У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Правовая социализация студентов медицинский вузов
Количество страниц 153
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 23407.doc 
Содержание Содержание
ВВЕДЕНИЕ... 4

ГЛАВА 1. СТУДЕНТЫ-МЕДИКИ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА

1.1. Социальный статус студентов-медиков:

вопросы идентификации... 11

1.2. Мотивационно-ценностная база формирования правосознания студентов медицинских вузов... 25

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ПРАВОСОЗНАНИЯ В СИСТЕМЕ ПРАВООТНОШЕНИЙ В МЕДИЦИНЕ

2.1. Использование методов социологии медицины для

анализа правосознания студентов-медиков... 50

2.2. Значимость права в оценке студентов-медиков... 55

2.3. Формирование правосознания в процессе профессиональной социализации студентов-медиков... 69

ГЛАВА 3. ИСТОЧНИКИ И НАПРАВЛЕНИЯ ПРАВОВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ

3.1. Правовые знания в учебном процессе медицинского вуза... 97

3.2. Информационные потребности студентов по вопросам этики и права. Каналы информации: научная библиотека вуза и Интернет... 118

ЗАКЛЮЧЕНИЕ... 132

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ... 138

ПРИЛОЖЕНИЯ... 153


ВВЕДЕНИЕ.

Актуальность темы исследования.

Отношения людей в сфере медицины и здравоохранения (и прежде всего отношения «врач-пациент», «врач-государство») издавна опираются как на нравственные, так и на правовые нормы, в которых законодательно закрепляются личные, социальные, экономические, политические гарантии граждан данного государства. Естественно, что со временем в законодательстве происходят определенные изменения, старающиеся учесть существующие реалии общественной жизни. Так, в 1990-е годы в связи с переходом на путь рыночной экономики и актуализацией проблемы прав человека, в Российской Федерации был принят ряд новых законов: «О медицинском страховании граждан РФ», «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее организации», «О трансплантации органов и (или) тканей человека», «О защите прав потребителей» и др., а Конституция РФ 1993г. закрепила право граждан на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь. В «Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан» (1993 г.), в соответствующих разделах, прописаны права медицинских и фармацевтических работников и права отдельных групп граждан. Наряду с этим, есть множество других нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность в сфере медицины и здравоохранения. И число их постоянно растет. Таким образом, правовое обоснование врачебной деятельности становится одним из главных направлений развития здравоохранения в Российской Федерации.

При этом законодатель исходит из презумпции знания законов теми, кому они адресованы. Однако социологические исследования о знании врачами и пациентами законодательства (в первую очередь обращенного к ним), констатируют в целом «низкий» (по оценке исследователей) уровень правовой грамотности как у пациентов, так и у медицинских работников. Из-за этого сегодня все больше возникает проблем, связанных с нарушением
законодательства, неумением применять его; с нарушением прав пациента, который стал играть все более активную роль в лечебном процессе. Все это актуализирует проблему правовой культуры пациентов, медицинских работников и, соответственно, проблему правовой социализации студентов-медиков.

Степень разработанности проблемы.

В результате анализа публикаций по теме диссертационного исследования нам не удалось обнаружить работ специально посвященных правовой социализации студентов-медиков. В своем диссертационном исследовании мы использовали:

Работы, позволяющие взглянуть на студентов как на членов социальной группы, носителей определенных ценностей и норм, в том числе - правовых. В методологическом плане мы опирались на социально-ролевой подход, обоснованный Р.Мертоном, Т.Парсонсом, Ч.Кули, Я.Щепаньским, А.В.Решетниковым и др., а также на диссертацию Л.М.Медведевой (1997), специально посвященную медицинской интеллигенции. При социологическом исследовании мотивационно-ценностной базы студентов-медиков обращались к работам А.М.Изуткина, Ю.П.Лисицына, И.Ф.Матюшина, В.И.Петрова, Н.Н.Седовой, В.В.Власова, В.Б. Мандрикова, а также к диссертационной работе О.В.Канищевой «Ценности и оценки в социологии медицины» (2004).

Необходимо сказать о литературе по врачебной этике и медицинской деонтологии, биоэтике, которые имеют большое значение для формирования мотивации и восприятия правил и норм, в том числе юридических. Данный раздел глубоко разработан А.Я.Иванюшкиным, И.В.Силуяновой, Б.Г.Юдиным, Ю.М.Лопухиным, А.П.Зильбером, В.И.Петровым, Н.Н.Седовой, В.А.Галкиной, Н.В.Кудрявой, а также Р.Вичем и др. Мы придаем ему большое значение потому, что убеждены в том, что определяющей для правовой социализации является именно нравственная база личности. В силу этого, работы посвященные взаимосвязи права и
морали, были рассмотрены как методологические. В этом отношении особенно ценной является монография Н.Н.Седовой «Правовые основы биоэтики», в которой дан глубокий анализ взаимосвязи морали и права.

Наиболее ценными стали работы посвященные изучению феномена правосознания, которые имеют давние традиции. Это труды таких русских мыслителей-философов, правоведов, социологов прошлого, как И.А.Ильин, П.И.Новгородцев, Б.А.Кистяковский, П.А.Сорокин. Исследователи констатируют то, что, в отличие от своих западноевропейских коллег, которые истолковывали право как некий усредненный стандарт, русских мыслителей больше всего заботило сближение нормы с нравственным идеалом. В последующем о роли правосознания в формировании личности, о его связи с правовым и нравственным образованием и воспитанием писали и наши современники: В.С.Нерсесянц, Д.А.Керимов, Э.Ю.Соловьев, Ю.П.Кудрявцев, А.К.Уледов, А.П. Семитко, а из зарубежных - J.L.Tapp, L.Kohlberg и др.

Наряду с достаточно развитой методологической базой для исследования правосознания, имеется ряд работ (С.Л.Арутюнян (2000), А.В.Клочкова (1998)), непосредственно посвященных правосознанию студентов. Однако, объектом их изучения были студенты юридических факультетов, для которых правовые дисциплины являются

профилирующими. Одним из первых исследований 1990-х годов, посвященных изучению отношения студентов-медиков к жизненно-важным ценностям, было социологическое исследование В.В.Власова, А.В.Власовой, А.И.Мартынова «Фундаментальные права человека в глазах граждан и студентов-медиков» (Саратов, 1998).

Из других исследователей, работающих на стыке медицины и права, отметим специалистов в области судебной медицины и медицинского права: В.И.Акопова, Л.М. Бедрина, В.Н.Крюкова, Б.Н.Палкина, С.В.Шершавкина, Ю.Д.Сергеева, А.А.Мохова, М.Н.Малеину, А.В.Тихомирова и др., рассматривающих теоретические и практические вопросы законодательства,
юридической регламентации медицинской деятельности, ответственности за профессиональные и профессионально-должностные нарушения, преступления против жизни и здоровья.

Вопросам информированности врачей о законодательной базе, регламентирующей деятельность медицинского корпуса и о практическом применении этих знаний посвящены социологические исследования И.Б.Назаровой, Н.Н.Бондаренко, Л.В.Канунниковой, А.С.Антипенко и др. Их исследования позволили увидеть слабые места в процессе целенаправленной правовой социализации будущих врачей.

В основу экспериментальной части исследования положены работы В.А.Ядова, А.Г.Здравомыслова, Ж.Т.Тощенко, А.В.Решетникова, В.В.Деларю, которые позволили определить систему методов для достижения поставленных целей.

Целью данной работы является определение исходного уровня правовой культуры студентов-медиков и роли агентов социализации в повышении их правовой культуры.

Для достижения этой цели необходимо было решить следующие исследовательские задачи:

1. Определить специфику места студентов-медиков в структуре социальной группы студенческой молодежи и в составе профессиональной группы медицинских работников (медицинской интеллигенции).

2. Выявить ценностные ориентации исследуемой группы студенческой молодежи, влияющие на уровень их правосознания.

3. Выяснить и проанализировать уровень правовой подготовленности, правовой культуры студентов-медиков.

4. Оценить роль агентов этико-правовой социализации будущих врачей и выработать практические рекомендации по повышению эффективности этой деятельности.

Объект исследования: студенты медицинских вузов России.
Предмет исследования: динамика правосознания студентов медицинских вузов в процессе социализации.

Методологическая база исследования. Работа выполнена в категориальном поле социологии медицины. Однако, междисциплинарный характер проблемы обусловил применение методологии таких наук, как общая и прикладная социология, юриспруденция, аксиология, социология медицины, биоэтика. Применялись также системный и социально-ролевой подход, метод опроса, метод фокус-групп, клиент - ориентированный метод.

Гипотеза исследования. Стереотипное мнение о традиционном нигилистическом отношении многих граждан России к закону и об их низкой правовой грамотности подтверждается многими социологическими исследованиями. Выпускники медицинских вузов не составляют исключение. Считаем, что обозначенная ситуация является результатом подготовки врачей в медицинских вузах. В настоящее время стало очевидным то, что медицинские учреждения оказались в сфере правовой ответственности, а в медицинских вузах расширяется преподавание цикла правовых дисциплин. Исходя из этого, нетрудно предположить, что сегодняшние студенты-медики лучше ориентируются в общем и профессиональном законодательстве, чем их предшественники и будут работать с пациентами, опираясь на знание закона. Чтобы убедиться в правильности или ошибочности этого предположения, предпринято настоящее социологическое исследование.

Научная новизна диссертационной работы состоит в том, что впервые проведен комплексный социологический анализ формирования правосознания студентов медицинских вузов и разработаны рекомендации по повышению этого уровня.

Научная новизна диссертационной работы раскрывается в следующих положениях, выносимых на защиту:

1. Студенты-медики представляют собой особую социально

профессиональную группу. Она имеет общие признаки с социальной группой
молодежи (стадия социализации) и медицинских работников (специальная профессиональная подготовка).

2. Гуманистическая ориентация характеризует выбор профессии врача и присутствует на всем периоде обучения в вузе. При поступлении в медицинский вуз студенты, как правило, не ориентированы на приобретение правовых знаний, но убеждены в том, что медицинская деятельность должна быть жестко регламентирована. В процессе обучения студенты в большей степени ориентируются на правовую регламентацию своей будущей деятельности, чем на этическую.

3. Будущие врачи не видят разницы между формами ответственности, наступающей за правонарушения, не придают особой важности этому институту. Студенты особое значение придают уголовной ответственности, которая ассоциируется у них исключительно с преступлениями, представляющими серьезную угрозу для жизни и здоровья. Недостаток в знании профессионального и гражданского законодательства испытывают абсолютное большинство студентов: на пятом курсе - 74,7%, на шестом курсе - 79,0 %.

4. Студенты пятого и шестого курсов неотчетливо представляют себе права пациента. Информацию о правах медицинских работников практически не имеют, хотя предполагают, что эти права закреплены в Трудовом кодексе (48,5% и 58,1%) и «Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан» 21,6% и 45,2%.

5. Наиболее ярко выражена потребность в получении информации по этико-правовым вопросам, правам и обязанностям пациентов, медицинских работников наблюдаются у студентов старших курсов. При этом они предпочитают такие каналы информации как Интернет (27%) и библиотека (68%).

Теоретическая и практическая значимость работы состоит: а) в обобщении, систематизации разнообразного теоретического и эмпирического материала, работ, связанных с формированием правосознания

10 молодежи;

б) в результатах авторского конкретного социологического исследования правосознания студентов-медиков;

в) в попытке вывести на этой основе некоторые тенденции, характерные для практики правовой социализации студентов-медиков сегодня;

г) в определении роли таких агентов целенаправленной правовой социализации в медицинском вузе, как учебно-воспитательный процесс, научная библиотека и Интернет;

д) в анализе ряда рабочих программ в плане представленности в них правовой и этико-деонтологической проблематики с целью выявления неиспользуемых резервов правовой социализации будущих врачей.

Апробация работы.

Результаты исследования обсуждались автором на научно-практических и международных конференциях разных уровней («Социология медицины - реформе здравоохранения. I Всероссийская научно-практической конференция. Волгоград, 2004; «Единое информационное пространство России: Федеральный и региональные компоненты. Международная научная конференция. Краснодар, 2004; Волгоград, 2003; Волжский, 2003; Краснодар, 2003; Курск, 2004).

Структура и объем диссертации.

Диссертационная работа состоит из Введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Диссертация изложена на 160 страницах, содержит 25 таблиц, 17 рисунков. Список литературы включает 183 источника, в том числе 21 зарубежный.
ГЛАВА 1. СТУДЕНТЫ-МЕДИКИ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА 1.1. СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ: ВОПРОСЫ ИДЕНТИФИКАЦИИ

«Идентификация» (позднелат.) - отождествление, уподобление, опознание, установление совпадения объектов [1]. Метод идентификации в социологии уместен при экспликации субъектности определенной социальной группы в социетальных процессах. В нашем случае процедура идентификации преследует цель определить специфику места студентов-медиков в составе социальной группы студенческой молодежи и профессиональной группе медицинских работников (медицинской интеллигенции).

Студенчество — социальная группа, состоящая из молодежи, обучающейся в высших учебных заведениях. Существенная черта его -близость по характеру деятельности, интересам, ориентации к социальной группе интеллигенции, специалистов соответствующего рода деятельности [2]. Студенчество XX - XXI вв. - быстро растущая социальная группа молодежи. По статистике, количество студентов в мире стремительно растет. С 51 млн. человека в 1980 г. до 82 млн. человек в 1995 г. и до 97 млн. человек (по прогнозу) в 2010г. Растет оно и в России, примерно на 3-4 % ежегодно. На совещании по вопросам развития образования, проходившем в сентябре 2004г. (Ростов-на-Дону), отмечалось, что сегодня в России на 10 тысяч жителей приходится 370 студентов. Для сравнения: в Советском Союзе их было 170. Следовательно, данный контингент возрос в 2,5 раза.

Студенчество как специфическая социальная группа характеризуется своеобразными способами жизнедеятельности, т.е. особым образом жизни. В учебное и свободное время его социальная активность, физическая и психическая жизнедеятельность, любительские занятия, самостоятельная работа, ценностные ориентации и другие компоненты образа жизни характеризуются особым типом социальных связей. Так, с точки зрения
субъективной направленности образа мыслей, жизнедеятельность студентов характеризуется ориентацией на будущее, предвосхищением жизни, стремлением быстрого удовлетворения своих желаний, ситуацией выбора, формированием жизненных планов.

Обладая своей спецификой, студенчеству вместе с тем, присущи все основные свойства, которыми характеризуется данная социальная группа молодежи. Одним из важнейших показателей, по которому определяют соотнесенность к социальной группе молодежи является возраст. С понятием возраста связаны представления о необходимых знаниях, навыках, умениях, определенном поведении. В различные периоды жизни от человека ожидают разного поведения, и он, зная это, часто старается вести себя соответствующим образом. Возраст важен не только сам по себе, как биологическое состояние человека. Это не просто количество прожитых лет, а количество лет жизни в совокупности с тем, что принято называть духовным богатством личности, внутренним содержанием.

Ценностный статус молодежи определяется ее инновационным потенциалом, ожиданием свершений, ролью преемника ценностей предшествующих поколений, благодаря чему не прерывается связь времен. В результате смены поколений происходит не только процесс простого воспроизводства знаний, институтов образования и науки, но и обновление всей системы общественных отношений. Молодежь, призванная осуществлять передачу обновленного социокультурного опыта от одного поколения к другому, является решающим фактором в этом процессе.

Молодежь сегодня является самой изучаемой возрастной категорией населения. Более трети всех социологических исследований, проводимых в нашей стране, так или иначе затрагивают проблемы молодежи. Это закономерно: общество должно ориентироваться прежде всего на молодежь, ибо за ней будущее.

Одним из самых изучаемых направлений являются исследования профессиональных ориентации, жизненных планов молодежи. Этому
посвящены работы В.Т. Лисовского, В. Н. Шубкина, Г. А. Чередниченко, М. X. Титмы, В. Ф. Черноволенко, Д. Л. Константиновского, Ю. Н. Козырева, С. Н. Чистяковой, Н. И. Захарова и других. В них содержатся определенные методики анализа жизненных планов и ориентации молодежи на образование, профессию.

В структуре ряда некоторых исследований есть данные и о студентах-медиках, но они скупы и немногочисленны. Для примера сошлемся на одно из них. Так, в марте 1988 г. сотрудниками НИИ комплексных социальных исследований Ленинградского государственного университета совместно с отделом студенческой молодежи ЦК ВЛКСМ был проведен анкетный опрос студентов 11 ведущих вузов страны. В опросе приняли участие 1288 студентов следующих вузов: Московского высшего технического университета, Ленинградского университета, Минского института культуры, Ростовского института народного хозяйства, Рижского института гражданской авиации, Тбилисского университета, Красноярского инженерно-строительного института, Кишиневского медицинского института, Липецкого педагогического института, Ташкентского сельскохозяйственного института и Калининградского университета. Результаты опросов даны обобщенно, студенты-медики представлены в общей массе студентов, данные о них специально не выделялись. Ссылка на Кишиневский медицинский институт была лишь в вопросе: «Как вы обычно занимаетесь в течение семестра?». Ответили, что систематически — 33,0 %; время от времени — 54,3%; почти не занимаюсь, интенсивно работаю только в период сессии — 13,7 %. Больше всего занимающихся систематически оказалось в Кишиневском медицинском институте (69,0%), а меньше всего в Калининградском университете (15,0%) [3].

В исследовании В.Н.Шубкина, Д.Л.Константиновского, Г.А.Чередниченко «Когда наступает время выбора (Устремления молодежи и первые шаги после окончания учебных заведений)» изучаются и анализируются устремления и жизненные шаги одной из возрастных категорий молодежи 90-х годов (юноши и девушки, пришедшие в первые
классы школ во второй половине 80-х годов и окончившие в 1998 г. учебные заведения: средние школы, колледжи, училища, лицеи) [4]. Исследование осуществлено в Центре социологии и образования института социологии РАН. Высшие учебные заведения традиционно являются сферой, пользующейся большой привлекательностью у молодежи. В 1998 г., когда проводилось исследование, в вузы России было принято 829935 человек (данные Госкомстата России). Наибольшей популярностью пользовались специальности связанные с телекоммуникациями, юриспруденцией, информатикой, а также - медициной и экономикой. Престижность профессии медика всегда была высока. Однако, в рейтинге популярности среди выпускников средних школ г.Москвы профессия врача стояла на 11 месте (на 1- юрист, 2- банковский работник, 3 - переводчик), у выпускников г.Новосибирска на 14 месте (первые три места - те же). По-видимому, данную тенденцию можно объяснить резкой переменой шкалы ценностей в результате реформ 1990-х годов. Вследствие этого, на первое место в жизненных планах большой части российской молодежи вышли проблемы индивидуалистического и материального характера. Увеличилось число негосударственных вузов, их филиалов и представительств (до 352, по состоянию на осень 2004 г.), которые специализируются на экономике и юриспруденции. Несмотря на это, приток абитуриентов в медицинские вузы не сократился, ибо молодые люди, выбирающие профессию медика, уже заранее устойчиво ориентируются на нее. И скорее правилом, чем исключением, является то, что те, кто имеет такую мотивацию, в случае неудачи пытаются поступить в медицинский вуз не раз и не два, и в конце концов добиваются своей цели. Вот эти-то люди и составляют впоследствии костяк медицинского корпуса.

По данным Департамента профессиональной подготовки и развития кадровых ресурсов в 2003 - 2004 учебном году почти 56 тысяч абитуриентов изъявили желание стать студентами вузов российского Минздрава. Статистика количества абитуриентов, стремящихся поступить в ВолГМУ, не
уменьшилась, а, напротив, растет. Так, в 2004 г. было принято (на дневное обучение) 766 человек (на лечебный факультет - 298; педиатрический - 125; фармакологический - 84; медико-биологический - 66; стоматологический -154; на факультет социальной и клинической психологии - 39). Материалы социологических исследований констатируют, что престижность профессии медика остается высокой, поток абитуриентов в медицинские вузы имеет тенденцию к увеличению.

Будучи представителями студенческой молодежи (и обладая всеми атрибутами этой большой социальной группы), студенты-медики все же выделяются из нее прежде всего своим будущим' статусом, связанным с профессиональной подготовкой. Последняя отличается от многих других, необходимостью проведения на протяжении всего курса обучения гуманистического принципа безусловного действия только в интересах сохранения жизни и здоровья человека. Впервые сформулированный в «Клятве Гиппократа», указанный принцип сохранен в ее современных модификациях - Женевской Декларации ВМА, Международном кодексе медицинской этики, Клятве российского врача и др. Принимающие их врачи обязуются посвятить себя служению жизни других людей, ставить во главу угла сострадание и уважение человеческого достоинства, исполнять профессиональный долг по совести, действовать исключительно в интересах больного. Как видно, недаром врачей издавна называют людьми самой гуманной профессии.

Врач является центральной фигурой медицины, как социального института. Именно с него начинается формирование социальной группы медицинских работников, которая выделяется, прежде всего, по профессиональному признаку. Согласно Социологической энциклопедии, «социальная группа» - совокупность людей, имеющих общий социальный признак и выполняющих общественно необходимую функцию в структуре общественного разделения труда и деятельности [5]. Американский социолог Р. Мертон выделяет в социальной группе три основных черты:
взаимодействие, членство и единство. Известно, что социальные группы, в отличие от массовых общностей, характеризуются:

1) устойчивым взаимодействием которое способствует прочности и стабильности их существования в пространстве и во времени;

2) относительно высокой степенью сплоченности;

3) отчетливо выраженной однородностью состава, наличием признаков, присущих всем индивидам, входящим в группу;

4) вхождением в более широкие общности в качестве структурных образований.

В зависимости от плотности, формы осуществления связей и составляющих их членов, различаются большие и малые, первичные и
вторичные социальные группы.

Социальная группа медицинских работников, как социальная категория и общность, с точки зрения социологии, "укладывается" во все социологические нормы и параметры, а ценностные ориентации медицины выступают системообразующим фактором формирования правосознания студентов. Профессиональная врачебная этика складывается с момента формирования данной группы, многие заповеди сохранились до настоящего времени. У медиков есть свой профессиональный язык, отражающий специфику предметной медицинской деятельности, есть свои эмблемы и символы, которые сложились исторически и используются до сих пор: кадуцей и чаша, обвитые змеей; белый цвет, символизирующий чистоту и святость и др.[6].

Социальная группа медицинских работников одна из самых древних. С момента своего появления она пережила множество организационных модернизаций (этот процесс достаточно освещен в учебниках по истории медицины). В данной социальной группе есть большие группы - как правило, это сотрудники большого медицинского учреждения (аптеки, больницы, поликлиники и т. д.), и малые - медицинский персонал какого-либо отделения. С точки зрения первичности и вторичности: персонал всего
медучреждения - вторичная группа, а сотрудники одного отделения или одной смены - первичная группа.

Говоря о социальной группе, нельзя забывать и о статусе медиков. Статус, согласно Социологическому энциклопедическому словарю, — совокупность прав и обязанностей, определяющих положение лица. [7]. Статус - это место в социальной структуре общества (группы), включает несколько ролей, причем каждой роли соответствует свой круг прав и обязанностей, которые определяются социальными нормами. Иначе говоря, статус указывает на место, а роль — на способ поведения индивида (группы). Социальный статус врача - это совокупность прав и обязанностей, социальных ожиданий, форм и объемов материального и морального вознаграждения, устойчивых нормативных форм поведения, которые обусловливаются особенностями функционирования здравоохранения как социального института [8]. Врач обязан оказывать медицинскую помощь, лечить больных, оценивать успехи медицинских технологий, следить за выполнением пациентом лечебных назначений, т. е. выполнять различные роли. Права и обязанности его определены социальными нормами. Например, врач как статусно-ролевая позиция, по поводу которой в социуме существует конвенциональная договорённость (все знают, кто такой врач и что он должен делать), является составляющей первого уровня общества, а конкретное исполнение роли врача каким-либо медиком, предполагающее неизбежную индивидуальную интерпретацию ролевого поведения, относится уже к социальной жизни как к реальному воплощению статусно-ролевой позиции врача. Иными словами, в поведении разных врачей будут воспроизводиться, как своеобразный общий знаменатель, неизменные, устойчивые элементы, которые и составляют ролевой стандарт врача, принятый в данном обществе.

На современном этапе социальная группа медицинских работников включает в себя различные подгруппы: администраторов, врачей, медицинских сестер, санитарок, фармацевтов, провизоров, а также
Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 23407.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.