У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Ценности и оценки в социологии медицины
Количество страниц 146
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 23406.doc 
Содержание Содержание
Введение...3

Глава 1 МЕТОДОЛОГИЯ ЦЕННОСТНОГО ПОДХОДА В СОЦИОЛОГИИ МЕДИЦИНЫ ...10

1.1 КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К

ЦЕННОСТНЫМ ПРОБЛЕМАМ МЕДИЦИНЫ...10

1.2. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ ЦЕННОСТЕЙ В МЕДИЦИНЕ...24

1.3. СОЦИАЛЬНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ЦЕННОСТЕЙ В МЕДИЦИНЕ...46

Глава 2. БИНАРНОСТЬ ЦЕННОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В МЕДИЦИНЕ...59

2.1. АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...59

2.2. ПЕРСОНИФИКАЦИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К БОЛЕЗНИ...84

Глава 3. РОЛЬ ЦЕННОСТЕЙ В СТАНОВЛЕНИИ ВРАЧА...102

3.1. ПРОБЛЕМА ЦЕННОСТЕЙ ВРАЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В ЗАПАДНОЙ СОЦИОЛОГИИ МЕДИЦИНЫ...102

3.2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ЦЕННОСТНОГО ПОДХОДА В СОЦИОЛОГИИ МЕДИЦИНЫ...125

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...145

БИБЛИОГРАФИЯ...147


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. определяется непростой ситуацией, сложившейся в отечественной медицине в последние годы. Коммерциализация? медицинской деятельности поставила под сомнение традиционные ценности врачебной профессии. Кроме того, длительный период существования бесплатной медицинской помощи сформировал настолько устойчивые патерналистские ориентации в массовом сознании, что переход на рыночные отношения в здравоохранении стал безусловным разочарованием для людей; каждый из которых является актуальным или потенциальным пациентом.

Бескорыстность врачебной деятельности, ее альтруистический характер, на? котором настаивал еще Т.Парсонс, были поставлены под сомнение. Это вызвало недоверие к врачам, а заодно и к власти, проводящей соответствующие реформы.

С другой стороны, сами врачи оказались в ситуации ролевого конфликта, когда они должны оказывать помощь каждому в ней нуждающемуся, и в то же время, брать плату за лечение - со страховых компаний или с самих пациентов, независимо от того, способны ли объекты медицинской помощи оплатить предоставленные услуги.

И, наконец, с третьей стороны, возникла проблема подготовки медицинских кадров. Не в плане профессиональных знаний, а в отношении тех ценностных установок, которые: интериоризируются личностью bv процессе обучения медицинской профессии. Прежняя'модель воспитания в духе высших духовных ценностей, которые затем- служили основанием для формирования операциональной ценностной структуры личности, уже не работает. А утилитаристский подход противоречит как национальной традиции, так и представлениям о социальном статусе врача.

В ситуации аксиологической дезориентации в медицине, очевидно, нельзя обойтись данными прикладных исследований, чтобы решить

проблему. Необходимо изучить методологические основания медицинской аксиологии и сделать выводы об их социологических следствиях.

Степень разработанности проблемы. Аксиологическая проблематика в современной науке является одной из самых популярных. В то же время существует известный разрыв между теоретическими изысканиями и, их социологической интерпретацией: Нам представляется, что преодолеть этот разрыв можно в категориальном поле социологических теорий среднего уровня, к которым.какраз и»относится социология медицины. Для такого исследования необходимо обратиться к следующим направлениям в науке о ценностях.

1. В культурологии; а лучше сказать - в философии культуры, приянто считать, что ценности образуют единую систему, действующую по типу живого организма, где есть главный системообразующий фактор^ который t интегрирован в каждой подсистеме, этот фактор представляет не только идеальное образование, но и воплощен в материальном 1> носителе, организующем социальную жизнь. Все вместе эти системы образуют очень устойчивые конфигурации, которые меняются на протяжении жизни нескольких поколений и для современников • изменений не всегда заметны и тем долее осознаваемы. Наиболее интересными в этом плане представляются работы O.F. Дробницкого, Р;Твордини, А. Моля, Э. Кассирера, B.G. Степина.

2. Социологическое понимание ценностей: подразумевает их анализ через категории социальной; реальности, в которую входят в качестве основных структур само; общество, его основные единицы структуры, группы, индивиды как носители социальных отношений. В теории функционализма, символического интеракционализма и многих других ценности^ рассматриваются как реальности, обеспечивающие единство общества как целостной системы. Наибольший интерес для нашего исследования представляли работа таких авторов как Т. Парсонса, Я. Щераньского, П. А. Сорокина.

3. В биоэтике проблема ценностей медицины является центральной, но, несмотря на высокую ценность существующих исследований, они,, в известной степени абстрагируются от рассмотрения аксиологического поля в целом, сосредотачивая свое внимание на моральной стороне медицинской деячтельности. Тем не менее мы обнаружили много ценных идей в работах таких авторов как Б.Г.Юдин, ПД.Тищенко, Х.Тирас, И:В.Силуянова и др;

4. В западной социологии; медицины аксиологический анализ представлен в основном ¦ в утилитаристском ключе. Прагматический подход допускает иные направления исследования, но сам их не содержит. Здесь наиболее яркими примерами ¦- являются исследования Mishler, 1990, Elliot Freidson,1970, Fadiman,1997, Scully, 1994, Lorber, 1984, Bodenheimer, 1999, Stimmel' 1992, Naylor, 1995, Leape, 1994, Feudtner, 1997. В отечественной социологии медицины мы можем сослаться только на труды А.Решетникова, С.Ефименко, О.Щепина, И.Чудиновой.

Таким образом, имеется достаточно развитая методологическая база, для исследования социологического смысла проблемы ценностей в медицине и, в то же время, нет работ, которые были бы специально посвящены этой теме.

Цель исследования - выяснить специфику ценностного поля; медицины для оптимизации процесса? подготовки и функционирования! социальной группы врачей.

Цель исследования реализуется в решении следующих научных задач:

описать методологию ценностного подхода в социологии

медицины (культурологическое и социологическое

направление);

объяснить социальную обусловленность ценностей в медицине;

проанализировать бинарность ценностных отношений в

медицине (ценности врачебной деятельности и ценностное

отношение к болезни);

показать способы применения аксиологических методик к изучению процесса становления врача - на материале западных и отечественных конкретных социологических исследований.

Методология исследования основана на теоретическом синтезе культурологического и социологического подходов. В диссертации используются общенаучные методы - системный подход, структурно-функциональный' анализ, а также методы постмодернистской социологии культуры. В; работе над третьей главой диссертации* автор использовал методы конкретных социологических исследований - анкетирование, интервью, наблюдение.

Объект исследования - система взаимоотношений в медицине (врачи и пациенты).

Предмет исследования — ценности медицинской деятельности и ценностное отношение к болезни.

Гипотеза исследования. Ценности в медицине имеют биосоциальную природу, однако, в процессе технологических и социально-экономических перемен в обществе, актуализируется именно их социальная составляющая. При этом наблюдается вытеснение высших духовных ценностей как установок на приобретение врачебной профессии Г утилитарными ценностными ориентациями. С одной стороны, это необходимо и оправдано, поскольку медицина как социальный институт претерпевает те же изменения, что и другие институты общества. С другой стороны, должна существовать мера деформации ценностного поля, превышение которой элиминирует профессиональную специфику медицинской деятельности. Диссертант предполагал доказать, что существует генетическая связь между высшими ш утилитарными ценностями в медицинской: деятельности, превалирование одних над другими носит периодический характер и соответствует макросоциальным изменениям. Базовое медицинское образование должно быть ориентировано на высшие ценности профессии -гуманизм, альтруизм, самоотверженность, автономию личности.
Операциональные ценности усваиваются в ходе клинической практики только на основе базовой персонифицированной ценностной системы.

Научная?новизна исследования^состоит в объяснении соотношения; высших и утилитарных ценностей медицинской деятельности как первичных и вторичных, независимо от изменения макросоциальной ситуации \ остающихся статусными* для врача, а также в; экспликации механизма? их интериоризации в процессе становления врача:

Научная новизна раскрывается в положениях, выносимых на защиту::

Г. Вокруг медицины i складывается несколько слоев ценностей: а) представление о том; какой должна быть медицина (идеал), б) представление о личности врача, исходящее из идеального образа, в) ценностные суждения опережающие уровень научных знаний» существующих на данный момент, г) социокультурная: среда; влияет на^ объяснительные схемьи принятые в медицине, которые входят в деятельность врача.

2. Деятельность со стороны профессионала; обращенная к частному интересу пациента традиционно осуждалась в обществе в угоду установлениям институтов и нормативам, которые должны были поддерживать определенную тенденцию развития общественной системы. Изменение нормативов вызвало и изменение оценок действий врача; Но эта Ф, закономерность касается только норм медицины как института.

3: Одно из противоречий современной ситуации, встречи врача и пациента состоит в том, что сталкиваются две разные системы оценивания деятельности и ее результатов - нормативная и ценностная. Нормативная! охватывает и * фиксирует ситуацию «здесь г - теперь», являясь одномерно -плоскостной, ценностная? — несколько сфер,*., встроенных друг в. друга и настолько переплетенных, что предпочитаемая пациентом - для; врача может теряться;

4. Спецификой ценностной стороны медицинской деятельности; является* следующие: а) сам способ объяснения болезни входят в деятельность как ее компонент; б) во взаимодействии, врача и пациента
происходит обмен ценностями; в) этическое: знание, ценностное по существу, является! необходимым; элементом! практической врачебной? деятельности; т.е. само действует как фактор лечения. 5

51Формирование ценностной базы медицинской деятельности является острой проблемой в западной медицине, и социологи покатолько способны ее поставить, но не решить. Признавая, в принципе, методологическую роль культурологического решения проблемы ценностей! в медицине, западные социологи исследуют проблему в * операционалномг плане, не дифференцируя высшие ш утилитаристские ценности; Ценность отождествляется с полезностью, а обращение: к доказательной; медицине подчеркивает позитивизм социологического подхода: Тем не менее, смысловая конфигурация.»ценностей медицинской деятельности и * отношения к болезни остается? инвариантной; как для западной, так и для отечественной социологии медицины.

6. Интерес к профессии врача? у абитуриентов медицинских вузов коррелируется с приписыванием данной? профессии- высших общечеловеческих ценностей; У выпускников эта ориентация меняется в пользу утилитарных ценностей.; хотя они и не вытесняют полностью базовые установки: Поэтому необходимо* специальное воздействие; агентов социализации^ по? актуализации; для; студентов-медиков - связи* базовых (высших) и прикладных (утилитарных) ценностей:

Теоретическая и практическая! значимость исследования заключается в том, что его выводы могут быть основой для аксиологической; составляющей^ непрерывного медицинского образования? Они; также являются методологической; базой; для разработки программ исследований в*. социологии медицины ( образ врача, институциональный статус медицины , критерии профессионального отбора в-- медицине и т.п.). Материалы диссертации могут быть использованы в учебных курсах философии,;

культурологии, биоэтики, социологии и психологии в медицинских вузах и системе постдипломного медицинского образования.

Апробация работы. Диссертант представлял результаты исследования на научно-практических конференциях различного уровня. По материалам исследования опубликовано 15 научных работ. Имеются акты внедрения на разработанные и прочитанные диссертантом учебные курсы по проблеме исследования.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Объем диссертации 156 страниц. Содержит 14 рисунков, 7 таблиц. Список литературы включает 138 источников.

Глава 1. МЕТОДОЛОГИЯ ЦЕННОСТНОГО ПОДХОДА В

социологии медицины шлсультурологический подход к ценностным

ПРОБЛЕМАМ МЕДИЦИНЫ!

В культуре ценности образуют единую систему, действующую по типу живого организма, где есть главный- системообразующий фактор, который интегрирован* в каждой подсистеме, этот фактор? представляет, не только идеальное образование, но и воплощен < в материальном носителе, организующем социальную? жизнь. Все вместе эти системы образуют очень устойчивые: конфигурации,, которые меняются на протяжении- жизни нескольких поколений, и для современников изменений не всегда заметны и тем долее осознаваемы.

Их основная функциональная задача состоит в том, чтобы обеспечивать формирование значимых ориентации, образцов поведения, стандартов для выбора в конфликтных ситуациях.

Коррелятом ценностной системы является сложное: образование, получившее название менталитета в трудах Бахтина, Гуревичаз и* других авторов [ 1 ]. Менталитет является устойчивым набором средств восприятия и -, объяснения мира, способным отторгать факты инойi культурной реальности. Менталитет не является однородным образованием^ поскольку охватывает и не вполне осознаваемые механизмы регуляции * поведения людей, и способы описания мира: и человека, и приемы размышления над проблемами собственного существования. Особое значение могут иметь сложные социальные чувства, которые основываются; на' базовых: ценностях и являются важными для взаимопонимания людей разных культур [2].

Bs структурно - функциональном понимании общества« четко разделяется социальная и культурная сферы [3]. Организующей сферой считается культурная с ценностями i в центре, социальная же структура организуется вокруг норм. Эта закономерность проявляется и на уровне
личностной структуры. Дробление психического образа «Я» у современного человека связано с дискретностью его ценностного поля. Если в личностной структуре самореализация связана' с: ценностями, ш является средством-восстановления; целостности индивида; выводящим, его на, смысло содержащие слои деятельности, то ролевая (социальная) структура обращена к дискретному существованию. Поэтому при деформациях ценностного поля обществам на личностном уровне возникает перекос между рефлексией* над нормативной* стороной5 деятельности- m ее: ценностным^ основанием? и собственной самооценкой;

Принципы; целостности <• и относительности, играющие большую роль в современной? шкале ценностно - оценочных суждений, существенно влияют на определение нормы, должного, прекрасного и других ценностных категорий; В* своем; крайнем; выражении этот принцип* прозвучал в= тех концепциях, которые объявляли несравнимость культур, в; силу отсутствия единого критерия, общего для всех для; сравнения их по ценностным координатам* [4]. Более умеренными- вариантами? такош точкш зрениям являются те концепции, которые настаивают на том; что каждую культуру можно понять только изнутри, в? соотнесении с ее собственными координатами, устанавливающими: темп,-порядок и«цель*движения? внутри самой культуры [5]; В таком подходе существенным представляется то, что действие становится > понятным; при? условии распредмечивания* его смысла; соотнесенного с координатной сеткой культуры самой в себе. В современном т мире с его растущими информационными* сетями; элементые культур находятся! вiсложном*взаимодействии,.которое не является суммарным! или даже развивающимся по принципу «снятия». Одной из проблем современного- культурного мира является проблемам «делания? Чужого Своим», здесь возможны: несколько» следствий; имеющих значение для; воспринимающей? и отдающей культур. Во — первых, возможно; в? целях лучшей адаптации чужого пойти на уменьшение этой чуждости вплоть до ее уничтожения. Другой вариант, переход его в те сферы, которые значительно
изолированы от основного блока культурных ценностей. В таком случае они превращаются i в культурно — оранжерейные образования; служащие для особого имиджа или \ подчеркивающие необычность носителя их. И; наконец, третий! вариант, прш котором* чужие: ценности? случайно в смысловой; ориентационной частш совпадают и= как бы продолжают или* усиливают смысловое поле носителя, переименовывая ценности, при этом оставляя его в поле- прежних ориентации* менталитета: Существование этош предельно обобщенной; идеш культуры подобно коллективному бессознательному, которое само не имеет формы, но присутствует во всех явлениях культуры, проходя через: фильтры символических организующих его форм > и спускаясь далее к тому, что мы; называем смыслами! значениями^ угасая в мотивациях ш целях. Происхождение этой: обобщенной- идеи имеет двоякую природу: Либо она!формируется; стихийно, одновременно во всех сферах культуры и« социальной жизни; разрабатывающих и реализующих ее самостоятельно, либо есть» результат выработанности, который* является; величиной в некоторой? степени^ воображаемой, не обладающей свойствами? социальной: плоти, поскольку они'. - остатки" прежних культурных форм; бывших долгое историческое время в центре социальной жизни; ш поэтому замененных новой обобщающей идеей культуры, выработанной в культуропроизводящих сферах.

Как быsто ни было, наличие такойI обобщающей. идеи рассматриваетсяi во»многих трудах, посвященных этой! проблеме: Одним- из; первых обратил внимание на= эту сторону существования культуры- КЯсперс: в своей концепции* [6]J осевого времени, где: он? рассмотрел не только единство культуры, внутри* себя! самой, но^ единство» осей! разных культур;, обозначающих границы определенного культурного мира: Однако эти осевые ценности, как и< всякие осш являются? величиной; в; некоторой* степениг воображаемой не обладающей свойствами социальной плоти; поскольку они могут использоваться как ориентиры только пройдя; через названные фильтры и приобретая свойство общепризнанности хотя бы в своей основной
социально - ориентационной части и функции консолидации и делания понятными действия людей не только своей, но и чужой культуры.

Эта идея получает развитие в социологии П. Сорокина [7], в философии Э.Кассирера, в отечественной философии - у B.C. Степина. Кассирер для объяснения этой закономерности вводит особое понятие «индекс модальности», который помогает выявить особенности существования ценностей в разных формах человеческой деятельности и духовной жизни. В- сферу конкретной деятельности эта обобщенная идея попадает, пройдя барьеры нормативов и специфических информационных

сетей^ пропускающих в сферу деятельности только те объяснительные схемы м

из обширного массива культурных: блоков, которые на данное время

существования; общества признаны адаптивными ли, по крайней мере, неопасными для общих адаптивных механизмов системы.

(Проблемы причины, меры, нормы, являющиеся существенными для сфер деятельности, связанных с наукой^ напрямую связаны с контекстом культуротворческих форм, вписывающих бытие человека в бытие мира.

Понятие ценности широко используется в культурологических схемах

описания общества и личности. В этих схемах ценности' как понятие

достаточно вариативно и привязано как к целям исследования, так: и к

# конкретике явления, которое может быть описано в категориях культурной

реальности.

Для целей нашего исследования интерес представляют не все стороны культурологического анализа ценностных явлений, но лишь те, которые смыкаются с социологическими и индивидуально-личностными; закономерностями их существования.

Современные процессы, происходящие в настоящее время в; сферах человеческой деятельности вообще и в науках обращенных к человеку особенно, показывают еще раз, что целью культуры и цивилизации является не перестройка мира, как предполагалось во многих схемах, а перестройка

человека, как целостного существа, поскольку только он способен
производить нечто не только ориентируясь на законы природы, но и на законы, произведенные в собственном мире, выраженные в чистом виде в ценностях их наиболее абстрактном звучании [8].

Ценности могут быть также представлены как сеть универсальных категорий, в которых выражено единство данного общества на каждом этапе ее развития в качестве уникальной системы. Именно это >• свойство придает системе целостность, которая; однако не означает единообразия множества ценностных установок групп и индивидов, которые являются вариациями на тему некой основной базовой идеи культуры, интегрированной во многие отделенные друг от друга сферы существования групп и индивидов.

Ценностная ткань многих принципов человеческого существования изготавливается как бы впрок, т.е. без расчета на здесь-теперь реализацию, но как раз в этом выражается прогностическая роль ценностных структур, о чем пойдет речь немного ниже.

Появление новых ценностно-ориентированных регуляторов человеческой деятельности, например, биомедицинской этики; может потребовать некоторых изменений в структурах, связанных с ней и обуславливающих её существование и успешность реализации её принципов в медицинской деятельности.

1. Создание высокоинтегрированных систем с сохранением, принципов разнообразия.

2. Достижение «согласия» по базовым смыслам (значением культурной и социальной реальности).

3. Прояснение роли и смысла человеческого существования для; данной системы^ выходящее за рамки деклараций, имеющих отвлеченно-исторический смысл (свобода, братство, равенство и т.п.).

4. Введение дополнительных параметров - рисунков, оконтуривающих бытие человека, в которое должны войти традиционно-запретные табуированные вопросы и проблемы, стоящие на границах человеческого существования и запрещенные для рефлексии. В разных
культурах их удельный вес различен, но необходимо учитывать, что инерция таких блоков обладает большим ценностным запасом; и« её изменения могут иметь пофрагментный характер, что создает перекос или перехлест разных ценностных образований или производит весьма жизнеспособные, но. противоречивые ценностные ориентации групп или отдельных индивидов.

Биомедицинская этика в i своём* философско-этическом? и социальном ракурсах подразумевает наличие: хорошо интегрированной культуры и социальной структуры, сети встроенных в эту структуру особых социальных организаций, связанных с институтом медицины. Существенной также является связь с культурогенными структурами.

Многие возможности, находящиеся в распоряжении современной медицины, не являются средствами излечения' в их традиционном понимании, но являются средствами воздействия на природу человека, на те его свойства, которые всегда считались фатально заданными природой (телесные, умственные, психологические), В психологии даже появился термин; «биологическая судьба человека» [9]. При этом одним из свойств человеческого существа ив философии, ив социологии (функционализм) признавалась волюнтаристичность человека.

Новые методы воздействия на человека» дают возможность снять действительно фатальные ограничения жизнедеятельности индивида, с которыми; он: до этого вёл борьбу один на; один. Эти методы будучи применимы в массовом масштабе, потребуют радикальных изменений в устоявшейся системе стереотипов массового сознания, морали; того, что всегда считалось незыблемым; природно-заданным,. существующим на уровне инстинкта, родственного животному.

Кодекс биомедицинской этики отличается от кодекса медицинской деонтологии. Первая затрагивает более глубокие слои индивидуального существования и в то же время выходит на более широкий круг взаимодействий, чем отношения врач - пациент. Таким образом, она
способна интегрировать представления о человеке как целостной) реальности. и переводить эти представления s в план конкретной деятельности. Кроме того, она конкретизирует, переводя в план деятельности лге существенные для культуры категории, которые всегда были* прерогативой? наиболее обобщенных т.е. философских, этических и иных ценностно-содержательных форм духовной жизни;

Некоторые изменения, происходящие в структуре и динамике здоровья. Болезни популяции «человек» не подвластны медицине в той ее: форме, которая; существует, сейчас. Медицина вообще имеет дело с результатом, который сам имеет полипричинную обусловленность, и системный характер: Пожилые люди, хронические больные могут рассчитывать, только на профессиональную подсказку со стороны врача, а «вести» должны себя сами. Поэтому возрастает спрос на информацию со стороны пациента; И многие блоки i этого информационного поля t либо носят ценностный i характер, либо предназначены для успешного интегрирования ценностей; Эта информация •. не вписывается в рациональный дискурс медицины, но обладает большим энергетическим* потенциалом, мобилизующим? внутренние ресурсы индивида. Метод проб и ошибок по «шпаргалке» профессионала не всегда способствует мобилизации ресурсов личности^ поскольку неясен ни сам ,щ, принцип действия, ни успешность методов.

Биомедицинская этика может сыграть роль системного интегратора для сопряженных с медициной форм деятельности, обращенных непосредственно к интересам ? общества и одновременно индивида, согласуя несовпадающие: фрагменты, системы ценностей? ш целей. Эта? новая форма этического знания Ht способ регуляции отношений между людьми в особой сфере, содержащей» себе в сильно акцентированном виде обрисовку некоторых ценностей, является* осью; нисходя? по которой; ценности считавшиеся* до сих пор абстракциями, не встроенными» в человеческое бытие; становятся из невостребованных, изгнанных вообще из смысложизненной структуры, элементами -. этической регуляции и
позитивного настроя. Кроме того, они становятся существенными ориентирами для организации особого рода деятельности, имеющей связь с медициной, но медицинской не являющейся. Такой категорией; в свое время активно изгоняемой из массового сознания является понятие смерти и ее ценностно-смысловое поле. В ценностных конфигурациях [10] разных культур она. имеет разный облик и смысл, но в любых культурных контекстах она впаяна в жизнь, и сам облик ее в символическом выражении вполне человечен, или антропоморфичен (она одета, ходит, умеет пользоваться: человеческими орудиями, с ней даже можно договориться или напугать). То есть у нее есть гештальт, у нее есть, что еще более важно, Имя, которое, кстати, нуминозно, не произносимо, существует на границе конкретного, конечного бытия.

Современные технические возможности позволили раскрыть анатомию смерти, показав ее фазы и их привязанность к личностному началу и сразу же появилась проблема соотношения*ценностей жизни. Ее смысла и ценности смерти, как нш парадоксально это звучит. И здесь возникает ситуация аберрации ценностного поля. Так, инерционная*масса ценности жизни как таковой может в какой' то момент сыграть роковую роль для ценности другого порядка: не любая жизнь предпочтительнее смерти.

*, Непроясненность многих понятий; раскрывающих сущность жизни и

смерти, большая инерция стереотипов массового сознания, мифологем, приводит к противоречию, которое имманентно всегда, содержалось в этической сфере - между требованиями и правами индивида его способность и возможностью независимого суждения о своей жизни и общим интересом социума, который считается гарантом реализации интересов индивида.

Новая этическая система, исходя из категории качества жизни способна дать позитивный императив, тем более, что необходимость его обусловлена предельной исчерпанностью содержания прежних абстрактно звучащих ориентиров, имеющих декларативный характер.
Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 23406.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.