У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Политика Султаната Оман в регионе Персидского залива
Количество страниц 154
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 23330.doc 
Содержание Содержание
ВВЕДЕНИЕ...3

Глава I. Концепция безопасности Султаната Оман в регионе

Персидского залива...16

Глава II. Роль Омана в становлении Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива и его политика в рамках этой

организации...32

§1 .Предпосылки и причины создания региональной организации -

ССАГПЗ...32

§2. Цели и принципы политики Султаната Оман в рамках ССАГПЗ...39 Глава III. Позиция Султаната Оман в отношении ирано-иракской

войны и иракского вторжения в Кувейт...69

§1.Ирано-иракская война и политика Омана...69

§2. Позиция Султаната по «кувейтскому кризису» 1990-1991 гг...83

Глава IV. Отношения Султаната Оман с соседними арабскими

странами...111

§1. Отношения Омана с Объединенными Арабскими Эмиратами...111

§2.Оманско-саудовские отношения...120

§3. Оманско-йеменские отношения...126

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...139

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ...144

ПРИЛОЖЕНИЯ...154



ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы

В современную эпоху мир стал взаимозависимым как никогда. Растущая взаимозависимость государств мира явилась результатом интенсификации международных финансово-экономических, торговых, политических связей, резкого увеличения объема мировых информационных потоков, существенного прогресса в средствах коммуникаций. Трансформация международных отношений после окончания «холодной войны», совпавшая с прогрессирующей динамикой глобализации, в значительной степени заострила внимание к проблемам международной, региональной и национальной безопасности.

Достижение и сохранение национальной и региональной безопасности в таком стратегически важном районе земного шара, как зона Персидского залива, стало для стран региона, и не только для них, главной и первоочередной задачей. От стабильности или нестабильности в этом регионе зависит судьба многих стран, остро нуждающихся в энергоресурсах. Регион служит крупнейшим в мире поставщиком углеводородного сырья, он является важнейшим коммуникационным и транспортным узлом.

В этой части мира сконцентрировано особенно много конфликтных ситуаций, здесь сошлось немало «болевых точек» современной цивилизации из тех, что способны создать угрозу глобальной безопасности.

Этими факторами обуславливается повышенное внимание мирового сообщества к происходящим в регионе событиям. Поэтому изучение политических процессов в расположенных здесь странах, а также региональной ситуации, представляется весьма важным и актуальным.

Данная работа посвящена изучению региональной политики Султаната Омана — государства, контролирующего 70% перевозок

энергоресурсов из стран Персидского залива через Ормузский пролив. Взвешенная и динамичная политика этого молодого арабского государства стала важным фактором стабильности в регионе. Достаточно упомянуть, что Султанат Оман был одним из первых инициаторов создания Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), ранее других арабских государств региона осознав необходимость создания регионального союза, который был бы способен обеспечить безопасность в районе без вмешательства внешних сил. Султанат урегулировал все территориальные проблемы с соседними странами, как арабскими (ОАЭ, Саудовская Аравия, Йемен), так и с Ираном, был инициатором мирного разрешения конфликтных ситуаций в регионе - выступал за немедленное прекращение ирано-иракской войны и вывод войск Ирака из Кувейта.

Позиция Султаната по многим международным вопросам выделяется на фоне проводимого другими странами региона внешнеполитического курса. В связи с этим Оман неоднократно оказывался лицом к лицу с крайне серьезными внешними вызовами и проблемами, и это несмотря на то, что долгие годы он существовал в условиях изоляции, вызванной как внутренними, так и региональными и международными причинами. Важнейшее влияние на внешнюю политику Омана оказали следующие события: в региональном масштабе - введение жесткого санкционного режима против Ирака, в глобальном - распад СССР и фактическое господство одной сверхдержавы, которое и по сей день сопровождается неприкрытым вмешательством во внутренние дела других государств. Последний кричащий пример такого вмешательства — совершенное в обход ООН и в нарушение международных норм нападение на Ирак в марте 2003 г.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 1970 г., т.е. с момента прихода к власти султана Кабуса, ставшего фактически началом выхода Омана из региональной и международной изоляции, по
1992 г., когда были подписаны последние соглашения о демаркации границ с соседними арабскими странами (Королевство Саудовская Аравия, Йемен, ОАЭ) и, таким образом, ликвидированы последние разногласия, потенциально угрожавшие национальной безопасности страны и региона в целом.

В период с 1970 по 1975 гг. власти Омана полностью сосредоточились на решении внутренних проблем — длительной борьбе между Султанатом и Имаматом. Кроме того, страна была расколота «революцией» в Дофаре. 1975 г. - год победы над дофарским движением -является поворотным моментом в оманской политике, ознаменовавшим явное смещение акцентов от внутренней проблематики к внешней. Участились визиты оманского руководства в страны ближнего и дальнего зарубежья, активно выдвигались инициативы регионального уровня. После таких важных изменений в зоне Персидского залива, как «исламская революция» в Иране и начало ирано-иракской войны в 1980 г., Оман приступает к созданию собственной концепции региональной безопасности, прилагает усилия к созданию региональной организации (ССАГПЗ), одной из важнейших задач которой является координация действий стран-участниц в сфере безопасности.

В 80-е гг. активизируется работа оманской дипломатии по урегулированию нерешенных приграничных вопросов. Оман занял принципиальную позицию по войне в Персидском заливе 1990-91 гг., нацеленную на быструю ликвидацию этого величайшего кризиса регионального и международного масштабов. К 1992 г. можно говорить о периоде зрелости региональной политики Султаната. Дальнейшее развитие событий осталось за рамками данного исследования.

Цели и задачи диссертации

Цель настоящего исследования состоит в том, чтобы объективно, опираясь на документальную базу, раскрыть сущность региональной политики Султаната Оман, а также проследить основные этапы ее

становления и эволюции в ходе урегулирования территориальных споров с соседними государствами и в противостоянии вызовам регионального масштаба.

В связи с этим автор ставит следующие задачи:

- изучить позицию Султаната Оман по региональным проблемам, проанализировав внешнеполитический курс Маската по отношению к основным конфликтам в регионе (ирано-иракская война, кувейтский кризис);

проследить эволюцию оманской концепции региональной безопасности и практические действия Омана по созданию ССАГПЗ как одного из важнейших инструментов региональной политики;

- доказать, что политика Омана в отношении внешних вызовов региональной безопасности отличались взвешенностью, сбалансированностью и самостоятельностью;

- раскрыть позицию Омана по отношению к территориальным вызовам, исходящим от соседних государств, и рассмотреть конкретные шаги оманской дипломатии по решению территориальных споров с соседними странами.

Научная новизна

В работе предпринимается попытка детального анализа региональной политики Султаната Оман. Комплексное изучение этой проблемы на основе широкого круга оригинальных источников, в том числе архивных документов, многие из которых впервые вводятся в научный оборот, предпринимается впервые не только в России, где работы по заявленной теме отсутствуют, но и в мировой науке. Проблематика, поднимаемая автором, до сих пор не нашла более или менее полного, объективного отражения ни в одном исследовании. В этом отношении наша работа является практически единственным в своем роде исследованием поставленной проблемы как по глубине анализа, так и по охвату событий.
Практическая значимость работы состоит в том, что содержащийся в ней фактический и документальный материал может быть использован внешнеполитическими ведомствами различных стран, включая Россию, экспертами международных отношений, изучающими проблемы безопасности в регионе Персидского залива. Кроме того, материал исследования может найти применение в лекциях по истории и современному состоянию международных отношений в регионе Персидского залива и в арабском мире в целом.

Методы исследования

Методологическую основу диссертации составили принципы и методы, характерные для исторической науки в целом. Конкретно-исторический метод обеспечил расположение излагаемого материала в соответствии с историческими факторами и реалиями изучаемого региона. Применялся комплексный подход в исследовании сложных исторических явлений и политических процессов в регионе, обладающем существенной спецификой. Историко-системный метод позволил диссертанту сделать необходимые исторические обобщения.

Диссертант старался придерживаться научной объективности, оставляя за собой право выражать собственную точку зрения по исследуемому вопросу.

Источниковая и историографическая база

При работе над диссертацией автор использовал широкий круг источников и литературы на арабском, английском, русском языках.

Исследование опирается в своей основе на архивные документы министерства информации и МИД Омана. Особое внимание уделялось информации аналитических отделов упомянутых ведомств, в документах которых прослеживается эволюция региональной политики Султаната.

Среди источников важнейшее место занимают документы таких арабских организаций, как ЛАГ и ССАГПЗ. Для исследования деятельности Совета сотрудничества использовались Итоговые
документы Высшего Совета ССАГПЗ, Пресс-релизы Совета Министров ССАГПЗ. Документы, фиксирующие политику отдельных арабских стран и прежде всего — стран Персидского залива, содержатся в ряде сборников (Летопись арабского мира, Арабский стратегический отчет, Дневники и документы арабского единства)1. Особо отметим Арабский стратегический отчет, публикуемый ежегодно Центром политических и стратегических исследований издательского дома «Аль-Ахрам» в Каире. Достоинство этого сборника, на наш взгляд, в том, что наряду с документами он содержит глубокий анализ событий, на фоне которых создавались эти документы. Над этим изданием работают наиболее авторитетные политологи арабского мира. Конечно, основной акцент здесь ставится на проблемы арабского мира, однако вниманием не обойдены события, произошедшие за год во всем мире, что позволяет лучше увидеть изменения глобального масштаба и их отражение на политике регионального и локального уровней.

В работе широко привлекался и такой важный источник, как интервью арабских, и в особенности оманских, государственных и политических деятелей изучаемого периода, опубликованные в арабской и международной прессе. Кроме того, в работе над диссертацией автор использовал материал, увидевший свет в более чем пятидесяти периодических изданиях - порядка 30 газетах / 20 журналах на арабском, английском и русском языках. Следует отметить, что информация официальных изданий, выходящих в арабских странах, в особенности странах Персидского залива, использовалась с осторожностью и максимальной объективностью: в связи с фактически полным контролем

1 .1976 '1975 "^Ч?,^ Яхы.и-. f\Jj il.iA.ij (JjLjj '.{fij*^ ^-*^ lJ^— (Летопись арабского мира: документы, события, политические взгляды, 1975). Бейрут, 1975,1976 гг.; jiJ?& .1990 '1987 »1986 «jaUII .<^-Jj*^ t^^ji-'Vl (Арабский стратегический отчет, 1985, 1986, 1990). Каир. 1986,1987, 1990 гг.; «1981 «1979 ^JJH .<#j*$ *a*jS S^JJ ^U*Ji .1987'1983 «1982 (Дневники и документы арабского единства). Бейрут. 1979, 1981, 1982,1983,1987 гг.

государств над СМИ пресса здесь зачастую страдает искажениями и укрытием важных сведений. Поэтому большее внимание уделялось информации арабских СМИ, издающихся на нейтральной территории (газеты «Аш-Шарк аль-Аусат», «Аль-Хаят» и др).

Большую ценность для диссертанта представляли труды арабских авторов. Исследуемая тема так или иначе затрагивается как в работах, посвященных непосредственно оманской политике, так и в обширной литературе о политических процессах в регионе Персидского залива. Из числа авторов, изучающих внутриполитическую ситуацию и внешнюю политику Омана, следует особо выделить таких как Абдаллах ан-Нафиси, Ахмад Абу аль-Хасан Зард, Ибрагим Навваф, Мухаммад Рашид Аббас, Hyp ад-Дин ас-Салими.1 Вторая группа представлена плеядой талантливых ученых, имена которых известны всему арабскому миру: Халед Мухаммад аль-Касими, Халиль Али Мурад, Яхйа Хильми Раджаб, Саад ад-Дин Ибрагим.2
. Остановимся подробнее на важнейших работах арабских авторов. Большим подспорьем стала книга Хусейна Ганима Габбаша по истории Омана.1 Автор доводит свое исследование лишь до 1970 г., т.е., на первый взгляд, не затрагивает события, ставшие предметом рассмотрения в данной работе. Однако, анализируя историю Омана, Х.Габбаш приводит многочисленные параллели с событиями 1970-х и 1980-х гг. Прослеживается и тщательно разбирается политика колониальных держав в период с XVII по XX вв. В целом добросовестность этого исследования, глубина анализа в нем оманской истории заслуживают отдельного упоминания. Во многом благодаря ему автор данной работы смог взглянуть на события сравнительно недавней истории (1970-1992 гг.) в исторической ретроспективе, провести параллели между событиями и процессами в регионе, которые отделены друг от друга сотнями лет.-

Внутренняя, региональная и международная политика Омана в изучаемый период, на наш взгляд, наиболее полно рассматривается в работе Ибрагима Наввафа.2 Внимание автора сосредоточено на страновлении и стремительном развитии внешнеполитического курса Султанат, что явствует из названия книги («от изоляции к дипломатии посредничества»). Основная часть исследования посвящается шагам оманской дипломатии по выработке независимого курса в зоне Персидского залива; активизации внешнеполитического курса после решения внутренних проблем (победа в борьбе с имаматом и дофарским движением); концентрации нового оманского руководства на региональной политике). Исчерпывающе рассматривается оманская концепция безопасности в зоне Персидского залива, прослеживаются

.1997 i^JjJH .(1970-1500)(Д>'семн Убейд Гоним Габбаш. Оман: исламская

демократия, традиции имамата и новейшая политическая история (1500-1970 гг.). -

Бейрут, 1997.

2 Ибрагим Навваф. Внешняя политика Султаната Оман: от изоляции к дипломатии
посредничества.
этапы ее эволюции. Отдельная часть книги отводится посредническим усилиям оманского руководства в ходе ирано-иракской войны 1980-1988 гг. и войны в Заливе 1990-1991 гг.

Усилия Омана по созданию региональной организации, роль нового оманского руководства в создании ССАГПЗ, первые инициативы Султаната в рамках Совета подробно анализируются в исчерпывающей работе Яхйи Хильми Раджаба. Важно, что автор монографии намечает пути развития этой региональной организации, и сегодня можно утверждать, что многие его прогнозы оправдались. Так, справедливо называя проблемы безопасности главной (хоть и незаявленной) причиной создания ССАГПЗ, Я.Х.Раджаб видит предпосылки интеграции стран-членов Совета на экономической основе (наиболее важные примеры -интенсификция работы по введению единой валюты и ожидаемое провозглашение таможенного союза в 2005 году).

Среди работ западных авторов считаем необходимым отметить работу СБ. Майлса «Персидский залив: страны и племена», одну из наиболее полных и добросовестных работ по арабским племенам Персидского залива. В книге подвергаются анализу взаимоотношения различных кланов на протяжении веков и исторические корни нынешних племенных отношений, до сегодняшнего дня играющих важную политическую роль в государствах Персидского залива (упомянем одно из последних проявлений этой тенденции — президентом Ирака стал в июле 2004 г. Гази Эльяуэр, глава племенного объединения шаммар). Помогло и исследование Д.Кешьена2, выводы которого при анализе региональной политики Омана в указанный период во многом совпадают с выводами автора данной работы.

1 Яхйа Хильми Раджаб. (ССАГПЗ: перспективы развития). Эль-Кувейт, 1983.

Д. Кешьен. Оман и мир: становление независимой внешней политики. Нью-Йорк, 1995.
С сожалением приходится констатировать фактическую неисследованность избранной нами темы в российской и советской арабистике. В работах советских арабистов Оман чаще всего упоминается в связи с поддержанной Советским Союзом «марксистской революцией» в Дофаре, которая была фактически ликвидирована уже к 1975 г. Несмотря на установление дипломатических отношений между двумя странами в 1985 г., вплоть до конца XX в. мы не находим явного интереса к Султанату у советских и российских историков. Посвященные Оману работы появляются лишь в конце 1990-х, однако они носят весьма общий характер, являясь скорее научно-популярными изданиями, нежели серьезными исследованиями оманской политики. Стоит отметить, однако, труды Е.С. Мелкумян, в которых в контексте изучения ССАГПЗ анализируется в том числе и оманская политика в рамках Совета.1 Наряду с этим в диссертации используется ряд работ российских ученых, посвященных отдельным аспектам политики стран-членов ССАГПЗ. Отметим, что весьма позитивно оцениваются российскими исследователями результаты правления султана Кабуса бин Сайда, который после прихода к власти определил свою главную задачу ключевым словом — «обновление», затронувшее и внешнеполитическую сферу.2

Структура и основное содержание диссертации

Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографии и приложений.

Во введении обосновывается научная и практическая актуальность темы, определяется предмет, а также цели и задачи исследования, его методологическая основа, научная новизна и практическая значимость.

1 Мелкумян Е.С. ССАГПЗ в глобальных и региональных процессах. М., 1999.

2 Капитонов К.А. Ближний Восток в лицах. М., 1998; Плеханов СИ. Реформатор на троне. Султан Омана Кабус бин Сайд. М., 2003.
Дается описание источниковой и историографической базы работы, а также ее структуры.

Глава первая «Концепция Султаната Оман по безопасности в регионе Персидского залива» посвящена анализу подходов оманской дипломатии к выработке целостной концепции по безопасности в регионе, составившей основу внешнеполитического курса Султаната.

К созданию собственной концепции безопасности оманцев подтолкнули два фактора: интересы внешних сил в регионе, готовность этих сил в случае необходимости к вооруженному вмешательству; и, второе, неспособность арабских государств самостоятельно противостоять кризисам в Персидском заливе. Поэтому в оманской концепции содержатся два принципиальных положения - ответственность за безопасность в Персидском заливе возложена не только на все страны региона, но и на внешние силы, имеющие здесь свои интересы. В концепции затрагиваются и проблемы социально-экономического характера - она содержит подходы оманского руководства к сосуществованию с «поясом бедности», окружающим регион Персидского залива.

Подробно рассмотрены действия, предпринимавшиеся оманской дипломатией, для реализации разработанной концепции в Персидском заливе (визиты главы государства, организация конференций по проблемам безопасности). Уделяется внимание динамике присутствия в регионе супердержав, анализируется их влияние на расстановку и баланс сил.

Во второй главе «Роль Омана в становлении ССАГПЗ и его политика в рамках этой организации» рассматриваются отношения Султаната с Советом сотрудничества арабских государств Персидского залива. Особо отмечена роль оманской дипломатии в создании ССАГПЗ. Подробно рассматриваются предпосылки и причины создания Совета. Большое внимание в главе уделяется анализу целей и принципов
политики ССАГПЗ, и не в последнюю очередь — действиям Омана в рамках Совета. Объективно разбираются недостатки Устава ССАГПЗ, перечислены и подробно проанализированы задачи в сферах политики, безопасности и экономики, которые Оман стремился решить при помощи и содействии Совета; политика, которую Султанат последовательно проводил в рамках ССАГПЗ.

В главе третьей «Позиция Султаната Оман по ирано-иракской войне и иракскому вторжению в Кувейт» рассматривается политический курс страны в связи с двумя важнейшими конфликтами в регионе. Проводится анализ сбалансированного и независимого политического курса, которого Оман придерживался в ходе ирано-иракской войны, усилия Султаната по поиску мирных инициатив; особо отмечается посредническая роль Омана. Что касается войны в Заливе 1990-1991 гг., то в главе нашли отражение позиция Султаната в отношении кризиса (требования немедленного вывода иракских войск и возвращения в Кувейт законного правительства), практические действия (направление войск в Хафр Эль-Батын (Саудовская Аравия), усилия в поиске путей мирного разрешения кофликта.

Глава четвертая «Отношения Султаната Оман с соседними странами» посвящена анализу связей Омана с ОАЭ, Саудовской Аравией и Йеменом в изучаемый период. Первоочередное внимание уделено проблеме демаркации границы с соседними странами. В главе подробно изучается история установления дипломатических отношений между Оманом и каждым из трех вышеупомянутых государств, очерчиваются нерешенные до сих пор проблемы в отношениях.

В заключении перечисляются важнейшие выводы, к которым автор пришел в ходе исследования.

Приложения включают в себя Основной Устав Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива, Соглашение о
государственной границе между Султанатом Оман и Королевством Саудовская Аравия.
Глава I. Концепция безопасности Султаната Оман в регионе

Персидского залива

Район Персидского залива считается основным ареалом осуществления внешнеполитического курса Омана. Именно здесь наиболее ярко проявляется политическая активность Султаната, и от ситуации в этом регионе напрямую зависят национальная безопасность, стабильность и процветание страны. Основные принципы внешней политики Омана оформлялись в процессе урегулирования конфликтных ситуаций и других проблем Залива. Одной из важнейших задач оманской дипломатии стала выработка концепции безопасности зоны Персидского залива. Попытаемся раскрыть суть этой концепции и показать ее эволюцию, обусловленную изменениями мирового порядка и регионального масштаба.

Акватория Персидского залива является сферой непосредственных интересов Султаната Оман в силу географического положения страны и принадлежности ее жителей к арабской нации. Исторический опыт Султаната и соображения политического характера ставят вопросы безопасности в центр внимания оманских политиков.

Оманская концепция безопасности зоны Залива сроится, прежде всего, на осознании важнейшего стратегического положения Султаната: Оман омывают воды Индийского океана, он контролирует Ормузский пролив -вход в Персидский залив. Через воды Омана1 пролегают три международные морские линии, по которым осуществляется перевозка трети всей добываемой в мире нефти2. Благодаря своему географическому

1 Об ирано-оманском договоре по Ормузскому проливу см.:

.1975 <^1jjj?1I .jb& ^ ?\j^l\ J^n .цу-uiill М±>& (Абдаллах ан-Нафиси.Оцепт конфликта в Дофаре. - Эль-Кувейт, 1975, с. 111).

2 «Christian Science Monitor», Boston, 10 April 1988 г.
положению «Султанат Оман ... является первой линией обороны региона Персидского залива, будучи естественным в него входом»1.

Приоритетное внимание оманской дипломатии к рассматриваемому региону обусловлено также накопившимся богатым историческим опытом этой небольшой страны, прошедшей как через конфликты, так и через сотрудничество с различными международными силами в районе Персидского залива и Индийского океана. В них в большинстве случаев Оман был единственной арабской стороной-участником тех или иных событий.

Немаловажен и современный внутри- и внешнеполитический опыт Омана, приобретенный за годы, прошедшие с момента прихода к власти султана Кабуса в 1970 г. Прежде всего, это вооруженный конфликт в Дофаре,2 поддержанный странами социалистического лагеря и его сторонниками в регионе. Затем, вывод британских войск из Суэца, породивший вакуум в региональной расстановке сил. Следует упомянуть также открытие новых и новых нефтяных месторождений, что привело к включению региона в стратегические расчеты международных сил. Сказалось и советское влияние, возросшее на юге Аравийского полуострова в конце 1970-х - начале 1980-х гг., особенно после подписания Договора о дружбе и сотрудничестве между СССР и НДРИ.

1 Речь султана Кабуса на открытии встречи министров иностранных дел стран Персидского залива, прошедшей в Маскате 24-26 ноября 1976 г. - «Уман», Маскат, 25 ноября 1976 г.

2 Конфликт султана и дофарского движения вооруженной оппозиции на юго-западе Омана (начало 1960-х - 1975 гг.). Возникшее как движение оманских националистов, не имевших четкой политической программы и выдвигавших единственное требование - свержение султана, в 1968 г. оно трансформировалось, взяло на вооружение марксистскую идеологию и приняло название «Народный Фронт Освобождения Омана и оккупированных стран Персидского залива». Дофарская оппозиция первоначально была поддержана Китаем, затем СССР и дружественными ему государствами арабского мира. Были провозглашены цели свержения консервативных режимов в Омане и всем регионе Персидского залива с целью установления там революционных режимов; велась вооруженная борьба с войсками султана. При помощи ряда мер политического и карательного характера движение было полностью нейтрализовано властями Султаната к 1975 г.
Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 23330.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.