У нас уже
176407
рефератов, курсовых и дипломных работ
Сделать закладку на сайт
Главная
Сделать заказ
Готовые работы
Почему именно мы?
Ценовая политика
Как оплатить?
Подбор персонала
О нас
Творчество авторов
Быстрый переход к готовым работам
Контрольные
Рефераты
Отчеты
Курсовые
Дипломы
Диссертации
Мнение посетителей:
Понравилось
Не понравилось
Книга жалоб
и предложений
Название
ФИЗИОЛОГО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗМА ЗДОРОВЫХ И СТРАДАЮЩИХ ХГД МАЛЬЧИКОВ В ПЕРИОДЕ ВТОРОГО ДЕТСТВА
Количество страниц
154
ВУЗ
МГИУ
Год сдачи
2010
Бесплатно Скачать
23408.doc
Содержание
Содержание
Список сокращений.............................................................. 4
Введение............................................................................ 5
1 ГЛАВА 1. Физиологические и морфологические особенности организма детей в период второго детства (обзор литературы).... 11 1.1 Конституциональные особенности детей в период второго детства 11
1.2. Особенности функционирования сердечно-сосудистой системы
детей в период второго детства................................................. 18
1.3. Медицинские аспекты дерматоглифической конституции........... 24
2. Материалы и методы исследования.................................... 29
2.1. Исследованный контингент................................................ 29
2.2. Антропометрический метод................................................ 29
2.3. Метод вариационной пульсометрии (кардвоинтервалография)..... 32
2.4. Дерматоглифический метод.................................................. 36
2.5. Методы статистической обработки результатов исследования..... 38
2.6. Корреляционный анализ................................................... 39
3.ОСОБЕННОСТИ КОНСТИТУЦИИ И ВЕГЕТАТИВНОЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ СЕРДЕЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛЬЧИКОВ В ПЕРИОД ВТОРОГО ДЕТСТВА 40
(РЕЗУЛЬТАТЫ СОБСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ)...................................................
3.1.ОСОБЕННОСТИ КОНСТИТУЦИИ И ВЕГЕТАТИВНОЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ СЕРДЕЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАКТИЧЕСКИ ЗДОРОВЫХ МАЛЬЧИКОВ В ПЕРИОД ВТОРОГО ДЕТСТВА.......................................................... 40
3.1.1. Особенности морфотипа здоровых мальчиков в периоде 41 второго детства......................................................................
3.1.2. Особенности вегетативного гомеостаза здоровых мальчиков в
периоде второго детства 45
3.1.3. Дерматоглифические особенности здоровых мальчиков в
периоде второго детства.......................................................... 52
3.2 ОСОБЕННОСТИ КОНСТИТУЦИИ И ВЕГЕТАТИВНОЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ СЕРДЕЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРАДАЮЩИХ ХГД МАЛЬЧИКОВ В ПЕРИОДЕ ВТОРОГО ДЕТСТВА............................................................................ 58
3.2.1. Особенности морфотипа больных ХГД мальчиков в периоде второго детства....................................................................... 58
3.2.2. Особенности вегетативного гомеостаза страдающих ХГД мальчиков в период второго
детства............................................................... 66
3.2.3. Дерматоглифические особенности страдающих ХГД мальчиков
в период второго детства 75
4. КОРРЕЛЯЦИОННЫЕ СВЯЗИ МЕЖДУ МОРФОЛОГИЧЕСКИМИ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫМИ ПАРАМЕТРАМИ У ЗДОРОВЫХ МАЛЬЧИКОВ И МАЛЬЧИКОВ, СТРАДАЮЩТХ ХГД...................................... 83
4.1. Корреляционные связи между морфологическими и функциональными параметрами у здоровых мальчиков.................. 83
4.2. Корреляционные связи между морфологическими и функциональными параметрами у страдающих ХГД мальчиков........ 97
5. Обсуждение результатов.................................................... 130
6. Заключение 150
7. Практические рекомендации 151
8. Выводы.......................................................................... 152
9. Список литературы.......................................................... 154
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
ХГД - хронический гастродуоденит А — астеноидный соматотип М - мышечный соматотип Д - дигестивный соматотип Т - торакальный соматотип РЖК - развитие жирового компонента сомы РКК - развитие костного компонента сомы РМК - развитие мышечного компонента сомы ME - мезо-эндоморфия КИГ - кардиоинтервалография ВР — вегетативная реактивность ИВТ — исходный вегетативный тонус ЧСС - частота сердечных сокращений КОП — клино-ортостатическая проба ИН-индекс напряжения Мо - мода
АМо-амплитуда моды СКО - среднее квадратическое отклонение Ах - вариационный размах
АП - адаптационный потенциал системы кровообращения Сокращения специальных терминов указаны в тексте соответствующих глав
Введение
Актуальность исследования. Одной из наиболее актуальных проблем современной медицины является здоровье популяции, в особенности наиболее подверженной воздействию неблагоприятных факторов среды её части - детей школьного возраста.
Человек - сложная саморегулирующаяся система, в которой основные функции запрограммированы генетически. Согласно данной аксоме здоровье человека есть способность реализовать генетическую программу через оптимальное взаимодействие функционирующих органов и систем.
Резервы здоровья, или иными словами, генетический «багаж» позволяет в наиболее полной мере обеспечивать приспособление организма к постоянно изменяющимся условиям среды, сохраняя сбалансированность функциональных реакций.
Согласно современным взглядам на здоровье как на «ресурс для повседневной жизни», здоровье оценивается степенью адаптированности организма к окружающей среде, а начало болезни рассматривается как явление дезадаптации функциональных систем с возможной последующей поломкой адаптационных механизмов.
Рядом ранее проведенных исследований (Агаджанян Н.А. и соавт., 1995; Бутова О.А., 1998; - 2003; Твердякова Л.В., 2001; Лисова И.М., 2002; Арешидзе Н.В., 2004, Цатурян Л.Д., 2004) установлено, что состояние здоровья человека в различные периоды онтогенеза во многом определяются степенью взаимосвязи морфофункциональных систем, характеризующих конституциональную целостность организма. В связи с этим наиболее адекватным для оценки состояния здоровья человека является конституционально-типологический подход.
Проблема сохранения и укрепления состояния здоровья детей школьного возраста крайне обострилась в последнее десятилетие, тем более этот вопрос актуален в связи с тем, что в периоде второго детства продолжает происходить ряд структурно-функциональных изменений
органов и функциональных систем организма ребенка (Хамаганова Т.Г., 1989; Т.Я. Сафонова, А. Д. Фролова 2001; Н.Г. Лусканова, И. А. Коробейников 2001). При этом соматотипология детей остается все еще недостаточно разработанной, хотя наибольшее практическое значение проблема конституции приобретает именно в эти периоды онтогенеза (Мартиросов Э.Г., 1982; Миклашевская Н.Н. и соавт.., 1992; Шарапов А.Н., 2000; Рубанович В.Б., Гиренко Л.А., Айзман Р.И., 2000).
Решение основной задачи конституциологии, заключающейся в выявлении единого комплекса характеристик организма, тесно связано с установлением границ адаптивной нормы, с учетом того, что границы этой нормы, обуславливающие уравновешивание со средой и оптимальное состояние здоровья, могут быть изменены в онтогенезе (Хрисанфова Е.Н., Бец Л.В., 2000).
В последние годы в источниках литературы были представлены результаты исследований, посвященных изучению частоты заболеваемости детей и взрослых в связи с особенностями клинической картины у представителей различных конституциональных типов (Ботвинникова Е.П., 1974; Адомайтис А.Ю., 1975; Николаева Л.А., 1975; Ростовцев В.Н., 1988; Алексеева Т.И., 1989; Шапаренко П.Ф и соавт., 2002; Meier R., 1980; Li J. еt al., 1998; Ojo O. еt al., 2000; Sanna E. et. al.,2000).
Одним из возможных проявлений дизонтогенетического развития детей, особенно часто встречающийся в критические периоды онтогенеза является хронический гастродуоденит (ХГД). Заболевание это является полиэтиологическим, и в качестве причины болезни рядом авторов указывается сложный комплекс биологических и психосоциальных факторов (Бурчинский Г.И., 1979; Мальцев С.В., Волгина С.А., 1991; Мазурин, А.В. и др, 1999; Ishichara M., 1991).
Частота диагностирования ХГД в последние годы увеличилась более чем на 35% (Баранов А.И., 1997). Отмечается рост заболеваемости заболеваемости ХГД в возрасте 8-10 лет, в период интенсивных
морфофункциональных перестроек организма, когда вследствие неравномерного созревания отдельных органов и систем органов возникает дезинтеграция роста и развития, приводящая к значительному увеличению числа функциональных нарушений системы пищеварения. Значительная часть функциональных нарушений такого рода прогрессирует и переходит в хроническую фазу.
В литературе встречаются материалы исследований, посвященных изучению морфофункционального статуса больных ХГД, но в них отражены в основном либо морфологические, либо функциональные аспекты конституции. В доступной нам литературе не обнаружено сведений о комплексном изучении конституциональных особенностей детей, больных ХГД, что и обусловило выбор темы нашего исследования.
В связи с этим, представлялось актуальным изучение конституциональных и дерматоглифических особенностей, а так же вегетативного гомеостаза больных ХГД мальчиков возрасте 8-10 лет.
Цель исследования - изучение вегетативной регуляции сердечнососудистой системы организма мальчиков 8-10 лет, в том числе страдающих ХГД, с учетом морфологических и дерматоглифических особенностей.
Задачи исследования
1.Изучить особенности темпов соматотипологического развития мальчиков, в периоде второго детства.
2.Изучить характер вегетативного обеспечения сердечно-сосудистой системы мальчиков в периоде второго детства.
3.Выявить особенности дерматоглифических показателей у обследуемых мальчиков с целью выявления маркерных признаков темпов роста и возможного развития патологии.
4. Проследить выраженность степени взаимосвязей морфологических и функциональных признаков в организме мальчиков, находящихся на этапе препубертатного периода онтогенетического развития.
Научная новизна. Впервые исследованы соматотипологические особенности страдающих ХГД мальчиков в период второго детства. Показано, что, как у здоровых детей, так и мальчиков, страдающих ХГД, в периоде второго детства отчетливо выражена тенденция к астенизации. Выявлена специфическая для ХГД дерматоглифическая картина у мальчиков обследуемого возраста, фенотипически выражающаяся в снижении частоты встречаемости ульнарных петель и снижении частоты встречаемости радиальных петель у представителей торакального соматотипа, увеличении значений индекса гребневой ширины у представителей астеноидного и дигестивного соматотипов. У этих детей происходит рассогласование темпов морфофункционального созревания различных систем организма, что проявляется в иных, нежели у здоровых сверстников, корреляцилнных связях между морфо-функциональными показателями. Показаны существенные нарушения вегетативного обеспечения сердечного ритма, проявляющиеся в асимпатикотоническом варианте вегетативной реактивности, у больных ХГД мальчиков. Для срадающих ХГД мальчиков в периоде второго детства характерными являются более низкие, чем у практически здоровых сверстников, ЧСС и величина ИН, как в клиноположении, так и в ортостазе.
Теоретическая и практическая значимость. Полученные данные о морфологических особенностях организма, об особенностях пальцевых дермато глифов, о вариантах вегетативного тонуса и вегетативной реактивности, мальчиков, страдающих ХГД в период второго детства позволяют предложить модель своеобразия становления их морфотипа, которая характеризуется рассогласованием темпов созревания морфофункциональных систем, что подтверждается результатами корреляционного анализа.
Обнаружение взаимозависимости признаков морфологических и функциональных систем в организме мальчиков с учетом их конституциональных особенностей, подтверждает существующее в
современной науке представление об оптимальном уровне адаптации при наибольшей схожести морфофункциональных признаков.
Выявленные конституциональные диссоциации у мальчиков, страдающих ХГД, указывают на группу риска, в которую входят дети астеноидного и дигестивного соматотипа, характеризующиеся разными темпами соматотипологического роста.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты работы могут быть использованы в качестве характеристик соматического развития и вегетативного гомеостаза больных ХГД мальчиков в период второго детства.
Материалы исследования используются при чтении лекций и проведении занятий по предметам физиологического и морфологического блоков в Ставропольском государственном университете, Ставропольской государственной медицинской академии, и в практической работе МУЗ «Консультативно-диагностическая поликлиника».
Положения, выносимые на защиту.
1. Выявленая специфика морфологической гетерогеннности соматотипов здоровых мальчиков. Конституциональные диссоциации в организме мальчиков, больных ХГД, сопровождаются нарушением вегетативного гомеостаза.
2. Частота встречаемости ульнарных петель на пальцевых дерматоглифах у страдающих ХГД мальчиков торакального соматотипа может является маркерно-информативной. Характерным является увеличение индекса гребневой ширины для страдающих ХГД мальчиков астеноидного и дигестивного соматотипов в периоде второго детства.
3. Сопряженная изменчивость морфологических и функциональных признаков у мальчиков в периоде второго детства подтверждается тесными корреляционными связями осей телосложения и компонентов сомы, дерматоглифических параметров и параметров вегетативного гомеостаза.
Апробация диссертации. Апробация диссертации. Основные положения диссертационного исследования доложены и обсуждены на Международных конференциях (Москва, 2003; Ставрополь, 2004), Всероссийской научно-практической конференции (Тамбов, 2004), межрегиональных научно-практических конференциях (Ставрополь, 2002, 2003), региональной научно-практической конференции (Ставрополь, 2002), итоговых ежегодных научных конференциях СГУ (2000-2004).
Публикации. По материалам диссертации опубликовано 8 работ.
Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, обзора литературы, материалов и методов исследования, двух глав результатов исследования и их обсуждения, заключения, практических рекомендаций, выводов, библиографического указателя, включающего 185 источника, из них 166 отечественных и 19 иностранных. Работа изложена на 170 страницах машинописного текста, содержит 85 рисунка и 22 таблиц.
ГЛАВА 1. Физиологические и морфологические особенности организма детей в период второго детства (обзор литературы)
Разнообразие возрастно-половой изменчивости показателей физического развития, биологической зрелости, физической и умственной работоспособности тесно связано с индивидуально-типологическими особенностями. Только рассмотрение функциональных и морфологических аспектов развития организма человека во взаимосвязи позволяет делать обоснованное суждение об уровне развития человека и о состоянии его здоровья. Установление такого рода взаимосвязей является одной из актуальных задач медицины в настоящее время.
1.1. Конституциональные особенности детей в период второго
детства
Конституция - это совокупность относительно устойчивых морфологических и функциональных свойств организма человека, обусловленных наследственностью, а также длительными интенсивными влияниями окружающей среды. Конституция является характеристикой функциональной, позволяющей наиболее полно реализовать представление о качественном и количественном единстве биологической организации организма человека (Гримм Г. , 1967; Грачева Г.С., Минкина В.А., Шевченко Л.И., 1977; Хрисанфова Е.Н., 1990; Хрисанфова Е.И., Перевозчиков И.В., 1991, 1994; Tanner J.M., 1962).
В современной медицине понятие конституции не является однозначным, причём различия в определениях сводятся, в основном, к двум положениям: а) является ли конституция только морфологическим понятием или определение конституции должно учитывать и психологические особенности индивидуума и б) является ли конституция отражением только наследственных признаков или она, в определённой степени, обусловлена действием средовых факторов (Клиорин, 1993). Определение понятия конституции имеет самые различные толкования и, в известной степени, даёт представление о сложности проблем, стоящих перед конституционологией,
причём в литературе встречаются самые разнообразные подходы. Сомато-психологический подход, например, нашёл наиболее яркое выражение в определении Бауэра: "Конституция данного человека есть форма проявления его общей психофизической личности, как она обусловлена, с одной стороны, его генетической нормой реакции на влияние окружающей среды и, с другой - модификацией этой реакции, вызванной внешними воздействиями"; по Эйкшдтеду - "конституция есть просто состояние нашего тела" (J. Tanner, 1964) или "общее состояние нашего тела"; Куртиус под конституцией понимает индивидуальное состояние строения и функций тела.
Функциональный подход таков: "конституция есть относительно постоянное состояние нашего тела, связанное с его сопротивляемстью" (Чтецов, 1989); понятие конституции включает сумму всех предрасположений и учитывает резистентность организма. В.Н.Шевкуненко, давая обобщённое определение, понимал под конституцией сумму особенностей, свойств и сил, которые, главным образом, заложены в организме от рождения..., но частью возникают в процессе жизни и которыми он себя проявляет в восприятии внешних и внутренних раздражителей, а также в реакции на них.
Разработанное В.В.Бунаком определения включало два вида конституции - санитарную и функциональную: в первой учитываются морфологические и структурно-механические свойства организма, определяемые, в первую очередь, взаимоотношением основных морфологических признаков (длина и масса тела, обхват груди); функциональная конституция охватывает особенности телосложения, связанные со специфическими, в основном, биохимическими особенностями организма, прежде всего, с углеводно-жировым и водно-солевым обменом.
Поскольку организм является уникальным продуктом реализации генетической программы в конкретных условиях среды, конституция, как явление, отражает гетерогенность нормы реакции, определяемую наследственной программой и факторами, влияющими на её реализацию.
При изучении физического развития детей важно принимать во внимание не только морфологические и физиологические свойства организма, но и биологические процессы, являющиеся характерными для рассматриваемого этапа онтогенеза. Рост и развитие детей, как и состояние их здоровья имеют огромное социальное и биологическое значение, так как служат серьезными индикаторами благополучия и здоровья населения в целом. Физическое, функциональное и нервно-психическое развитие организма представляет собой целостный процесс, который складывается из совокупности множества морфологических и функциональных признаков в их динамике и взаимосвязи (Ю.Е. Вельтищев 1994).
Состояние физического развития человека во многом зависит от факторов среды. Согласно концепции В.В.Бунака (1940), мы понимаем под физическим развитием человека тот комплекс морфофункциональных свойств организма, который в конечном итоге и определяет запас его физических сил.
Под физическим развитием организма в настоящее время понимается не только морфо-функциональные свойства организм, но и те биологические процессы, которые наиболее характерны для конкретного этапа онтогенеза.
Преимуществом конституционально-типологического подхода в исследованиях, посвященных физическому развитию организма, заключаются в том, что этот метод позволяет получит целостные показатели, являющиеся результатом комплекса, который объединяет в себе влияние как генетических, так и средовых факторов.
На темпы роста и развития детей оказывает воздействие комплекс факторов: биологических, генетических, социально-экономических. Социальная обусловленность касается всех сторон и особенностей человеческой анатомии и физиологии как в норме, так и в патологии. Среда выступает не только как условие, но и как источник развития организма человека, благоприятствуя совершенствованию его наследственных свойств или препятствуя и даже исправляя нежелательное их проявление (М.И.
Корсунская 1956; В.В. Бунак 1968; В.Г. Властовский 1976; Т.С. Криворучко 1976; Т.Г. Дичев, К.Е. Тарасов 1976; Д. Таннер 1979). Ранее было показано, что в формировании конституции человека на долю наследственных влияний приходится порядка 71-76 % (С.С.Дарская, 1974). Не вызывает т сомнений, что на формирование телосложения человека, кроме наследственной предрасположенности, влияет ряд факторов внешней среды, к которым относятся климато-географические и социально-экономические условия (Жвавый В.С., Сосин Н.И. , 1987, 1989, 1990, 1994, 1998; Давыдов В.Ю., 1995; Корнева М.А. и соавт., 2003).
Как известно, антропометрические признаки конституции человека могут достаточно достоверно отражать функциональные особенности организма, состояние его компенсаторно-приспособительных реакций (В.В.Бунак 1991, Я.Я.Рогинский, 1978, П.И.Башкиров, В.П. Чтецов 1979, Е.И.Хрисанфова 1994, Казначеев В.П., 1980; Казначеев В.П., Казначеев С.В., 1986; Агаджанян Н.А. и соавт., 1994, 1998, 1999, 2000). Рассматривая морфологические особенности строения тела человека, необходимо отметить, что морфологические черты являются наиболее благоприятными для существования в определенной среде. Рядом исследователей (Алексеева Т.И.1986, 1998) введено понятие адаптивного типа, представляющего собой норму биологической реакции на комплекс условий окружающей среды, обеспечивающей состояние равновесия популяции со средой и находящее внешнее выражение в морфофункциональных особенностях представителей данной популяции.
Создание модели симптомокомплекса возможной патологии на основе выявления взаимозависимых морфологических, физиологических и психофизиологических параме
Список литературы
Цена, в рублях:
(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно
23408.doc
Найти готовую работу
ЗАКАЗАТЬ
Обратная
связь:
Связаться
Вход для партнеров
Регистрация
Восстановить доступ
Материал для курсовых и дипломных работ
15.04.24
Задачи, условия и этапы организации экспериментальной работы
15.04.24
Критерии качества преподавания
15.04.24
Категория нормы в обучающей деятельности
Архив материала для курсовых и дипломных работ
Ссылки:
Счетчики:
© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.