У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Политика Европейского Союза в Закавказье и Центральной Азии 1993-2004 гг.
Количество страниц 214
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 23348.doc 
Содержание Содержание
ВВЕДЕНИЕ...5

ГЛАВА 1. Концептуальные основы политики ЕС в Закавказье

и Центральной Азии...28

1.1. Роль институтов ЕС во внешнеполитическом процессе...28

1.2. Эволюция восприятия в ЕС регионов Закавказья и

Центральной Азии...37

1.2.1. структурные изменения европейских институтов как отражение эволюции восприятия регионов...38

1.2.2. типология восприятия регионов в ЕС...40

1.2.3. проблема поиска «стратегии»...47

1.3. Интересы ЕС в Закавказье и Центральной Азии...54

1.3.1. факторы экономической заинтересованности...54

1.3.2. вызовы в сфере безопасности...64

ГЛАВА 2. Наднациональные механизмы сотрудничества:

от экономики к политике...76

2.1. Программа ТАСИС: экономический инструмент

внешней политики...76

2.1.1. структура программы...77

2.1.2. энерготранспортные проекты...83

2.1.3. «Стратегическая программа ТАСИС

для Центральной Азии: 2002-2006»...105

2.2. Соглашения о партнерстве и сотрудничестве:

политическое выражение экономических отношений...108

2.2.1. общая характеристика Соглашений...109

2.2.2. политическая составляющая СПС...115

ГЛАВА 3. Элементы участия ЕС в урегулировании конфликтов

в Закавказье и Центральной Азии...121

3.1. Концептуализация роли ЕС в конфликтном урегулировании...122

3.1.1. терминологические аспекты...122

3.1.2. реформы европейских институтов в контексте развития превентивного потенциала ЕС...124

3.2. Деятельность Европейской Комиссии...132

3.2.1. Механизм быстрого реагирования...132

3.2.2. сотрудничество с ОБСЕ...135

3.3. Инициативы региональной безопасности для Закавказья

и перспективы их реализации...139

3.3.1. «Аналитический доклад по Кавказу» Сети по предотвращению конфликтов...139

3.3.2. «Пакт стабильности для Кавказа» Центра европейских политических исследований...144

3.4. Специальный представитель ЕС на Южном Кавказе...154

ГЛАВА 4. Закавказье в программе ЕС

«Расширенная Европа - новое соседство»... 164

4.1. Программа как новый инструмент внешней политики ЕС...164

4.2. Особенности процесса распространения инициативы «нового соседства» на государства Закавказья...169

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...175

БИБЛИОГРАФИЯ...179

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ...205

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Структура внешнеполитической деятельности ЕС...207

Приложение 2. Институты ОВПБ и специализированные структуры...208

Приложение 3. Структурные реформы европейских институтов:

региональный контекст...209

Приложение 4. Маршруты наркоторговли в Центральной Азии...210

Приложение 5. Маршруты программы ТРАСЕКА в Центральной Азии...211

Приложение 6. Маршруты программы ТРАСЕКА в Закавказье...212

Приложение 7. Существующие и проектируемые в регионе нефте- и газопроводы...213 Приложение 8. Закавказье: путь к «новому соседству»...214



ВВЕДЕНИЕ

Общая характеристика проблемы исследования. Глобальные перемены на карте мира, произошедшие с распадом «социалистического содружества», а затем и самого СССР, обусловили полную перестройку существовавшей до этого системы международных отношений. Крушение советской сверхдержавы и падение социалистических режимов в государствах-сателлитах оказало значительное влияние на ускорение интеграционных процессов в Европе, а также обусловило заметное расширение Европейского Союза на восток.

Стремительное изменение международной обстановки в начале 1990-х годов придало новые решительные импульсы процессам интеграции. В феврале 1992 года в Маастрихте был подписан Договор о Европейском Союзе. Принятие этого документа стало одним из важнейших этапов формирования европейского экономического и политического сотрудничества и согласованной внешней политики.

Появление на постсоветском пространстве новых независимых государств поставило Европейский Союз перед необходимостью разработки собственного внешнеполитического подхода на данном направлении. Несмотря на сравнительную географическую удаленность, особое значение для ЕС в этой связи приобретают регионы Закавказья и Центральной Азии как зона энергетических интересов и источник растущей нестабильности.

Цель данного исследования состоит в изучении основных направлений и механизмов политики ЕС в отношении государств Закавказья и Центральной Азии: выявление факторов влияния, характерных черт и особенностей ее становления и эволюции. Главным направлением в работе является исследование согласованной политики ЕС в отношении рассматриваемых регионов. Большое внимание уделяется становлению и практическому применению регионального подхода со стороны Европейского Союза. Это явление рассматривается с точки зрения взаимовлияния основных факторов - реализации плановой логичной политики, внутриевропейских процессов, изменения соотношения сил в

рамках Европейского Союза и реакции на внешние факторы. В соответствии с поставленной целью предполагается решить ряд задач:

рассмотреть соотношение национальной и наднациональной составляющей во внешнеполитической активности Евросоюза на рассматриваемых направлениях;

- проанализировать основные интересы и инструменты политики Европейского Союза в отношении Закавказья и Центральной Азии;

- определить основные этапы становления и развития общеевропейской политики в рассматриваемых регионах;

- выявить и изучить динамику процесса диверсификации подходов ЕС к Закавказью с одной стороны и к Центральной Азии с другой. Анализ модернизации внешней политики ЕС на рассматриваемом направлении от изначально глобальной к дифференцированной отражает изменения в структуре интересов Европейского Союза и эволюцию роли рассматриваемых регионов в системе общеевропейских приоритетов.

- определить значение политики Евросоюза в указанных регионах для внешнеполитической деятельности РФ.

Хронологические рамки исследования - с 1993 по 2004 гг. В ноябре 1993 года вступил в силу Договор о Европейском Союзе. Одновременно на постсоветском пространстве открылась эпоха существования новых государств, которые стремятся найти партнеров, как в экономической, так и в политической сферах, не прибегая к традиционной помощи России. Таким образом, сразу же после подписания Маастрихтского договора Европейский Союз получает возможность заявить о себе в новом качестве.

Завершающая дата - 2004 год - связана с принятием государств Закавказья в новую программу ЕС «Расширенная Европа - новое соседство», которое открыло принципиально новый этап в политике Евросоюза в отношении рассматриваемых регионов.

Если в начале заявленного периода Европейский Союз использует идентичные инструменты и механизмы осуществления политики в

отношении всего постсоветского пространства (кроме России и государств Балтии), то к 2004 году - с разделением подходов к Закавказью и Центральной Азии - ЕС удается завершить процесс построения комплексов региональных политик с четким осознанием приоритетов.

Выбранный период отвечает задачам работы и позволяет раскрыть процесс развития подходов Европейского Союза к регионам.

Методом исследования является системно-исторический подход. В работе учитываются и анализируются прежде всего факторы влияния внутриевропейского характера. Эволюция и применение внешней политики ЕС в значительной степени были определены глобальным контекстом международных отношений и в свою очередь также являются его составной частью. Поэтому при исследовании данной проблемы внимание к факторам этого порядка также необходимо. Следующим уровнем раскрытия темы являются собственно взаимоотношения ЕС с Закавказьем и Центральной Азией как комплекс политических, экономических и правовых связей, механизмов и институтов.

Среди методов исторической науки и науки о международных отношениях, применявшихся в работе, следует назвать сравнительно-исторический метод, давший возможность выявить общие и специфические черты предмета исследования, тенденции и качественные характеристики его развития; историко-описательный и политико-описательный методы, обеспечившие систематизацию и общий анализ первичной фактологической информации.

Повышенное внимание, которое вызывают регионы Закавказья и Центральной Азии у большинства участников международных процессов свидетельствует об актуальности выбранной темы. Формирование целей, задач и механизмов внешней политики принципиально нового европейского межгосударственного образования - Европейского Союза - происходит в условиях стремительно меняющейся политической карты в Закавказье и Центральной Азии. Смена политических элит на постсоветском пространстве выявила степень возможного влияния внешних акторов на развитие
региональной ситуации. Наблюдение и анализ развития общеевропейской политики в рассматриваемых стратегически важных для России регионах позволит выстроить сбалансированную систему отношений, в которой будут учитываться интересы и возможности всех стран-участниц.

Новый взгляд в представленной научной работе состоит в исследовании европейской политики в отношении регионов Закавказье и Центральной Азии как результата формирующейся общей, согласованной линии Европейского Союза. В отечественной и зарубежной науке отсутствует комплексное изучение внешней политики ЕС в указанных регионах. Постановка такой задачи и ее раскрытие позволит рассмотреть генезис процесса дифференциации направлений внешнеполитической деятельности Европейского Союза на постсоветском пространстве, что в дальнейшем может стать частью более общего анализа о направлений и путей реализации внешней политики ЕС в современных международных отношениях.

Апробация результатов работы. Основные положения диссертационного исследования нашли отражение в публикациях автора и были представлены в качестве докладов на различных форумах: лекция в Католическом Университете Лувена на тему «Интересы России и Европейского Союза в Каспийском регионе» в рамках курса «Социокультурный анализ государств Центральной и Восточной Европы» (Лувен, 6.05.2004); доклад «Политическая составляющая энергетического диалога Россия - ЕС» на круглом столе - презентации книги «Внешняя политика Росси и Европа»1 (Брюссель, 4.11.2004); выступления на конференциях, в том числе организованных Центром постсоветских исследований МГИМО -«Экономическое и политическое пространство Южного Кавказа: угрозы, вызовы, перспективы» (Москва, 25 февраля 2005); «Центральная Азия -Каспий - Кавказ: международное политико-энергетическое измерение» (Москва, 15-16 марта 2005); «Трансграничное сотрудничество в условиях расширенного ЕС: уроки, возможности, перспективы» (Фонд Розы

1 La politique etrangere de la Russie et l'Europe. Enjeux d'une proximite / Ed. by de Wilde Т., Spetschinsky L., Bruxelles, P.I.E.-Peter Lang, 2004,263 p.

Люксембург / Национальный Университет им. Ивана Франка, г.Львов, 11-14 июня 2005).

Источниковая база исследования. Источники, использованные в диссертационном исследовании, можно разделить на две группы: письменные и устные. В первую группу вошли официальные и рабочие документы институтов Европейского Союза, дипломатические документы, официальные материалы других европейских международных организаций, а также документы, подготовленные в рамках различных европейских аналитических центров. Значительную часть привлеченных источников составляют официальные публикации, интервью и заявления должностных лиц Европейского Союза. Кроме того, в работе были использованы официальные документы сотрудничества Россия - ЕС. Ко второй группе источников относятся личные интервью, проведенные автором с сотрудниками европейских институтов, задействованными в процессе выработки и реализации политики ЕС в Закавказье и Центральной Азии.

Материалы, собранные в ходе десятимесячной научной стажировки в Брюсселе (январь - ноябрь 2004 г.), позволили соединить в работе российский и европейский подходы к поставленной проблеме.

Наиболее важными для анализа политики Европейского Союза являются прежде всего официальные документы ЕС. доступные на официальном сайте Европейского Союза и в Центре европейской документации при Представительстве Европейской Комиссии в Москве. Кроме того, в ходе работы были использованы документы, находящиеся в Библиотеке Европейской Комиссии в Брюсселе и источники из личных архивов сотрудников европейских институтов и исследователей проблематики внешней политики Европейского Союза, любезно предоставленные автору их владельцами.

В число официальных документов ЕС, привлеченных в ходе работы, входят главным образом документы Европейской Комиссии, которой принадлежит роль выдвижения инициативы внешнеполитических действий ЕС.
Одним из основных видов документов Комиссии являются обращения (communications) к Европейскому Парламенту и Европейскому Совету. Обращения носят декларативно-консультативный характер и готовятся в департаментах Комиссии, специализирующихся по тематике представляемых документов. Тексты обращений публикуются отдельными брошюрами и предназначены для широкого распространения.

В работе были проанализированы обращения, содержащие предложения по планированию и реализации общей политики Европейского Союза в Закавказье2 и Центральной Азии3, основанной на сформулированных Комиссией общих интересах и целях ЕС в рассматриваемых регионах. Значительный интерес представляют обращения Комиссии, в которых отражено ее видение перспектив деятельности ЕС в сферах энергетики, демократизации, конфликтного урегулирования, борьбы с нелегальным оборотом наркотиков и оружия, с нелегальной миграцией4.

В ходе работы были исследованы «Зеленые книги»5, затрагивающие определенную сферу европейской политики. Эти документы адресованы прежде всего заинтересованным сторонам внутри ЕС и направлены на развитие процесса консультаций и обсуждения актуальных вопросов. Предложения Комиссии как инициатора внешнеполитической деятельности на различных направлениях представляют особую значимость для понимания мотивов европейской политики в рассматриваемых регионах.

2 Communication de la Commission au Conseil et аи Parlement europeen sur "Les relations avec les Republiques transcaucasiennes - strategic de l'Union europeenne", COM(95) 205, Bruxelles, 31.05.1995.; Communication de la Commission au Conseil et au Parlement europeen sur "Les relations de 1'Union Europeenne avec le Sud de Caucase, dans le cadre des Accords de partenariat et de cooperation", COM (1999) 272 final, Bruxelles, 07.06.1999.

3 Communication de la Commission au Conseil et au Parlement europeen sur "Les relations avec les republiques d'Asie centrale - strategic de l'Union europeenne", COM(95) 206, Bruxelles, 9.06.1995.

4 См. напр.: Communication de la Commission au Conseil et au Parlement europeen: «La dimension exterieure des reseaux transeuropeens d'energie», COM (97) 125, Bruxelles, 26.03.1997.; Communication from the Commission on Conflict Prevention, COM(2001) 211 final, Brussels, 11.04.2001.

5 Commission Europeenne, Livre Vert «Vers une strategie europeenne de securite d'approvisionnement energetique», COM (2000) 769 final, Bruxelles, 29.11.2000.
Не менее важную роль в исследовании политики ЕС в Закавказье и Центральной Азии играют «Белые книги»6 Европейской Комиссии, содержащие предложения по проведению скоординированных действий Союза на определенном направлении. Этот тип документов представляет собой сумму официальных предложений, и являются одновременно инструментом претворения этих предложений в жизнь. Очевидно, что исследование такого типа документов необходимо для изучения скоординированной политики ЕС в регионах.

Наконец, к этой же группе источников Европейской Комиссии относятся документы, разработанные в рамках программы Технического содействия государствам СНГ ТАСИС (Technical Assistance for the Commonwealth of Independent States), разработанной в 1991 г.7 В число этих документов входят региональные и национальные программы действий, последние включают государственные программы и программы малых проектов. Региональные программы не нацелены на определенную страну и осуществляются наряду с национальными программами действия. В число таких программ входят Программа трансграничного сотрудничества и Программа ядерной безопасности. Двумя основными программами в этом контексте, которые представляют наибольший интерес для данного исследования, являются программы ТРАСЕКА и ИНОГЕЙТ.

Для изучения реализации программ большое значение имеют исследования эффективности осуществляемых программ, проводившиеся специальным аналитическим департаментом Европейской Комиссии совместно с независимыми аналитическими центрами по заказу Комиссии8. КЕС привлекает экспертов для оценки деятельности в рамках ТАСИС по всем направлениям с целью определить условия и последствия своих действий и решений.

6 Commission Europeenne, Livre Blanc «Une politique energetique pour l'Union europeenne», COM (95) 682, Brussels, 12.12.1995.

7 Документы программы ТАСИС доступны на: http://www.europa.eu.int/comm/external relations/ceeca/tacis/index.htm

8 См. напр.: Evaluation of TACIS Regional TRACECA Programme, Final report, July 2003.
Большое значение при рассмотрении политики Европейского Союза в Закавказье и Центральной Азии имеет привлечение документов Совета Европейского Союза. В диссертационном исследовании были использованы итоговые резолюции заседаний Совета9; общие позиции и совместные действия10, другие решения Совета юридического характера11; официальные заявления страны - председателя ЕС12, программы действий на период председательства13.

Общую картину подходов Европейского Союза к Закавказью и Центральной Азии дополняют документы Европейского Парламента: резолюции14, протоколы дебатов пленарных заседаний, доклады профильных комитетов15; последние, как правило, готовятся для выработки резолюций на обращения Комиссии. Парламентские документы носят консультативный характер и имеют ограниченное влияние на проведение европейской внешней политики.

К числу источников, использованных в данном исследовании, относятся также выступления, интервью и заявления официальных представителей ЕС, доступные на официальном сайте Европейского Союза16. Такие документы

9 См. напр.: Helsinki European Council, 10-11 December 1999. Presidency conclusions // http://ue.eu.int/ueDocs/cms_Data/docs/pressData/en/ec/ACFA4C.htm

10 См. напр.: Council Joint Action 2003/496/CFSP of 7 July 2003 concerning the appointment of an EU Special Representative for the South Caucasus // OJ, L 169/74, 08.07.2003.

11 См. напр.: Resolution du Conseil sur le Livre Blanc intitule «Une politique energetique pour rUnion europeenne», 08.07.1996 (96/C 224/01); Council Decision of 22 January 2001 setting up the Political and Security Committee // OJ, L027, 30.01.2001

12 См. напр.: Declaration by the Presidency on behalf of the European Union on the Presidential elections in Georgia Brussels, 9 January 2004 5083/1/04 REV 1 (Presse 5)

13 См. напр.: Programme of the Swedish presidency of the European Union, 1 January to 30 June 2001. http://eu2001.se/static/pdf/program/ordfprogram eng.pdf

14 См. напр.: European Parliament Resolution on the visa regime imposed by the Russian Federation to Georgia, 18 January 2001.

15 См. напр.: Napoletano P. Report on 'Wider Europe - Neighbourhood: A New Framework for Relations with our Eastern and Southern Neighbours', European Parliament, Committee on Foreign Affairs, Human Rights, Common Security and Defence Policy, 5.11.2003, A5-0378/2003 final.
являются своего рода дополнительным и вспомогательным источником и зачастую необходимы для более четкого понимания официальных документов.

К числу дипломатических документов относятся двусторонние Соглашения о партнерстве и сотрудничестве17, подписанные ЕС с государствами Закавказья и Центральной Азии.

В ходе работы были также использованы базовые документы сотрудничества Россия - ЕС18, анализ которых необходим для более четкого понимания динамики формирования международных отношений на постсоветском пространстве.

Для наиболее полного рассмотрения проблематики политики ЕС в Закавказье и Центральной Азии в исследовании использовались документы различных европейских аналитических центров. Не отражая официальную позицию ЕС по данным вопросам, эти документы позволили сформировать разностороннее видение заявленной тематики.

Значительный интерес в этом контексте представляет изучение аналитического доклада по Кавказу, подготовленного Сетью по предотвращению конфликтов (СПК). Сеть была создана в 1997 году для осуществления координации между Европейской Комиссией, Европейским Парламентом и внешними исследовательскими центрами. Задачей СПК является помощь различным Генеральным директоратам Комиссии и Европейскому парламенту в формулировании политической линии; для этого предполагается организация соответствующих научно-практических семинаров и круглых столов и написание аналитических докладов, содержащих политические рекомендации.

17 Тексты всех договоров доступны на: http://www.europa.eu.int/comm/external relations/ceeca/pca/index.htm

18Соглашение о партнерстве и сотрудничестве Россия - ЕС 1994 г., Коллективная стратегия Европейского Союза в отношении России 1999 г., Стратегия развития отношений РФ с ЕС на среднесрочную перспективу (2000 - 2010 гг.) 1999 г., «дорожные карты» четырех общих пространств 2005 г.;

на русском языке доступны на официальном сайте представительства Европейской Комиссии в Москве: www.eur.ro
в 1998 году по заказу Европейской Комиссии аналитики СПК подготовили аналитический доклад по проблемам Кавказа, который затем был опубликован19. Исследование регионального контекста во многом ограничивалось рассмотрением энергетического потенциала. В силу ряда причин внутреннего характера содержание исследования было довольно скромным, и предлагаемые рекомендации ограничивались детализацией управления программ помощи, существующих на тот момент у Комиссии. Анализ данного исследования в нашей работе позволил дополнить основные тенденции развития политики Европейского Союза в отношении Закавказья в период с 1993 по 1998 гг.

При рассмотрении документации аналитических центров наиболее интересен независимый Центр европейских политических исследований (СЕПС)20, имеющий значительный авторитет как среди экспертов, так и в правящих кругах ЕС. Такое место позволяет аналитикам Центра инициировать широкое обсуждение актуальных, на их взгляд, проблем внутренней и внешней европейской политики, которое может иметь определенное влияние на конкретные решения в рамках ЕС.

Важнейший интерес для диссертационного исследования представляет инициатива «Пакта стабильности для Кавказа», разработанного экспертами СЕПС в 2000 году21. Этот документ консультативного характера, предлагающий схему международного сотрудничества для стабилизации Кавказа, имел достаточно широкий резонанс в европейских, российских и закавказских экспертных и политических кругах. Анализ документа, а также различных реакций на него позволяет расширить рассмотрение деятельности Евросоюза на данном направлении.

19 Rethinking European Union Relations with the Caucasus / ed. by Rienhardt Rummel, Claude Zullo. - Baden-Baden: Nomos Verlagsgesellschaft, 1999. - 144p.

20 www.ceps.be

21 Celac S., Emerson M., Tocci N. A Stability Pact for the Caucasus. A Consultative Document of the CEPS Task Force on the Caucasus. - Bruxelles: CEPS, 2000. - 76p.; Emerson M., Tocci N., Prokhorova E. A Stability Pact for the Caucasus in Theory and Practice - A supplementary note. - Brussels: CEPS, September 2000.
Важное место в изучении деятельности ЕС в сфере конфликтного урегулирования занимают документы Международной кризисной группы22, неправительственной организации, сотрудники которой занимаются исследованием конфликтов и потенциальных кризисов по всему миру, публикуют аналитические доклады, основанные на полевых исследованиях, и разрабатывают рекомендации, адресованные политическим кругам. В число документов Кризисной группы входят еженедельные бюллетени, содержащие актуальную информацию о конфликтах и кризисах во всем мире, и ежемесячные доклады, подготовленные по географическому23 или тематическому24 принципу. Фактологические данные, содержащиеся в этих документах, представляют несомненный интерес для диссертационного исследования.

Помимо документов Евросоюза для проведения данного исследования необходимо было привлечение документов других европейских институтов. Так, для изучения вопросов безопасности особое значение представляют документы Западноевропейского Союза (ЗЕО и Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ)25.

Значительную роль в подготовке исследования сыграли личные интервью, проведенные автором в октябре — ноябре 2004 г. с ответственными сотрудниками европейских институтов, задействованными в разработке политики ЕС в Закавказье и Центральной Азии. Для формирования наиболее целостной картины были проведены беседы с действующими и бывшими сотрудниками Европейской Комиссии (отдел Закавказья и Центральной Азии Генерального департамента внешней политики, отдел по предотвращению конфликтов и кризисному урегулированию Генерального департамента внешней политики, Европейский офис помощи и сотрудничества), Европейского Совета (Отдел политического планирования, Генеральный секретариат), Европейского Парламента. Данные встречи позволили автору

22 www.crisigroup.org

23 См. напр.: Georgia: What Now? - Crisis Group Europe Report №151. Brussels, 3 December 2003.

24 См. напр.: EU Crisis Response Capability Revisited. - Crisis Group Europe Report №160. Brussels, 17 January 2005.

25 доступны соответственно на: www.weu.int и www.osce.org
получить интересные и содержательные комментарии по многим аспектам исследуемой темы, позволяющие увидеть изнутри механизмы политики ЕС в Закавказье и Центральной Азии. Полученные ответы стали важным дополнением к официальным источникам и позволили всесторонне рассмотреть заявленную тему.

Научную литературу, использованную при подготовке диссертационного исследования можно разделить на три категории: работы по проблемам внешней политики и безопасности Европейского Союза, исследования международных отношений в регионе, а также узкий круг работ, посвященных отдельным аспектам политики ЕС в Закавказье и Центральной Азии.

Изучение литературы первых двух категорий является необходимым для данного исследования, так как, с одной стороны, они позволили понять внутренние механизмы выработки европейской политики, а с другой стороны, систематизировать знания о месте региона в международных отношениях.

Необходимую базу для исследования внешней политики ЕС представляют издания Ассоциации европейских исследований (АЕВИС) «ЕС: факты и комментарии» и «ЕС: прошлое, настоящее, будущее», а также проблемно-тематические сборники статей, подготовленные в ИНИОН26 и Институте Европы РАН27.

Привлеченные в ходе работы статьи и монографии отечественных исследователей проблематики внешнеполитической идентичности Европейского Союза В.Г.Барановского, Ю.А.Борко, Д.А.Данилова,

26 См. напр.: Европа в изменившихся политических условиях. - М.: ИНИОН, 1998.; Европа и мир: пробл.-тем. сборник / РАН ИНИОН. - М., 2000. - 275 с. Актуальные проблемы Европы. Европа: смена вех? = Urgent Problems of Europe. Europe: Changing the Guidelines?: Сборник статей / ИНИОН РАН; Ред.-сост. Ю.А. Гусаров. - М., 2002. - (Европа. XXI век. № 1).

27 См. напр.: Заглядывая в XXI век: Европейский Союз и Содружество Независимых Государств / Ин-т Европы РАН. - М.: Интердиалект +, 1998. - 326 с; Многоликая Европа: пути развития / Ин-т Европы РАН; Отв. ред. М.В. Каргалова. — М.: Интердиалект +, 2002. - 420 с, ил. - Памяти Н.А. Ковальского
В.В.Журкина, В.Г.Шемятенкова сыграли важную роль в формировании авторской концепции.

В том, что касается механизмов выработки решений, необходимо особо выделить работу В.В.Журкина «Европейский Союз: внешняя политика, безопасность, оборона» . Автор акцентирует внимание на внутренних механизмах и проблемах принятия решений в обозначенных сферах. Четкое понимание этой проблематики безусловно необходимо для адекватного восприятия внешнеполитических действий ЕС.

Нельзя не отметить, что проблематика общеевропейской внешней политики гораздо полнее изучена в западной историографии. В число исследований по этой проблеме входят работы, посвященные месту ЕС на мировой арене29, формированию и реализации внешней политики ЕС30, механизмам выработки внешнеполитических решений в рамках Евросоюза и роли различных акторов во внешнеполитическом процессе31.

Большое значение в подготовке диссертационного исследования сыграли работы, посвященные рассмотрению экономических инструментов внешней политики ЕС32. В данном контексте хотелось бы отдельно выделить

28 Журкин В.В. Европейский союз: внешняя политика, безопасность, оборона / В. В. Журкин; Ин-т Европы РАН. - М., 1998. - 62 с. - (Доклады Института Европы; Т. 47).

29 См. напр.: Piening Ch. Global Europe. The European Union in World Affaires. -London, 1997; Bretherton, Ch., Vogler, J. The European Union as a global actor. -London: Routledge, 1999. - 316 p.

30 См. напр.: A Common Foreign Policy for Europe? Competing Visions of the CFSP. Ed. by Peterson J., Sjursen H. - London: Routledge, 1999.; Foreign and Security Policy in the European Union / Ed. by A.Eliassen. - London: Sage Publications, 1998. - 246 p.; Foreign Policy of the European Union: From EPC to CFSP and Beyond. - London: Lynne Rienner, 1997.-406 c.

31 См. напр.: Peterson, J., Bomberg, E. Decision-making in the European Union. - New York: St.Martin's Press, 1999. - 339 p.; Policy-Making in the European Union / Ed. by Wallace H., Wallace W., 4th edition. - Oxford University Press, 2000.; The Actors in Europe's Foreign Policy / Ed. by C. Hill. - London/New York: Routledge, 1996. - 316p.

32 См. напр.: Wilde d'Estmael de, Tanguy. La dimension politique des relations economiques exterieures de la Communaute europeenne - Bruxelles: Bruylant, 1998. -445p.
работу М.Айрала33, который предлагает подробный анализ общей энергетической политики ЕС. Это исследование представляет особый интерес, так как энергетическая составляющая занимает одно из центральных мест в политике ЕС в регионе.

Отдельный блок исследований посвящен региональной проблематике: вопросам энергетического потенциала региона, рассмотрению роли внешних игроков в региональных конфликтах и интересов различных региональных и внерегиональных сил в Закавказье и Центральной Азии.

Наиболее полное отражение эти проблемы нашли в коллективных монографиях, посвященным региональным проблемам: «Европа и Россия: проблемы южного направления»34, «Восток/Запад: Региональные подсистемы и региональные проблемы международных отношений»35, а также «Южный фланг СНГ. Центральная Азия - Каспий - Кавказ»36, где в рамках широкого комплексного подхода к анализу региональных проблем особое внимание уделяется рассмотрению региональной политики различных заинтересованных государств, таких как Иран, Турция, Китай, Россия и США.

Особый интерес представляют работы, в которых Закавказье, Центральная Азия и выделяемый отдельно Каспийский регион рассматриваются как комплекс общих экономических, внутри- и внешнеполитических взаимосвязей. В этой связи необходимо отметить коллективные монографии Djalili M.-R., Kellner T. Geopolitique de la nouvelle Asie centrale: de la fin de l'URSS a l'apres 11 septembre. PUF; 2003. - 587 p. и

33 Ayral M. Politique energetique europeenne: la dimension exterieure // Droit communautaire de l'energie. - Paris: Joly ed., 1997.

34 Европа и Россия: проблемы южного направления: Средиземноморье-Черноморье-Каспий / Ин-т Европы РАН; Ред.: В.В. Журкин и др. - М.: Интердиалект +, 1999. -660с.

35 Восток/Запад: Региональные подсистемы и региональные проблемы международных отношений: Учебное пособие / Под ред. А.Д. Воскресенского - М.: РОССПЭН, 2002. - 528 с.

36 Южный фланг СНГ. Центральная Азия - Каспий - Кавказ: Возможности и вызовы для России / Под ред. М.М. Наринского, А.В. Мальгина; МГИМО(У) МИД России; ИНО-Центр. - М.: Логос, 2003. - 370 с.
Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 23348.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.