования связаны с успешностью деятельности студентов естественнонаучного профиля обучения, что дает основание использовать их для целей профессионального психофизиологического отбора.

Апробация работы. Материалы диссертации обсуждались на XVIII Съезде физиологического общества имени И.П.Павлова (Казань, 2001); на IV Съезде физиологов Сибири (Новосибирск, 2002); на XXIX научно-практической конференции студентов и молодых ученых (Кемерово, 2002); на XIX Съезде физиологического общества имени И.П.Павлова (Екатеринбург, 2004).

Публикации. По теме диссертации опубликовано 17 работ.
Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 23235.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.